Статья посвящена созданию учебно-научной инновационной среды, где предполагается соединение учебного процесса на разных стадиях школьной и вузовской подготовки с научным поиском и инженерной деятельностью с целью решения практических и теоретических задач, в том, числе, при создании новой техники, технологий, изделий и услуг, при исследованиях в области фундаментальных наук, при изучении окружающей среды – природной и социальной.
Сазонова_НИД.docx
Сазонова Е.А.
г. Пермь
НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ
КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
В высшей школе технологизация знаний сегодня явно недостаточна, в
частности, если иметь в виду такие формы познавательной деятельности, в
которых новое знание приобретается через исследования и разработки, несущие
в себе актуальный и практически значимый для реальной профессиональной
жизни результат.
Однако наука, воцарившаяся в наши дни повсеместно, дает шанс к
изменению этой ситуации, так как и наука и образование апеллирует к знанию.
Основой для такого изменения является создание в процессе обучения особой
синтетической когнитивной конструкции, которая может быть обозначена как
инновационное знание, т. е. знание, которое несет в себе контекстный опыт
применения и в силу этого готово к практическому использованию в той или
иной профессиональной или социальной сфере деятельности.
Инновационное знание сочетает в себе такие познавательные композиты,
как полезность, диспозиционность и инструментарность знания познающего
субъекта, обуславливающего в свою очередь стремление индивида к открыванию
знания в реальной жизни и дающие возможным его использование.
Совершенно ясно, что инновационность знания, понимаемая через такие
диспозиционность и
как полезность,
познавательные композиты,
инструментарность, конституирует в современных образовательных системах
новые технологические аспекты, которые развиваются через исследовательскую
деятельность и интегрированный проект, и в то же время такое положение дел
требует выделения в этих образовательных системах наряду с традиционным
учебным
компонентом особой структурной части
учебнонаучной инновационной среды, которая должна обеспечивать новый познавательный
технологизм, построенный на основе методов, свойственных науке [1].
Создание учебнонаучной инновационной среды предполагают соединение
учебного процесса на разных стадиях школьной и вузовской подготовки с
научным поиском и инженерной деятельностью с целью решения практических и
теоретических задач, в том, числе, при создании новой техники, технологий,
изделий и услуг, при исследованиях в области фундаментальных наук, при
изучении окружающей среды – природной и социальной.
Учебнонаучная инновационная среда есть безусловная необходимость
для развития современных форм научноориентированного образования
молодежи, в основу которого заложено стремление к получению полезного и
практического результата как в прикладных, так и в теоретических областях
деятельности, что позволяет воспитывать кадры высокой квалификации,
способные создавать научную продукцию, преобразующую мир, и, кроме того,
это образование продуцирует культуру, которая делает способным общество к
восприятию новых научных результатов, к ассимиляции новых знаний, к
изменениям окружающей действительности [2].
Таким образом, целенаправленная деятельность по конструированию
учебнонаучной инновационной среды в учебных заведениях способствует
интеграция научных исследований молодежи в качестве составной части
учебного процесса в систему образования. Это и придает им инновационный
характер, создает условия для использования результатов этих исследований,
позволяет обеспечить во многом естественное включение молодых людей,
занимающихся наукой и техникой, в систему социальноэкономических
отношений современного общества.
Решающее положительное воздействие на развитие научной
инновационной направленности в деятельности молодежи может оказать
создание многоуровневой государственной системы грантовой поддержки
молодежной науки. В рамках такой системы возможны конкурсы на исследование и
разработку молодежными и смешанными коллективами научных и инженерных
задач по стратегически важным направлениям естественных, технических и
гуманитарных наук, также могут быть установлены преференции – ресурсные и
целевые, учитывающие участие молодых исследователей в традиционных
научных конкурсах.
Одной из целей такой грантовой поддержки может стать стимулирование
опережающей подготовки специалистов и ученых для работы в приоритетных и
перспективных направлениях развития науки и экономики.
Традиционно система построения научноисследовательской работы
студентов в вузах представляла собой цепочку научнообразовательных
структур: от углубленного изучения на спецкурсах и факультативах через
индивидуальные исследовательские темы к работе в научных группах и
разработческих коллективах, многие из которых представляли чисто
студенческие образования, руководимые ведущими учеными и специалистами.
Однако эта традиционная система научной работы со студентами имела
недостаточную связь с основным учебным процессом для того, чтобы можно
было говорить об их существенном взаимодействии и взаимоусилении. Кроме
того, влияние потребностей экономики на такую систему было весьма
опосредованно [3].
Учебнонаучная инновационная среда – это система организации
образовательного сообщества, способная создавать такую направленность
познавательной деятельности, которая позволяет привносить теоретические
знания и учебные инструментарные навыки в практически значимую для
личности научнопрофессиональную и социальную активность, и включающая
следующие уровни:
педагогическую пару «преподаватель – профессиональный
наставник», которая сочетает в учебнонаучной деятельности традиционного
предметника и специалистапрофессионала; структурнофункциональные компоненты, которые соединяют в
организационные формы учебнонаучной деятельности учащегося, наставника и
профессиональный коллектив с необходимым инструментарным окружением и
действий
служат для непосредственного обеспечения познавательных
учащегося, создающих инновационное знание;
интегрирующие образования, которые составляют полиморфные из
субъектов предшествующих уровней в их связи с образовательным, научным,
профессиональным, социокультурным окружениями учебного заведения и
организующие,
которые могут выполнять
методические, коммуникационные, информационные, экономические функции с
научнообразовательные,
целью обеспечения жизнедеятельности и развития учебнонаучной
инновационной среды.
Литература
1. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. – М.: ПедагогикаПресс,
2005 г.
2. Карпов А.О. Научные исследования молодежи // Вестник Российской
академии наук. 2002. Том 72. № 12, С. 10691074.
3. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы
качества образования. МоскваУфа, 2004 г.
Статья "Научно-исследовательская
Статья "Научно-исследовательская
Статья "Научно-исследовательская
Статья "Научно-исследовательская
Статья "Научно-исследовательская
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.