Цель: создать условия каждому ученику для свободного саморазвития, научить учеников самостоятельно работать с текстом по математике, определить какие умения и навыки являются для ученика обязательными в том или ином классе.
Задачи:
· научить школьника ориентироваться в тексте задачи;
· научить определять главное, оставлять логическое обоснование для получения уравнения;
· сопоставлять и обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей;
· научить решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного понимания текста.
· научить определять назначение различных видов текста (математических понятий, математических правил, задач, диаграмм, графиков, таблиц, формул);
· научить учащихся воспроизводить целостность текста с опорой на схему смысловой композиции;
· ставить перед собой цель чтения, выделять полезную в данный момент информацию.
Результат: одним из главных критериев сформированности навыка чтения является полнота понимания прочитанного. О полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения:
— общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
— нахождение нужной информации в тексте, формулировка вопросов к тексту;
— интерпретация текста, сравнение и противопоставление заключенной в тексте информации разного характера, формулировка выводов;
— связь информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя, из своих представлений о мире, поиск доводов в защиту своей точки зрения. Для развития смыслового чтения были определены приемы организации деятельности учащихся на уроках математике.
Этапы работы: в течение 2-х лет.
Оценка профессиональной деятельности
В ходе изучения литературы по «овладению навыком смыслового чтения как метапредметного результата деятельности учащихся на уроке математике» были изучены, проанализированы и организованы различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого и понятийного мышления. Благодаря внедрению нестандартных форм и методов работы с текстом у учащихся на протяжении двух лет сформировался интерес к чтению. По мере продвижения вперед повысился уровень самостоятельности учащихся в чтении (результаты отражены в таблице качества обученности по математике на 14% повысились в сравнении с предыдущим учебным годом). Учащиеся научились выделять главное из имеющейся информации, представлять информацию в табличной форме, определять необходимое количество строк и столбцов таблицы.
Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению. Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.
С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению - активизация психических процессов ученика при работе с текстом. А.А. Леонтьев пришѐл к выводу, что содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и опыта. Процесс чтения состоит из трѐх фаз. Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ. Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третья - это создание собственного нового смысла, то есть ―присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
В настоящее время у школьников, начиная с начальной школы, остро стоит проблема формирования умения и навыка работы с текстом учебника. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой требует работы с учебником и на этапе закрепления пройденного материала и при изучении нового. Учебная деятельность по формированию умений по работе с текстом и информацией в современных условиях необходимо осуществлять на основе стандартных требований. В содержании междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» ФГОС — 2 выделены для освоения следующие разделы:
· поиск информации и понимание прочитанного;
· преобразование и интерпретация информации;
· оценка информации.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:
· осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
· определением основной и второстепенной информации;
· формулированием проблемы и главной идеи текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. В концепции универсальных учебных действий наряду с другими познавательными действиями выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения, определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста. Вместе с этим смысловое чтение является метапредметным результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования. В процессе обучения математике развитие смыслового чтения возможно не только при работе с учебным текстом, но и при решении специально сконструированных контекстных задач. Под контекстными задачами будем понимать задачи, целью решения которых является разрешение стандартной или нестандартной ситуации (предметной, межпредметной или практической по описанному в ней содержанию) посредством нахождения соответствующего способа решения с обязательным использованием математических знаний.
Для развития смыслового чтения при решении контекстных математических задач могут использоваться следующие приемы:
- «Тонкие» и «толстые» вопросы, т.е. вопросы, требующие односложного или развернутого ответа («тонкие» вопросы целесообразно использовать при анализе содержания задачи, а «толстые» - на этапе проверки решения задачи или при поиске других способов решения). После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы |
«Тонкие» вопросы |
Объясните почему….? |
Кто..? Что…? Когда…? |
- ИНСЕРТ - маркировка текста значками по мере его прочтения (целесообразно использовать при решении задач с избыточными или недостающими данными, что позволит проанализировать представленную задачную ситуацию, установить связи между условием и требованием задачи). 1. Чтение индивидуальное. 2. Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал;
+ – новое;
– – думал иначе;
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал
Уже знал (V) |
Узнал новое (+) |
Думал иначе (–) |
Есть вопросы (?) |
- Составление краткой записи задачи (используется совместно с приемом «тонкие» и «толстые» вопросы);
- Составление вопросов к задаче (целесообразно использовать при организации творческой работы в группах);
- Кластер - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке (целесообразно использовать на этапе поиска пути решения и при осуществлении плана решения задачи). Использование этих приемов позволит организовать целенаправленную работу по решению контекстных (прикладных) математических задач, и вместе с тем будет способствовать развитию смыслового чтения у учащихся в дальнейшем. Ученикам предлагают прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ученики работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.
Смысловое чтение рассматривается в контексте универсальных учебных действий. Ключевые направления формирования умений работы с текстом.
1. Найти доступ к информации и извлечь ее.
2. Сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя (интегрировать и интерпретировать, связывать и толковать).
3. Размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его. Одним из решений этой проблемы я вижу в том, чтобы организовать систематическую работу с учебником математики на каждом уроке и дома.
Восприятие информации происходит в три этапа: до чтения (стадия вызова), во время чтения (стадия осмысления) и после чтения (стадия рефлексии). Тексту отводится приоритетная роль. Текст читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, учащиеся дискутируют, наконец, сочиняют. Роль учителя — в основном координирующая.
Рассмотрим каждый из этапов. 1 этап – Работа до чтения (стадия вызова). Начало урока - игра «Сыщик!», в ходе которой учитель сообщают классу название главы или параграфа. Ученики должны быстро найти данный раздел учебника в оглавлении и зачитать несколько строк из него. Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления. Результатом такой работы с книгой станет то, что учащиеся без труда по заголовку могут рассказать о том, что сегодня будет изучаться. При «разборе» заголовка у школьников может возникнуть желание определенных знаний. Вся эта предварительная работа должна настроить учеников на дальнейшее приобретение знаний, т.е. должна послужить внутренним мотивом и затем помочь ученикам выделить главное в тексте. Основной прием, который учитель может использовать на этом этапе работы с книгой – это прием «Корзина гипотез», куда ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Учитель записывает гипотезы на доску, чтобы в конце урока проверить, верны или нет, были выдвинутые ими гипотезы. Цель приема: научить учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно – исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой. Прием «Верите ли Вы?» может быть началом урока. Цель приема: вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Проводится в начале урока, после сообщения темы. Например, будем говорить о задачах на кратное сравнение.
Например, будем говорить о различие разностного и кратного сравнения.
№ |
Вопрос |
Верю |
Не верю |
1. |
Если вопрос начинается со слов на сколько, то это разностное сравнение |
|
|
2. |
Если вопрос начинается со слов во сколько раз, то это кратное сравнение |
|
|
3. |
При кратном сравнении надо вычесть из большего числа меньшее. |
|
|
4. |
При разностном сравнении надо разделить большее на меньшее. |
|
|
5. |
При кратном сравнении надо разделить большее на меньшее. |
|
|
6. |
При разностном сравнении надо вычесть из большего числа меньшее. |
|
|
7. |
При кратном сравнении находят их отношение и по нему судят, какое число больше и во сколько раз. |
|
|
8. |
Если величины имеют наименование, то сравнивать можно только величины с одинаковым наименованием. |
|
|
Затем просим учеников установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. 2 этап – Работа с текстом учебника, задачи непосредственно (стадия осмысления). Это само чтение. Работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сообщает учитель, а впоследствии они сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника, параграфа, главы. Основными целями чтения параграфа учебника могут быть: знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста, понимание информации, запоминание, использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях, подтверждение изученного или того, что знали ранее, отыскание примеров, подтверждение научных фактов, работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами). В зависимости от поставленной цели учитель должен организовать чтение параграфа одним из способов (опережающее чтение, углубленное чтение, выборочное чтение, чтение-сканирование, чтение вслух, чтение про себя, чтение по ролям, чтение-изучение, выборочное чтение, просмотр). Для лучшего понимания прочитанного текста учебника можно использовать методический прием – «Инсерт». Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. 1. Чтение индивидуальное. 2. Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал;
+ – новое;
– – думал иначе;
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал
Уже знал (V) |
Узнал новое (+) |
Думал иначе (–) |
Есть вопросы (?) |
Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Весьма интересным в этом приеме является знак «вопрос». Авторы учебников ставят перед учащимися самые разные вопросы, а вот места для вопросов самих детей ни в учебниках, ни на уроках нет. А ведь известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать, что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учащихся к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации.
В течение двух лет постепенно вводились и применялись темы, которые были направлены на формирование у учащихся умения самостоятельно работать с текстами по математике. В первом полугодии проводились контрольно-измерительные уроки, на которых было подтверждено предположение, о том, что используя во время урока соответствующие приемы развития смыслового чтения можно научить школьников ориентироваться в тексте задачи, понимать смысл прочитанного и успешно решать логические задачи. Фрагменты уроков с выводами представлены в таблице.
Тема урока |
Цель урока |
Задачи |
Основные выводы |
Единицы времени Определение времени по часам |
Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год) |
Развивать умение определять время по часам, совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки |
Учились сопоставлять и обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, 79% учащихся справились с задачей
|
Решение задач на движение |
Работать с величинами, закреплять умения решать задачи на движение, развивать логическое мышление |
Научиться моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние» |
Учились определять главное, оставлять логическое обоснование для получения уравнения, справились с задачей 73% учащихся |
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
Познакомиться с письменными приемами умножения на числа, оканчивающиеся нулями, совершенствовать умения решать уравнения |
Научиться выполнять умножение на числа, оканчивающиеся нулями, читать и записывать равенства, используя математическую терминологию, выполнять задания творческого и поискового характера |
Учились ориентироваться в тексте задачи. Возникли трудности в запоминании математической терминологии у 18% учащихся; в воспроизведении целостного текста у 23% учащихся
|
Выводы:
Работа с текстом формирует умение соотносить информацию, содержащуюся в нем, со своими знаниями и оценивать ее, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями. Кроме того, работа с текстами по математике способствует формированию навыков выполнения проверки и контроля, развитию внимания, воспитанию тщательности в выполнении работы. Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Поскольку внедрение навыка смыслового чтения при обучении математике дают положительные результаты, то необходимо продолжить формировать это умение в течение следующего учебного года.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе // Начальная школа плюс: до и после // [Электронный ресурс]. – URL : www.school 2100.ru.
2. Борисова С.В. Смысловое чтение на уроках иностранного языка в начальной школе // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 6 (31). – Часть 1. – С. 83–85. 3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 201 с.
3.Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.