Статья на тему "Воспитание культуры поведения подростков"
Оценка 4.8

Статья на тему "Воспитание культуры поведения подростков"

Оценка 4.8
Лекции +1
docx
воспитательная работа
6 кл—8 кл
24.03.2017
Статья на тему "Воспитание культуры поведения подростков"
Материалы статьи помогут педагогам и родителям определить приоритетные стороны в воспитании детей подросткового возраста, установить причинно-следственные связи некоторых аспектов воспитания, связанных с культурой поведения, материалы приложения окажут помощь в работе с подростками и их родителями. Статья может быть использована на родительских собраниях, для проведения классных часов.
Воспитание культуры поведения подростков.docx

          Воспитание культуры поведения подростков

        Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому.

        К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость.

        Не случайно все выдающиеся педагоги и мыслители (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.) придавали первостепенное значение проблеме нравственного воспитания подростков. Сегодня эта проблема звучит все острее.

                        Актуальность этического образования школьников.

   Этика- наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт      моральных основ жизнедеятельности и культуры человека.

       Особое значение этики состоит в том, что именно в ней философское размышление переходит непосредственно в практику повседневного человеческого поведения, когда элементы мировоззрения становятся мотивами поступков.

       При недостатке этической информации воспитание идет ложными путями, учащиеся усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Они вынуждены заниматься как бы ложным самообразованием в рамках нравственно-этической сферы. При деморализации общества и регрессе гуманности, которые наблюдаются в российском обществе, проблемы этического воспитания и культуры поведения подрастающего поколения становятся чрезвычайно актуальными.

          Роль школы в решении проблемы культуры поведения школьников.

       Школа как социальный институт воспитания может существенно помочь обществу, если решение данной проблемы посчитать одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса. В таком случае именно в школе ребенок мог бы постигнуть важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, почувствовать меру своей ответственности в их реализации в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в моральном самоопределении, подготовиться к жизни и развитию.

       Целью всех педагогических работников школы должно стать формирование у ребенка культуры человеческих отношений, культуры поведения, общения. Элементы этического воспитания должны присутствовать на каждом уроке, а также во внеклассной деятельности. Нравственно-этическое воспитание должно охватывать все области жизнедеятельности школьника, включая свободное общение на улице и поведение в общественных местах.

      Наиболее сложна воспитательная работа с глубоко педагогически запущенными детьми. Их характеризуют преимущественно импульсивное поведение, отрицательные потребности, искаженное представление о дружбе, товариществе, долге, чести.

                     Система работы педагога по устранению отклонений в поведении учащихся.

       Работа педагога по устранению отклонений в поведении учащихся основывается на методе реконструкции характера, т.е. перевоспитании, которое трактуется как комплекс мер система социально-воспитательных действий, направленных на преодоление отклонений от сциальных норм в нравственном развитии и поведении личности.

    Воспитание и перевоспитание осуществляется в соответствии с определенными этапами:

1этап – выявление в классном коллективе учащихся, склонных к нарушениям нравственных норм общения и поведения.

Для этого необходимо:

- проанализировать школьную документацию ( кл. журналы, характеристики учащихся),

-побеседовать с учителями-предметниками, работающими в классе с целью выявления культуры поведения учащихся.

2 этап- изучение среды, окружающей ребенка.

Для этого необходимо:

- понаблюдать за каждым запущенным учащимся, побеседовать с ним,

- познакомиться с семьей, проанализировать ближайшее окружение.

3 этап- составление программы коррекции личности воспитанника и устранения отклонений в поведении.

       В процессе воспитания культуры поведения школьника важное значение имеет формирование ее нравственности. Нравственность же заключается в отношении к Родине (патриотизм), в отношении к труду (трудолюбие), в отношении к обществу ( коллективизм), в отношении к себе.

       Рекомендации преподавателям:

- развитие нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками,

- развитие опыта нравственного поведения,

- корректировка нравственных качеств,

- формирование толерантности, взаимопонимания, патриотизма, гуманистического мировоззрения, культуры общения и поведения,

- периодически проводить часы по культуре поведения и нравственности,

- давать рекомендации родителям детей с низким уровнем воспитания,

- учить уважать чужое мнение,

- воспитывать социально-активного, здорового человека.

 

 

                                                                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

                                   Приложение

      Памятка для родителей «Воспитание культуры поведения у детей»:

1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.

2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.

3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.

4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.

5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.

6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется этого, учите благородству своего ребенка.

Помните, что поведение- это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

 

                   Ситуации для дискуссии:

1. Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках.  Об этом родителям говорит учитель и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка.

Когда удается доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей и друзей ребенка…

2. На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал через плечо в тетрадь своего соседа. Учитель это видел, но не одергивал списывающего ученика. Результатом контрольной работы стала «2». Товарищ, у которого списывал, получил «5». Подросток заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки… Об этом узнали родители…

3. Семиклассник Саша сообщил родителям о том, что его два одноклассника после урока сильно избили мальчика из пятого класса. Его даже забрала «скорая помощь».

- От кого это ты узнал? - спросила мать.

- А я сам видел, как они его били по лицу и голове.

- Почему же ты, бессовестный, не заступился за мальчика? Тебе, что, не жалко было его? – в сердцах с укоризной спросил отец.

- А тебе не жалко, когда ты меня бьешь по лицу и голове? – вопросом на вопрос ответил сын.

Объясните создавшуюся ситуацию.

 

                              Заповеди воспитателя

1. Никогда не воспитывайте ребенка в плохом настроении.

2. Ясно определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что думает по этому поводу.

3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.

5. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех.

6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.

7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.

8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

9. Воспитание- это последовательность целей.

10.Воспитатель должен быть твердым, но добрым.


 

Воспитание культуры поведения подростков

Воспитание культуры поведения подростков

Целью всех педагогических работников школы должно стать формирование у ребенка культуры человеческих отношений, культуры поведения, общения

Целью всех педагогических работников школы должно стать формирование у ребенка культуры человеческих отношений, культуры поведения, общения

В процессе воспитания культуры поведения школьника важное значение имеет формирование ее нравственности

В процессе воспитания культуры поведения школьника важное значение имеет формирование ее нравственности

Приложение Памятка для родителей «Воспитание культуры поведения у детей»: 1

Приложение Памятка для родителей «Воспитание культуры поведения у детей»: 1

От кого это ты узнал? - спросила мать

От кого это ты узнал? - спросила мать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017