Статья посвящена созданию учебно-научной инновационной среды, где предполагается соединение учебного процесса на разных стадиях школьной и вузовской подготовки с научным поиском и инженерной деятельностью с целью решения практических и теоретических задач, в том, числе, при создании новой техники, технологий, изделий и услуг, при исследованиях в области фундаментальных наук, при изучении окружающей среды – природной и социальной.
            
        
        
        
                    
                
                    Сазонова Е.А.
г. Пермь 
НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ
КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
В  высшей школе     технологизация   знаний  сегодня явно  недостаточна, в
частности,   если   иметь   в   виду   такие   формы   познавательной   деятельности,   в
которых новое знание приобретается через исследования и разработки, несущие
в себе актуальный и практически значимый для реальной   профессиональной
жизни результат. 
Однако   наука,   воцарившаяся   в   наши   дни   повсеместно,   дает   шанс   к
изменению этой ситуации, так как и наука и образование апеллирует к знанию.
Основой для такого изменения является создание в процессе обучения особой
синтетической когнитивной конструкции, которая может быть обозначена как
инновационное   знание,   т.   е.   знание,   которое   несет   в   себе   контекстный   опыт
применения и в силу этого готово к практическому использованию в той или
иной профессиональной или социальной сфере деятельности.
Инновационное знание сочетает в себе такие познавательные композиты,
как   полезность,   диспозиционность   и     инструментарность   знания   познающего
субъекта, обуславливающего в свою очередь стремление индивида к открыванию
знания в реальной жизни и дающие возможным его использование. 
Совершенно ясно, что инновационность знания, понимаемая   через такие
  диспозиционность   и
  как   полезность,
познавательные   композиты,
инструментарность,   конституирует   в   современных   образовательных   системах
новые технологические аспекты, которые развиваются через исследовательскую
деятельность и интегрированный проект, и в то же время такое положение дел
требует выделения в этих образовательных системах наряду с традиционным
учебным  
  компонентом   особой   структурной   части     
  учебнонаучнойинновационной   среды,   которая     должна   обеспечивать   новый   познавательный
технологизм, построенный на основе методов, свойственных науке [1]. 
Создание учебнонаучной инновационной среды предполагают соединение
учебного   процесса   на   разных   стадиях   школьной   и   вузовской   подготовки   с
научным поиском и инженерной деятельностью с целью решения практических и
теоретических задач, в том, числе, при создании новой техники, технологий,
изделий   и   услуг,   при   исследованиях   в   области   фундаментальных   наук,   при
изучении окружающей среды – природной и социальной.  
Учебнонаучная   инновационная   среда   есть     безусловная   необходимость
для   развития   современных   форм   научноориентированного   образования
молодежи, в основу которого заложено стремление к получению полезного и
практического результата как в прикладных, так и в теоретических областях
деятельности,   что   позволяет   воспитывать   кадры   высокой   квалификации,
способные создавать научную продукцию, преобразующую мир, и, кроме того,
это образование продуцирует культуру, которая делает способным общество к
восприятию   новых   научных   результатов,     к   ассимиляции   новых   знаний,   к
изменениям окружающей действительности [2]. 
Таким   образом,   целенаправленная   деятельность   по   конструированию
учебнонаучной   инновационной   среды   в   учебных   заведениях   способствует
интеграция   научных   исследований   молодежи   в   качестве   составной   части
учебного процесса в систему образования. Это и придает им инновационный
характер, создает условия для использования результатов этих   исследований,
позволяет   обеспечить   во   многом   естественное   включение   молодых   людей,
занимающихся   наукой   и   техникой,   в   систему   социальноэкономических
отношений современного общества. 
Решающее   положительное   воздействие   на   развитие   научной
инновационной   направленности   в   деятельности   молодежи   может   оказать
создание   многоуровневой   государственной   системы     грантовой   поддержки
молодежной науки.В   рамках   такой   системы   возможны   конкурсы   на   исследование   и
разработку молодежными и смешанными коллективами научных и инженерных
задач   по   стратегически   важным   направлениям   естественных,   технических   и
гуманитарных наук, также могут быть установлены преференции – ресурсные и
целевые,   учитывающие   участие   молодых   исследователей   в   традиционных
научных конкурсах. 
Одной из целей такой грантовой поддержки может стать стимулирование
опережающей подготовки специалистов и ученых для работы в приоритетных и
перспективных направлениях развития науки и экономики. 
Традиционно   система   построения   научноисследовательской   работы
студентов   в   вузах   представляла   собой   цепочку   научнообразовательных
структур:   от     углубленного   изучения   на   спецкурсах   и   факультативах   через
индивидуальные   исследовательские   темы   к   работе   в   научных   группах   и
разработческих   коллективах,   многие   из   которых   представляли   чисто
студенческие образования, руководимые ведущими учеными и специалистами. 
Однако эта традиционная система научной работы со студентами имела
недостаточную связь с основным учебным процессом для того, чтобы можно
было говорить об их существенном взаимодействии и  взаимоусилении.  Кроме
того,   влияние   потребностей   экономики   на   такую   систему   было   весьма
опосредованно [3].
Учебнонаучная   инновационная   среда   –   это   система   организации
образовательного   сообщества,   способная   создавать   такую   направленность
познавательной   деятельности,   которая   позволяет     привносить   теоретические
знания   и   учебные     инструментарные   навыки   в   практически   значимую   для
личности научнопрофессиональную и социальную активность, и включающая
следующие уровни:
 
             педагогическую   пару   «преподаватель   –   профессиональный
наставник»,   которая   сочетает   в   учебнонаучной   деятельности   традиционного
предметника  и специалистапрофессионала;   структурнофункциональные   компоненты,   которые   соединяют   в
организационные формы учебнонаучной деятельности учащегося, наставника и
профессиональный коллектив с необходимым инструментарным  окружением и
  действий
служат   для   непосредственного   обеспечения   познавательных  
учащегося, создающих инновационное знание;
        интегрирующие образования, которые составляют полиморфные из
субъектов   предшествующих уровней в их связи с образовательным, научным,
профессиональным,   социокультурным   окружениями   учебного   заведения   и
  организующие,
которые   могут   выполнять  
методические, коммуникационные, информационные, экономические  функции с
  научнообразовательные,
целью   обеспечения   жизнедеятельности   и   развития   учебнонаучной
инновационной среды.
Литература
1. Выгодский   Л.С.   Педагогическая   психология.   –   М.:   ПедагогикаПресс,
2005 г.     
2. Карпов   А.О.   Научные   исследования   молодежи   //   Вестник   Российской
академии наук. 2002. Том 72. № 12, С. 10691074.
3. Зимняя   И.А.   Компетентностный   подход   в   образовании.   Проблемы
качества образования.  МоскваУфа, 2004 г.