Статья по математике "Формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5-6 класса на уроках математики".
Оценка 4.8

Статья по математике "Формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5-6 класса на уроках математики".

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
математика
5 кл—6 кл
31.05.2017
Статья по математике "Формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5-6 класса на уроках математики".
В данной статье рассматриваются методы и формы занятий, которые способствуют повышению творческой активности на уроках математики и во внеурочной деятельности. Показаны примеры дидактических игр, темы проектов, которые можно сделать со школьниками. Показана важность исторического материала , который учащиеся с удовольствием рассматривают на уроке.Формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5-6 класса на уроках математики.
Формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5.docx
Формирование   положительной   мотивации   учебной   деятельности учащихся 5­6 класса на уроках математики. Что означает владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем   не   только   стандартные,   но   и   требующие   известной   независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности.                                                                                                                     (Д. Пойа)         Одной из основных целей современного образования является      гармоничное   развитие личности, ее творческих способностей на основе  формирования мотивации, необходимости образования и самообразования в течение  всей жизни. На современном этапе многое делается для формирования у учащихся   положительного отношения к учению. На это направлено использование современных  технологий обучения, применение оптимального сочетания разных его форм и  методов  работы. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с  интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители  учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением  констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”.   Как правило, отсутствие учебной мотивации школьников способствует снижению их  успеваемости.  Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения  учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению  содержания образования. Так как мы говорим о мотивации учения, то учебная  мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность.  Определяется 3 типа отношения к учению – положительное, безразличное и  отрицательное.  Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в  учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей  учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.  Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая  заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели,  преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям. Процесс  формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя.  Формированию мотивации  в целом способствуют: общая атмосфера положительного  отношения  к учению; включенность  учащихся  в совместную учебную деятельность в коллективе  (через парные, групповые работы); построение  отношения «педагог­  учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха,  использования  различных методов стимулирования ( похвалы, дачи дополнительных  заданий на оценку);  использование познавательные  игр, дискуссий, создание  проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное  разрешение; построение   изучения  материала на основе жизненных ситуаций; развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся  в учебной деятельности,  поиске нестандартных способов  решения учебных задач. Исходя из того, что  из начальной школы к нам приходят  дети, для которых основной формой активизации познавательной деятельности была  игра, стараюсь не нарушать традиции. Поэтому главным способом формирования  положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5 – 6 классов на уроках  математики, проводимых мной, является игра.  Дидактические игры хорошо  уживаются с серьезным учением, т.к. они облегчают преодоление трудностей в  усвоении учебного материала.            Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой  самостоятельную        деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной   и  коллективной. Требования к организации дидактических игр:  игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся;     игра   должна   быть   доступной   для   данного   возраста,   цель   игры   ­ достижимой, а оформление красочным и разнообразным; обязательный   элемент   игры   –   ее   эмоциональность.   Игра   должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа; присутствие элемента соревнования между командами или отдельными участниками; Классифицируя математические игры в зависимости от  цели, можно выделить 3 типа игр:   творческие игры (составление задач, кроссвордов, ребусов, сочинений); игры с раздаточным материалом (математическое лото, найти лишнее, расшифруй, морской бой);  игры – соревнования (КВН, викторины, счастливый случай, магические квадраты, математический лабиринт, цепочка). Конечно   нельзя   каждый   урок   превращать   в   игру,   дети   должны   это   понимать   и осознавать, что учеба­ дело серьезное, но элементы игры в 5­6 классах не помешают. Например, в 5 классе  по теме «Решение уравнений» можно провести урок  «Математика и здоровье человека» и предложить задачи:   1. В 5А классе 28 учеников. Нуждаются в лечение зубов несколько учащихся.  Ребят со здоровыми в 3 раза больше. Сколько ребят в классе с абсолютно здоровыми  зубами? 2.  Рецепт успокоительного чая. Трава пустырника ­ ? – 6 частей, шишки хмеля  ­ ? – 3 части, листья мяты ­ ? – 2 части, корень валерьяны ­ ? – 4 части, всего – 300  граммов.  Посчитайте, сколько граммов надо взять каждого вещества. При изучении  темы проценты можно предложить задачи. 1.На зимний период мной припасены некоторые овощи. 24% составляет капуста, 6% свекла, 16% морковь и лук и 336кг картофеля. Сколько кг всего овощей в моем  подвале? 2. Лисичка отремонтировала 30% площади жилого помещения, мышка – 20%  остатка. Сколько процентов площади жилого помещения осталось отремонтировать? 3. Лисичка испекла 20 пирожков. 3 пирожка съел зайка, 2 – мышка. Сколько  процентов всех пирожков съел каждый из них? Игра «Соревнование художников» На   доске   записаны   координаты   точек:   (0;0),(­1;1),(­3;1),(­2;3),(­3;3),(­4;6), (0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;­7),(3;­8),(0;­8),(0;0). Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок. Эту игру можно провести с обратным заданием:   нарисовать   самим   любой   рисунок,   имеющий   конфигурацию   ломаной   и записать координаты вершин. Эта игра очень нравится учащимся. Второе   направление,   которое   я   использую   для   повышения   мотивации   ­   это метод   проектов.     Метод   проектов  ­   это   способ   достижения   дидактической   цели через   детальную   разработку   проблемы,   которая   должна   завершиться   вполне реальным,   осязаемым   практическим   результатом,   оформленным   тем   или   иным способом. Метод   проектов   ­   технология,   которая   включает   в   себя   совокупность исследовательских,   поисковых,   проблемных   методов,   творческих   по   своей   сути. Проект  ценен  тем,  что   в  ходе   его  выполнения   школьники  учатся   самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Главные цели введения метода проектов на уроках математики:   показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать  приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;  реализовать свой интерес к предмету математики ; приумножить знания по  математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;  подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития,  социальной зрелости.  Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке  информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать  выводы и заключения, то он  легче будет адаптироваться в современном обществе, к  меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии  и будет жить творческой жизнью.  Третье направление­использование исторического материала, который является почти  обязательной часть каждого проекта . Математика и история­две неразрывные области  знания. Вводимый на  уроках исторический материал усиливает творческую активность учащихся. Это происходит посредством включения их в поиск новых способов  решения интересных исторических задач. Через обзоры жизни и деятельности великих математиков учитель, уже как воспитатель, имеет возможность познакомить учащихся, с самим понятием творчества, с творчеством в науке. Сведения из истории  математики, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История  обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в  свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше её понять.            Темы проектов в 5 классе: 1. Натуральные числа. 2. Единицы измерения. 3. Обыкновенные дроби. 4. Десятичные дроби. 5. Проценты. 6. Площадь. 7. Прямоугольный параллелепипед. В качестве краткосрочного проекта можно использовать творческое задание,  причем такие задания можно давать на каникулы: математическое сочинение,  сочинение стихов, сказок, разгадывание ребусов и кроссвордов. В результате такой   работы у учащихся развивается память, внимание, логическое мышлении,  способность к самоконтролю, формируется  интерес к предмету. Лучший способ изучить что­либо ­ это открыть самому.                                                                                            (Д. Пойа)

Статья по математике "Формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5-6 класса на уроках математики".

Статья по математике "Формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5-6 класса на уроках математики".

Статья по математике "Формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5-6 класса на уроках математики".

Статья по математике "Формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5-6 класса на уроках математики".

Статья по математике "Формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5-6 класса на уроках математики".

Статья по математике "Формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5-6 класса на уроках математики".

Статья по математике "Формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5-6 класса на уроках математики".

Статья по математике "Формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5-6 класса на уроках математики".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017