Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"
Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
23.01.2018
В статье описан опыт воспитательной работы в МКОУ Большеничкинской СОШ №5 через деятельность школьного музея. Музейная педагогика тесно переплетается с воспитательным процессом в школе и является одним из путей планирования и достижения личностных результатов обучающихся. Организация работы школьного музея. технологии музейной педагогики способствуют вовлечению детей в краеведческую, исследовательскую, проектную деятельность.
Музейная педагогика в воспитательной системе школы.docx
МКОУ Большеничкинская СОШ № 5
Музейная педагогика в воспитательной системе школы как один из
путей планирования и достижения личностных результатов
В настоящее время результатом образования является не просто получение
знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся. ФГОС задает рамки
нового содержания воспитания и образования, которое ставит во главу угла
ЛИЧНОСТЬ ребенка. В соответствии со Стратегией развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года, приоритетной задачей в сфере
воспитания школьников является развитие высоконравственной личности,
разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины.
настоящую и
будущую деятельность
Цель воспитания и социализации личности учащегося – воспитание и развитие
функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного
гражданина, осознающего собственную ответственность за судьбу Отечества и
способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать
свою
социуме.
Основное содержание оценки личностных результатов строится вокруг
оценки:
• сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит
отражение в эмоциональноположительном отношении обучающегося к
образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты
образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и
новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и
одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика»
как пример для подражания;
в
• сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости
за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических
событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения
культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и
способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
• сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в
учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и
верить в успех;
• сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные,
учебно познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к
новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых
знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к
совершенствованию своих способностей; •
знания моральных норм и сформированности моральноэтических
суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации
(координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы);
способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки
зрения соблюдения/нарушения моральной нормы. Формирование личностных
результатов происходит на уроках по всем предметам, во внеурочной
деятельности,
в процессе
самообразования.
которую организует школа и семья,
Достижению личностных результатов способствует эффективная организация
воспитательной работы в общеобразовательном учреждении. Разнообразные
приемы, методы и формы работы, учет возрастных и индивидуальных
особенностей детей.
«Музейная педагогика
в
Сегодня хотелось бы коснуться темы:
воспитательной системе школы как один из путей планирования и
достижения личностных результатов» .Музейная педагогика в системе общего
образования сегодня становится актуальной как один из путей реализации задач
патриотического воспитания и формирования социальных компетенций. И здесь
музей по своим этнокультурным специфическим возможностям выступает в
качестве ценностного ориентира.
В воспитательной системе МКОУ Большеничкинской СОШ №5
приоритетным направлением воспитательной работы является гражданско
патриотическое, основа которого – историкокраеведческий школьный музей,
позволяющий воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а
на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и
«малой Родины». объединять усилия различных общественных организаций по
патриотическому воспитанию школьников, прививать ребятам чувство
гордости, глубокого уважения и почитания исторических святынь Отечества, внедрять передовой опыт в практику патриотического воспитания молодежи,
формировать позитивное отношение к военной и правоохранительной службам.
Музей им.В.Д.Черникова визитная карточка нашей школы. Он как
воспитательная доминанта по формированию патриотического сознания активно
внедряется в образовательную среду школы.
Но музей это не только стены, экспозиции, это проведение мероприятий,
участие в конкурсах и акциях различного уровня, В течение учебного года
школьный музей открыт для свободного посещения школьниками, проводятся
интерактивные экскурсии,
музейные уроки, ретроуроки.. На высоком
эмоциональном уровне проходят Урок мужества, «Вахта памяти». «Живая
книга. Дети войны», торжественные линейки, посвященные историческим
событиям, таким как «Прорыв Блокады Ленинграда», «Сталинградская битва»,
«День Героя России». В эти мероприятия включены практически все учащиеся
школы
(участие в литературных композициях, концертах, шествиях,
волонтерское движение).
взаимодействие школы и
Немаловажное значение приобретает
общественных организаций. Так, практически, не одно мероприятие не
обходится без участия Совета ветеранов села, общественности села. Налажены
культурные связи с краеведческим музеем им. Н.М.Мартьянова, Красноярским
музеем «Мемориал Победы», краевым центром туризма и краеведения.
муниципальным архивом г. Минусинска, Советом ветеранов
воинов
интернационалистов.
Хочется отметить тесное сотрудничество с ЦДТ
Минусинского района.
Для
создания условий по вовлечению учащихся в музейную и
краеведческую деятельность на базе школы на основе сетевого взаимодействия с
Центром Детского Творчества реализуется авторская Программа
дополнительного образования «Истоки», разработанная с учетом культурно
исторической специфики района. Концептуальной основой программы является
система ценностно – целевых ориентиров и принципов организации содержания
деятельности. Ею определяется выбор педагогических технологий и оценка
личностных результатов: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
ответственности и долга перед Родиной.
воспитание чувства
Осуществляется постоянное взаимодействие и тесное сотрудничество с
семьями учащихся, а также с другими субъектами социализации – социальными
партнерами школы
Краеведческая и музейная работа строится с учетом мероприятий
краевого Календаря школьника и реализации планкарты Краевого Школьного
Парламента, а также участия в краевых флагманских программах молодежной
политики на территории Минусинского района.
Личностные результаты можно проследить через достижения учащихся.
Так школьный музей участвует в региональном конкурсе «Музей года. Южная
Сибирь», где получил гранпри этого конкурса, становился победителем в
различных номинациях. Принимая участие в краевом этапе конкурса
презентаций общественных организаций патриотической направленности, актив
музея занял III место в номинации «С боевыми друзьями встречаюсь, чтобы
памяти нить не прервать». Школьники ежегодно принимают участие в краевых
конкурсах: «Мой флаг! Мой герб!», «Мое Красноярье», «Воинская доблесть».
Исследовательские работы учащихся входили в число победителей или имели
высокий рейтинг. По результатам большой работы по гражданско
патриотическому воспитанию через внедрение музейной педагогики МКОУ
Большеничкинская СОШ №5 стала пилотной площадкой Российского движения
школьников среди школ Минусинского района
Неоднократно школьный музей входил в число 14 лучших школьных
музеев Красноярского края, которым на Параде Победы в г.Красноярске были
вручены переходящие знамена сибирских воинских формирований. В этом году
команда краеведов вошла в финал этого конкурса, но по объективным причинам
не смогла выехать на очный финал. Но даже по результатам заочной экспертизы,
наш музей входит в двадцатку лучших школьных музеев Красноярского края.
Ежегодно школьники участвуют во всероссийском студенческом гражданско
патриотического проекте «Живая История» в разных номинациях.
Традиционные школьные мероприятия придают устойчивость
воспитательной системе. Каждый ребёнок, и в этом «плюс» малокомплектной
школы, принимает непосредственное участие в жизни школы, что создает
самостоятельности, общительности,
условия для формирования у детей
коммуникабельности.
развиваются
инновационные формы и методы
патриотической работы, применяются
активные формы общественного воспитательного воздействия на формирование
патриотического сознания подрастающего поколения.
Для повышения эффективности В настоящее время в селе проживают два участника войны и 9 человек
имеют статус «Дети войны». В школе постоянно проходит акция «ЗОВ», т.е. зона
особого внимания. За каждым классом закреплена своя улица, и волонтеры
оказывают адресную помощь престарелым людям на своих закрепленных зонах
особого внимания, при этом собирают воспоминания жителей о суровых годах
войны, и это пополняет архив школьного музея и служит материалом для
исследовательских работ. А это в свою очередь создает условие не только для
формирования гражданскопатриотических качеств личности,
но и
формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию.
Мероприятия, посвященные Дню Учителя Дню Матери, Осенний марафон,
день Учителя, годовщина вывода советских войск из Афганистана, 23 февраля
проходят в форме фестивалей. Такая форма проведения предполагает
проведение блока мероприятий от конкурсов до дискуссий и круглых столов и
это дает учащимся возможность наиболее полно проникнуться чувством
патриотизма, гордости за историческое прошлое своего народа. Так традиционно
в феврале проходит фестиваль «Афганский ветер», в рамках которого проходят
различные мероприятия: конкурсы рисунков и плакатов, литературные гостиные
«Эхо Афгана», встречи с ветеранами труда, участниками боевых действий в
Афганистане, локальных войн, действует школьный кинозал с кинолекториями и
кинохрониками, спортивные мероприятия, экскурсии в школьном музее.
Ученики, готовясь к таким мероприятиям, изучают исторические события того
времени, знакомятся с документами. На таких мероприятиях всегда Почетные
гости – ветераны труда нашего села, представители общественности. Таким
образом, повышается эффективность работы по воспитанию молодёжи на боевых
и трудовых традициях старшего поколения.
Завершается фестиваль 15 февраля. В День воинаинтернационалиста в
нашей школе собираются ветераны боевых действий, родственники погибших в
Афганистане майора Бушина Г.К и ст.лейтенанта Сливина Ю.Н. Тепло и
торжественно проходит торжественная линейка: ребята представляют
литературномузыкальную композицию «Мы этой памяти верны», звучат слова
поздравления в адрес ветеранов, слова напутствия в адрес подрастающего
поколения, слова благодарности в адрес участников и организаторов
мероприятия. Возлагаются цветы и венки к памятникам погибшим в ВОВ,
погибшим при исполнении интернационального долга, памятнику Бушина Г,К.
Это мероприятие уже давно вышло за пределы школьного мероприятия и
приобрело статус районного. Школа также принимает участие в конкурсах на получение грантов. Так был выигран грант на установку памятника погибшим
воинаминтернационалистам. (до недавнего времени он был единственным на
территории Минусинского района)
Это далеко не единственные мероприятия в рамках патриотического
воспитания. Другие направления воспитательной работы не менее важные для
планирования и достижения личностных результатов. Но и эти направления мы
стараемся «привязать» к краеведению, использовать музейные технологии. Так
формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления,
развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях мы также связываем с Программой дополнительного
образования «Истоки», с программой патриотического воспитания «Мы дети
твои, Россия». В школе проводятся экологические акции : краевые «Сохраним
лес живым», «Первоцветы», школьная акции «Скворечник», в начальной школе
«Елочка зеленая иголочка». Волонтеры из числа школьников убирают улицы
села, участвуют в посадках зеленых насаждений. В конце учебного года
проходит акция « За чистоту родного села», где волонтеры очищают часть горы
Сахариха от мусора. Принимали участие в конкурсе ландшафтного дизайна
«Геодекор».
Для формирования коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно
исследовательской, творческой и других видов деятельности; ответственного
отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию в школе ежегодно проходит конкурс «Ученик года». Год от
года этот конкурс становится более творческим . При планировании этапов
этого конкурса также используются музейные технологии.
Это и
исследовательские работы по изучению истории своего села, района, края. И
проекты «Сердцу милый уголок», конкурс эссе, посвященных семье, краю,
осознанию себя гражданином России . В прошлом году один из этапов конкурса
был посвящен изучению родословной своей семьи и составлению
генеалогического древа. Этапы конкурса планируются таким образом, чтобы
позволяли конкурсантам проявить себя с разных сторон, привлечь к участию
одноклассников, друзей, членов семьи . И это, в свою очередь, также создает
условие для осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи; развитие эстетического сознания через творческою деятельность
эстетического характера. Учитывая то, что в соответствии с ФГОС внеурочная деятельность
является составной частью учебновоспитательного процесса и одной из форм
организации свободного времени учащихсят и то, что сегодня совместные
усилия школы, семьи и социальных институтов направлены на освоение
социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества в настоящее время
происходит совершенствование внеурочной деятельности. Учитывая все это
в школьный компонент учебного плана
внеурочной
деятельности по гражданскопатриотическому направлению «Фестиваль
семьи», «Фестиваль трудовых акций», «Фестиваль военнопатриотический»,
«Фестиваль родного края», которые также тесно переплетаются с
технологиями музейной педагогики. Поэтому разработанные
программы
данных курсов направлены на вовлечение учащихся в активную деятельность:
участие детей в социально – значимых акциях, разработку и реализацию
социальных проектов, направленных на решение школьных, местных,
общественных проблем.
введены курсы
Мониторинг воспитательной работы всегда представлял собой сложную,
но важную составляющую воспитательной деятельности. Количественные
показатели мониторинга – основа для анализа состояния воспитательной
деятельности, для выявления проблем и слабых мест в классном коллективе, для
планов на перспективу. Основой мониторинга является «Программа
мониторинга и диагностики». Данная программа позволяет более полно оценивать
как результат воспитательной деятельности школы, так и личностные результаты
учащихся. В рамках мониторинга классными руководителями и педагогами
дополнительного образования проводятся выявление и оценивание проведенных
педагогических действий. Для оценки личностных результатов обучающихся,
построения кривой их личностного роста разработаны критерии, отвечающие
определённым действиям обучающихся.
В рамках мониторинга процесса воспитания в школе анализируются и
исследуются следующие позиции:
Личность школьника – сформированность базовых качеств (индивидуальная
диагностика, групповая диагностика).
Уровень воспитанности школьников
Уровень нравственных качеств
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ
эстетической культуры
Удовлетворённость родителей организацией деятельности ОУ (анкетирование). Так анализ анкетирования родителей « Изучение мнения родителей о качестве оказания
школой образовательных услуг» показал, что в целом мнение родителей о качестве
оказания школой образовательных услуг – удовлетворительное. Учитываются внесенные
родителям предложения об улучшении качества оказания образовательных услуг
В рамках мониторинга проводятся
педагогических действий.
выявление и оценивание проведенных
Нельзя забывать, что развитие личности не дает сиюминутного результата,
так как это очень сложный, многоэтапный и многофакторный процесс,
результаты которого проявляются не сразу, а с течением времени. Мы можем
говорить лишь о том, что в подростковом коллективе, благодаря организованным
занятиям по развитию духовнонравственного потенциала школьников,
постепенно накапливается опыт нравственных взаимоотношений, формируется
привычка морального самоконтроля в общении, предотвращении конфликтных
ситуаций. Кроме того, подростки становятся более доброжелательными, быстрее
и легче находят выход из конфликтных ситуаций, лучше себя ведут, терпимее
относятся друг к другу.
в
сфере
деятельность
Наряду с положительным опытом работы, достигнутыми личностными
результатами школьников, педагогам необходимо постоянно повышать уровень
профессиональной квалификации в области теоретической и практической
деятельности музейной педагогики с целью усовершенствования системы
воспитательной работы. Из приказа Министерства труда и социальной защиты
РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
(педагогическая
дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)" «…педагог должен владеть методами музейной
педагогики… Использовать в практике своей работы психологические
подходы: культурноисторический, деятельностный и развивающий…»
В настоящее время осуществляется активное тиражирование представленного
опыта через Дни открытых дверей, семинары, педагогические чтения, научно
практические конференции , ежегодное участие в научнометодическом
семинаре для учителей образовательных организаций южных районов
Красноярского края по организации историкокраеведческой работы в школе и
созданию школьных музеев, фестиваля «Афганский ветер», участие в конкурсах
различного уровня. Так школа стала лауреатом –победителем Всероссийской
выставкифорума образовательных учреждений, лауреатом Открытого
межрегионального конкурса «100 Престижных школ России».
Практика внедрения технологий музейной педагогики в воспитательную
систему школы прошла заочную экспертизу в министерстве образования "Управление изменениями.
Красноярского края, 17 марта 2017 в пгт. Шушенское на окружном совещании
семинаре
Планирование и достижение
образовательных результатов как ресурса развития территории" прошла очную
экспертизу и признана «прорывной» среди воспитательных практик южных
территорий Красноярского края. Дальнейшую перспективу трансляции видим
через создание муниципальной стажерской площадки по гражданско
патриотическому воспитанию на базе МКОУ Большеничкинской СОШ № 5.
Социализацию личности можно и должно рассматривать как сложное социально
психологическое явление, которое представляет собою одновременно и процесс,
и отношение, и способ и результат развития личности в общении и деятельности.
Главное, что мы можем передать своим ученикам это понимание жизни и
своей и окружающих не как «свободы без границ», а как ответственного
служения своему делу, своей стране. Василий Андреевич Сухомлинский писал
«Детское сердце чутко к призыву творить красоту и радость для людей – важно
только, чтобы за призывами следовал труд». Если ребенок чувствует, что рядом
с ним заинтересованные в его судьбе люди, осознает свои поступки, с малых лет
соизмеряет собственные желания с интересами и потребностями людей, он
учится трудиться на благо других. А это чрезвычайно важно для воспитания
Доброты и Человечности.
Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"
Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"
Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"
Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"
Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"
Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"
Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"
Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"
Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.