Данная статья содержит информацию об использовании компьютерных игр в работе с детьми с особыми образовательными потребностями на коррекционно-развивающих занятиях в образовательных учреждениях. В ней описываются игры и средства компьютерных технологий, которых можно использовать для развития детей с особыми образовательными потребностями, учитывая их психофизические возможности.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ
В настоящий момент актуальной проблемой современного коррекционного
процесса обучения остаётся проблема повышения эффективности учебно
воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы. Дети с
особыми образовательными потребностями (ООП) — одна из наиболее
многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.
Их объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее
диффузный характер. У таких детей сочетаются нарушения развития разных
сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной.
Ребенок с ООП, как и нормальный ребёнок, растёт и развивается, но развитие
его задерживается с самого начала и проходит на дефектной основе, что
вызывает сложности вхождения в социальную среду, предусмотренную для
нормально развивающихся детей. При работе с такой категорией детей
обучение строится с учетом их возрастных и психофизических особенностей.
Решение этой проблемы на современном этапе предусматривает поиск новых
методов и форм организации обучения, преимущественно эффективных путей
формирования знаний, которые учитывали бы фактические возможности детей
с особыми образовательными потребностями, условия текущей деятельности.
Основной целью воспитания и обучения детей с ООП является коррекция
отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней
помощи, активизирование его активности, адаптации к окружающей и
социальной среде. Согласно взглядам Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и
других выдающихся отечественных психологов, психика человека больше всего
активно меняется и трансформируется в процессе деятельности.
Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями. Для
достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ООП в своей работе
мы используем информационные технологии. Одной из особенностей развития
образования на современном этапе является необходимость постоянной
перестройки системы работы в связи с глобальным нарастанием
информационного поля.
Без информационнокомпьютерных технологий нельзя представить
современное образование. Понимая требования, выдвигаемые современным
информационным обществом, на занятиях используются различные виды
информационных технологий: презентации, в зависимости от лексических тем
используется мультимедиа, просмотр видеоклипов, прослушивание музыки.
Большое предпочтение отдается демонстрации тематическим презентациям по
лексическим темам. Компьютерную презентацию можно использовать в течение
всего занятия, а также на отдельных этапах работы. Наглядный материал для
презентаций подбирается в полном объеме, который необходим для данныхдетей и на данном занятии. Познавательная направленность заданий, красочные
картинки, звуковое сопровождение действий, игровая форма изложения
учебного материала и забавные ведущие делают программы интересными,
способствуют повышению мотивации к выполнению детьми заданий.
Применение информационно коммуникационных технологий в коррекционной
работе предоставило возможность сделать следующие выводы:
компьютерные средства обучения становятся необходимыми средствами
обучения детей с ООП;
использование ИКТ побуждает ребенка к занятиям, содействует повышению
речевой и познавательной активности; способствует коррекции речевых
нарушений и развитию высших психических функций;
повышается самооценка ребенка.
Здоровьесберегающие технологии приоритетной задачей современного
коррекционного образования — это сохранение и укрепление здоровья детей с
ООП.
Главной целью здоровьесберегающих образовательных технологий является
формирование у ребенка с ООП знаний, умений, навыков, необходимых для
обеспечения здорового образа жизни, воспитывая при этом культуру здоровья.
При выборе здоровьесберегающих технологий для ребенка с ООП необходимо
учитывать программу, реальные условия, а также заболевание каждого
конкретного ребенка. Обучение ребёнка с ООП с использованием
здоровьесберегающих технологий имеет немаловажное значение для развития и
их реабилитации в обществе.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
1. Формирование образовательной среды. Доброжелательная обстановка,
индивидуальный подход, настрой на выполнение, одобрение и похвала
независимо от результата.
2. Развитие двигательной активности. Объединение способов оздоровления и
воспитания позволяет сохранить и, по возможности, укрепить здоровье в
специальных учреждениях.
Во избежание перенагрузки,
3.
переутомления необходима частая смена видов деятельности, периоды
напряженной работы чередовать с расслаблением. Здоровьесберегающая
технология рассматривается как фактор эффективного образования и как
метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с ОВЗ. Этот
вид технологии предполагает проведение во время занятий физминуток,
динамических пауз, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики,
пальчиковой гимнастики, релаксации. Коррекционные занятия должны быть
составлены с учетом частой сменой видов деятельности детей. Каждое занятие
должно содержать несколько видов деятельности: дидактические игры или
элемент дидактической игры, задания на развитие внимания, выполнение
движений по подражанию, практические действия. Двигательная активность
детей с ОВЗ должна быть правильно организована и только в этом случае она
Возможность восстановления сил.сыграет большую роль в развитии и здоровье этих детей. В силу своего
заболевания такие дети не всегда самостоятельно включаются в процесс
выполнения какихлибо упражнений и заданий, их необходимо увлечь,
привлечь тем, что им в данный момент интересно. Поэтому игры и упражнения
необходимо подбирать индивидуально адаптированные, конкретному ребенку
или группе детей. Радость и увлеченность соразмерно необходимости
растущего организма в движении. Здоровьесберегающая деятельность на
занятиях и в течение всего дня осуществляется в следующих формах:
Закаливающие процедуры. Одна из важных частей физической культуры,
способствует формированию обязательных условий и привычек здорового
образа жизни. Умывание и мытьё рук холодной водой Двигательная разминка.
Главной целью является предупредить развитие утомления у детей с ОВЗ,
снятие эмоционального напряжения в процессе занятий. Игровые упражнения
для разминки должны быть упрощены по содержанию, с небольшим
количеством правил, кратковременны, доступны детям с разным уровнем
двигательной активности.
Утренняя гимнастика — основа здорового образа жизни. Утренняя
гимнастика — комплекс упражнений для того, чтобы повысить общий тонус и
настроение, устранить сонливость и вялость. Утреннюю зарядку необходимо
проводить систематически. Она необходима для укрепления здоровья,
воспитания воли. Чтобы выполнение зарядки проходило увлекательно, задорно
и, соблюдая все принципы, задания для выполнения подбираются с учетом
индивидуальных особенностей детей,
отличаются доступностью,
повторяемостью. Упражнения лучше всего проводить под музыку в игровой
форме. Проведение физкультминуток. Время проведения физминутки
определяет педагог во время занятия самостоятельно. Обычно физминутки
проводятся при первых признаках утомления детей. Выполнение упражнений
сопровождается стихотворным текстом в ритме движений. Проведение
физминуток способствуют повышению общего тонуса, моторики, снятию
психоэмоционального напряжения, а также улучают настроение. Гимнастика
после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять
мышечный тонус. Мы проснулись, улыбнулись, Посильнее потянулись. Первый
разик на спине, А потом на животе, На бочок перевернулись, И еще раз
потянулись. Ноги вверх мы поднимаем И тихонько опускаем, А теперь мы с
вами дети Поедем на велосипеде. Подбородком грудь достанем, К потолку
глаза подняли Влевовправо посмотрели, На кроватку тихо сели, Руки в
стороны подняли, Крепко так себя обняли. Наклонились, потянулись, До
носочков дотянулись, Распрямились и опять Будем ножки поднимать. А теперь
пришла пора Дружно встать нам детвора! Дыхательная гимнастика. Данный
вид здоровьесберегающей технологии также направлен на оздоровление
организма. Дыхательная гимнастика проводится как на занятиях, так и в
течение всего дня, в разных формах оздоровительной работы. Проведение
дыхательной гимнастики способствует развитию психических процессов,улучшает нервнопсихическое состояние, развивает дыхательную систему
ребенка. Игры на свежем воздухе и подвижные игры. Игра занимает особое
место в развитии ребёнка с ОВЗ. Подвижные игры и игры на свежем воздухе
носят оздоровительный эффект. При проведении игр необходимо учитывать
физические возможности этих детей. При выборе игр для детей с ОВЗ следует
учитывать дефект, двигательные возможности, величину нагрузки. Подбор игр
происходит от легких к усложненным, при этом учитывается интенсивность и
продолжительность. Эмоции, которые возникают в ходе игры, благотворно
влияют на нервную систему, активизируют функциональную деятельность
организма. Таким образом, в результате применения данных видов технологий
в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит
коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые
способствуют
адаптации.
дальнейшем
социальной
в
Список литературы
1. Щербатова Н. Г. Использование образовательных технологий в работе с
детьми с ОВЗ // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 631634.
2. Варченко В. И. Дидактические условия использования компьютерных
технологий в начальной школе: автореф. дис. канд. пед. наук: Калининград:
КГУ, 1998. 20 с.
3.Тараненко О.Ю. Модель предельноориентированной компьютерной среды
развивающего обучения детей дошкольного возраста: дис. канд. пед. наук.
СПБ. 1999. 232 с. URL: http://www.dissercat.com/content/modelpredelno
orientirovannoikompyuternoisredyrazvivayushchegoobucheniyadeteidoshkoln
(12.03.2013).
4. Умные игры для умных детей, родителей учителей. URL:
http://www.logozavr.ru/8/ (12.03.2013).
5. Варченко В.И., Клетнова Л.И., Ларина А.Б. Уроки Логозаврии: весело и
быстро готовимся к школе. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 143 с.