В школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей, поэтому я считаю эту тему актуальной.
Цель самообразовательной работы: содействие всестороннему развитию личности, укрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах физически развитых, ведущих здоровый образ жизни, готовых к высокопроизводительной трудовой деятельности.
Выступление на тему:
« Развитие двигательных
качеств на уроках физической
культуры»Процесс воспитания двигательных качеств является одним из основных
вопросов при проведении уроков физической культуры.
Одно из определений физическим двигательным качествам дал Б.А.Ашмарин:
«Под физическими качествами понимают определённые социально
обусловленные совокупности биологических и психологических свойств
человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную
двигательную деятельность.
К числу основных физических качеств, обеспечивающих всё многообразие
решения двигательных задач, относят силу, выносливость, быстроту и на
приобретенных в начальной школе двигательных умениях и навыках.
В настоящее время основным направлением оптимизации процесса
физической подготовки учащихся в школе остается совершенствование
методов развития двигательных качеств, привитие учащимися навыков и
любви к физическим упражнениям, нагрузкам.
Однако эффективность усилий учителя в повышении физической
подготовленности каждого ученика во многом зависит от умения управлять
учебным процессом, комплексно воздействуя на развитие основных
двигательных качеств.
Важнейшим требованием к комплексному развитию двигательных
способностей у школьников является сочетание всесторонности и
дифференцированности воздействий на организм, а также адекватность
нагрузки индивидуальным особенностям и возрастнополовым возможностям
младших, средних и старших школьников.
Развитие физических качеств всегда рассматривается отдельно, сам же
процесс развития двигательных качеств это один из элементов единого
процесса физического образования, цель которого научить управлять
собственными двигательными действиями. И очень важно, чтобы
двигательные качества развивались своевременно и, главное, гармонично.
На уроках физической культуры основное управлять учебным процессом,
комплексно воздействуя на развитие основных двигательных качеств.
Важнейшим требованием к комплексному развитию двигательных
способностей у школьников является сочетание всесторонности и
дифференцированности воздействий на организм, а также адекватностьнагрузки индивидуальным особенностям и возрастнополовым возможностям
младших, средних и старших школьников.
Развитие физических качеств всегда рассматривается отдельно, сам же
процесс развития двигательных качеств это один из элементов единого
процесса физического образования, цель которого научить управлять
собственными двигательными действиями. И очень важно, чтобы
двигательные качества развивались своевременно и, главное, гармонично.
На уроках физической культуры основное внимание уделяется по
разностороннему развитию кондиционных (силовых, скоростных, скоростно
силовых способностей, выносливости, скоростной выносливости, гибкости) и
координационных (быстроты построения и согласования двигательных
действий, произвольное расслабление мышц, вестибулярная устойчивость)
способностей.
Не только не оправдано, но и вредно наращивать силу в ущерб, например,
быстроте, ловкости, выносливости, но и одна выносливость не сделает
человека гармонически развитым. Физические качества не могут быть
направлены вне каких либо конкретных действий. Это не абстрактные и не
отвлеченные понятия. При выполнении двигательных действий всегда
проявляется не одно, а комплекс качеств, поэтому разделение на отдельные
двигательные качества условно. И мы знаем, что есть такие понятия как
комплексное воспитание физических качеств: скоростносиловые качества,
силовая выносливость, скоростная выносливость
скоростнoсиловая выносливость, взрывная сила и т.д. И это основные
качества, которые мы развиваем на уроках.
Методика развития двигательных качеств и использование средств и
методов по этапам, годам или четвертям обучения предусматривает
определенную последовательность, связанную с условиями занятий и
особенностями возрастного развития организма школьников.
На уроках также используется наглядное пособие карточки, карточки
для работы по станциям. Большинство упражнений, включенных в карточки,
уже знакомы ученикам, поэтому при их выполнении нет затруднений. Но если
есть необходимость, то отдельные упражнения сначала разучиваются с
обучающимися
Один из методов РДК является метод «круговая тренировка».Методической основой «круговой тренировки» является многократное
выполнение определенных движений, в условиях точного дозирования
нагрузки и точно установленного порядка ее изменения и чередования с
отдыхом. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно
методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в
основном на комплексное развитие двигательных качеств.
На таких занятиях появляется реальная возможность использования
максимального количества разнообразного инвентаря и оборудования.
Упражнения комплексов круговой тренировки хорошо увязываются с
материалом уроков, способствуют общему физическому развитию.
Круговая тренировка, как интегральная форма физической подготовки,
приучает учащихся к самостоятельному мышлению при развитии
двигательных качеств, ввырабатывает алгоритм заранее запланированных
двигательных действий, воспитывает собранность и организованность при
выполнении упражнений. Существенным является и то, что круговая
тренировка обеспечивает индивидуальный подход к каждому учащемуся,
позволяет предельно эффективно использовать время, планируемое на
физическую подготовку
Одна из важнейших особенностей этой формы занятий четкое
нормирование физической нагрузки и в то же время строгая
индивидуализация ее. Правильное распределение станций позволяет
специально подобранными упражнениями целенаправленно развивать
физические качества и закреплять полученные на уроках умения и навыки.
Выполняют весь комплекс (проходят один круг) за строго обусловленное
время, повторяя каждое упражнение в индивидуальной для каждого
дозировке (установленное число раз), с измерением пульса и построение
графика. Размечая станции, нужно учитывать, что упражнения для одних
мышц должны чередоваться с упражнениями для других, что для выполнения
упражнений целесообразно использовать снаряды, находящиеся в зале, причем
так, чтобы не передвигать их далеко.
Круговая тренировка на уроках физического воспитания хорошо
увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным
играм и особенно гимнастике, способствует повышению не только плотности
урока, но и положительно воздействует на организм в целом. Эффективностьконцентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать
общую и специальную физическую подготовку.
Комплекс упражнений для уроков по баскетболу
1.Переходить через упор присев в упор лежа с последующим возвращением в
основную стойку.
2.Ведение баскетбольного мяча на месте вокруг себя со зрительным
контролем за мячом и без него.
3.Из высокого старта челночный бег с ведением мяча.
4.Броски по кольцу с близких точек одной рукой от плеча.
5.Бросок мяча по кольцу в прыжке после удара мяча о пол с выполнением
двух прыжковых шагов.
6.Передача двумя руками баскетбольного мяча от груди в стенку и ловля
после отскока.
7.Прыжки через гимнастическую скамейку "змейкой" с последующим
повторением задания.
8.Стоя на месте, вращать гимнастический обруч на поясе.
9.Прыжки на месте через скакалку, вращая ее вперед.
Комплекс упражнений для уроков по волейболу
1.Из низкого приседа прыжки с продвижением вперед.
2.Верхняя передача волейбольного мяча двумя
2.Верхняя передача волейбольного мяча двумя руками над собой, на месте
3.Из основной стойки, не отрывая ног и не сгибая коленей, через упор
согнувшись переходить в упор лежа с последующим возвращением в исходное
положение.4.Верхняя передача волейбольного мяча двумя руками в стенку на высоте 2
3м.
5.Темповые прыжки на гимнастическую скамейку и со скамейки с
последующим поворотом на 180* и повторением упражнения.
6.Нижняя передача волейбольного мяча двумя руками от стенки на уровне
головы.
7.Стоя в 1м от стенки, переход в упор на пальцах о стенку с последующим
отталкванием и переходом в исходное положение.
8.Партнеры лежат на спине (первый держит за ноги второго). Одновременные
наклоны и выпрямление туловища первым партнером, сгибание и разгибание
ног вторым.
9.Прыжки "змейкой" через гимнастическую скамейку с повторением
задания.
Содержание круговой тренировки на уроках составляют и игровые
станции. В течение урока учащиеся в определенной последовательности
переходят от одной станции к другой, выполняя на каждой из них игровые
задания вперемежку с целевыми упражнениями, направленными на обучение,
воспитание и совершенствование конкретных физических качеств.
Игра «Змейка»
Описание игры
Класс делится на группы, каждой группе дается кубик с цифрами на гране
от 16. Один человек из команды бросает кубик, какое число выпало столько
ходов фишкой делает по змейки. Цифра это какое задание нужно
выполнять и сколько раз. Выигрывает группа которая первая прошла всю
змеюРДК с упражнениями баскетбола
(по 4 человека в группе)
16 штрафной бросок (на 4чел)
715 отжимание
1625 ведение мяча в движении
2633 степ тест
3440передача мяча в парах(на 4чел) в стену (на 4чел)
7582 сидя, упражнение «велосипед» (на 4чел)
8388 ведение мяча на месте (на 4чел)
8994 прыжки через скакалку
85100 передача мяча по квадрату (на 4чел)
В последние годы РДК метод круговой тренировке в связи с её
эффективностью уделяется большое внимание специалистами в области
физической культуры и спорта. Эффективность заключается в том, что
значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все
учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим
возможностям и усилиям. Ученикам достаточно один раз "пройтись" по всем
станциям, чтобы получить высокую разностороннюю нагрузку.
Применение круговой тренировки для РДК позволяет добиться более
высоких показателей в физическом развитии и физической подготовленности
по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени.