РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
математика
5 кл—6 кл
14.05.2017
Аннотация: Данная статья о методах и приемах обучения решению контекстных задач. В ней показана возможность использования контекстных задач в обучении математике для повышения уровня мотивации и познавательного интереса к предмету и, как следствие, уровня учебных достижений.
Ключевые слова: контекстные задачи, мотивация, познавательный интерес.
Авторский материал.docx
Н.Е.Савина, ст.
Омский государственный педагогический университет.
Научный руководитель О.В.Князев, канд.физ.мат. наук, доцент каф.
Математики и методики обучения математике
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА
МАТЕМАТИКИ 56 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ КОНТЕКСТНЫХ
ЗАДАЧ
В наше время, избранная тема является особенно важной тем, что
концепция математического образования в школе и вузе нацеливает на
формирование представлений о математике как методе описания и методе
познания реальной действительности; на овладение конкретными знаниями, на
воспитание личности и интеллектуальных умений, необходимых для
полноценной жизни в обществе.
Реализация указанных направлений в процессе овладения современным
содержанием математического образования требует системного подхода и
комплексного изучения рассматриваемых явлений.
Проблема использования реальности в обучении математике привлекала и
привлекает внимание исследователей и является одной из приоритетных
проблем теории и методики обучения математике. Однако составляющие
данной проблемы изучаются изолированно, трактуются достаточно
произвольно. Практически полностью «выпала» из рассмотрения теории и
методики обучения математике совокупность нестандартных задач, не
являющихся прикладными.
Таким образом, односторонние подходы к проблеме использования
реальности в обучении математике не позволяют выделить всю совокупность
теоретических положений. Такую основу можно создать при комплексном
подходе к этой проблеме, рассматривая прикладную направленность курса
математики 56 классов посредством контекстных задач как методическую
систему.
Проведя сравнительносопоставительный анализ существующих к
настоящему моменту определений «прикладной направленности», в качестве
рабочей мы принимаем следующее определение. Под прикладной
направленностью обучения математике понимается отбор содержания,
направленного на обучение применению математики в исследовании реальной
действительности и на его основе формирование соответствующих вне
математических умений [1].
Основным средством реализации прикладной направленности выступают
практические и прикладные задачи. Практикоориентированные задачи – это задачи, близкие к реальным
проблемным ситуациям, связанные с разнообразными аспектами окружающей
жизни и требующие для своего решения большей или меньшей математизации.
Речь в них идет о жизни школы, общества, личной жизни учащегося, спорте и
др. К понятию практикоориентированной задачи близко понятие контекстной
задачи.
К контекстным относят задачи, у которых в зависимости от контекста
(изменения условий) меняется решение задачи и его интерпретация [2].
Название «контекстная задача» достаточно условно, так как это не задача в
общепринятом смысле, а «жизненноимитационная» ситуация для описания
или разрешения которой учащиеся используют математический аппарат. С
помощью контекстных задач выявляются предметные знания и умения,
системность и функциональность, самостоятельность и креативность
мышления, другие личностные характеристики. Результаты использования
контекстных задач в обучении математике свидетельствуют о повышении
уровня мотивации и познавательного интереса к предмету и, как следствие,
уровня учебных достижений [3].
Нами была разработана и апробирована экспериментальная методика
обучения решения контекстных задач. На уроках математики в 5 классе
применялись элементы контекстного обучения для активизации деятельности
учащихся.
Были решены задачи, в которых необходимо измерять, вычислять,
выбирать наиболее оптимальный вариант из возможных. Также на уроках
математики в 5 классе были решены задачи, связанные с измерением объемов:
облицовка стен плиткой разной величины. Так, например, при изучении
формулы вычисления объема прямоугольного параллелепипеда ребятам было
предложено измерить
параметры различных прямоугольных
параллелепипедов, которые встречаются в различных бытовых предметах:
крышка парты, ножка стула, шкаф, полка в шкафу. Каждому ученику была
предложена конкретная задача. Ребята с большим интересом выполняли
замеры, подставляли их в формулу объема прямоугольного параллелепипеда.
Мы выявили эффективность проведенной работы и изменения умений
решения контекстных задач.
Результаты исследования позволили сделать вывод, что уровень умений
решения контекстных задач у школьников повысился. Математико
статистическая обработка результатов позволила подтвердить, что
результаты, показанные школьниками на контрольном этапе, значимо и
достоверно отличаются от результатов, показанных на констатирующем
этапе. Таким образом, проведенная экспериментальная работа убедила нас в
актуальности наших исследований и позволила подтвердить эффективность
реализации методики решения контекстных задач.
Библиографический список
1.
Бекболганова, А.К. Сущность прикладной направленности обучения
математике / А.К. Бенболганова, Б.К. Омарбаева, С. Кунанбай // Евразийский
союз ученых. – 2015. – № 104 (19). – С. 1517.
2.
Мусайбеков, Р.К. Роль контекстных задач в обучении математики и
химии / Р.К. Мусайбеков, М.Т. Дюсембекова // Sciences of Europe. – 2016. – №
101 (10). – С. 8386.
3.
Дудина, С.А. Пратикоориентированные и контекстные задачи / С.А.
Дудина, Р.Ф. Мамалыга // Математический вестник педвузов и университетов
ВолгоВятского региона. – 2010. – № 12. – С. 245252.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.