Статья по физической культуре "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
Оценка 4.7

Статья по физической культуре "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Оценка 4.7
Научные работы
docx
физическая культура
Взрослым
08.04.2018
Статья по физической культуре "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКУ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
Научная статья по предмету физическая культура "Игра как средство развития интереса к уроку физической культуры". В статье пойдет речь об отношении современной школы к урокам физической культуры, а так же представлена картотека игр и подобраны игровые элементы для использования на уроках физической культуры.
Рябых,статья.docx
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКУ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Рябых А.В., Рябых Г.Н, Студенты ЛПИ – филиала СФУ Нет в учебном плане школы предмета более естественного для школьника, чем   физическая   культура,   так   как   движение   ­   это   естественная   потребность организма. Но когда в практике школьной жизни встречаешь равнодушие к урокам физической   культуры,   то   понятно,   что   дети   теряют   интерес   к   занятиям физическими упражнениями. Поэтому в современных условиях использование игр на уроках физической культуры позволяет формировать интерес школьников к данному учебному предмету. Современные концептуальные подходы рассматривают физическую культуру и   физическое   воспитание   в   свете   культурологического   и   системно­ деятельностного   подходов[1].   Это   приводит   к   обновлению   содержания физического   воспитания,   которое   направлено   не   просто   на   физическое благополучие, а на формирование физической культуры личности учащегося. При этом   физическая   культура   личности   предстаёт   как   сложная   и   динамическая социальная   область   общей   культуры   личности,   для   которой   присущи интеллектуальная, физкультурно­деятельностная   составляющие.   мотивационно­ценностная,   социально­духовная и   Игра   в   данном   контексте   представляется нам универсальным средством физического воспитания. К исследованию проблемы «игра как средство развития интереса к уроку физической культуры»  обращались Певицына Л. М., Яковлева В.Н., Харламовой В. Ю., Щуркова, Н. Е., Есиркепов Ж.М. и другие исследователи. К   сожалению,   наши   наблюдения   показали,   что   на   сегодняшний   день   у учащихся   средней   школы   преобладает   состояние   «я   должен»,   наблюдается тенденция   снижения   интереса   к физкультурно­оздоровительной   деятельности, в частности к уроку физической культуры. И эта проблема стала очевидной давно. Однако она не только почти не решается практически, но и недостаточно освещена в методической литературе [5]. Не подлежит сомнению утверждение Яковлевой В.Н., что специалисты в области физической культуры, в свою очередь, активно работают над проблемой оздоровления   нации,   ищут   пути   повышения   интереса   к   занятиям   физической культурой, разрабатывают новые здоровьесберегающие технологии. Рассматривая данную проблему, автор приходит к заключению, что эффективному внедрению мешают следующие причины: «У школьников заметно пропал интерес к движению, к урокам физкультуры, особенно, в среднем и старшем звене. На смену подвижным играм   пришли   виртуальные   игры,   которые   увеличивают   гиподинамию, перегружают зрительную и нервную системы» [6].  Тем временем, по словам Ж.М. Есиркепова,   весьма любопытным выглядит тот факт, что игра – это не только веселое времяпровождение или физическая нагрузка   организма,   это   еще   и   средства   психологической   подготовленности. Именно   посредством   игры,   по   славам   великого   русского   врача   и   педагога П.Ф.Лесгафта,   человек   приобретает   «опытность   справляться   с   препятствиями, которые встречаются в жизни»  [1].   Интерес учащихся к народному творчеству велик.   Это   обязывает   работников   физкультурных   и   спортивных   организаций всемирно   улучшить   и   совершенствовать   учебно­воспитательную   и   спортивно­ массовую работу [1]. Следует так же отметить и то, что развитие интереса к урокам физической культуры должно соответствовать требованиям ФГОС.  Рассматривая   данную   проблему,   интересное   заключение   делает   Л.М. Певицына: «Главной целью функционирования системы физического воспитания является   человек,   личность   в   её   целостности   и   многогранности   как   высшая ценность» [2].  В решении этих важных задач ведущая роль принадлежит учителю и зависит от   его   профессионализма   и   компетентности.  Рассматривая   вопрос   об   интересе учащихся к изучению какого­либо школьного предмета надо затронуть такие очень важные   вопросы   этой   проблемы   как:   сущность   интереса   и  интерес   к   учебной деятельности как таковой.  Интерес   представляет   точка   зрения   Харламовой   В.   Ю.:   «В   своей   работе стараюсь   обеспечить   каждому   школьнику   одинаковый   доступ   к   занятиям физическими   упражнениями   и   спортом,   создавать   максимально   благоприятные условия   для   раскрытия   и   развития   не   только   физических,   но   и   духовных способностей  ребёнка,  помочь ему в самоопределении. Как  развить физические способности   ребенка,   поддержать   интерес   к   занятиям,   дать   задания,  соответствующее их физическому развитию уровня сложности? Всякое обучение возможно только тогда, когда оно опирается на собственный интерес   ребенка.   Исхожу   в   своей   работе   из   правила:   прежде   чем   объяснять   – заинтересовать,   прежде   чем   заставить   действовать   –   подготовить   к   действию, прежде   чем   сообщить   что­то новое   –   вызвать   ожидание   нового.   И   здесь   мне приходят   на   помощь   подвижные   игры,   мир   которых   богат   и   разнообразен   и способен удовлетворить потребности ребёнка в физической активности.» [4] Нами был проанализирован опыт развития интереса к учебной деятельности у учащихся в практике современной школы. Можно сделать вывод, что в арсенале учителя   сегодня   имеется   большое   количество   методов   и   средств   для  развития интереса у учащихся к уроку, предмету, познавательной деятельности и одно из них ­ игра. В процессе использования игровых и соревновательных методов физического воспитания проявляются более всего такие факторы формирования интереса, как новые   потребности,   впечатления,   эмоциональная   окрашенность   учебной деятельности, связь с эмоциональными переживаниями ребёнка.  Опираясь   на   выше   перечисленные   факторы   формирования   интереса   и основные дидактические принципы обучения, нами была разработана картотека игр   и   подобраны   игровые   элементы   для   использования   на   уроках   физической культуры,   а   так   же   ее   использование   возможно   на   занятиях   с   детьми   в дополнительном образовании. В таблице 1 представлены игры по разным видам программного материала. Что позволяет педагогу вносить в свою работу новизну и оригинальность   делать   урок   по   физической   культуре   более   интересным   для учеников. Таблица 1. ­ Подвижные игры в соответствии с основными (базовыми) видами программного материала.  Вид программного материала Легкая атлетика Спортивные игры Название подвижных игр «Беги за обручем», «Бег под уклон», «Эстафета с препятствиями»,   «Прыжки   на   одной   ноге»,   «Опереди прыжок своего  соседа», «Перепрыгни ручеек», «Прыжок сквозь обручи», «Подвешенный мяч», «Точные метания» «Увернись   от   мяча»,   «Попади   в   мишень»,   «точное попадания»,   «Спринт   с   метаниями»,   «Метание   с предельным отскоком», «Закинь палку» «Преследование   с   мячом»,   «Десять   ударов   с передачей»,   «Челночный   бег»,   «Полет   мяча»,   «Гонка мячей   по   кругу»,   «Поймай   мяч   с   лета»,   «Быстрые передачи»,   «Перехват   мяча»,   «Передачи   капитану», «Стремительные передачи», «Броски в корзину с места», «Броски   в   корзину   на   бегу»,  «Отскоки»,   «Подбивание мяча ногой», «Совместный бег в обруче», «Пока летит мяч». Гимнастика «Соблюдай   равновесие»,   «Переправа   по   узким жердям», «Удержись на месте», «Встреча на скамейке», «качающееся бревно», «Борьба на бревне», «Прыжок и эстафета», кувырок», «Акробатическая     «Комбинированная   эстафета   с   набивным   мячом», Скалолазы», «Окольцуй вершину столба» «Не дай обручу Лыжная подготовка упасть», «Пробеги под скакалкой», «Тяга кольца», «10 прыжков со скакалкой», «Бег со скакалкой», «Прыжки с подбрасыванием мяча». «Скользи   дальше»,   «Скольжение   на   одной   лыж», «Передача   лыжных   палок»,   «Спуск   по   снежному склону», «Спуск вдвоем», «Штурм вершины», «Ловкие повороты»,   «Не   останешься   без   палок»,   «Вакантное   «Гонка   лыжных   колон», место», изгороди», «Подъем по одному».   «Преодоление Плавание «Перетягивание   в   воде»,   «Плавающая   мина», «Прыгни дальше», «Выпрыгивание из воды», «Плавание с задержкой дыхания», «Вращение винтом», «Кто сделает меньше   гребков»,   «Встречная   переправа»,   «Забросить мяч в обруч», «Дельфины». Таблица   2.   ­   Подвижные   игры,   направленные   на   развитие   физических качеств.  Проявляемые качества Название подвижных игр Сила «Тяни в круг», «Кто дальше?», «Бой всадников», «Гонка Быстрота Ловкость   «Не   задень   мяча», тачек», «Перетягивание каната». «Мяч   с   четырех   сторон»,   «Кто   сильнее   и   быстрее?»,   «Кто   устоит?», «Третий лишний», «Передача мячей», «Передай­Садись», «Стрелки»,   «Падающая   палка»,   «Воробьи   и   вороны», «Пустое место», «Салки», эстафеты с бегом. «Охотники», «Альпинисты», «Борьба за мяч», «Хоккей», «Волк   и   ягненок»,   «Охотники   и   утки»,   «Подвижная цель». Таблица 3. ­ Подвижные игры, направленные на развитие и совершенствование навыков выполнения технических элементов. Название навыка Баскетбол, ведение мяча Баскетбол, ловля и передача мяча Название подвижных игр «Ловец   с   мячом»,   «Красное   знамя»,   «Почувствуй разницу», «Отрыв». «Мяч   соседу»,   «Быстрая   передача»,   «Не   давай   мяч водящему»,   «Передай­Садись», «Стрелки»,   «Падающая   палка»,   «   и   вороны»,   «Пустое   «Борьба   ног», Баскетбол,   бросок мяча место», «Салки», эстафеты с бегом. «Метко   в   цель»,   «Баскетбол   воздушными   шариком»,   «Кто   дальше   бросит?», «Попади   в   мяч», Лыжи, ходьба Лыжи, повороты Волейбол,   передача «Бомбардировка», «Не меньше другого». «Прокладка железной дороги», «Поезд». «Веер», «Зигзаг», «Кто быстрее повернется», «Слалом на равнине», «Карусели», «Поезд». Эстафеты   с   применением   передач,   «Волейбольный (прем) снизу обстрел», «Попади в точку», «Мяч над собой». В   процессе   использования   игровых   и   соревновательных   методов физического   воспитания   проявляются   более   всего   такие   факторы формирования интереса, как новые потребности, впечатления, эмоциональная окрашенность учебной деятельности, связь с эмоциональными переживаниями ребёнка.  Для   того   чтобы   уроки   не   становились   обыденностью,   а   были интересными   и   давали   положительный   эффект   на   развитие   физических качеств детей, необходимо не просто знание большого количества подвижных игр, важно знать на что направленна та или иная игра. Игровой метод и его элементы в содержании занятий по физической культуре имеют богатый педагогический потенциал: применение различных игр   и   игрового   метода   на   занятиях   физической   культурой   с   учащимися разного   возраста   и   пола   в   разных   частях   урока   может   раскрыть   новые перспективы   не   только   в   совершенствовании   содержания   и   организации занятий по физической культуре, но и даст в руки педагогу инструмент для развития   и   поддержания   интереса   к   двигательной   активности   детей,   а, следовательно, и к уроку физической культуры в целом. Литература: 1 Есиркепов Ж. М., Абжалелов Б. Б., Копжасар Б. Ж., Кужамбердиева С. Роль   средств   народной   педагогики   в   формировании   интереса   и здорового   образа   жизни   на   уроках   физической   культуры// Международный журнал экспериментального образования.­2015.­ № 2­ 1.­С.­15. 2 Певицына,   Л.М.   Как   построить   урок   физической   культуры   в соответствии   с   требованиями   ФГОС//   Научное   обеспечение   системы повышения квалификации кадров.­ 2013.­№2 (15).­ С.92. 3   Подласый,   И.П.   Педагогика:   100   вопросов   —   100   ответов:   учеб. пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. — М. : Изд­во ВЛАДОС ПРЕСС, 2006. — 365 с. 4  Харламова, В. Ю. Подвижные игры как средство физического развития и воспитания младшего школьника // nsportal.ru.­ 2013 ( Электронный   Режим   доступа: ресурс; sport/library/2013/11/05/metodicheskaya­razrabotka­podvizhnye­igry­kak­  http://nsportal.ru/shkola/fizkultura­i­ sredstvo ) 5 Щуркова,   Е.  Интерес,   Е.  е  —  2013. —  № 02. — С. 39­41    6 Яковлева,   В.Н.   Спортивные   и   подвижные   игры,   как   средство Щуркова //Физическая культура в школ   которому   нужна   няня/  Н.   Н.     оздоровления и повышение интереса к урокам физической культуры // Science Time. – 2015.­№7(19).­ С. 263­264.

Статья по физической культуре "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Статья по физической культуре "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКУ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Статья по физической культуре "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Статья по физической культуре "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКУ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Статья по физической культуре "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Статья по физической культуре "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКУ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Статья по физической культуре "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Статья по физической культуре "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКУ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Статья по физической культуре "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Статья по физической культуре "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКУ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Статья по физической культуре "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Статья по физической культуре "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКУ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Статья по физической культуре "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Статья по физической культуре "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКУ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2018