РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ
Оценка 4.6

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
математика
5 кл—6 кл
14.05.2017
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ
Аннотация: Данная статья о методах и приемах обучения решению контекстных задач. В ней показана возможность использования контекстных задач в обучении математике для повышения уровня мотивации и познавательного интереса к предмету и, как следствие, уровня учебных достижений. Ключевые слова: контекстные задачи, мотивация, познавательный интерес.
Авторский материал.docx
Н.Е.Савина, ст. Омский государственный педагогический университет. Научный руководитель­ О.В.Князев, канд.физ.­мат. наук, доцент каф.  Математики и методики обучения математике     РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА МАТЕМАТИКИ   5­6   КЛАССОВ   ПОСРЕДСТВОМ   КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ       В наше время, избранная тема является особенно важной тем, что концепция   математического   образования   в   школе   и   вузе   нацеливает   на формирование представлений о математике как методе описания и методе познания реальной действительности; на овладение конкретными знаниями, на воспитание   личности   и   интеллектуальных   умений,   необходимых   для полноценной жизни в обществе.          Реализация указанных направлений в процессе овладения современным содержанием   математического   образования   требует   системного   подхода   и комплексного изучения рассматриваемых явлений.      Проблема использования реальности в обучении математике привлекала и привлекает   внимание   исследователей   и   является   одной   из   приоритетных проблем   теории   и   методики   обучения   математике.   Однако   составляющие данной   проблемы   изучаются   изолированно,   трактуются   достаточно произвольно.   Практически   полностью   «выпала»   из   рассмотрения   теории   и методики   обучения   математике   совокупность   нестандартных   задач,   не являющихся прикладными.           Таким   образом,   односторонние   подходы   к   проблеме   использования реальности в обучении математике не позволяют выделить всю совокупность теоретических   положений.   Такую   основу   можно   создать   при   комплексном подходе к этой проблеме, рассматривая прикладную направленность курса математики 5­6 классов посредством контекстных задач как методическую систему.                Проведя   сравнительно­сопоставительный   анализ   существующих   к настоящему моменту определений «прикладной направленности», в качестве рабочей   мы   принимаем   следующее   определение.   Под   прикладной направленностью   обучения   математике   понимается   отбор   содержания, направленного на обучение применению математики в исследовании реальной действительности   и   на   его   основе   формирование   соответствующих   вне математических умений [1].       Основным средством реализации прикладной направленности выступают практические и прикладные задачи. Практико­ориентированные   задачи   –   это   задачи,   близкие   к   реальным проблемным ситуациям, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения большей или меньшей математизации. Речь в них идет о жизни школы, общества, личной жизни учащегося, спорте и др. К понятию практико­ориентированной задачи близко понятие контекстной задачи.             К контекстным относят задачи, у которых в зависимости от контекста (изменения условий) меняется решение задачи и его интерпретация [2]. Название «контекстная задача» достаточно условно, так как это не задача в общепринятом смысле, а «жизненно­имитационная» ситуация для описания или   разрешения   которой   учащиеся   используют   математический   аппарат.  С помощью   контекстных   задач   выявляются   предметные   знания   и   умения, системность   и   функциональность,   самостоятельность   и   креативность мышления,   другие   личностные   характеристики.   Результаты   использования контекстных   задач   в   обучении   математике   свидетельствуют   о   повышении уровня мотивации и познавательного интереса к предмету и, как следствие, уровня учебных достижений [3]. Нами   была   разработана   и   апробирована   экспериментальная   методика обучения   решения   контекстных   задач.   На   уроках   математики   в   5   классе применялись элементы контекстного обучения для активизации деятельности учащихся. Были   решены   задачи,   в   которых   необходимо   измерять,   вычислять, выбирать   наиболее   оптимальный   вариант   из   возможных.   Также   на   уроках математики в 5 классе были решены задачи, связанные с измерением объемов: облицовка   стен   плиткой   разной   величины.   Так,   например,   при   изучении формулы вычисления объема прямоугольного параллелепипеда ребятам  было предложено   измерить   параметры   различных   прямоугольных параллелепипедов,   которые   встречаются   в   различных   бытовых   предметах: крышка парты, ножка стула, шкаф, полка в шкафу. Каждому ученику была предложена   конкретная   задача.   Ребята   с   большим   интересом   выполняли замеры, подставляли их в формулу объема прямоугольного параллелепипеда. Мы   выявили   эффективность   проведенной   работы   и   изменения   умений решения контекстных задач.         Результаты исследования позволили сделать вывод, что уровень умений решения   контекстных   задач   у   школьников   повысился.   Математико­ статистическая   обработка   результатов   позволила   подтвердить,   что результаты,   показанные   школьниками   на   контрольном   этапе,   значимо   и достоверно   отличаются   от   результатов,   показанных   на   констатирующем этапе. Таким   образом,  проведенная  экспериментальная   работа  убедила   нас  в актуальности наших исследований  и позволила подтвердить эффективность реализации методики решения контекстных задач. Библиографический список 1. Бекболганова,   А.К.   Сущность   прикладной   направленности   обучения математике / А.К. Бенболганова, Б.К. Омарбаева, С. Кунанбай // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 10­4 (19). – С. 15­17. 2. Мусайбеков,   Р.К.   Роль   контекстных   задач   в   обучении   математики   и химии / Р.К. Мусайбеков, М.Т. Дюсембекова // Sciences of Europe. – 2016. – № 10­1 (10). – С. 83­86. 3. Дудина,  С.А.  Пратико­ориентированные  и   контекстные  задачи /   С.А. Дудина, Р.Ф. Мамалыга // Математический вестник педвузов и университетов Волго­Вятского региона. – 2010. – № 12. – С. 245­252.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2017