Статья на тему "Об ошибках"

  • Лекции
  • Работа в классе
  • Работа с родителями
  • docx
  • 18.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современных условиях бурного развития начальной школы , появления альтернативных программ и систем обучения учитель старается работать творчески . Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том , что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых уроков: математики, русского языка, чтения, природоведения, истории и др. Возникает масса вопросов , волнующих учителя начальных классов. Как методически грамотно и правильно выстроить уроки ? Как направить в русло учебного труда детскую любознательность и любопытство ? Как создать урок , в котором предусматриваются уважение к личности каждого ребёнка, создание доброжелательной атмосферы, максимальный учёт его индивидуальных особенностей ?В современных условиях бурного развития начальной школы , появления альтернативных программ и систем обучения учитель старается работать творчески . Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том , что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых уроков: математики, русского языка, чтения, природоведения, истории и др. Возникает масса вопросов , волнующих учителя начальных классов. Как методически грамотно и правильно выстроить уроки ? Как направить в русло учебного труда детскую любознательность и любопытство ? Как создать урок , в котором предусматриваются уважение к личности каждого ребёнка, создание доброжелательной атмосферы, максимальный учёт его индивидуальных особенностей ?
Иконка файла материала КАКОГР.docx
Какографические написания как эффективный и познавательный метод закрепления и повторения материала, изученного ранее Я так надеюсь на твоё желанье Узнать,  постичь, преодолеть себя. Пойдём , малыш , по лесенке познанья ,  Дай руку и не бойся: рядом я! С. В. Трушина В современных условиях бурного развития начальной школы , появления  альтернативных программ и систем обучения учитель старается работать  творчески . Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в  том , что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых  уроков: математики, русского языка, чтения, природоведения, истории и др. Возникает масса вопросов , волнующих учителя начальных классов. Как  методически  грамотно и правильно выстроить уроки ? Как направить в русло учебного труда детскую любознательность и любопытство ? Как создать урок , в котором предусматриваются уважение к личности каждого ребёнка,  создание доброжелательной атмосферы, максимальный учёт его  индивидуальных особенностей ? Я . А . Коменский указывал, что всеми возможными способами нужно  воспламенять в детях горячее желание к знанию и учению. Наиболее  интересные методы и приёмы обучения связаны с вопросом применения на  уроках проблемного обучения и создания проблемных ситуаций.  Именно поэтому я и стала применять какографические (неверные) написания на своих уроках.Термин «какография» является антонимом к слову  «орфография» ; отсюда и название «какографические»,т.е.умышленно  ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и  исправления ошибок. Целями использования данного приёма является:      проверка орфографических знаний, умений и навыков школьников; формирование орфографической зоркости учащихся; развитие произвольного внимания и зрительной памяти младших  школьников; повышение активности и интереса учащихся к занятиям по орфографии; формирование  у  учащихся самоконтроля.Считаю, что какография позволяет изменить , в определённой степени ,  манеру общения учителя и детей – общение становится более живым. «Какография,­ утверждал К. Д. Ушинский, ­ употребляемая вовремя и с  уменьем …, занятие весьма полезное ; но её должно употреблять только как  проверку и закрепление орфографических знаний , уже приобретённых  учеником». Он также предостерегал учителей от несвоевременного и частого  употребления какографии , «ибо много раз одно и то же  неправильно  написанное  слово затверживается в памяти зрения». Остановлюсь ещё на вопросе применения какографии при формировании у  младших школьников умения проверять написанное. При проверке письменной работы по русскому языку ученик часто не видит  ошибок . Он бегло и поверхностно смотрит на буквы, по начертаниям первых  букв догадывается какое слово написано. Какография учит более  внимательно прочитывать написанное , учит проверять, а не бездумно,  неосознанно списывать. Но , отмечу ещё раз, что сначала в сознании младшего школьника должен  запечатлеться зрительный образ верно написанного слова , а затем , после  отработки соответствующего правила, необходимо упражнять учащихся в  поиске ошибок на изученное  конкретное правило. Задание может звучать  так: «Проверьте, верно, ли найдены буквы для безударных гласных в корне  слова», «Проверьте, все ли знаки препинания между однородными членами  предложения поставлены». Какографические задания могут быть включены при любой форме обучения  учащихся: 1. 2. При коллективной, групповой и индивидуальной работе. Как на уроке, так и во внеурочное время (различные викторины,  конкурсы, КВНы и т.п.), а также при выполнении домашней  самостоятельной работы. В заключении добавлю, что  какографические упражнения можно давать на  любом уроке (повторения, закрепления пройденного материала; изучении  нового материала или нестандартном уроке, а также на интегрированных  уроках) , только в незначительных размерах. Если слова , то 8­10, если  предложения, то 2­3, в которых допущено 3­5 ошибок. Систематическое и осознанное  выполнение детьми исправлений чужих  ошибок  позволяет им корректировать собственные записи , видеть и  исправлять свои  ошибки , допущенные на изученные раннее орфограммы.  Наблюдательность – важная черта личности, позволяющая понимать,  усваивать новое и на этой основе проявлять творчество. Это помогает  воспитывать самостоятельность мышления и интерес к учению. Бакишева Н.А. Зиновская СОШ