Статья на тему «Проектная деятельность в школе: Социальное проектирование в подростковом возрасте»
Оценка 4.9
Исследовательские работы +3
doc
Междисциплинарный 4
5 кл—9 кл
03.03.2019
Социальные проекты представляют собой спланированную и организованную общественную практику. Такая практика позволяет учащимся вырабатывать различные стратегии поведения в отношении социальных проблем и явлений. Включаясь в общественную практику, школьники учатся жить в социуме и взаимодействовать с другими людьми – как детьми, так и взрослыми. А это означает, что социальные проекты, всё-таки, можно рассматривать в одном ряду с учебными, поскольку обучение, воспитание и социальные практики в своей совокупности составляют единый образовательный процесс. В соответствии с этим социальные проекты подростков должны быть органично включены в широкий поток учебно-познавательной и социальной деятельности школьников. А раз так, то следует более глубоко понять сущность данного вида деятельности.
Статья на тему.doc
Статья на тему «Проектная деятельность в школе: Социальное проектирование в подростковом
возрасте»
Строго говоря, социальные проекты не являются учебными, а представляют собой
спланированную и организованную общественную практику. Такая практика позволяет учащимся
вырабатывать различные стратегии поведения в отношении социальных проблем и явлений. То
есть, включаясь в общественную практику, школьники учатся жить в социуме и
взаимодействовать с другими людьми – как детьми, так и взрослыми. А это означает, что
социальные проекты, всётаки, можно рассматривать в одном ряду с учебными, поскольку
обучение, воспитание и социальные практики в своей совокупности составляют единый
образовательный процесс.
В соответствии с этим социальные проекты подростков ни в коем случае не являются отдельными
эпизодами образовательного процесса, поэтому они должны быть органично включены в широкий
поток учебнопознавательной и социальной деятельности школьников. А раз так, то следует
более глубоко понять сущность данного вида деятельности.
Конструктивная социальная деятельность школьников – это целенаправленный процесс
постижения ими реального мира и взаимодействия с этим миром. Такой процесс преследует
двойную цель: он позволяет школьникам на практике находить оптимальные и эффективные
средства решения как своих собственных, так и общественных проблем. Собственно, в этом и
состоит суть социализации учащихся, то есть усвоения ими духовных ценностей, образцов
поведения, психологических установок, знаний и умений, позволяющих приобретать опыт
взаимодействия и общения не с гипотетическим, а реальным социальным окружением. Поэтому
социальная деятельность учащихся не только позволяет им лучше интегрироваться в
окружающий мир, но и ещё лучше понять, что этот мир несовершенен. Но и формирование у
детей устойчивого чувства «социального пессимизма» – не лучший итог их проектных практик.
Как раз наоборот! Тут важно развить у каждого ребёнка обострённое чувство справедливости,
нетерпимости к любым недостаткам, привести юных проектировщиков к пониманию того, что
только личным участием, при взаимодействии с другими людьми можно изменить жизнь к
лучшему.
ЗАДАЧИ
Социализация детей в школе обеспечивается средствами учебнопознавательной,
проектноисследовательской и разнообразной коллективной деятельности. Это
предполагает создание условий для того, чтобы добиться следующего эффекта:
– прочного усвоения каждым школьником знаний о правилах и нормах поведения в
обществе, социальных ролях человека, формирования у него адекватной
самооценки, самоуважения, принятия себя «таким, какой есть», конструктивных
способов самореализации и самоутверждения в мире;
– добровольного и активного участия в детскоюношеских организациях и
движениях, деятельности общественных объединений, школьных и внешкольных
организаций (ученическое самоуправление, военнопатриотические объединения,
спортивные секции, различные клубы – интернациональной дружбы, политические, экологические, творческие и др.);
– безопасного использования позитивных социализирующих возможностей
Интернета (участие в социальных опросах, сетевых олимпиадах и конкурсах,
создание подростковых интернетсообществ и т. п.);
– посильного и добровольного участия подростков в деятельности
производственных, творческих объединений, благотворительных и волонтёрских
организаций, работе по благоустройству класса, школы, села, города;
– участия в разнообразных мероприятиях выездного характера: предметных
олимпиадах, спортивных соревнованиях, фестивалях художественной
самодеятельности и т.д.
3 ОСНОВНЫХ ФАКТОРА СОЦИАЛИЗАЦИИ
Важность и актуальность проявлений социальной активности школьников
обусловлена возрастными особенностями, потребностями, запросами и ведущей
деятельностью подростков, которая в значительной степени мотивирована
потребностью в общении. Поэтому организация социальной деятельности
подростков является важнейшей задачей школы. Но если педагоги подходят к
организации такой деятельности формально, ради «галочки», то их подопечные
немедленно реагируют на это тем, что уходят в пространство неформального
социума – туда, где существуют полукриминальные дворовые компании и
сомнительная «туса» приверженцев молодёжных субкультур со специфической
системой ценностей, норм поведения, вкусов, форм общения, отличных от культуры
взрослых. По сути, это тоже проектирование, только асоциальное, а не социальное.
Большинство специалистов сходятся в том, что социализацию подростков
определяют три основных фактора.
1. Экспектакции – система ожиданий, требований относительно норм исполнения
индивидом социальных ролей. Нередко экспектакции представляют собой
разновидность социальных норм и соответствующих санкций, упорядочивающих
систему отношений и взаимодействия в группе. В отличие от официальных
предписаний, должностных инструкций и других регуляторов поведения в группе
экспектакции носят неформальный характер и не всегда осознаются.
2. Изменение поведения, что выражается в поиске, испытании и апробации новых
форм взаимодействия подростка с социальным окружением. Такие формы
обусловлены внешней (динамической) и внутренней (психической) активностью
школьников. Одним из частных показателей их возрастного и психического развития
является изменение речевого поведения, что проявляется главным образом в
освоении новой лексики и фразеологии. Разумеется, изменения в поведении подростков могут быть как позитивными, так и негативными.
3. Склонность к конформизму. Оно проявляется в податливости любого человека (не
только подростка) реальному или воображаемому давлению группы. Это приводит к
формированию такого свойства личности, как конформность, проявление которой
вызывает изменение поведения, восприятия и установки в соответствии с
первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Обычно различают
внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформность. Именно конформизм
нередко является причиной того, что подростки «осваивают» вредные привычки,
приобщаются к асоциальному поведению и т.п. И подверженность конформизму, и
попытки преодолеть его обычно сопутствуют так называемому «переходному
возрасту», соответствующему периоду пубертата.
Статья на тему «Проектная деятельность в школе: Социальное проектирование в подростковом возрасте»
Статья на тему «Проектная деятельность в школе: Социальное проектирование в подростковом возрасте»
Статья на тему «Проектная деятельность в школе: Социальное проектирование в подростковом возрасте»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.