Статья на тему "Как обучать работников гражданской обороне"

  • Документация
  • Лекции
  • Мероприятия
  • Повышение квалификации
  • doc
  • 22.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для защиты людей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и при чрезвычайных ситуациях применяются различные способы и средства: обучение, оповещение, укрытие в защитных сооружениях (убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия и складки местности), эвакуация в загородную зону (отселение в безопасные районы), обеспечение средствами индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, защитная одежда, профилактические средства и прививки), установление режимов военного положения или чрезвычайной ситуации, радиационной или химической защиты, карантина или обсервации. Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» и иными нормативными правовыми актами имеют право: - на обучение способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; - на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС; - при необходимости использовать средства индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти и организаций; - быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны и о мерах необходимой безопасности; - участвовать в установленном порядке в мероприятиях по ГО; - на медицинское обслуживание, компенсацию и льготы за причинение вреда при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; - на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС. Граждане Российской Федерации обязаны: Знать: - основные требования руководящих документов по вопросам ГО; - принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций; - правила поведения при возникновении опасностей военного времени; - правила и порядок оказания само- и взаимопомощи при поражениях, травмах и ранениях. Уметь: - четко действовать по сигналам оповещения; - пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие из них; - пользоваться убежищами, укрытиями и строить простейшие укрытия; - обеззараживать свое рабочее место, квартиру, местность, прилегающую к ним; - оказывать доврачебную медицинскую самопомощь и помощь пострадавшим; - защитить детей, больных и престарелых при угрозе нападения противника и при ЧС, надевать им средства индивидуальной защиты, обеспечивать их безопасность при эвакуационных и других мероприятиях.
Иконка файла материала ГО.doc
Как обучать работников гражданской обороне Виталий Симонов, начальник Института развития МЧС России У школ и детских садов появилась новая обязанность – проводить вводный инструктаж по гражданской обороне и курсовое обучение работников. Если не организуете подготовку, то вас   оштрафуют.   Директору   и заведующему   назначат   штраф   от 10   тыс.   до 20 тыс. руб., образовательной   организации –   от 100   тыс.   до 200 тыс. руб.   Расскажем,   как   подготовить работников в сфере гражданской обороны и избежать штрафов.  Кому поручить подготовку Организовать   подготовку   поручите   уполномоченному   на решение   задач   в области гражданской   обороны   (ГО).   Назначьте   его   приказом.   Чтобы   определить   обязанности, руководствуйтесь положением, которое МЧС утвердило приказом от     23.05.2017 №         230.  Обязанности и количество ответственных зависят также от того, присвоена школе или саду категория по ГО. Ее присваивают региональные органы власти по согласованию с МЧС. Узнать о наличии категории просто: вам об этом сообщат. Если не сообщили, то организацию считают   некатегорированной.   В этом   случае   можете   оформить   ответственным   одного работника   по совместительству.   Количество   уполномоченных   в школах   и детских   садах с категорией – в таблице 1:  Таблица 1. Количество ответственных в организации с категорией по ГО Сколько работников и обучающихся в организации Сколько освобожденных работников назначить на должность ответственного До 500 От 501 до 2000 От 2001 до 5000 От 5001 и более по ГО 1 Не менее 2 Не менее 3 Не менее 6 Поручите ответственному в течение первого года работы пройти курсовое обучение или получить дополнительное профобразование по гражданской обороне. Для этого направьте работника в лицензированную образовательную организацию (например, учебно­методический центр) или на курсы. В дальнейшем он обязан обучаться не реже одного раза в пять лет. Заявку на обучение   оформите   самостоятельно   или   поручите   кадровику.   Форму   возьмите в приложении 1 к рекомендациям МЧС (утв. 02.12.2015 № 2­4­87­46­11). Отправьте заявку в обучающую   организацию   до 1   сентября   текущего   года.   Проверьте,   чтобы   ответственный работник принес справку об окончании курсового обучения. Если он получил дополнительное профобразование,   то должен   предъявить   диплом   о переподготовке   или   свидетельство о повышении квалификации.  В школе   или   детском   саду   без   категории   поручите   ответственному   планировать мероприятия, заниматься подготовкой работников по ГО и ЧС. Также его задача – получатьот органов   местного   самоуправления   сведения   о потенциальных   опасностях   при   военных конфликтах   и чрезвычайных   ситуациях.   В организациях   с категорией   у ответственных обязанностей   больше.   Полный   перечень –   в пункте   4.1  Положения   (утв.  приказом   МЧС от      23.05.2017 №     230).    Где и как обучать Чтобы обучать работников, оборудуйте учебные объекты и приобретите необходимые средства обучения. Состав учебно­материальной базы зависит от количества работников. Если в штате школы и детского до 200 человек, то оформите один уголок по ГО и ЧС, закупите комплект   средств   для   занятий.   Включите   в комплект   плакаты,   схемы   и слайды   по темам занятий, слайд­проектор, переносной экран. Предусмотрите отдельные образцы СИЗ органов дыхания   и кожи,   По возможности – видеовоспроизводящие устройства для показа фильмов и видеороликов. Когда в штате более 200   человек,   оборудуйте   многопрофильный   кабинет   или   класс,   учебную   площадку и по одному уголку в каждом здании. Рекомендации – в таблице 2:   тренажер   по оказанию   первой   помощи. Таблица 2. Как сформировать учебно­материальную базу  Что оборудовать Уголок ГО и ЧС Многопрофильный учебный кабинет Чем оборудовать Оформите   информационно­справочный   стенд   с материалами,   которые пропагандируют знания и информируют работников по вопросам защиты от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах Оборудуйте рабочее место преподавателя и рабочие места обучаемых. Приобретите: –   интерактивную   доску   и экран; –   средства   обеспечения учебного процесса, в том числе тренажеры, макеты, имитаторы; – набор учебной   литературы   и нормативных   правовых   документов.   Полный перечень – в разделе 6.2 Примерной программы (утв. МЧС от     22.02.2017 №      2­4­71­8­14)   Учебная площадка Придерживайтесь   тематики   «Радиационная,   химическая   защита и противопожарная   подготовка».   Организуйте   три   учебных   места:   1) средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи; 2) первичные средства  пожаротушения   и пожарный  инвентарь;   3)  приемы  и способы тушения очагов возгорания. Руководствуйтесь разделом 6 рекомендаций (утв. МЧС от 25.12.2014 № 2­4­87­51­14) Когда проводить вводный инструктаж  Поручите   ответственному   проводить   вводный   инструктаж   по ГО с каждым   новым работником. Объясните, что установленный срок – 30 календарных дней с даты фактического начала работы. Дополнительно надо инструктировать сотрудников, которые командированы в школу или сад дольше, чем на 30 дней.Примерная   программа   инструктажа   есть   в рекомендациях   (утв.  МЧС   от     05.06.2018 №      2­4­71­13­8).   На ее основе   подготовьте   программу   для   образовательной   организации. Можете поручить разработку ответственному.    Посоветуйте   проводить   инструктаж   в первый   день   после   приема   на работу – по аналогии   с вводными   инструктажами   по охране   труда   и пожарной   безопасности.   В этом случае   новый   работник   сразу   пройдет   все   необходимые   инструктажи   и не понадобится отрывать его от работы.  В конце   инструктажа   ответственный   устно   опрашивает   работника   по пройденным темам. Если на большинство вопросов работник ответил правильно, то ему ставят отметку «зачет», если материал не усвоен – «незачет». В этом случае инструктаж проводят повторно в течение 30 дней.  Как проводить курсовое обучение Внимание! Школы   и детские   сады   проводят   подготовку   работников   в сфере   гражданской обороны за свой счет. Организуйте курсовое обучение, чтобы работники получили знания и умения в области ГО и ЧС,   научились   применять   их для   личной   защиты,   могли   выполнять   обязанности по гражданской   обороне.   Школы   и детские   сады   обязаны   проводить   курсовое   обучение ежегодно.  Поручите ответственному разработать программу обучения. Используйте Примерную программу (утв.  МЧС от     2­4­71­8­14). Согласуйте документ с отделом ГОЧС органа местного самоуправления и утвердите. Согласовывать с территориальными органами МЧС не надо. Включите в программу вопросы:      22.02.2017 №           какие   поражающие   факторы   источников   ЧС характерны   для месторасположения организации; как   защититься   от опасностей,   которые   могут   возникнуть   при   ЧС и военных конфликтах; как действовать по сигналу «Внимание всем!»; как применять средства индивидуальной и коллективной защиты; как оказать первую помощь пострадавшим; что   нужно   знать   и уметь   работнику,   чтобы   выполнять   свои   должностные обязанности в условиях угрозы и опасности.  Организуйте теоретические и практические занятия. Теорию можно изучать в форме беседы.   Основное   внимание   уделите   практическим   занятиям –   тренировкам.   Ежегодноутверждайте   приказом   списки   учебных   групп.   Формируйте   их по 20–25   человек   с учетом сходства должностных обязанностей. ПРИМЕР. Обучайте педагогов в одной группе. Работников хозяйственной части – в другой. Занятия   проводят   в учебных   классах,   на учебных   площадках   и на рабочих   местах. Последнее   необходимо,   чтобы   работники   научились   правильно   реагировать   на сигнал «Внимание   всем!» –   когда   исполняют   должностные   обязанности.   Привлекайте   к занятиям подготовленных лиц, которые могут поделиться с работниками необходимыми знаниями. ПРИМЕР. Пригласите медработников. Они будут полезны на занятиях по теме, как оказывать первую помощь.   Как вести учет обучающих мероприятий 16 часов – минимальное время занятий по программе курсового обучения Поручите   ответственному   по ГО вести   журналы   учета   вводного   инструктажа и курсового обучения. Страницы каждого журнала пронумеруйте, сшейте и скрепите печатью организации.  Журнал учета вводного инструктажа Возьмите форму в приложении к рекомендациям (утв. МЧС от 05.06.2018 № 2­4­71­13­ 8). Укажите на обложке наименование школы или детского сада, название документа и дату начала   журнала.   Оставьте   пустую   строку,   чтобы   поставить   дату,   когда   закончите   вести журнал. Основную часть составьте в виде таблицы со столбцами:  дата трудоустройства (прибытия); дата проведения инструктажа;    фамилия, имя и отчество инструктируемого лица;   фамилия, имя, отчество, должность инструктирующего;   подписи инструктируемого и инструктирующего; отметка о проверке знаний. должность инструктируемого лица; Журнал учета занятий по курсовому обучению Примерная   форма   и указания,   как   ее заполнять,   есть   в рекомендациях   (утв.  МЧС от      02.12.2015 №     2­4­87­46­11). Оформите листы:     сведения о личном составе группы;  учет посещаемости занятий; учет изучаемого материала, замечания и предложения проверяющего. Поручите   ответственному   по   ГО   вести   журнал   на   каждую   учебную   группу. Контролируйте,   чтобы   он вносил   записи   аккуратно   и без   помарок.   Хранить   журнал   надо в течение   года   после   завершения   обучения.   Это   основной   документ,   который   отражает выполнение учебной программы, посещаемость занятий и итоги сдачи нормативов.