Статья по экологии на тему:
Актуальность создания экологически безопасной образовательной среды Переход образовательных учреждений на образовательные стандарты нового поколения задаёт новые требования. В Федеральном государственном образовательном стандарте закономерно актуализируется вопрос о факторах и условиях, необходимых для создания успешной реализации безопасной образовательной среды.
Играпутешествие «Робинзонада»
Ермоленко Н. В.,
учитель биологии и экологии
В течение ряда лет учащиеся 57 классов химикобиологического
лицея г. Астаны изучали специализированные курсы «Азбука экологии»,
«Экология растений», «Экология животных». В целях повышения
познавательной активности учащихся использовались самые разнообразные
формы и методы работы. Одной из наиболее удачных находок можно
назвать игрупутешествие «Робинзонада».
В 2016 году знаменитому автору «Робинзона Крузо» Даниелю Дефо
исполнилось 355 лет. До сих пор воображение юных читателей поражает
образ человека, который силой знаний и воли сумел выстоять в борьбе со
стихией. Триста лет назад человек уже обладал громадным духовным
богатством, а как бы повел себя сегодня наш современник в подобной
ситуации? Какую службу сослужили бы ему современные знания?
Учащимся 57 классов было предложено вообразить себя в подобных
обстоятельствах, представив, что они отправляются всем классом (без
взрослых) в экспедицию в малоизведанный район Земли. Их задачей было –
прожить там месяц, а потом рассказать об этом в школе. Так родилась
играпутешествие «Робинзонада». Каждый класс (или группа внутри
класса) на время превращался в экипаж научной экспедиции. Он получал
запечатанный конверт, в котором лежала записка с указанием координат
точки на земном шаре, куда надлежало отправиться, Исландия, Тибет,
Аляска и т.д. и путевой листок.
Как всякая научная экспедиция, это путешествие нуждалось в
тщательной подготовке. Необходимо было собрать как можно больше
материала о заданном районе. Прежде всего, на помощь были призваны
школьные учебные предметы: экология, биология, география, история.
Потом начался сбор внепрограммной информации. Начался поиск и сбор
фотографий, документов, объектов живой и неживой природы, предметов
быта. Заочное путешествие фиксировалось в дневнике экспедиции. После
«возвращения» каждый экипаж проводил прессконференцию с рассказом
и показом самых невероятных приключений, которые произошли в
истекшем месяце. Учащиеся, не задействованные в работе экспедиций,
исполняли роль журналистов: слушали, задавали вопросы, смотрели
материалы, фотографировали. Результаты работы экспедиций оценивал
консилиум компетентных ученых (учителейпредметников), которые
высказывали свои мнения и награждали экспедиции медалями за «вклад в
науку» и «исследование неоткрытых земель».При изучении курсов «Экология растений» и «Экология животных»
игра «Робинзонада» трансформировалась в «Экологическую кругосветку»,
где в заочное кругосветное путешествие отправляются команды
профессионалов (историков, врачей, строителей, модельеров, кондитеров и
т.д.). Цели у каждой экспедиции свои. Историки должны выяснить, какой
след в истории государств оставили растения (или животные), наблюдалось
ли влияние какихлибо живых организмов на развитие человеческой
цивилизации. Строители определяли, какие растения, животные или их
части используются в качестве строительного материала в разных частях
земного шара. Кондитеры собирали рецепты экзотических блюд из
растений или животных и даже угощали ими всех желающих на пресс
конференции. Модельеры выявляли особенности дизайна верхней и нижней
одежды, изготовленной с использованием растительного или животного
материала. Врачи искали лекарственные растения и «лекарственных»
животных. Чем больше специализированных командучастниц, тем
увлекательнее проходит прессконференция.
Несмотря на то, что информация, полученная во время подготовки к
прессконференции, выходила далеко за рамки учебного предмета
«Экология», главная цель – показать единство человека и природы, их
тесную взаимосвязь и взаимообусловленность – была достигнута.
Совместная работа учащихся способствовала созданию атмосферы
сотрудничества
повышению
уровня
коммуникативности, осуществлению нравственного воспитания.
взаимопонимания,
и
Приложение
Примерное содержание путевого листка
Координаты исследуемой местности _____________________________Необходимые для отчета материалы:
1. Дневник экспедиции (включает название экспедиции, ее состав и
начальника, карту маршрута, описание путешествия).
2. Сведения об исследуемой местности (страна, климат, население,
растения, животные, минералы, достопримечательности и другое на
усмотрение членов экспедиции).
3. Материалы экспедиции (рисунки, открытки, фотографии, вырезки из
журналов, гербарий и т.д.)
Литература для учащихся
1. Дмитриев Ю. О природе для больших и маленьких. – М., 1994
2. Мир растений: Детская энциклопедия в вопросах и ответах. – М., 2003
3. Рекорды Земли – СПб, 2005
4. Экология: Энциклопедия для детей – М., 2004
5. Я познаю мир. Детская энциклопедия (экология). – М., 2005
6. Все о Земле и Вселенной. Детская энциклопедия. – М., 2004