Статья на тему,,Как противостоять буллингу в классе,,
Оценка 4.9
Работа в классе +1
docx
классное руководство
7 кл—8 кл
15.04.2018
Проведен анализ явления "буллинг", даны психологические характеристики участников буллинга, даны рекомендации по профилактике данного явления и приведен алгоритм работы при выявлении случаев травли среди учеников. Психологические упражнения для сплочения коллектива класса.Буллинг – (от английского bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, на-сильник) – притеснение, травля, дискриминация. В более широком смысле - это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярно-стью повторов.статья
статья.docx
Буллинг. Как ему противостоять.
Буллинг – (от английского bully хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – притеснение, травля,
дискриминация. В более широком смысле это особый вид насилия, когда один человек (или группа)
физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или
группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов.
Цель буллинга за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность. Буллинг не имеет ничего
общего с руководством коллективом, если он применяется взрослыми, так как хороший администратор
(учитель) управляет и руководит коллективом, плохой травит. Поэтому, любой, кто выбирает травлю
как метод, будь то взрослый или ребенок, показывает свою неполноценность, и та сила, с которой
человек травит другого, определяет степень неполноценности тирана.
Кто участвует в буллинге?
В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. То есть как жертвами буллинга могут стать и
дети и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и дети.
Причины возникновения буллинга в детских коллективах
Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во
многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того
образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.
Взрослые в школе могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать
или способствовать ему путём:
унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях.
негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения
ученика.
устрашающих и угрожающих жестов или выражений.
привилегированного отношения к заискивающим учащимся.
оскорбления учеников унизительными, а иногда даже нецензурными словами.
Способствовать буллингу могут также:
наличие в классе признанного «лидера»;
возникновение острого конфликта между двумя учениками под влиянием внешних поводов,
которые являются провоцирующими факторами для агрессора (буллера);
нежелание преподавателей в силу своего незнания брать на себя ответственность за
противостояние властолюбивому поведению учеников.
отсутствие контроля со стороны преподавателей за поведением учащихся на переменах.
Мотивами буллинга являются:
зависть;
месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные
страдания);
чувство неприязни;
борьба за власть; нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;
самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей;
2
стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;
стремление удивить, поразить;
стремление разрядиться, «приколоться»;
желание унизить, запугать непонравившегося человека.
Часто буллерами становятся:
дети, воспитывающиеся родителямиодиночками;
дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни;
дети из властных и авторитарных семей;
дети из конфликтных семей;
дети с низкой устойчивостью к стрессу;
дети с низкой успеваемостью
Буллеры – это:
жертву;
активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;
агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную
дети, стремящиеся быть в центре внимания;
дети высокомерные, делящие всех на "своих" и "чужих" (что является
результатом соответствующего семейного воспитания);
максималисты, не желающие идти на компромиссы;
дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя
ответственность за свое поведение;
дети, не обученные другим, лучшим способам поведения, т.е. не воспитанные.
Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:
• физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями
(например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
• особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с
импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными:
влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в
игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников;
• особенности внешности – все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может
стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная
форма головы, вес тела (полнота или худоба);
• плохие социальные навыки – недостаточный опыт общения и самовыражения. Такие дети не могут
защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее
общаются со взрослыми, чем со сверстниками;
• страх перед школой – неуспеваемость в учебе часто формирует у детей 3
отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается
окружающими как повышенная тревожность, неуверенность;
• отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) – не имеющие опыта взаимодействия в
детском коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами
в общении;
• особенности здоровья – существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и
издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи и другие болезненные
состояния;
• низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной низкой
обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: "Я не справлюсь", "Я хуже
других" и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы,
а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким
уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и
насильником.
Распознать буллинг можно по поведению, определенным признакам и настроению ребенка. Жертва,
как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству
постоянной опасности, страху перед всем и вся, чувству неуверенности и, как следствие, к утрате
уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок жертва становится
действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может
подтолкнуть жертву на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям
необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении
ребенка.
Поведенческие особенности жертвы буллинга: дистанцированность от взрослых и детей; негативизм
при обсуждении темы буллинга; агрессивность к взрослым и детям.
Эмоциональные особенности жертвы буллинга:
напряженность и страх при появлении ровесников;
обидчивость и раздражительность;
грусть, печаль и неустойчивое настроение.
Последствия буллинга:
Буллинг оставляет глубокий след в жизни жертв и отражается на эмоциональном и социальном
развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые психологические последствия. Дети,
которые подверглись травле, получают тяжелую психологическую травму. Не имеет значения, какой
буллинг имел место:физический или психологический. Даже через много лет на тренингах люди,
вспоминая, как их травили в школе, часто плачут и рассказывают о своих очень болезненных
переживаниях. Это одна из самых сильных эмоциональных травм для ребенка. Поэтому ребенку
необходимо оказывать помощь.
Буллинг оказывает влияние не только на жертву, но и на агрессора и на зрителей. Жертвы буллинга
испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы
тревожнодепрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез, совершают попытки суицида.
Взрослые, которые были в детстве жертвами буллинга, проявляют более высокий уровень депрессии и
более низкий уровень самооценки, страдают от социальной тревожности, одиночества и
беспокойства, часто страдают депрессиями в среднем возрасте и тяжелой депрессией в зрелом
возрасте.
У школьных «агрессоров» буллинга во взрослом возрасте может возникать чувство вины, развивается
высокий риск попасть в криминальные группировки.
Как быть в случаях обнаружения буллинга
Как показывает практика, отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной
учителем с первых дней работы с классом. Учитель может не только не допустить возникновения
ситуации отвержения, но и должен способствовать преодолению стереотипа отношений в классе,
доставшемся ему «по наследству» от коллеги. Но ему понадобится помощь психолога и родителей в
борьбе с разделением класса на отдельные группировки и с развитием буллинга. 4
Алгоритм действий при обнаружении случая буллинга:
следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников;
следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников;
если по какимлибо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность
показать себя в выгодном свете;
помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей,
выпуск стенгазет и т.д.;
необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за
счет своих способностей, а не за счет унижения других;
следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже
оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники;
разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.Имеет
смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их
внимание на чувства жертвы.
Рекомендации по профилактике агрессивного поведения учащихся:
1. Заниматься профилактикой и коррекцией отклонений в эмоциональной сфере подростков.
2. Снижать асоциальное поведение школьников.
3. Развивать стрессоустойчивые качества личности обучающихся.
4. Формировать:
навыки оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в
ней;
навыки восприятия, использование и оказание психологической и социальной поддержки;
навыки отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
навыки защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
навыки бесконфликтного и эффективного общения.
5. Направлять осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих
формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.
Методики и упражнения для работы с классом:
Упражнение «Колпак»
Все участники стоят в кругу. Сначала тренер зачитывает небольшое шуточное четверостишие: Колпак
мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак. Далее
тренер последовательно вводит инструкцию: вместо слова «колпак» участники должны дважды
хлопнуть себя по голове; вместо слова «мой» — показать на себя; слово «треугольный» изображается
выбрасыванием трех пальцев. Само заменяемое слово не произносится. Каждое вводимое условие
тренер проговаривает и показывает; делает он это достаточно медленно, последовательно усложняя
инструкцию. Постепенно темп выполнения упражнения увеличивается.
«Проигрывание ситуаций». Цель – развитие сплоченности группы, умения разрешать конфликтные ситуации.
Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какойто ссоре и предложите
им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт. Предложите игру «Ты поссорился с другом и
хочешь помириться». В ходе этой ролевой игры можно использовать следующие приемы: создание
соответствующей обстановки (какието декорации, костюмы др.); обмен ролями (дети во время игры
могут меняться ролями, что дает возможность прочувствовать другую точку зрения); прием зеркала
(дети как можно точнее стараются изобразить позу, мимику и типичные выражения изображаемого
персонажа).
5
Упражнение «Письмо любви»
Задание участникам: «На листе бумаги начертите пять колонок. Название первой колонки – «Гнев», в
ней напишите, почему вы испытываете гнев, обиду, раздражение по отношению к партнеру. Вторая
колонка называется «Печаль», в ней напишите, изза чего вы испытываете печаль или разочарование
по отношению к партнеру. Третья колонка посвящена страху. В четвертой под названием
«Сожаление» выскажите смущение, сожаление о чемто, попросите прощения, извинитесь перед
партнером. В пятой колонке напишите о любви, о том, как вы цените своего партнера, о своих
пожеланиях на будущее. После этого сами попытайтесь ответить на свое же письмо. Обычно люди
пишут именно те фразы, которые хотят услышать от своего партнера: «Я все понимаю», «Мне жаль»,
«Ты заслуживаешь большего»».
Статья на тему,,Как противостоять буллингу в классе,,
Статья на тему,,Как противостоять буллингу в классе,,
Статья на тему,,Как противостоять буллингу в классе,,
Статья на тему,,Как противостоять буллингу в классе,,
Статья на тему,,Как противостоять буллингу в классе,,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.