Статья на тему"Развитие двигательных качеств"

  • Научные работы
  • docx
  • 14.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей, поэтому я считаю эту тему актуальной. Цель самообразовательной работы: содействие всестороннему развитию личности, укрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах физически развитых, ведущих здоровый образ жизни, готовых к высокопроизводительной трудовой деятельности.
Иконка файла материала v.i.m._razvitie_dvigat._kachestv.docx
Выступление на тему: « Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры»Процесс воспитания двигательных качеств является одним из основных  вопросов при проведении уроков физической культуры.  Одно из определений физическим двигательным качествам дал Б.А.Ашмарин: «Под физическими качествами понимают определённые социально  обусловленные совокупности биологических и психологических свойств  человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную  двигательную деятельность. К числу основных физических качеств, обеспечивающих всё многообразие  решения двигательных задач, относят силу, выносливость, быстроту и на  приобретенных в начальной школе двигательных умениях и навыках.           В настоящее время основным направлением оптимизации процесса  физической подготовки учащихся в школе остается совершенствование  методов развития двигательных качеств, привитие учащимися навыков и  любви к физическим упражнениям, нагрузкам.           Однако эффективность усилий учителя в повышении физической  подготовленности каждого ученика во многом зависит от умения управлять  учебным процессом, комплексно воздействуя на развитие основных  двигательных качеств.           Важнейшим требованием к комплексному развитию двигательных  способностей у школьников является сочетание всесторонности и  дифференцированности воздействий на организм, а также адекватность  нагрузки индивидуальным особенностям и возрастно­половым возможностям  младших, средних и старших школьников.        Развитие физических качеств всегда рассматривается отдельно, сам же  процесс развития двигательных качеств это один из элементов единого  процесса физического образования, цель которого научить управлять  собственными двигательными действиями. И очень важно, чтобы  двигательные качества развивались своевременно и, главное, гармонично.          На уроках физической культуры основное управлять учебным процессом, комплексно воздействуя на развитие основных двигательных качеств.           Важнейшим требованием к комплексному развитию двигательных  способностей у школьников является сочетание всесторонности и  дифференцированности воздействий на организм, а также адекватностьнагрузки индивидуальным особенностям и возрастно­половым возможностям  младших, средних и старших школьников.            Развитие физических качеств всегда рассматривается отдельно, сам же  процесс развития двигательных качеств это один из элементов единого  процесса физического образования, цель которого научить управлять  собственными двигательными действиями. И очень важно, чтобы  двигательные качества развивались своевременно и, главное, гармонично.          На уроках физической культуры основное внимание уделяется по  разностороннему развитию кондиционных (силовых, скоростных, скоростно­ силовых способностей, выносливости, скоростной выносливости, гибкости) и  координационных (быстроты построения и согласования двигательных  действий, произвольное расслабление мышц, вестибулярная устойчивость)  способностей.         Не только не оправдано, но и вредно наращивать силу в ущерб, например, быстроте, ловкости, выносливости, но и одна выносливость не сделает  человека гармонически развитым. Физические качества не могут быть  направлены вне каких­ либо конкретных действий. Это не абстрактные и не  отвлеченные понятия. При выполнении двигательных действий всегда  проявляется не одно, а комплекс качеств, поэтому разделение на отдельные  двигательные качества условно. И мы знаем, что есть такие понятия как  комплексное воспитание физических качеств: скоростно­силовые качества,  силовая выносливость, скоростная выносливость скоростнo­силовая выносливость, взрывная сила и т.д. И это основные  качества, которые мы развиваем на уроках.         Методика развития двигательных качеств и использование средств и  методов по этапам, годам или четвертям обучения предусматривает  определенную последовательность, связанную с условиями занятий и  особенностями возрастного развития организма школьников.           На уроках также используется наглядное пособие ­ карточки, карточки  для работы по станциям. Большинство упражнений, включенных в карточки,  уже знакомы ученикам, поэтому при их выполнении нет затруднений. Но если  есть необходимость, то отдельные упражнения сначала разучиваются с  обучающимися Один из методов РДК является метод «круговая тренировка».Методической основой «круговой тренировки» является многократное  выполнение определенных движений, в условиях точного дозирования  нагрузки и точно установленного порядка ее изменения и чередования с  отдыхом. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно­ методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в  основном на комплексное развитие двигательных качеств.        На таких занятиях появляется реальная возможность использования  максимального количества разнообразного инвентаря и оборудования.  Упражнения комплексов круговой тренировки хорошо увязываются с  материалом уроков, способствуют общему физическому развитию.           Круговая тренировка, как интегральная форма физической подготовки,  приучает учащихся к самостоятельному мышлению при развитии  двигательных качеств, ввырабатывает алгоритм заранее запланированных  двигательных действий, воспитывает собранность и организованность при  выполнении упражнений. Существенным является и то, что круговая  тренировка обеспечивает индивидуальный подход к каждому учащемуся,  позволяет предельно эффективно использовать время, планируемое на  физическую подготовку        Одна из важнейших особенностей этой формы занятий ­ четкое  нормирование физической нагрузки и в то же время строгая  индивидуализация ее. Правильное распределение станций позволяет  специально подобранными упражнениями целенаправленно развивать  физические качества и закреплять полученные на уроках умения и навыки.  Выполняют весь комплекс (проходят один круг) за строго обусловленное  время, повторяя каждое упражнение в индивидуальной для каждого  дозировке (установленное число раз), с измерением пульса и построение  графика. Размечая станции, нужно учитывать, что упражнения для одних  мышц должны чередоваться с упражнениями для других, что для выполнения  упражнений целесообразно использовать снаряды, находящиеся в зале, причем так, чтобы не передвигать их далеко.          Круговая тренировка на уроках физического воспитания хорошо  увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным  играм и особенно гимнастике, способствует повышению не только плотности  урока, но и положительно воздействует на организм в целом. Эффективностьконцентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать  общую и специальную физическую подготовку. Комплекс упражнений для уроков по баскетболу 1.Переходить через упор присев в упор лежа с последующим возвращением в  основную стойку. 2.Ведение баскетбольного мяча на месте вокруг себя со зрительным  контролем за мячом и без него. 3.Из высокого старта челночный бег с ведением мяча. 4.Броски по кольцу с близких точек одной рукой от плеча. 5.Бросок мяча по кольцу в прыжке после удара мяча о пол с выполнением  двух прыжковых шагов. 6.Передача двумя руками баскетбольного мяча от груди в стенку и ловля  после отскока. 7.Прыжки через гимнастическую скамейку "змейкой" с последующим  повторением задания. 8.Стоя на месте, вращать гимнастический обруч на поясе. 9.Прыжки на месте через скакалку, вращая ее вперед. Комплекс упражнений для уроков по волейболу 1.Из низкого приседа прыжки с продвижением вперед. 2.Верхняя передача волейбольного мяча двумя 2.Верхняя передача волейбольного мяча двумя руками над собой, на месте 3.Из основной стойки, не отрывая ног и не сгибая коленей, через упор  согнувшись переходить в упор лежа с последующим возвращением в исходное положение.4.Верхняя передача волейбольного мяча двумя руками в стенку на высоте 2­ 3м. 5.Темповые прыжки на гимнастическую скамейку и со скамейки с  последующим поворотом на 180* и повторением упражнения. 6.Нижняя передача волейбольного мяча двумя руками от стенки на уровне  головы. 7.Стоя в 1м от стенки, переход в упор на пальцах о стенку с последующим  отталкванием и переходом в исходное положение. 8.Партнеры лежат на спине (первый держит за ноги второго). Одновременные  наклоны и выпрямление туловища первым партнером, сгибание и разгибание  ног вторым.      9.Прыжки "змейкой" через гимнастическую скамейку с повторением  задания.          Содержание круговой тренировки на уроках составляют и игровые  станции. В течение урока учащиеся в определенной последовательности  переходят от одной станции к другой, выполняя на каждой из них игровые  задания вперемежку с целевыми упражнениями, направленными на обучение,  воспитание и совершенствование конкретных физических качеств. Игра «Змейка» Описание игры      Класс делится на группы, каждой группе дается кубик с цифрами на гране  от 1­6. Один человек из команды бросает кубик, какое число выпало столько  ходов фишкой    делает по змейки. Цифра ­ это какое задание нужно  выполнять и сколько раз. Выигрывает группа которая первая прошла всю  змеюРДК с  упражнениями      баскетбола (по 4 человека в группе)  1­6   штрафной бросок (на 4чел)  7­15  отжимание  16­25 ведение мяча  в движении  26­33 степ тест  34­40передача мяча в парах(на 4чел) в стену (на 4чел)  75­82 сидя, упражнение «велосипед» (на 4чел)  83­88 ведение мяча на месте (на 4чел)  89­94 прыжки через скакалку  85­100 передача мяча по квадрату (на 4чел)         В последние годы РДК метод круговой тренировке в связи с её  эффективностью уделяется большое внимание специалистами в области  физической культуры и спорта. Эффективность заключается в том, что  значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все  учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим  возможностям и усилиям. Ученикам достаточно один раз "пройтись" по всем  станциям, чтобы получить высокую разностороннюю нагрузку.        Применение круговой тренировки для РДК позволяет добиться более  высоких показателей в физическом развитии и физической подготовленности  по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени.

Посмотрите также