Физическая культура и здоровье подрастающего поколения.docx
ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА
И
ЗДОРОВЬЕ
ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, физическая
культура, подрастающее поколение, формирование.
Аннотация.
Формирование,
укрепление и сохранение
индивидуального здоровья стало на сегодняшний день приоритетным
направлением в системе физического воспитания. Развитие государства, ее
дальнейшее развитие зависит напрямую от здоровья населения, от
увеличения количества крепких, здоровых, сильных телом и духом людей.
Особенно это актуально в современных условиях, все возрастающих
нагрузках на человеческий организм, ухудшение экологии, распространения
заболеваний и пагубных привычек.
По данным НИИ гигиены и здоровья детей и подростков Научного
центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых
дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди
контингента детей, поступающих в школу. Поэтому очень важно наличие у
каждого человека определенного знания о том, что такое здоровый образ
жизни, мотивации и сформированных полезных привычек [1, c. 12].
Отечественными ученными Н.П. Абаскаловой, А.Г. Горшкова,
Г.К. Зайцева и другими отмечалось, что здоровый образ жизни выражает
осведомленность человека к укреплению и развитию личностного и
общественного здоровья, реализует более ценностный вид профилактики
заболеваний первичную профилактику,
предотвращающую их
возникновения, способствует удовлетворению жизненной потребности в
активных физических упражнениях [5, c. 110]. 2
Здоровье – является совокупностью духовных и физических качеств
человека, являющихся основой его долголетия и важным условием
осуществления творческих раскрытий, высокопроизводительной трудовой
деятельности на благо общества, обеспечения крепкой дружной семьи,
воспитания и рождения детей. Справедлива поговорка: «Деньги потерял –
ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все
потерял».
Первоначальным для определения понятия «здоровье» является
определение, которое приведено в Уставе Всемирной организации
здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического,
душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней
и физических дефектов» [3].
Закладывается здоровье человека еще глубоко в детстве и по
некоторым данным научных исследований оно обуславливается:
на 50% образом жизни;
на 20% наследственностью;
на 20% состоянием окружающей среды;
на 10% возможностями здравоохранения и медицины.
Также важное место в сохранности здоровья занимает физическая
культура и спорт.
Здоровье человека в большой мере зависит от систем ценностей,
которые существуют в обществе и определяют смысл жизни. Здоровье —
это общественная и личная ценность. Формированием установки на своё
здоровье занимается новейшая отрасль знания, которая получила название
«валеология» наука о здоровье [4, c. 55].
К объективным факторам здорового образа жизни относят: 3
доступность физкультурноспортивных сооружений и комплексов
(оздоровительных центров, бассейнов, стадионов и др.), спортивного
инвентаря и т.д.
качество окружающей среды (это состояние почвы, воды, воздуха), а
также одежды, жилища, продуктов питания.
К субъективным факторам в основном относят — соблюдение
принципов здорового образа жизни, группой людей, семьей, отдельным
человеком, и это все немыслимо без массового спорта и физической
культуры.
Состояние здоровья подрастающего поколения на сегодняшний день
становится национальной проблемой, и уже становится государственной
задачей — формирование здорового образа жизни у детей с маленького
возраста, и это во многом зависит от работы по данному направлению
общеобразовательных учреждений [2, c. 98].
Здоровье подрастающего поколения — очень сложная комплексная
проблема науки, которую следует отнести к одной из главных среди уже
существующих наук, так как здоровье подрастающего поколения
определяет состояние государства в целом. Первые исследования, которые
были посвящены изучению состояния здоровья детей относятся к
прошлому веку, но многие аспекты этой глобальной проблемы требуют
дальнейшего развития.
Современное общество имеет многообразие примеров образа жизни
человека. Это многообразие иногда не является образцом именно для
ребенка, поэтому и создается хаотичность в учении ребенка о здоровом
образе жизни, и разрушаются созданные представления. Также на
сегодняшний день есть тенденция снижения здоровья детей, поэтому
возрастает потребность в формировании у подрастающего поколения 4
представления о здоровом образе жизни и требует уже других путей в
развитии, воспитании и образовании подрастающего поколения.
На сегодняшний день проблемой формирования здорового образа
жизни занимаются очень многие педагоги, психологи: педагоги
О.Л. Трещева, О.Ю. Толстова, Л.Г. Татарникова, В.Г. Алямовская и
психологи Г.С. Никифоров и др.
Интерес ученых к этой проблеме довольно не случаен. Направление
здорового образа жизни — это процесс противоречивый и сложный, на него
влияют много факторов, это ориентация и состояние воспитания в семье,
экологическая обстановка, общественное мнение, особенности развития
государства и др.
Основными составляющими здорового образа жизни являются:
1) воспитание уже с раннего детства здоровых привычек и навыков;
2) благоприятная и безопасная для обитания окружающая среда,
знание влияния неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье
человека;
3) отказ от вредных привычек;
4) здоровое питание: умеренное потребление продуктов, которое
соответствует физиологическим потребностям конкретного человека,
информированность о качестве употребляемых продуктов;
5) двигательная активность: физически активная жизнь, которая
включает специальные физические упражнения, с учетом физиологических
и возрастных особенностей;
6) общественная и личная гигиена: совокупность гигиенических
правил, выполнение и соблюдение которых способствует укреплению и
сохранению здоровья, владение навыками первой помощи;
7) закаливание. 5
Можно сказать, что формирование ценностного отношения к
здоровью и физической культуре в процессе физического воспитания
сильно способствует сохранению и достижению крепкого здоровья,
устойчивой и высокой специальной и общей работоспособности.
Значительно помогает формированию полезного для здоровья правильно
организованного режима бытовой и трудовой деятельности, обеспечивает
достаточную двигательную активность,
обеспечивает развитие и
формирование жизненно важных умений, привычек личной гигиены,
навыков [2, c. 103].
Современные научные исследования влияния на здоровье молодого
человека системных средств физической культуры и спорта говорят о том,
что сегодня это одно из самых перспективных направлений, которое
эффективно и кардинально решает вопросы улучшения здоровья.
Возможности физической культуры в укрепление здоровья,
коррекции телосложения и осанки, повышение общей работоспособности,
психической устойчивости, наконец, в самоутверждении очень большие.
Физическое развитие, тесно связанное со здоровьем – это процесс
изменения и становления естественных,
морфологических и
функциональных качеств организма человека в течение его жизни (рост, вес
тела, окружность грудной клетки, емкость легких и т.д.).
Известно, что правильные, организованные в соответствии с
современными достижениями теории и методики физического воспитания и
лечебной физкультуры занятия физическими упражнениями и закаливание
существенно повышают психическую и физическую работоспособность.
Закаливание это доступный и очень надежный метод оздоровления,
который все же требует огромной самодисциплины. Закаливание – это
эффективное средство укрепления организма человека. Особенно велика
значимость закаливания в профилактике простудных заболеваний: 6
закаленные люди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает
также устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям,
усиливая иммунные реакции [1, c. 29].
Каждое из средств физического воспитания стимулирует
работоспособность. Однако гораздо больший эффект обнаруживает
комплексное применение различных форм занятий физическими
упражнениями и естественных сил природы. Помимо занятий физического
воспитания с этой целью следует использовать утреннюю гигиеническую
гимнастику, а также физические упражнения, выполняющиеся в процессе
ежедневных занятий
(вводная гимнастика и физкультпаузы,
физкультминутки или микропаузы активного отдыха). Обязательной
составной частью оздоровительного комплекса физической культуры
является использование закаливающих воздействий, которые как ничто
другое обеспечивают высокий тонус центральной нервной системы,
повышают силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов, т.е.
улучшают основу умственной и физической работоспособности.
Итак, с помощью соответствующим образом подобранных и
организованных мероприятий с использованием физических упражнений и
физической культуры, можно в широком диапазоне изменять в
необходимом направлении показатели физического развития и
функциональной подготовки организма.
Список литературы
1. Пашевский С.А. Физическое воспитание / С.А. Пашевский. М.:
ВЛАДОС, 2016. – 203 с.
2. Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в
системе школьного образования // Современная семья: проблемы и
перспективы. РостовнаДону, 2010. – 301 с. 3. Устав (Конституция) Всемирной Организации Здравоохранения
7
[Электронный
http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/constitutionru.pdf
ресурс]
//
URL:
4. Щедрина Л.Г. Методологические основы валеологии как науки о
здоровье человека // Валеология наука о здоровье в системе
медицинского образования. Новосибирск, 2015. – 150 с.
5. Яшин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни / В.Н. Яшин. 2е изд.,
доп. М.: Айриспресс, 2014. – 164 с.
Статья по физической культуре и здоровому образу жизни
Статья по физической культуре и здоровому образу жизни
Статья по физической культуре и здоровому образу жизни
Статья по физической культуре и здоровому образу жизни
Статья по физической культуре и здоровому образу жизни
Статья по физической культуре и здоровому образу жизни
Статья по физической культуре и здоровому образу жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.