Г.А.Землянская
(МОУ Каменская СОШ №1
с углубленным изучением отдельных предметов
им. Героя Советского Союза В.П.Захарченко)
ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Они формируются на уроках окружающего мира, а экологическая культура и сознание вырабатываются путем практических занятий во внеурочной деятельности.
Создание нового отношения человека к природе – задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание. Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
В начальной школе дети получают достаточно большой объем знаний о природе. Этому способствует учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир», в котором определяется материал о роли человека в природе, о закономерностях окружающего мира, об экологических связях между живой и неживой природой, между природой и человеком. Интеграционные процессы в образовании позволяют учителю использовать различные методы и формы работы по вкраплению экологических материалов на уроках. Например, ведение фенологических календарей, в которых дети отмечают наблюдения, происходящие в живой и неживой природе. В этих календарях дети пишут стихи о природе, песенки, минисочинения-описания.
Перед проведением экскурсий дети организуют «экологическую почту» - самостоятельно разрабатывают правила поведения в природе. Например:
1. Не рви цветы, не ломай ветви деревьев.
2. Не трогай муравейники.
3. Не сбивай грибы, ведь природе нужны как съедобные, так и ядовитые.
4. Не повреждай кору деревьев.
На уроках литературного чтения дети сочиняют экологические сказки о ежах, кукушках, лисах, бабочках, цветах и пчелах, устанавливая взаимосвязь между различными компонентами природы.
Творческий подход к экологическому воспитанию раскрываются в создании экологических загадок. Например,
1. Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц)
2. Какая трава носит название мальчика и напитка? (Иван-чай)
3. Какие птицы едят грибы? (Кукушки)
4. Какое растение туристы называют лучшим другом? (Подорожник)
На уроках русского языка экологическое воспитание прослеживается при работе со словарем. Изучение правописания слов: растение, заяц, лисица, медведь, ворона, ягода и др. – позволяет расширить экологическое образование и воспитание детей.
Решение экологических задач на уроках математики, в которых идет речь о производстве, природе и сохранении ее богатств, об экологических проблемах, скажется позитивно не только на математических знаниях, но и на формирование положительных эмоций и качеств личности.
1. Из крана за 1 минуту вытекает 200 граммов воды. Сколько воды вытечет из него за 1 час, за сутки, за неделю?
2. Ученики 1-го класса посадили два ряда лип по 5 деревьев в каждом ряду и 3 ряда дубов по 6 деревьев в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили школьники?
3. За посевами елочек на площади 2500 га ухаживали 25 школьников. Сколько га прополол каждый школьник?
Дальнейшее отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли дети ценность природы в жизни человека, насколько глубоко будут воспитаны эстетическое и нравственное отношения к природным объектам. Важным условием экологического воспитания является практическая направленность, посильные дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это озеленение классной комнаты и школы, охрана и подкормка птиц, уход за местными родниками и водоемами.
Работа в пришкольных летних лагерях позволяет проводить проектные работы: «Лекарственные растения нашей местности», «Серебряный родник». Это изучение лекарственных растений (строение, фармацевтические особенности, использование), сбор лекарственных растений, заготовка, сдача в аптечные пункты. В нашей местности есть природный источник – родник, вода которого содержит ионы серебра. Местное население ценит этот источник и гордится им, благоустраивает его. Дети приезжают к этому источнику не только изучать родник, но и охранять его, очищать и облагораживать.
Вопросами экологического воспитания и образования младших школьников занимаются многие педагоги современности и делают это по-разному, потому что этот вопрос сложен и многообразен. Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются и в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.