Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.5 класс
Возрастные особенности пятиклассников
Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости главного
личностного новообразования младшего подростка.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в
отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь
семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме стремлении противостоять
любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда конфликты с взрослыми. Ребенок
(младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой
же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В
дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии
последствий своего или чьегото поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные
ценности.
Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена
ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую
деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.
Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в
деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на
мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность
подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального
благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.
Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития
различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную
нестабильность подростков.
возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
Трудности 5классников:
возросший объем работы как на уроке, так и дома;
новые требования к оформлению работ;
необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с
ней.
Рекомендации учителямпредметникам
1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе
терминологии, подборе методических приемов.
2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом
уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
4. Налаживайте эмоциональный контакт с обучающимися в классе.
5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте
единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть
ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать
«Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь
признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.2
12. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за
четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и
достижений каждого ученика.
13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший
ответ, справился» и т. д.).
14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности
родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье,
семейных отношениях.
16. Не допускайте педагогического манипулирования.
17. В течение первого месяца обучения (сентябрь) используйте «бездвоечное» обучение.
18. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
19. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности
пятиклассника в течение дня, недели.
20. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с
ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д.3
Подготовила: педагогпсихолог
Бузакина М.А.4
«Возрастные особенности и рекомендации для эффективного взаимодействия с учениками
5 класса»5