Статья на тему: «Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов»
Оценка 4.6
Научные работы
docx
воспитательная работа
Детсад
25.12.2018
Иллюстрация детских книг – это особенная область искусства, которая связана с изобразительным толкованием детских литературных произведений и творческим раскрытием задумки автора произведения. Данный жанр по-своему сложен для художников, ведь иллюстрируя детскую книгу, они сталкиваются с рядом ограничений – например, размер рисунков, их стилистика. Именно поэтому знакомство детей с творчеством художников-иллюстраторов учит их уважению к данному труду и побуждает интерес к профессии художников в целом. Более того, самые маленькие дети лучше всего воспринимают информацию через красочные картинки в книгах.
Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов.docx
МДОУ детский сад №34 «Звездочка»
Статья на тему:
«Знакомство детей дошкольного возраста
с творчеством художниковиллюстраторов»
Автор,
воспитатель первой категории:
Т.Е. Ажищева 2018г.
Иллюстрация детских книг – это особенная область искусства, которая связана с
изобразительным толкованием детских литературных произведений и творческим
раскрытием задумки автора произведения. Данный жанр посвоему сложен для
художников, ведь иллюстрируя детскую книгу, они сталкиваются с рядом
ограничений – например, размер рисунков, их стилистика. Именно поэтому
знакомство детей с творчеством художниковиллюстраторов учит их уважению к
данному труду и побуждает интерес к профессии художников в целом. Более того,
самые маленькие дети лучше всего воспринимают информацию через красочные
картинки в книгах.
Множество выдающихся художников трудилось и трудится над детской книжной
графикой в России. Наиболее известные их них – Ю. Васнецов, Ю. Коровин, А.
Пахомов, Е.Чарушин, Е. Рачев, В. Лебедев, В. Конашевич. У каждого их
упомянутых художников есть не только свой художественный почерк, но и своя
любимая тема. Например, у Ю. Васнецова и Е. Рачева жанр народных сказок,
шуток, скоморошества, у Е. Чарушина – иллюстрирование животных (так
называемый, анимализм), мира, жизни, ощущений. А.Пахомов любил рисовать
детей и признан одним из самых лучших иллюстраторов произведений Л.Н.
Толстого о детях. Другие замечательные художники, такие как Ю. Конашевич и В.
Лебедев, прекрасно иллюстрировали произведения советских писателей: С.
Маршака, К. Чуковского и др. Хотела бы подчеркнуть значимость всех
художников и их работ в детском дошкольном образовательном процессе, ведь
именно они впервые открывают дошкольникам чарующий мир живописи,
показывают им, как благодаря кисти и краскам можно выразить свои ощущения и
эмоции при прочтении детского произведения.
В чем заключается воспитательная сила искусства?
Посмотрите, насколько полны теплоты, сочувствия образцы птиц, зверей или детей
по отношению к тем героям произведений, кто отличаются самыми
положительными качествами – добротой, храбростью, самоотверженностью,
честностью, отзывчивостью. А образы отрицательных героев произведений, наоборот, олицетворяют их хитрость, трусливость или жадность. Тем самым,
художник тонко и ненавязчиво передает опыт, правильную мысль малышу, только
познающему огромный мир вокруг.
Вопервых, просмотр таких иллюстраций к сказкам и рассказам и последующие
беседы о том, что это за персонажи, какие они, как охарактеризованы художником,
как он выразил свое отношение к героям, всегда очень увлекательны, эстетически
воспитывают ребенка, подводят его к нравственной оценке героев и событий через
впечатления от художественной выразительности образов и через их
эмоциональное восприятие самими детьми.
Вовторых, высокохудожественные иллюстрации способствуют формированию
художественного вкуса у детей, помогают ребенку видеть, воспринимать и
оценивать художественные средства, которые в живописных воспроизведениях,
будучи не подготовленным, ему будет трудно увидеть и понять. Цвет, композиция,
фактура, ритм, линии – более понятны детям в иллюстрациях, которые они
познают в любимых детских произведениях.
составление описательных рассказов,
Втретьих, беседы об иллюстрациях дают большие возможности в развитии речи
детей:
характеристика разных
эмоциональных состояний способствуют значительному обогащению словарного
запаса ребенка.
Вчетвертых, работа с красочной книгой позволяет использовать специальные
упражнения, игры, которые помогают активизировать все психические
познавательные процессы: память, мышление, внимание, воображение и
способствуют их развитию.
Впятых, знакомство с творческой манерой художниковиллюстраторов
стимулирует у детей желание рисовать и дает возможность совершенствовать их
изобразительные навыки.
Как я отметила ранее, круг имен художниковиллюстраторов довольно обширный
и помочь освоить его детям можно только при ведении комплексной работы,
включая ознакомление с книжной графикой в различные виды занятий и общение
ребенка с книгой вне занятий.
Программа дошкольного образования рекомендует:
в младшей группе знакомить ребят с творчеством таких художников, как Ю.
Васнецов, Е. Рачев, К.Овчинников, в средней группе включать в занятия творчество В.Лебедева, Е.Чарушина,
В.Сутеева,
в старшей группе знакомить с творчеством В.Конашевича, И.Билибина, А.Бенуа,
в подготовительной группе стоит проводить с ребятами беседы о А.Пахомове, В.
Чижикове или Л. Корчегине.
Рекомендуемый материал для проведения занятия с детьми по данной тематике:
1. Краткая биография художника с ключевыми сведениями о жизни и
творчестве.
2. Портрет художника.
3. Книги с иллюстрациями художника.
4. Игры, раскрывающие тему занятия.
5. Предварительное чтение произведений в классе или дома.
Что и как требуется организовать для проведения занятия:
6. Задать занятию конкретную тему (например, «Иллюстрации Ю. А.
Васнецова к народной игровой потешке «Сорокабелобока»).
7. Подобрать рисунки, наиболее поясняющие текст книги, активизирующие
фантазию ребенка, развивающие его воображение и эстетический вкус.
8. Продумать ход занятия – в какой момент потребуется помощь педагога,
на чем он должен акцентировать внимание в подаче им информации.
Например, сосредоточить внимание на деталях, на цвете, на особенностях
изображения, задать вопросы о внешнем виде, характере и настроении героя,
соединить словесное и наглядное изображения героев произведения. Стоит
уделить особое внимание изображениям природы – к примеру, обсудить краски,
оттенки, передающие время года.
Задача, которую необходимо поставить педагогу: повторение пройденного
материала для его закрепления, предоставления детям возможности рассказать,
что им запомнилось, а себе проанализировать особенности их восприятия с
учетом индивидуальных особенностей детей в группе.
Также рекомендуется разбить тематическое занятие на 2 основные части:
литературноигровую и изобразительную. То есть, в первой части занятия дети
знакомятся с литературными образами, явлениями и персонажами произведения, а во второй – у ребенка появляется возможность самому стать
иллюстратором предложенного ему литературного материала.
Таким образом, малыш приобретает новые навыки и умения и постепенно, с
помощью педагога, совершенствует их. Навыки иллюстрирования прочитанных
произведений позволяют ребенку выражать свои внутренние ощущения и
представления, получать от занятий только удовольствие, а воспитателю –
лучше понять внутренний мир ребенка во всем его многообразии и
психологических особенностях.
В заключение хотелось бы добавить, что при изучении творчества художников
иллюстраторов дети знакомятся с миром чистого, прекрасного, они
воспитываются нравственно: вырабатывается эмоциональная отзывчивость,
доброта, гуманное отношение к людям, животным, растениям и другие
замечательные качества еще маленькой, но уже личности. А это, согласитесь,
одна из самых важных задач воспитателя.
Статья на тему: «Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов»
Статья на тему: «Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов»
Статья на тему: «Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов»
Статья на тему: «Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов»
Статья на тему: «Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.