Воспитание культуры поведения подростков
Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому.
К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость.
Не случайно все выдающиеся педагоги и мыслители (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.) придавали первостепенное значение проблеме нравственного воспитания подростков. Сегодня эта проблема звучит все острее.
Актуальность этического образования школьников.
Этика- наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральных основ жизнедеятельности и культуры человека.
Особое значение этики состоит в том, что именно в ней философское размышление переходит непосредственно в практику повседневного человеческого поведения, когда элементы мировоззрения становятся мотивами поступков.
При недостатке этической информации воспитание идет ложными путями, учащиеся усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Они вынуждены заниматься как бы ложным самообразованием в рамках нравственно-этической сферы. При деморализации общества и регрессе гуманности, которые наблюдаются в российском обществе, проблемы этического воспитания и культуры поведения подрастающего поколения становятся чрезвычайно актуальными.
Роль школы в решении проблемы культуры поведения школьников.
Школа как социальный институт воспитания может существенно помочь обществу, если решение данной проблемы посчитать одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса. В таком случае именно в школе ребенок мог бы постигнуть важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, почувствовать меру своей ответственности в их реализации в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в моральном самоопределении, подготовиться к жизни и развитию.
Целью всех педагогических работников школы должно стать формирование у ребенка культуры человеческих отношений, культуры поведения, общения. Элементы этического воспитания должны присутствовать на каждом уроке, а также во внеклассной деятельности. Нравственно-этическое воспитание должно охватывать все области жизнедеятельности школьника, включая свободное общение на улице и поведение в общественных местах.
Наиболее сложна воспитательная работа с глубоко педагогически запущенными детьми. Их характеризуют преимущественно импульсивное поведение, отрицательные потребности, искаженное представление о дружбе, товариществе, долге, чести.
Система работы педагога по устранению отклонений в поведении учащихся.
Работа педагога по устранению отклонений в поведении учащихся основывается на методе реконструкции характера, т.е. перевоспитании, которое трактуется как комплекс мер система социально-воспитательных действий, направленных на преодоление отклонений от сциальных норм в нравственном развитии и поведении личности.
Воспитание и перевоспитание осуществляется в соответствии с определенными этапами:
1этап – выявление в классном коллективе учащихся, склонных к нарушениям нравственных норм общения и поведения.
Для этого необходимо:
- проанализировать школьную документацию ( кл. журналы, характеристики учащихся),
-побеседовать с учителями-предметниками, работающими в классе с целью выявления культуры поведения учащихся.
2 этап- изучение среды, окружающей ребенка.
Для этого необходимо:
- понаблюдать за каждым запущенным учащимся, побеседовать с ним,
- познакомиться с семьей, проанализировать ближайшее окружение.
3 этап- составление программы коррекции личности воспитанника и устранения отклонений в поведении.
В процессе воспитания культуры поведения школьника важное значение имеет формирование ее нравственности. Нравственность же заключается в отношении к Родине (патриотизм), в отношении к труду (трудолюбие), в отношении к обществу ( коллективизм), в отношении к себе.
Рекомендации преподавателям:
- развитие нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками,
- развитие опыта нравственного поведения,
- корректировка нравственных качеств,
- формирование толерантности, взаимопонимания, патриотизма, гуманистического мировоззрения, культуры общения и поведения,
- периодически проводить часы по культуре поведения и нравственности,
- давать рекомендации родителям детей с низким уровнем воспитания,
- учить уважать чужое мнение,
- воспитывать социально-активного, здорового человека.
Приложение
Памятка для родителей «Воспитание культуры поведения у детей»:
1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется этого, учите благородству своего ребенка.
Помните, что поведение- это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
Ситуации для дискуссии:
1. Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорит учитель и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка.
Когда удается доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей и друзей ребенка…
2. На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал через плечо в тетрадь своего соседа. Учитель это видел, но не одергивал списывающего ученика. Результатом контрольной работы стала «2». Товарищ, у которого списывал, получил «5». Подросток заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки… Об этом узнали родители…
3. Семиклассник Саша сообщил родителям о том, что его два одноклассника после урока сильно избили мальчика из пятого класса. Его даже забрала «скорая помощь».
- От кого это ты узнал? - спросила мать.
- А я сам видел, как они его били по лицу и голове.
- Почему же ты, бессовестный, не заступился за мальчика? Тебе, что, не жалко было его? – в сердцах с укоризной спросил отец.
- А тебе не жалко, когда ты меня бьешь по лицу и голове? – вопросом на вопрос ответил сын.
Объясните создавшуюся ситуацию.
Заповеди воспитателя
1. Никогда не воспитывайте ребенка в плохом настроении.
2. Ясно определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что думает по этому поводу.
3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.
5. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех.
6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.
7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.
8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
9. Воспитание- это последовательность целей.
10.Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.