Статья по математике "Формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5-6 класса на уроках математики".
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
математика
5 кл—6 кл
31.05.2017
В данной статье рассматриваются методы и формы занятий, которые способствуют повышению творческой активности на уроках математики и во внеурочной деятельности. Показаны примеры дидактических игр, темы проектов, которые можно сделать со школьниками. Показана важность исторического материала , который учащиеся с удовольствием рассматривают на уроке.Формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5-6 класса на уроках математики.
Формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5.docx
Формирование положительной мотивации учебной деятельности
учащихся 56 класса на уроках математики.
Что означает владение математикой? Это есть умение решать задачи,
причем не только стандартные, но и требующие известной независимости
мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности.
(Д. Пойа)
Одной из основных целей современного образования является
гармоничное развитие личности, ее творческих способностей на основе
формирования мотивации, необходимости образования и самообразования в течение
всей жизни. На современном этапе многое делается для формирования у учащихся
положительного отношения к учению. На это направлено использование современных
технологий обучения, применение оптимального сочетания разных его форм и
методов работы. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с
интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители
учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением
констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”.
Как правило, отсутствие учебной мотивации школьников способствует снижению их
успеваемости.
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения
учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению
содержания образования. Так как мы говорим о мотивации учения, то учебная
мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность.
Определяется 3 типа отношения к учению – положительное, безразличное и
отрицательное.
Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в
учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей
учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.
Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая
заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели,
преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям. Процесс
формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя.
Формированию мотивации в целом способствуют: общая атмосфера положительного
отношения к учению; включенность учащихся в совместную учебную деятельность в
коллективе (через парные, групповые работы); построение отношения «педагог
учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха,
использования различных методов стимулирования ( похвалы, дачи дополнительных
заданий на оценку); использование познавательные игр, дискуссий, создание
проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение; построение
изучения материала на основе жизненных ситуаций; развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в учебной деятельности, поиске нестандартных способов
решения учебных задач. Исходя из того, что из начальной школы к нам приходят
дети, для которых основной формой активизации познавательной деятельности была
игра, стараюсь не нарушать традиции. Поэтому главным способом формирования
положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5 – 6 классов на уроках
математики, проводимых мной, является игра. Дидактические игры хорошо
уживаются с серьезным учением, т.к. они облегчают преодоление трудностей в
усвоении учебного материала.
Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную
деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной и
коллективной.
Требования к организации дидактических игр:
игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной
деятельности учащихся;
игра должна быть доступной для данного возраста, цель игры
достижимой, а оформление красочным и разнообразным;
обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна
вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа;
присутствие элемента соревнования между командами или отдельными
участниками;
Классифицируя математические игры в зависимости от цели, можно выделить 3
типа игр:
творческие игры (составление задач, кроссвордов, ребусов, сочинений);
игры с раздаточным материалом (математическое лото, найти лишнее,
расшифруй, морской бой);
игры – соревнования (КВН, викторины, счастливый случай, магические
квадраты, математический лабиринт, цепочка).
Конечно нельзя каждый урок превращать в игру, дети должны это понимать и
осознавать, что учеба дело серьезное, но элементы игры в 56 классах не помешают.
Например, в 5 классе по теме «Решение уравнений» можно провести урок
«Математика и здоровье человека» и предложить задачи:
1. В 5А классе 28 учеников. Нуждаются в лечение зубов несколько учащихся.
Ребят со здоровыми в 3 раза больше. Сколько ребят в классе с абсолютно здоровыми
зубами?
2. Рецепт успокоительного чая. Трава пустырника ? – 6 частей, шишки хмеля
? – 3 части, листья мяты ? – 2 части, корень валерьяны ? – 4 части, всего – 300
граммов. Посчитайте, сколько граммов надо взять каждого вещества.
При изучении темы проценты можно предложить задачи.
1.На зимний период мной припасены некоторые овощи. 24% составляет капуста,
6% свекла, 16% морковь и лук и 336кг картофеля. Сколько кг всего овощей в моем
подвале? 2. Лисичка отремонтировала 30% площади жилого помещения, мышка – 20%
остатка. Сколько процентов площади жилого помещения осталось отремонтировать?
3. Лисичка испекла 20 пирожков. 3 пирожка съел зайка, 2 – мышка. Сколько
процентов всех пирожков съел каждый из них?
Игра «Соревнование художников»
На доске записаны координаты точек: (0;0),(1;1),(3;1),(2;3),(3;3),(4;6),
(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;7),(3;8),(0;8),(0;0).
Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей
отрезком. Результат – определенный рисунок. Эту игру можно провести с обратным
заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и
записать координаты вершин. Эта игра очень нравится учащимся.
Второе направление, которое я использую для повышения мотивации это
метод проектов. Метод проектов это способ достижения дидактической цели
через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне
реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным
способом. Метод проектов технология, которая включает в себя совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно
добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Главные
цели введения метода проектов на уроках математики:
показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать
приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;
реализовать свой интерес к предмету математики ; приумножить знания по
математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;
подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития,
социальной зрелости.
Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке
информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать
выводы и заключения, то он легче будет адаптироваться в современном обществе, к
меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии
и будет жить творческой жизнью.
Третье направлениеиспользование исторического материала, который является почти
обязательной часть каждого проекта . Математика и историядве неразрывные области
знания. Вводимый на уроках исторический материал усиливает творческую активность
учащихся. Это происходит посредством включения их в поиск новых способов
решения интересных исторических задач. Через обзоры жизни и деятельности великих математиков учитель, уже как воспитатель, имеет возможность познакомить учащихся,
с самим понятием творчества, с творчеством в науке. Сведения из истории
математики, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История
обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное
мышление учеников. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в
свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше её понять.
Темы проектов в 5 классе:
1. Натуральные числа.
2. Единицы измерения.
3. Обыкновенные дроби.
4. Десятичные дроби.
5. Проценты.
6. Площадь.
7. Прямоугольный параллелепипед.
В качестве краткосрочного проекта можно использовать творческое задание,
причем такие задания можно давать на каникулы: математическое сочинение,
сочинение стихов, сказок, разгадывание ребусов и кроссвордов. В результате такой
работы у учащихся развивается память, внимание, логическое мышлении,
способность к самоконтролю, формируется интерес к предмету.
Лучший способ изучить чтолибо это открыть самому.
(Д. Пойа)
Статья по математике "Формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5-6 класса на уроках математики".
Статья по математике "Формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5-6 класса на уроках математики".
Статья по математике "Формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5-6 класса на уроках математики".
Статья по математике "Формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся 5-6 класса на уроках математики".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.