Статья на тему «Проектная деятельность в школе: Социальное проектирование в подростковом возрасте»
Оценка 4.9

Статья на тему «Проектная деятельность в школе: Социальное проектирование в подростковом возрасте»

Оценка 4.9
Исследовательские работы +3
doc
Междисциплинарный 4
5 кл—9 кл
03.03.2019
Статья на тему «Проектная деятельность в школе: Социальное проектирование в подростковом возрасте»
Социальные проекты представляют собой спланированную и организованную общественную практику. Такая практика позволяет учащимся вырабатывать различные стратегии поведения в отношении социальных проблем и явлений. Включаясь в общественную практику, школьники учатся жить в социуме и взаимодействовать с другими людьми – как детьми, так и взрослыми. А это означает, что социальные проекты, всё-таки, можно рассматривать в одном ряду с учебными, поскольку обучение, воспитание и социальные практики в своей совокупности составляют единый образовательный процесс. В соответствии с этим социальные проекты подростков должны быть органично включены в широкий поток учебно-познавательной и социальной деятельности школьников. А раз так, то следует более глубоко понять сущность данного вида деятельности.
Статья на тему.doc
Статья на тему «Проектная деятельность в школе: Социальное проектирование в подростковом  возрасте» Строго говоря, социальные проекты не являются учебными, а представляют собой  спланированную и организованную общественную практику. Такая практика позволяет учащимся  вырабатывать различные стратегии поведения в отношении социальных проблем и явлений. То  есть, включаясь в общественную практику, школьники учатся жить в социуме и  взаимодействовать с другими людьми – как детьми, так и взрослыми. А это означает, что  социальные проекты, всё­таки, можно рассматривать в одном ряду с учебными, поскольку  обучение, воспитание и социальные практики в своей совокупности составляют единый  образовательный процесс. В соответствии с этим социальные проекты подростков ни в коем случае не являются отдельными эпизодами образовательного процесса, поэтому они должны быть органично включены в широкий поток учебно­познавательной и социальной деятельности школьников. А раз так, то следует  более глубоко понять сущность данного вида деятельности. Конструктивная социальная деятельность школьников – это целенаправленный процесс  постижения ими реального мира и взаимодействия с этим миром. Такой процесс преследует  двойную цель: он позволяет школьникам на практике находить оптимальные и эффективные  средства решения как своих собственных, так и общественных проблем. Собственно, в этом и  состоит суть социализации учащихся, то есть усвоения ими духовных ценностей, образцов  поведения, психологических установок, знаний и умений, позволяющих приобретать опыт  взаимодействия и общения не с гипотетическим, а реальным социальным окружением. Поэтому  социальная деятельность учащихся не только позволяет им лучше интегрироваться в  окружающий мир, но и ещё лучше понять, что этот мир несовершенен. Но и формирование у  детей устойчивого чувства «социального пессимизма» – не лучший итог их проектных практик.  Как раз наоборот! Тут важно развить у каждого ребёнка обострённое чувство справедливости,  нетерпимости к любым недостаткам, привести юных проектировщиков к пониманию того, что  только личным участием, при взаимодействии с другими людьми можно изменить жизнь к  лучшему. ЗАДАЧИ Социализация детей в школе обеспечивается средствами учебно­познавательной,  проектно­исследовательской и разнообразной коллективной деятельности. Это  предполагает создание условий для того, чтобы добиться следующего эффекта: – прочного усвоения каждым школьником знаний о правилах и нормах поведения в  обществе, социальных ролях человека, формирования у него адекватной  самооценки, самоуважения, принятия себя «таким, какой есть», конструктивных  способов самореализации и самоутверждения в мире; – добровольного и активного участия в детско­юношеских организациях и  движениях, деятельности общественных объединений, школьных и внешкольных  организаций (ученическое самоуправление, военно­патриотические объединения,  спортивные секции, различные клубы – интернациональной дружбы, политические, экологические, творческие и др.); – безопасного использования позитивных социализирующих возможностей  Интернета (участие в социальных опросах, сетевых олимпиадах и конкурсах,  создание подростковых интернет­сообществ и т. п.); – посильного и добровольного участия подростков в деятельности  производственных, творческих объединений, благотворительных и волонтёрских  организаций, работе по благоустройству класса, школы, села, города; – участия в разнообразных мероприятиях выездного характера: предметных  олимпиадах, спортивных соревнованиях, фестивалях художественной  самодеятельности и т.д. 3 ОСНОВНЫХ ФАКТОРА СОЦИАЛИЗАЦИИ Важность и актуальность проявлений социальной активности школьников  обусловлена возрастными особенностями, потребностями, запросами и ведущей  деятельностью подростков, которая в значительной степени мотивирована  потребностью в общении. Поэтому организация социальной деятельности  подростков является важнейшей задачей школы. Но если педагоги подходят к  организации такой деятельности формально, ради «галочки», то их подопечные  немедленно реагируют на это тем, что уходят в пространство неформального  социума – туда, где существуют полукриминальные дворовые компании и  сомнительная «туса» приверженцев молодёжных субкультур со специфической  системой ценностей, норм поведения, вкусов, форм общения, отличных от культуры  взрослых. По сути, это тоже проектирование, только асоциальное, а не социальное. Большинство специалистов сходятся в том, что социализацию подростков  определяют три основных фактора. 1. Экспектакции – система ожиданий, требований относительно норм исполнения  индивидом социальных ролей. Нередко экспектакции представляют собой  разновидность социальных норм и соответствующих санкций, упорядочивающих  систему отношений и взаимодействия в группе. В отличие от официальных  предписаний, должностных инструкций и других регуляторов поведения в группе  экспектакции носят неформальный характер и не всегда осознаются. 2. Изменение поведения, что выражается в поиске, испытании и апробации новых  форм взаимодействия подростка с социальным окружением. Такие формы  обусловлены внешней (динамической) и внутренней (психической) активностью  школьников. Одним из частных показателей их возрастного и психического развития является изменение речевого поведения, что проявляется главным образом в  освоении новой лексики и фразеологии. Разумеется, изменения в поведении подростков могут быть как позитивными, так и негативными. 3. Склонность к конформизму. Оно проявляется в податливости любого человека (не только подростка) реальному или воображаемому давлению группы. Это приводит к  формированию такого свойства личности, как конформность, проявление которой  вызывает изменение поведения, восприятия и установки в соответствии с  первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Обычно различают  внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформность. Именно конформизм  нередко является причиной того, что подростки «осваивают» вредные привычки,  приобщаются к асоциальному поведению и т.п. И подверженность конформизму, и  попытки преодолеть его обычно сопутствуют так называемому «переходному  возрасту», соответствующему периоду пубертата.

Статья на тему «Проектная деятельность в школе: Социальное проектирование в подростковом возрасте»

Статья на тему «Проектная деятельность в школе: Социальное проектирование в подростковом возрасте»

Статья на тему «Проектная деятельность в школе: Социальное проектирование в подростковом возрасте»

Статья на тему «Проектная деятельность в школе: Социальное проектирование в подростковом возрасте»

Статья на тему «Проектная деятельность в школе: Социальное проектирование в подростковом возрасте»

Статья на тему «Проектная деятельность в школе: Социальное проектирование в подростковом возрасте»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019