Статья на тему "ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ"
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +2
8 кл—11 кл +1
08.02.2018
В данной статье рассматривается актуальность развития креативного мышления. Ссылаясь на работы отечественных и зарубежных исследователей, определяются факторы влияющие на развитие креативности, Проводится исследование по оценке уровня креативности. Предлагается способ решения данной проблемы, через ведение проектной деятельности.
Человек в жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью решения разнообразных нестандартных задач. Возрастает потребность общества в людях, способных нестандартно и неординарно решать существующие проблемы, творчески подходить к различного рода изменениям связанных с ускорением темпов развития общества и необходимостью подготовки людей к жизни в постоянно меняющихся условиях. Поэтому роль креативного мышления и методов его развития очень велика.В данной статье рассматривается актуальность развития креативного мышления.
Статья Свиридкова Е.Ю..docx
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У
УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ
Россия, Москва, Московский педагогический государственный
Свиридкова Е.Ю.
университет
Аннотация: В данной статье рассматривается актуальность
развития креативного мышления. Ссылаясь на работы отечественных и
зарубежных исследователей, определяются факторы влияющие на
развитие креативности, Проводится исследование по оценке уровня
креативности. Предлагается способ решения данной проблемы, через
ведение проектной деятельности.
Ключевые слова: Креативное мышление, креативность, проектная
деятельность, развитие креативного мышления.
DIAGNOSIS OF THE LEVEL OF CREATIVE THINKING AMONG THE
STUDENTS OF CLASS 8
Sviridova E. Yu.
Russia, Moscow, Moscow pedagogical state University
Annotation: This article discusses the relevance of the development of
creative thinking. Referring to the work of domestic and foreign researchers, the
factors influencing the development of creativity, Carried out a study to assess the
level of creativity. The proposed way to solve this problem through the conduct of
project activities.
Keywords: Creative thinking, design activity, creativity, the development of
creative thinking.
Человек в жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью
решения разнообразных нестандартных задач. Возрастает потребность
общества в людях, способных нестандартно и неординарно решать
существующие проблемы, творчески подходить к различного рода
изменениям связанных с ускорением темпов развития общества и
необходимостью подготовки людей к жизни в постоянно меняющихся
условиях. Поэтому роль креативного мышления и методов его развития очень
велика. Поскольку креативность это определенные творческие способности
индивида, то важно уделять особое внимание их совершенствованию у
ребёнка, поскольку школьный возраст – наиболее оптимальный период для их
развития. Для решения данной проблемы развития креативности в школьном
возрасте важно уточнить, что понимается под креативностью.
Х. Гейвин пишет, что под креативностью подразумевается способность
получать ценные результаты нестандартным способом.[6] В. Г. Каменская и И. Е. Мельникова понимают креативность как
личностные особенности творчески одаренного человека, связанные с
созданием им новых материальных и идеальных продуктов. Следует заметить,
что основным свойством креативности является создание ценных, новых
результатов, что является важным фактором в современном обществе. [2]
Нужно отметить, что креативность должна всегда соотноситься с
полезностью. Что позволит отделить креативные идеи от фантастических,
которые также могут быть оригинальными, но при этом неэффективными.
Исходя из сказанного можно заключить, что «креативность – это
уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий
относительно устойчивую характеристику личности; способность сделать,
осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или
инструмент, новое произведение искусства»[5].
Креативные люди, как правило, творческие, оригинальны, более
уравновешены, имеют смелость попробовать новые вещи и рискнуть
потерпеть неудачу.
Для диагностики уровня креативности , необходимо обратить внимание
на возрастные особенности развития креативности в среднем школьном
возрасте.
Переход на Федеральный Государственный образовательный стандарт
основного общего образования реализует системнодеятельностный подход,
который формирует и развивает креативную деятельность, а именно , а также
личностноэмоциональную потребность в желании общаться,
создавать
дружественные связи проявить себя, показать себя с лучшей стороны в
коллективе, и, как следствие, по общим интересам найти себе друзей, в
среднем школьном возрасте.
Средний школьный возраст (11—16 лет) является переходным от
детства к взрослости. Главной особенностью этого возраста считается его
неоднородность и насыщенность. Поэтому данный возраст располагает к
успешному развитию креативности.
С точки зрения умственного развития в этом возрасте, «учащиеся
начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности —
теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. Формируется
основа
способом,
оперировать гипотезами; мыслить абстрактнологически ( в словесном
плане), не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами»
[3];[7].
гипотетикодедуктивным
умения
рассуждать
Для выявления уровня развития креативности современных подростков
было проведено исследование в котором принимали участие подростки 1314
лет г.Москвы. Была использована диагностика уровня креативности по
методу Дж. Брунера. [1] И приведена творческая задача по ТРИЗ (Теория
решения изобретательских задач). Анализ исследования показал, что 10,71% опрошенных обладают
низким уровнем креативности, 50% среднем уровнем креативности и 39,29%
высоким уровнем креативности. Несмотря на средние и высокие показатели
по методу Дж. Брунера, учащиеся не справились с предлагаемой им
нестандартной задачей. Правильное решение предложили всего 7,14%
опрошенных, 10,71% были близки к решению, предложив оригинальный ответ
который, в свою очередь, не соответствовал условиям , и 82,14% учащихся не
справились с поставленной задачей, многие не предложили ни одного решения
поставленной проблемы.
Данное исследование показало, что большинство подростков обладая
средним уровнем креативного мышления не могут проявить креативность на
практике и предложить оптимального решения в проблемном вопросе. И это
является серьезной проблемой в современном мире.
Поэтому важно уметь организовать учебную деятельность подростка в
среднем школьном возрасте так , чтобы были созданы благополучные условия
для развития креативного мышления и его проявления на практике. Для этого
необходимо ориентировать на творческие решения, создавать условия для
проявления инициативы подростком, поощрять различные творческие идеи,
предоставлять возможность действовать самостоятельно, воспитать у
подростка осознания ценность творческих черт своей личности,
ориентировать на профессиональное становление и т.д. Все перечисленные
условия может сочетать в себе проектная деятельность.
Предлагается способ для решения данной проблемы, через ведение
проектной деятельности. Проект является специально организованный
учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий,
который завершается созданием нового творческого продукта.
Список литературы:
[1] Джером Брунер "Изучение когнитивного развития" ("Studies in
Cognitive Growth").//1966
[2]
Каменская,В.Г. Психология развития общие и специальные
Детство
Мельникова.–СПб:
вопросы[Текст]/
Пресс,2008.–366 с
В.Г.
Каменская,И.Е.
[3]
Кожанова В.Е. СПЕЦИФИКА СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКЕ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Научное сообщество студентов XXI столетия.
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.практ.
конф. № 13. URL: sibac.info/archive/humanities/13.pdf (дата обращения:
23.02.2017)
[4] ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальном итоговом проекте в соответствии
с ФГОС ООО [5] Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия,
термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.
[6] Хелен Гейвин Когнитивная психология // Питер, 2003 г.
[7]Чуйкова С.Л. Воспитание творческой личности школьника в
условиях учебновоспитательного комплекса: автореф. дис. ... канд. пед.
наук. М. 1995.
list of references:
[1] Jerome Bruner, "the Study of cognitive development" ("Studies in
Cognitive Growth").//1966
[2] Kamenskaya,V. G. Psychology of development of General and special
subjects[Text]/ V. G. Kamenskaya,I. E. Melnikova.–St. Petersburg: Detstvo
Press,2008.366 with
[3] Kozhanov V. E. the SPECIFICITY of SECONDARY SCHOOL AGE IN
DEVELOPING CREATIVE SKILLS IN the FOREIGN LANGUAGE LESSON //
the Scientific community of students XXI century. HUMANITIES: collection of
articles on the Mat. XIII Intern. stud. scientific.pract. Conf. No. 13. URL:
sibac.info/archive/humanities/13.pdf (date accessed: 23.02.2017)
[4] the POSITION of the individual final project in accordance with the
standard the
[5] Vocational education. Dictionary. Key notions, terms, relevant
vocabulary. — M.: NMC software. S. M. Vishnyakova. 1999.
[6] Helen Gavin Cognitive psychology // Peter, 2003.
[7]Chuikov, S. L. the Education of the creative personality of the student in
terms of the educational complex: abstract. dis. kand. PED. Sciences. M. 1995.
Статья на тему "ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ"
Статья на тему "ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ"
Статья на тему "ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ"
Статья на тему "ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.