Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"
Оценка 5

Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
23.01.2018
Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"
В статье описан опыт воспитательной работы в МКОУ Большеничкинской СОШ №5 через деятельность школьного музея. Музейная педагогика тесно переплетается с воспитательным процессом в школе и является одним из путей планирования и достижения личностных результатов обучающихся. Организация работы школьного музея. технологии музейной педагогики способствуют вовлечению детей в краеведческую, исследовательскую, проектную деятельность.
Музейная педагогика в воспитательной системе школы.docx
МКОУ Большеничкинская СОШ № 5 Музейная педагогика  в воспитательной системе школы  как один из путей планирования и достижения личностных результатов              В настоящее время результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся. ФГОС задает рамки нового   содержания   воспитания   и   образования,   которое   ставит   во   главу   угла ЛИЧНОСТЬ   ребенка.   В   соответствии   со   Стратегией   развития   воспитания   в Российской Федерации на период до 2025 года, приоритетной задачей в сфере воспитания   школьников   является   развитие   высоконравственной   личности, разделяющей   российские   традиционные   духовные   ценности,   обладающей актуальными   знаниями   и  умениями,  способной   реализовать   свой   потенциал   в условиях   современного   общества,   готовой   к   мирному   созиданию   и   защите Родины.      настоящую   и   будущую   деятельность      Цель воспитания и социализации личности учащегося – воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина, осознающего собственную ответственность за судьбу Отечества и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою   социуме.             Основное содержание   оценки  личностных  результатов   строится  вокруг оценки:   •  сформированности внутренней позиции обучающегося,  которая находит отражение   в   эмоционально­положительном   отношении   обучающегося   к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми   компетенциями,   характер   учебного   сотрудничества   с   учителем   и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;    в   • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за   свою   Родину,   знания   знаменательных   для   Отечества   исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры   и   традиций   народов   России   и   мира;   развития   доверия   и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении;   умения   видеть   свои   достоинства   и   недостатки,   уважать   себя   и верить в успех;  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно­ познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому   содержанию   и   способам   решения   проблем,   приобретению   новых знаний   и   умений,   мотивации   достижения   результата,   стремления   к совершенствованию своих способностей; •  знания   моральных   норм   и   сформированности   морально­этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации   различных   точек   зрения   на   решение   моральной   дилеммы); способности   к   оценке   своих   поступков   и   действий   других   людей   с   точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы. Формирование личностных результатов   происходит   на   уроках   по   всем   предметам,   во   внеурочной деятельности,   в   процессе самообразования.    которую   организует   школа   и   семья,  Достижению личностных результатов способствует эффективная организация  воспитательной работы в общеобразовательном учреждении. Разнообразные  приемы, методы и формы работы, учет возрастных и индивидуальных  особенностей детей.   «Музейная   педагогика     в Сегодня   хотелось   бы   коснуться   темы: воспитательной   системе   школы     как   один   из   путей   планирования   и достижения личностных результатов» .Музейная педагогика в системе общего образования сегодня становится актуальной как один из путей реализации задач патриотического воспитания и формирования социальных компетенций. И здесь музей по своим   этно­культурным специфическим возможностям   выступает в качестве ценностного ориентира.   В  воспитательной   системе   МКОУ   Большеничкинской   СОШ   №5 приоритетным   направлением   воспитательной   работы   является   гражданско­ патриотическое, основа которого – историко­краеведческий школьный музей, позволяющий воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой Родины». объединять усилия различных общественных организаций по патриотическому   воспитанию   школьников,   прививать   ребятам   чувство гордости, глубокого уважения и почитания исторических святынь Отечества, внедрять передовой опыт в практику патриотического воспитания молодежи, формировать позитивное отношение к военной и правоохранительной службам. Музей   им.В.Д.Черникова   ­   визитная   карточка   нашей   школы.     Он   как воспитательная доминанта по формированию патриотического сознания активно внедряется в образовательную среду школы.  Но музей­ это не только стены, экспозиции, это ­ проведение мероприятий, участие   в   конкурсах   и     акциях   различного   уровня,  В   течение   учебного   года школьный музей открыт для свободного посещения школьниками, проводятся интерактивные   экскурсии,     музейные   уроки,   ретро­уроки..   На   высоком эмоциональном   уровне   проходят   Урок   мужества,   «Вахта   памяти».   «Живая книга.   Дети   войны»,   торжественные   линейки,   посвященные   историческим событиям, таким как «Прорыв Блокады Ленинграда», «Сталинградская битва», «День Героя России». В эти мероприятия включены практически все учащиеся школы     (участие   в   литературных   композициях,   концертах,   шествиях, волонтерское движение).  взаимодействие   школы   и       Немаловажное   значение   приобретает общественных   организаций.  Так,   практически,   не   одно   мероприятие   не обходится без участия Совета ветеранов села, общественности села. Налажены культурные связи с краеведческим музеем им. Н.М.Мартьянова, Красноярским музеем   «Мемориал   Победы»,   краевым   центром   туризма   и   краеведения. муниципальным   архивом   г.   Минусинска,   Советом   ветеранов     воинов­ интернационалистов.     Хочется   отметить   тесное   сотрудничество   с   ЦДТ Минусинского района. Для     создания   условий   по   вовлечению   учащихся   в   музейную   и краеведческую деятельность на базе школы на основе сетевого взаимодействия с Центром   Детского   Творчества   реализуется   авторская   Программа дополнительного   образования     «Истоки»,   разработанная   с  учетом   культурно­ исторической специфики района. Концептуальной основой программы является система ценностно – целевых ориентиров и принципов организации содержания деятельности.   Ею   определяется   выбор   педагогических   технологий   и   оценка личностных   результатов:  патриотизм,   уважение   к   Отечеству,   прошлое   и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,   знание   истории,   языка,   культуры   своего   народа,   своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,   демократических   и   традиционных   ценностей многонационального   российского   общества; ответственности и долга перед Родиной.   воспитание   чувства    Осуществляется постоянное взаимодействие и тесное сотрудничество с семьями учащихся, а также с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы  Краеведческая   и   музейная     работа   строится   с   учетом   мероприятий краевого Календаря школьника и реализации план­карты Краевого Школьного Парламента, а также участия в краевых  флагманских программах молодежной политики на территории Минусинского района.  Личностные   результаты   можно   проследить   через   достижения   учащихся. Так  школьный музей участвует в региональном конкурсе «Музей года. Южная Сибирь»,   где   получил   гран­при   этого   конкурса,   становился     победителем   в различных   номинациях.   Принимая   участие   в   краевом   этапе   конкурса презентаций общественных организаций патриотической направленности, актив музея   занял III место в номинации «С боевыми друзьями встречаюсь, чтобы памяти нить не прервать». Школьники  ежегодно принимают участие  в краевых конкурсах: «Мой флаг! Мой герб!», «Мое Красноярье», «Воинская доблесть». Исследовательские работы учащихся входили в число победителей или имели высокий   рейтинг.   По   результатам   большой   работы   по   гражданско­ патриотическому   воспитанию   через   внедрение   музейной   педагогики   МКОУ Большеничкинская СОШ №5  стала пилотной площадкой Российского движения школьников среди школ Минусинского района Неоднократно   школьный   музей   входил     в   число   14   лучших   школьных музеев Красноярского края, которым на Параде Победы в г.Красноярске были вручены переходящие знамена сибирских воинских формирований. В этом году команда краеведов вошла в финал этого конкурса, но по объективным причинам не смогла выехать на очный финал. Но даже по результатам заочной экспертизы, наш музей входит в двадцатку лучших школьных музеев Красноярского края. Ежегодно школьники участвуют во всероссийском студенческом   гражданско­ патриотического проекте «Живая История» в разных номинациях. Традиционные   школьные   мероприятия   придают   устойчивость воспитательной системе. Каждый ребёнок, и в этом «плюс» малокомплектной школы,   принимает     непосредственное   участие   в   жизни   школы,   что   создает   самостоятельности,   общительности, условия   для   формирования   у   детей   коммуникабельности.   развиваются инновационные   формы   и   методы     патриотической   работы,   применяются активные формы общественного воспитательного воздействия на формирование патриотического сознания подрастающего поколения.    Для   повышения   эффективности В настоящее время в селе проживают два участника войны и 9 человек имеют статус «Дети войны». В школе постоянно проходит акция «ЗОВ», т.е. зона особого   внимания.   За   каждым   классом   закреплена   своя   улица,   и   волонтеры оказывают адресную помощь  престарелым людям на своих закрепленных зонах особого внимания,  при этом собирают  воспоминания  жителей о суровых годах войны,   и   это     пополняет   архив   школьного   музея   и   служит   материалом   для исследовательских работ.  А это в свою очередь создает условие не только для формирования   гражданско­патриотических   качеств   личности,   но   и формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся   к   саморазвитию   и   самообразованию  на   основе   мотивации   к обучению и познанию.   Мероприятия,  посвященные Дню Учителя Дню Матери, Осенний марафон, день Учителя, годовщина  вывода советских войск из Афганистана, 23 февраля проходят   в  форме   фестивалей.   Такая   форма   проведения   предполагает проведение блока мероприятий от конкурсов до дискуссий и круглых столов и это   дает   учащимся   возможность  наиболее   полно  проникнуться   чувством патриотизма, гордости за историческое прошлое своего народа. Так традиционно в феврале проходит фестиваль «Афганский ветер», в рамках которого проходят различные мероприятия: конкурсы рисунков и плакатов, литературные гостиные «Эхо Афгана», встречи с ветеранами труда, участниками   боевых действий в Афганистане, локальных войн, действует школьный кинозал с кинолекториями и кинохрониками,   спортивные   мероприятия,   экскурсии   в   школьном   музее. Ученики, готовясь к таким мероприятиям, изучают исторические события того времени, знакомятся с документами. На таких мероприятиях всегда Почетные гости   –   ветераны   труда   нашего   села,   представители   общественности.   Таким образом, повышается эффективность работы по воспитанию молодёжи на боевых и трудовых традициях старшего поколения. Завершается   фестиваль   15   февраля.   В   День   воина­интернационалиста   в нашей школе собираются ветераны боевых действий, родственники погибших в Афганистане   майора   Бушина   Г.К   и   ст.лейтенанта   Сливина   Ю.Н.   Тепло   и торжественно   проходит   торжественная   линейка:   ребята   представляют литературно­музыкальную композицию «Мы этой памяти верны», звучат слова поздравления   в   адрес   ветеранов,   слова   напутствия   в   адрес   подрастающего поколения,   слова   благодарности   в   адрес   участников   и   организаторов мероприятия.   Возлагаются   цветы   и   венки   к   памятникам   погибшим   в   ВОВ, погибшим при исполнении интернационального долга, памятнику Бушина Г,К. Это   мероприятие   уже   давно   вышло   за   пределы   школьного   мероприятия   и приобрело статус районного.   Школа также принимает участие в конкурсах на получение грантов. Так был выигран грант на установку памятника погибшим воинам­интернационалистам.   (до   недавнего   времени   он   был   единственным   на территории Минусинского района) Это   далеко   не   единственные   мероприятия   в   рамках   патриотического воспитания. Другие направления воспитательной работы не менее важные для планирования и достижения личностных результатов. Но и эти направления мы стараемся «привязать» к краеведению, использовать музейные технологии. Так формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню   экологического   мышления,   развитие   опыта   экологически ориентированной   рефлексивно­оценочной   и   практической     деятельности   в жизненных   ситуациях   мы   также   связываем   с   Программой   дополнительного образования  «Истоки»,   с   программой   патриотического   воспитания   «Мы   дети твои, Россия».  В школе проводятся  экологические акции : краевые «Сохраним лес живым», «Первоцветы», школьная  акции «Скворечник», в начальной школе «Елочка­ зеленая иголочка». Волонтеры из числа школьников   убирают улицы села,   участвуют   в   посадках   зеленых   насаждений.   В   конце   учебного   года проходит акция « За чистоту родного села», где волонтеры очищают часть горы Сахариха   от   мусора.  Принимали     участие   в   конкурсе   ландшафтного   дизайна «Гео­декор».  Для   формирования   коммуникативной   компетентности   в   общении   и сотрудничестве   со   сверстниками,   детьми   старшего   и   младшего   возраста, взрослыми   в   процессе   образовательной,   общественно   полезной,   учебно­ исследовательской,   творческой   и   других   видов   деятельности;   ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию в школе ежегодно проходит конкурс «Ученик года». Год от года этот конкурс становится более   творческим . При планировании этапов этого   конкурса   также   используются   музейные   технологии.   Это   и исследовательские работы по изучению истории своего села, района, края. И проекты   «Сердцу   милый   уголок»,   конкурс   эссе,   посвященных   семье,   краю, осознанию себя гражданином России . В прошлом году один из этапов конкурса был   посвящен   изучению   родословной   своей   семьи   и   составлению генеалогического  древа. Этапы конкурса  планируются  таким образом, чтобы позволяли конкурсантам проявить себя с разных сторон, привлечь к участию одноклассников, друзей,  членов семьи . И это,  в свою очередь,  также  создает условие для осознания  значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;   развитие   эстетического   сознания   через   творческою   деятельность эстетического характера. Учитывая   то,   что  в   соответствии   с   ФГОС     внеурочная   деятельность является составной частью учебно­воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихсят и то, что     сегодня совместные усилия школы,  семьи  и социальных институтов направлены на   освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества в  настоящее время происходит совершенствование внеурочной деятельности.     Учитывая все это в   школьный   компонент   учебного   плана     внеурочной деятельности   по   гражданско­патриотическому   направлению   «Фестиваль семьи»,   «Фестиваль   трудовых   акций»,   «Фестиваль   военно­патриотический», «Фестиваль   родного   края»,   которые   также   тесно   переплетаются   с технологиями   музейной   педагогики.   Поэтому   разработанные     программы данных курсов  направлены на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие   детей   в   социально   –   значимых   акциях,   разработку   и   реализацию социальных   проектов,   направленных   на   решение   школьных,   местных, общественных проблем.   введены   курсы   Мониторинг воспитательной работы всегда представлял собой сложную, но   важную   составляющую   воспитательной   деятельности.   Количественные показатели   мониторинга   –   основа   для   анализа   состояния   воспитательной деятельности, для выявления проблем и слабых мест в классном коллективе, для планов   на   перспективу.   Основой   мониторинга   является  «Программа мониторинга и диагностики». Данная программа  позволяет более полно оценивать как результат воспитательной деятельности школы, так и личностные результаты учащихся.   В   рамках   мониторинга   классными   руководителями   и   педагогами дополнительного образования проводятся  выявление и оценивание проведенных педагогических   действий.   Для   оценки   личностных   результатов   обучающихся, построения   кривой   их   личностного   роста   разработаны   критерии,   отвечающие определённым действиям обучающихся. В   рамках   мониторинга   процесса   воспитания   в   школе   анализируются   и исследуются  следующие позиции:   Личность   школьника   –   сформированность   базовых   качеств   (индивидуальная диагностика, групповая диагностика).  Уровень воспитанности школьников   Уровень нравственных качеств  Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры  Удовлетворённость родителей организацией деятельности ОУ (анкетирование). Так анализ анкетирования родителей « Изучение мнения родителей о качестве оказания школой образовательных услуг» показал, что в целом мнение родителей о качестве оказания школой образовательных услуг – удовлетворительное. Учитываются  внесенные родителям  предложения об улучшении  качества оказания образовательных  услуг В   рамках   мониторинга   проводятся   педагогических действий.    выявление   и   оценивание   проведенных Нельзя забывать, что развитие личности не дает сиюминутного результата, так   как   это   очень   сложный,   многоэтапный   и   многофакторный   процесс, результаты которого проявляются не сразу, а с течением времени. Мы можем говорить лишь о том, что в подростковом коллективе, благодаря организованным занятиям   по   развитию   духовно­нравственного   потенциала   школьников, постепенно накапливается опыт нравственных взаимоотношений, формируется привычка морального самоконтроля в общении, предотвращении конфликтных ситуаций. Кроме того, подростки становятся более доброжелательными, быстрее и легче находят выход из конфликтных ситуаций, лучше себя ведут, терпимее относятся друг к другу.   в       сфере деятельность Наряду   с   положительным   опытом   работы,   достигнутыми   личностными результатами школьников, педагогам необходимо постоянно повышать уровень профессиональной   квалификации   в   области   теоретической   и   практической деятельности   музейной   педагогики   с   целью   усовершенствования   системы воспитательной  работы. Из приказа  Министерства труда и социальной защиты РФ   №544н   "Об   утверждении   профессионального   стандарта   "Педагог (педагогическая дошкольного,                  начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,   учитель)" «…педагог     должен   владеть   методами   музейной педагогики…   Использовать   в   практике   своей   работы   психологические подходы: культурно­исторический, деятельностный и развивающий…» В настоящее время осуществляется активное тиражирование представленного опыта через Дни открытых дверей, семинары, педагогические чтения,   научно­ практические   конференции   ,   ежегодное   участие   в   научно­методическом семинаре   для   учителей   образовательных   организаций   южных   районов Красноярского края по организации историко­краеведческой работы в школе и созданию школьных музеев,  фестиваля «Афганский ветер», участие в конкурсах различного уровня. Так  школа стала лауреатом –победителем Всероссийской выставки­форума   образовательных   учреждений,   лауреатом   Открытого межрегионального конкурса «100 Престижных школ России».               Практика внедрения технологий музейной педагогики в воспитательную систему   школы   прошла   заочную   экспертизу   в   министерстве   образования "Управление   изменениями. Красноярского края, 17 марта 2017 в пгт. Шушенское на окружном совещании­ семинаре     Планирование   и   достижение образовательных результатов как ресурса развития территории"     прошла очную экспертизу   и   признана   «прорывной»   среди   воспитательных   практик   южных территорий Красноярского края. Дальнейшую перспективу трансляции   видим через   создание   муниципальной   стажерской   площадки   по   гражданско­ патриотическому воспитанию на базе МКОУ Большеничкинской СОШ № 5.  Социализацию личности можно и должно рассматривать как сложное социально­ психологическое явление, которое представляет собою одновременно и процесс, и отношение, и способ и результат развития личности в общении и деятельности. Главное, что мы можем передать своим ученикам­ это понимание жизни и своей   и   окружающих   не   как   «свободы   без   границ»,   а   как   ответственного служения своему делу, своей стране. Василий Андреевич Сухомлинский писал «Детское сердце чутко к призыву творить красоту и радость для людей – важно только, чтобы за призывами следовал труд». Если ребенок чувствует, что рядом с ним заинтересованные в его судьбе люди, осознает свои поступки, с малых лет соизмеряет   собственные   желания     с   интересами   и   потребностями   людей,   он учится трудиться на благо других. А это чрезвычайно важно для воспитания Доброты и Человечности.

Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"

Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"

Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"

Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"

Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"

Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"

Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"

Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"

Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"

Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"

Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"

Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"

Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"

Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"

Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"

Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"

Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"

Статья "Музейная педагогика в воспитательной системе школы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018