Статья на тему "ПРОФИЛАКТИКА ВИРТУАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ"

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 29.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В работе говорится о том, что Интернет подобно курению или алкоголю может вызывать пристрастие и эмоциональную зависимость. Интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом». Интернет-зависимость - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line" В своей работе автор дает характеристику основным видам интернет-аддикции. Приводит основные признаки виртуальной зависимости и способы ее профилактики.
Иконка файла материала Жидкова В.Е. Профилактика виртуальной зависимости. doc.docx
и друзей в интернет­сети. данных и поисковым сайтам. компьютерные игры. Web­серфинг — бесконечные блуждания по Сети, постоянные переходы по базам Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция) – страстное желание играть в 1. 2. 3. 4. 5. ПРОФИЛАКТИКА ВИРТУАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В.Е. Жидкова Александровск­Сахалинский колледж (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сахалинский государственный университет» Интернет подобно курению или алкоголю может вызывать пристрастие и эмоциональную зависимость.   Интернет­зависимость   (Internet   addiction)   определяется   как   «нехимическая зависимость   от   пользования   Интернетом».   Интернет­зависимость   ­   это   "навязчивое   желание войти в Интернет, находясь off­line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on­line"   Пристрастие к регулярным визитам на определенные сайты, делит интернет­аддикцию на пять типов проблем поведения: Непреодолимое желание виртуальных знакомств – огромное количество знакомых Необходимость   присутствия   в   интернете   для   покупки   в   интернет­магазинах, участия в аукционах, азартной игры онлайн (сетеголизм). Киберсексуальная – выражается непреодолимым желанием посещать порносайты и заниматься киберсексом. Если Вы заметили какой то из типов пристрастия у себя или у кого то из своих близких, то велика вероятность того, что это свидетельство интернет ­ зависимости. Существует   множество   способов   определения   пристрастия   к   интернету.   Наиболее известным   является   тест   на   интернет   зависимость,   составленный   профессором   психологии Кимберли Янг еще в 1994 году.  Мы   провели   свое   исследование   и   предложили   ответить   на   вопросы   указанного   теста студентам нашего колледжа.  В исследовании приняли участие 103 студента, которым предлагалось ответить на 18 вопросов теста. Результаты выглядят следующим образом: на   вопрос   «Имели   ли   место   у   Вас   безуспешные   попытки   контроля,   ограничения   или отказа от пользования интернетом?» 22 (21 %) респондентов ответили «да», 81 (79 %) – «нет». На   вопрос   «Испытываете   ли   Вы   эмоциональный   дискомфорт   при   отказе   или   ограничении пользования Интернетом?» 24 (23 %) студента ответили «да», 79 (77 %) – «нет». Проблемы в учебе,   семье,   личной   жизни,   на   работе   из­за   Интернета   возникали   у   17   (16,5%)   из   103 опрошенных   респондентов.   Говорить   неправду   чтобы   скрыть   время,   проведенное   в   Сети приходилось   10   (9,7%)     из   103   опрошенных   респондентов;   для   27   (26,   2   %)   опрошенных студентов   Интернет   является   средством   ухода   от   проблем,   депрессии,   плохого   настроения, беспомощности; неспособность спланировать время пребывания за компьютером замечали 25 (24%) из опрошенных студентов; 9 (8%) из опрошенных респондентов признались, что забывают о своих домашних обязанностях и учебе во время игры на компьютере. По   результатам   проведенного   диагностического   исследования   из   103   опрошенных студентов колледжа только у одного (0,9%) выявлена зависимость от Интернета.  Любая   зависимость   имеет   сходные   симптомы   протекания.   И   интернет   зависимость (интернет­аддикция)   тоже   попадает   под   эту   симптоматику.   Существует   три   главных   таких симптома:   Наращивание дозы (увеличение времени, проведенного в интернете) Поведенческие изменения (жизнь в интернете начинает заменять собой реальную жизнь)  Синдром отмены (ощущение дискомфорта вне интернета)Если Вы наблюдаете такие изменения в отношениях с интернетом, то это повод «бить тревогу». Установлено,  что  у  людей,   страдающих  зависимостью  от  интернета,  выходит  более   9 часов в неделю праздного времяпрепровождения за компьютером. Люди начинают меньше спать и больше замыкаться в себе, что в результате приводит к нервным расстройствам, нарушениям сна, проблемам в работе и учебе и общении с друзьями. Известны случаи, когда нездоровая тяга к информационным технологиям приводила к самоубийству и убийству. Попытки образумить или ограничить доступ к компьютеру, как правило, вызывают у зависимого только злость и раздражение.   Чаще   жесткие   меры   вызывают   противоположный   эффект:   зависимый   сначала пытается   защититься   от   ограничения   пользования   интернетом,   а   потом,   подобно алкозависимому, пытается скрывать свое пристрастие и время, проведенное во всемирной сети. У   интернет­зависимого   часто   наблюдаются   следующие   проблемы   со   здоровьем:   ухудшение зрения,   усталость   и   раздражительность,   проблемы   с   позвоночником   (стеохондроз,   сколиоз), снижение иммунитета, боли в запястье, головные боли. По данным различных исследований, Интернет­зависимыми сегодня являются около 10% пользователей. Другие исследования называют цифры 2 ­ 6%.  Хотя проблема лечения   Интернет ­ зависимости является международной по словам врачей официально диагноза "интернет ­ зависимость" пока в международной практике нет. По словам специалистов при интернет­зависимости применяются по сути те же методы лечения, что и   при   наркомании.   Интересным   представляется   предложение,   выдвинутое   группой исследователей   проблемы   –   педагогов   внедрить   в   учебный   процесс   новую   оздоровительную форму –  динамическую паузу, направленную профилактику и лечение зрительной, костной и нервной патологии у учащихся. Кроме   того,   интерес   представляют   следующие   способы   избавления   и   профилактики Интернет – зависимости:  Настройка   роутера  таким   образом,   чтобы   в   заданное   время   суток   происходило   его автоматическое отключение.  Труд и физические упражнения минимум 1­2 часа в день. Обязательный оффлайн­день: Раз в неделю / 2 недели у вас должен быть «день без интернета».   В   этот   день   вы   можете   читать,   спать,   убираться   по   дому,   путешествовать, медитировать, есть, танцевать, гулять — заниматься чем угодно, но не включать интернет, не проверять почту, не отвечать на звонки и сообщения и даже не пытаться “твитнуть” какую­то случайную   мысль   с   помощью   смартфона.   Полностью   отключитесь   от   всех   этих   гаджетов   и экранов; посмотрите по сторонам, побудьте в потоке жизни, а не в потоке сообщений, статусов, смайликов и ссылок. Поездки / путешествия / экскурсии, которые дают возможность на несколько часов /  дней побыть обычным человеком, а не “подключенным к Сети” персонажем. Чтение бумажных книг не менее 1 часа в день. Специалисты рекомендуют ни в коем случае не заменять Интернет просмотром сериалов: это просто “меньшее из двух зол.” Библиографический список 1. Андреев К.А. Интернет­зависимость: формы проявления и подходы к реабилитации // Социальная педагогика – 2010 ­ № 6 – С. 117­118. 2. Белинская   Е.,   Жичкина   А.   Современные   исследования   виртуальной   коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. М., 2015.  3. Бессонова Т.В. Профилактика интернет­зависимости старших подростков // Социальная педагогика – 2010 ­ № 6 – С. 119­122.  4. Жичкина А. Социально­психологические аспекты общения в Интернете. М., 2014. 5. Могилев А. Анатомия компьютерной зависимости // Воспитательная работа в школе – 2014 ­ № 7 – С. 65­69.6. Рипа М.Д., Кулькова И.В. Компьютерная болезнь и ее профилактика – актуальная  научно­практическая проблема. // Физическая культура в школе – 2014 ­ № 7 ­ С. 19­22.  http://zavisimost03.ru 7. 8. http://www.psyhelp.ru/internet/test.php 9. www.netaddiction.com/parents.htm