Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"
Оценка 4.6
Игры +4
doc
воспитательная работа +1
6 кл—11 кл
11.11.2018
Опыт работы классного руководителя на двух классах как мотивация в работе классного руководителя и использование элементов педагогики сотрудничества через различные идеи, формы и методы, мотивирующие и стимулирующие стремление детей к обучению, создающие условия для индивидуального и коллективного творчества, а также активизация родителей в воспитательном процессе.Текст статьи с приложениями (таблицы, фото)
Пять шагов.doc
Пять шагов к успеху в воспитании
Обязанности классного руководителя настолько ответственны, многообразны и
хлопотны, что зачастую от коллег слышишь фразу: «Это такая головная боль!» Ведь
классный руководитель (я сейчас о настоящем классном, для которого школа – призвание, а
не отбывание) – и жнец, и швец, и на дуде игрец. Ему приходится привыкать, изучать и
воспитывать детей с разным уровнем развития и воспитания, с разными характерами и
привычками. А ещё работать с родителями, с учителямипредметниками и вовремя готовить
всевозможные нужноважные документы для администрации..
Но такова уж наша работа, которую мы в большинстве выбрали по призванию и из
большой любви к детям и желания научить быть человеком, чтобы в мире стало меньше зла.
Потому «ярмо» классного руководства несём и практически никогда не жалуемся. И
продолжаем гордиться своими учениками, и класс подопечных называем «мой», и искренне
радуемся их успехам и огорчаемся неудачам. Несмотря ни на что, вопреки всему.
Да, классный руководитель это непросто. А если два классных руководства сразу?
Такое тоже бывает, и называется «производственная необходимость», «форсмажор»,
«экстрим». Как угодно назовите, но, действительно, крайняя степень…
Когда два года назад меня попросили взять второй класс в руководство, некоторое
время находилась в лёгком шоке. На тот момент своим, родным, уже стал выпускной 9 класс.
Впереди были два года работы с уже сформировавшимся коллективом, подготовка к ЕГЭ по
русскому языку и удовлетворение от результата своей работы. А тут нужно взять 5 класс…
Паника, кошмары по ночам и желание спрятать голову «в песок». Но решилась, и летом
начала готовиться морально к неизвестности: большие ревновать начнут, маленьким
внимания не хватит…Не успею, не смогу, не справлюсь…Тогда я видела только минусы и
пресловутую «головную боль».
Сегодня, когда до выпускного вечера в 11 классе осталось меньше месяца, а «маленькие»
перешли в 7 класс, могу сказать, что плюсов в этой авантюре оказалось больше, несмотря на
то, что вдвое уменьшилось личное пространство и практически исчезло свободное время.
Сегодня могу поделиться опытом работы классного руководителя на двух классах, возможно,
это комуто пригодится.
Шаг 1 – « Мы – одна команда»
В первую очередь необходимо было создать команду единомышленников, которая всегда
будет готова понять и поддержать. В начале учебного года собрала родительские комитеты 5
и 10 классов, чтобы объявить, что отныне мы живем одной семьей и наша задача – сделать
жизнь дружной, интересной и полезной для всех. Председатели родительских комитетов
составили примерный план работы на два года (текущий и перспективный), чтобы объединить
усилия, никого при этом не ущемляя. Затем был разговор со старшими ребятами о понимании
ситуации и о готовности помочь.
Шаг 2 – «Помоги тому, кому труднее»
Заручившись двойной поддержкой, занялась маленькими. Им труднее всех в этой ситуации:
адаптация при переходе из начальной школы, новый классный руководитель. Для них
придумала рефлексивноделовую игру «Перезагрузка». Эту форму коллективной организации
считаю эффективной для решения актуальных и перспективных проблем класса и школы в
целом, так как в неё включены все участники образовательного процесса и при этом они
заинтересованы и уверены в общем и личном успехе. От того, насколько быстро и
беспроблемно ребёнок включится в новый учебный год и учебный процесс после летнего
отдыха, зависит многое: его эмоции и настроение, интерес к учёбе, умения и навыки,
самооценка среди сверстников, мотивация к учению и, как результат, успешность. Предлагаю описание рефлексивноделовой игры соревновательного характера
«Перезагрузка», которая может быть проведена в классе в начале каждого учебного года и
использована многократно. Предпочтительный возраст участников – 57 класс. Обязательное
условие игры – максимальная открытость и прозрачность.
Классный руководитель распределяет учеников в микрогруппы по 5 человек так,
чтобы в каждой были дети с различным уровнем знаний. Критерии получения/аннулирования
баллов первоначально также разрабатываются учителем, а в дальнейшем корректируются
совместно с ребятами. В течение недели участники группы поочередно выполняют
обязанности ответственного: ведут «журнал достижений», а в конце учебного дня вместе с
учителем подводят итог: баллы суммируются и заменяются цветными жетонами, которые для
наглядности сохраняются до конца недели в прозрачных конвертах (файлах). В пятницу
подводятся итоги, по результатам которых определяется микрогруппа, получившая
наибольшее количество жетонов, лидеры в индивидуальном зачёте и один суперлидер недели.
Результаты заносятся в таблицу результатов. Задача участников микрогруппы – собрать как
можно больше жетонов.
К концу четверти подводится общий итог, и на классном собрании в присутствии
представителей родительского комитета символические подарки получают лидерычемпионы
и те, кто достиг личных успехов, а группа, лидирующая большее количество раз, – сладкие
призы. Систему стимулирования продумывают именно родители. В результате, ни один
ребёнок не остается без подарка, ведь всегда есть за что похвалить. А в нашем классе
церемония награждения завершается чаепитием со сладкими призами.
Игра «Перезагрузка» позволяет легче включиться в учебный процесс после летних
каникул, почувствовать ответственность за свои действия, сопричастность общему
результату, работая в микрогруппе; выявить в классе много позитивных лидеров, которые
смогут реализовывать свои способности в обучении. Подобная игра помогает школьникам
лучше узнать и понять себя, обогатив эти знания мнением и отношением товарищей;
задуматься о своих возможностях, о своей роли в жизни класса. Кстати, в нашем классе два
года стабильно высокое качество знаний: 3 отличника и 14 «хорошистов» из 25 человек.
(Приложение 1)
Шаг 3 – «Вместе нам нигде не тесно»
Следующим шагом стало совместное масштабное мероприятие. В моем случае это
спортивноигровое мероприятие, в котором должны были принять участие все: ученики двух
классов, родители, учителя. Его организация заняла достаточно времени, потому игру
провели во второй четверти. Без ложной скромности скажу, что получилось здорово! Три
поколения объединило спортивное мероприятие «Спорт и мы». Все участники
распределились по командам, в которые входили родители, ученики 5 класса и
десятиклассники. Каждая команда выполняла задания на нескольких этапах: «Прыжки в
длину», «Прыжки на скакалке и отжимания», «Броски по кольцу», «Теоретические вопросы»
и общий этап «Эстафеты». За правильностью выполнения заданий следила команда
волонтёров из 10 «А», а итоги подводила счетная комиссия в составе учителя физкультуры
Лобанова Р.В., Козловской Н.Е. и Уваровой К.А., студентки 3 курса САФУ, будущего
преподавателя физической культуры в школе.
Игра прошла организованно, динамично и очень весело. Победители получили заслуженные
призы и грамоты. Понравилось всем! (Приложение 2)
Шаг 4 – пример для подражания, или «Мы будем похожи на вас!»
Когда все втянулись в учебный процесс, познакомились, поставила перед собой новую
задачу: показать маленьким пример того, к чему нужно стремиться, чтобы их тоже называли
образцовым классом, победителями и призерами во всем. С этого момента начался мастер
класс 10, а затем и 11 класса. Всё, что готовилось в классе и школе, делали вместе:
генеральная уборка кабинета, дежурство по школе, поздравления с праздниками, когда старшие поздравляют младших и наоборот; подготовка к мероприятиям, когда в качестве
инструкторов и помощников были старшие, а младшие невероятно гордились этим. Вместе
болели друг за друга, переживали и радовались любому успеху. Такими мероприятиями стали
традиционные в школе «Новый год», «8 Марта» и «23 февраля», «Смотр строя и песни»,
«Снежный десант», летняя Зарница «Салют, Победа!» Вместе выступили инициаторами акции
в школе «Георгиевская ленточка» за месяц до праздника старшие надели на школьную
форму Георгиевские ленточки, а младшие – нагрудные значки с соответствующей
символикой. К школьному смотру строя и песни отделение 5(6) «В» готовили юнармейцы
10(11) «А» класса Шилов Григорий, Гулин Павел и Морданкулов Даниил. Таких строгих и
требовательных инструкторов, пожалуй, не было ни в одном классе, поэтому I место в
течение двух лет в своей возрастной категории оба класса получали вполне заслуженно.
(Приложение 3)
Такое решение поставленной задачи позволило старшеклассникам в течение двух лет
подвести своеобразный итог школьной жизни и взглянуть на себя восхищенными глазами
младших товарищей, а у маленьких появился замечательный стимул – соответствовать
старшим.
Шаг 5 – «Вместе мы – сила!»
Не могу оставить без внимания ещё одну форму сотрудничества в воспитании, которая
также помогает в работе классного руководителя. Это совместный отдых.
Чтобы хорошо отдохнуть и восстановить силы и здоровье, не обязательно ехать в далёкие
страны. На юге Архангельской области, есть красивое место с холмистым ландшафтом.
Сказочная северная природа, синее небо, чистый прозрачный воздух. Это – центр лыжного и
горнолыжного спорта «Малиновка». Для нашей большой компании, состоящей из детей,
родителей и учителей, такие поездки стали хорошей традицией. Так, в марте 2018 года группа
состояла из 72 человек! Совместные поездки стали ярким подтверждением того, что такое
сотрудничество приносит только положительные результаты. А самое главное – все
почувствовали, что даже за такое короткое время стали единым целым, большим и
сплоченным коллективом, дружной семьёй. (Приложение 4)
Да, классный руководитель – это непросто. Но при желании можно сделать так, что
эта обязанность станет удовольствием, смыслом, наградой. Когда видишь сияющие от успеха
и радости глаза детей, чувствуешь, что они слышат и понимают тебя, когда родители
становятся помощниками и единомышленниками, когда коллеги стараются перенять чтото из
опыта твоей работы, веришь, что всё не зря. Тогда меньше станет тех, кто считает, что «нет
такой беды в России,
и
классного руководителя» и что современная молодежь – это потерянное поколение. А я в
своих ребятах уверена.
в которой нельзя было бы обвинить стихию,
случай Приложение 1
Получить жетоны можно за
1. оценку «5» + 2 шт.;
2. оценку «4» + 1 шт.;
3. оценку «3» + 0 шт.;
4. день без замечаний на уроках + 5 шт. всей группе;
5. поведение на переменах + 2 шт. (макс. + 10 шт. за день)
6. хорошие, добрые дела: помощь младшим и слабым, помощь в уборке
7.
кабинета (поднять стулья, стереть с доски) + 5 шт. в день всей группе;
участие всей группы в общеклассных и общешкольных мероприятиях + 5
шт.
Потерять жетоны можно за
1. оценку «2» 5 шт.;
2. замечание на уроке 2 шт.;
3. отсутствие школьных принадлежностей (дневник, тетрадь, ручка,
карандаш, линейка…) 2 шт. за одного ученика;
4. грубые слова – 5 шт.;
5. порчу школьного имущества (рисунки на парте, разбитое стекло и т.п.) 5
шт. всей группе;
6. поведение на переменах (шум, крик, «гонки» по школе, драки) – 5 шт. Примерная таблица результатов
7я
3я
5я
6я
1я
2я
4я
неделя
Колво
жетонов –
неделя
Колво
жетонов –
неделя
Колво
жетонов –
неделя
Колво
жетонов –
лидер в
группе
лидер в
группе
лидер в
группе
лидер в
группе
неделя
Колво
жетонов –
лидер в
группе
неделя
Колво
жетонов –
лидер в
группе
неделя
Колво
жетонов –
лидер в
группе
Колво
жетонов –
лидер в
группе
Колво
жетонов –
лидер в
группе
Колво
жетонов –
Колво
жетонов –
лидер в
группе
лидер в
группе
Колво
жетонов –
лидер в
группе
Колво
жетонов –
лидер в
группе
Колво
жетонов –
лидер в
группе
ИТОГ
Общее
колво
жетонов
Супер
лидер
Общее
колво
жетонов
Супер
лидер
Колво
жетонов –
Колво
жетонов –
Колво
жетонов –
лидер в
группе
лидер в
группе
лидер в
группе
Колво
жетонов –
лидер в
группе
Колво
жетонов –
лидер в
группе
Общее
колво
жетонов
Супер
лидер
Колво
жетонов –
Колво
жетонов –
Колво
жетонов –
Колво
жетонов –
лидер в
группе
лидер в
группе
лидер в
группе
лидер в
группе
Колво
жетонов –
лидер в
группе
1
ГР.
2
ГР.
3
ГР.
4
ГР.
5
ГР.
Колво
жетонов –
лидер в
группе
Колво
жетонов –
лидер в
группе
Колво
жетонов –
лидер в
группе
Колво
жетонов –
лидер в
группе
Колво
жетонов –
Колво
жетонов –
Колво
жетонов –
лидер в
группе
лидер в
группе
лидер в
группе
Колво
жетонов –
лидер в
группе
Колво
жетонов –
лидер в
группе
Колво
жетонов –
лидер в
группе
Колво
жетонов –
лидер в
группе
Общее
колво
жетонов
Супер
лидер
Общее
колво
жетонов
Супер
лидер Вариант оформления игры в классном кабинете «Спорт и мы»
Приложение 2 «Мы будем похожи на вас!»
Приложение 3 «Вместе мы сила!»
Приложение 4
Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"
Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"
Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"
Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"
Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"
Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"
Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"
Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"
Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"
Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"
Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"
Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.