Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"
Оценка 4.6

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Оценка 4.6
Игры +4
doc
воспитательная работа +1
6 кл—11 кл
11.11.2018
Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"
Опыт работы классного руководителя на двух классах как мотивация в работе классного руководителя и использование элементов педагогики сотрудничества через различные идеи, формы и методы, мотивирующие и стимулирующие стремление детей к обучению, создающие условия для индивидуального и коллективного творчества, а также активизация родителей в воспитательном процессе.Текст статьи с приложениями (таблицы, фото)
Пять шагов.doc
Пять шагов к успеху в воспитании                    Обязанности классного руководителя настолько ответственны, многообразны и хлопотны,   что   зачастую   от   коллег   слышишь   фразу:   «Это   такая   головная   боль!»     Ведь классный руководитель (я сейчас о настоящем классном, для которого школа – призвание, а не отбывание)  –  и жнец, и швец, и на дуде игрец. Ему приходится привыкать, изучать и воспитывать   детей   с   разным   уровнем   развития   и   воспитания,   с   разными   характерами   и привычками. А ещё работать с родителями, с учителями­предметниками и вовремя готовить всевозможные нужно­важные документы для администрации..                Но такова уж наша работа, которую мы в большинстве выбрали по призванию и из большой любви к детям и желания научить быть человеком, чтобы в мире стало меньше зла. Потому   «ярмо»   классного   руководства   несём   и   практически   никогда   не   жалуемся.   И продолжаем гордиться своими учениками, и класс подопечных называем «мой», и искренне радуемся их успехам и огорчаемся неудачам. Несмотря ни на что, вопреки всему.            Да, классный руководитель  ­ это непросто. А если два классных руководства сразу? Такое   тоже   бывает,   и   называется   «производственная   необходимость»,   «форс­мажор», «экстрим». Как угодно назовите, но, действительно, крайняя степень…              Когда два года назад меня попросили взять второй класс в руководство, некоторое время находилась в лёгком шоке. На тот момент своим, родным, уже стал  выпускной 9 класс. Впереди были два года работы с уже  сформировавшимся коллективом, подготовка к ЕГЭ по русскому языку и удовлетворение от результата своей работы. А тут нужно взять 5 класс… Паника, кошмары по ночам и желание спрятать голову «в песок». Но решилась,  и летом начала   готовиться     морально   к   неизвестности:   большие   ревновать   начнут,   маленьким внимания не хватит…Не успею, не смогу, не справлюсь…Тогда я видела только минусы и пресловутую «головную боль». Сегодня, когда до выпускного вечера в 11 классе осталось меньше месяца, а «маленькие» перешли в 7 класс, могу сказать, что плюсов в этой авантюре оказалось больше, несмотря на то, что вдвое уменьшилось личное   пространство и практически исчезло свободное время. Сегодня могу поделиться опытом работы классного руководителя на двух классах, возможно, это кому­то пригодится.            Шаг 1 – « Мы – одна команда» В   первую   очередь   необходимо   было   создать   команду   единомышленников,   которая   всегда будет готова понять и поддержать. В начале учебного года собрала родительские комитеты 5 и 10 классов, чтобы объявить, что отныне мы живем одной семьей и наша задача – сделать жизнь дружной, интересной и полезной для всех.   Председатели  родительских  комитетов составили примерный план работы на два года (текущий и перспективный), чтобы объединить усилия, никого при этом не ущемляя. Затем был разговор со старшими ребятами о понимании ситуации и о готовности помочь.             Шаг 2 – «Помоги тому, кому труднее» Заручившись двойной поддержкой, занялась маленькими. Им труднее всех в этой ситуации: адаптация   при   переходе   из   начальной   школы,   новый   классный   руководитель.   Для   них придумала рефлексивно­деловую игру «Перезагрузка». Эту форму коллективной организации считаю эффективной для решения актуальных и перспективных проблем класса и школы в целом, так как в неё включены все участники образовательного процесса и при этом они заинтересованы   и   уверены   в   общем   и   личном   успехе.   От   того,   насколько   быстро   и беспроблемно ребёнок включится  в новый учебный год и учебный процесс после летнего отдыха,   зависит   многое:   его   эмоции   и   настроение,   интерес   к   учёбе,   умения   и   навыки, самооценка среди сверстников, мотивация к учению и, как результат, успешность. Предлагаю   описание   рефлексивно­деловой   игры   соревновательного   характера «Перезагрузка», которая может быть проведена в классе в начале каждого учебного года и использована многократно. Предпочтительный возраст участников – 5­7 класс. Обязательное условие игры – максимальная открытость и прозрачность.              Классный руководитель распределяет учеников  в микрогруппы  по 5 человек так, чтобы в каждой были дети с различным уровнем знаний. Критерии получения/аннулирования баллов   первоначально   также   разрабатываются   учителем,   а   в   дальнейшем   корректируются совместно   с   ребятами.   В   течение   недели   участники   группы   поочередно   выполняют обязанности ответственного:  ведут «журнал достижений», а в конце учебного дня вместе с учителем подводят итог: баллы суммируются и заменяются цветными жетонами, которые для наглядности   сохраняются   до   конца   недели   в   прозрачных   конвертах   (файлах).   В   пятницу подводятся   итоги,   по   результатам   которых   определяется   микрогруппа,   получившая наибольшее количество жетонов, лидеры в индивидуальном зачёте и один супер­лидер недели. Результаты заносятся в таблицу результатов. Задача участников микрогруппы – собрать как можно больше жетонов.                       К концу четверти подводится общий итог, и на классном собрании в присутствии представителей родительского комитета символические  подарки получают лидеры­чемпионы и те, кто достиг личных успехов, а группа, лидирующая большее количество раз, – сладкие призы.   Систему   стимулирования   продумывают   именно   родители.   В   результате,   ни   один ребёнок   не   остается   без   подарка,   ведь   всегда   есть   за   что   похвалить.   А   в   нашем   классе церемония награждения завершается чаепитием со сладкими призами.               Игра «Перезагрузка»  позволяет легче включиться в учебный процесс после летних каникул,   почувствовать   ответственность   за   свои   действия,   сопричастность   общему результату, работая в микрогруппе; выявить в классе много позитивных лидеров, которые смогут реализовывать свои способности в обучении. Подобная игра помогает школьникам лучше   узнать   и   понять   себя,   обогатив   эти   знания   мнением   и   отношением   товарищей; задуматься о своих возможностях, о своей роли в жизни класса. Кстати, в нашем классе два года стабильно  высокое качество знаний:  3 отличника и 14 «хорошистов» из  25 человек. (Приложение 1)              Шаг 3 – «Вместе нам нигде не тесно»            Следующим шагом стало совместное масштабное мероприятие. В моем случае ­ это спортивно­игровое мероприятие, в котором должны были принять участие все: ученики двух классов,   родители,   учителя.   Его   организация   заняла   достаточно   времени,   потому   игру провели во второй четверти. Без ложной скромности скажу, что получилось здорово! Три поколения   объединило   спортивное   мероприятие   «Спорт   и   мы».   Все   участники распределились   по   командам,   в   которые   входили   родители,   ученики   5   класса   и десятиклассники.   Каждая   команда   выполняла   задания   на   нескольких   этапах:   «Прыжки   в длину», «Прыжки на скакалке и отжимания», «Броски по кольцу», «Теоретические вопросы» и   общий   этап   ­   «Эстафеты».   За   правильностью   выполнения   заданий   следила   команда волонтёров из 10 «А», а итоги подводила счетная комиссия в составе учителя физкультуры Лобанова   Р.В.,   Козловской   Н.Е.   и   Уваровой   К.А.,   студентки   3   курса   САФУ,   будущего преподавателя физической культуры в школе.  Игра прошла организованно, динамично и очень весело. Победители получили заслуженные призы и грамоты. Понравилось всем!  (Приложение 2)              Шаг 4 – пример для подражания, или «Мы будем похожи на вас!»            Когда все втянулись в учебный процесс, познакомились, поставила перед собой новую задачу: показать маленьким пример того, к чему нужно стремиться, чтобы их тоже называли образцовым классом, победителями и призерами во всем. С этого момента начался мастер­ класс   10,   а   затем   и   11   класса.   Всё,   что   готовилось   в   классе   и   школе,   делали   вместе: генеральная   уборка   кабинета,   дежурство   по   школе,   поздравления   с   праздниками,   когда старшие поздравляют младших и наоборот; подготовка к мероприятиям, когда в качестве инструкторов и помощников были старшие, а младшие невероятно гордились этим. Вместе болели друг за друга, переживали и радовались любому успеху. Такими мероприятиями стали традиционные в школе «Новый год», «8 Марта» и «23 февраля», «Смотр строя и песни», «Снежный десант», летняя Зарница «Салют, Победа!» Вместе выступили инициаторами акции в  школе   «Георгиевская   ленточка»   ­  за  месяц   до  праздника  старшие   надели   на  школьную форму   Георгиевские   ленточки,   а   младшие   –   нагрудные   значки   с   соответствующей символикой. К школьному смотру строя и песни отделение 5(6) «В» готовили юнармейцы 10(11) «А» класса Шилов Григорий, Гулин Павел и Морданкулов Даниил. Таких строгих и требовательных   инструкторов,   пожалуй,   не   было   ни   в   одном   классе,   поэтому  I  место   в течение   двух   лет   в   своей   возрастной   категории   оба   класса   получали   вполне   заслуженно. (Приложение 3)            Такое решение поставленной задачи позволило старшеклассникам в течение двух лет подвести  своеобразный  итог  школьной   жизни  и   взглянуть  на  себя  восхищенными  глазами младших   товарищей,   а   у   маленьких   появился   замечательный   стимул   –   соответствовать старшим.                Шаг 5 – «Вместе мы – сила!»           Не могу оставить без внимания ещё одну форму сотрудничества в воспитании, которая также помогает в работе классного руководителя. Это совместный отдых.  Чтобы хорошо отдохнуть и восстановить силы и здоровье, не обязательно ехать в далёкие страны.   На   юге   Архангельской   области,   есть   красивое   место   с   холмистым   ландшафтом. Сказочная северная природа, синее небо, чистый прозрачный воздух. Это – центр лыжного и горнолыжного   спорта   «Малиновка». Для   нашей   большой   компании,   состоящей   из   детей, родителей и учителей, такие поездки стали хорошей традицией. Так, в марте 2018 года группа состояла из 72 человек! Совместные поездки  стали ярким подтверждением того, что такое сотрудничество   приносит   только   положительные   результаты.   А   самое   главное   –   все почувствовали,   что   даже   за   такое   короткое   время   стали   единым   целым,   большим   и сплоченным коллективом, дружной семьёй. (Приложение 4)              Да, классный руководитель – это непросто. Но при желании можно сделать так, что эта обязанность станет удовольствием, смыслом, наградой. Когда видишь сияющие от успеха и   радости   глаза   детей,   чувствуешь,   что   они   слышат   и   понимают   тебя,   когда   родители становятся помощниками и единомышленниками, когда коллеги стараются перенять что­то из опыта твоей работы, веришь, что всё не зря. Тогда меньше станет тех, кто считает, что «нет такой беды в России,   и классного руководителя» и что современная молодежь – это потерянное поколение. А я в своих ребятах уверена.    в   которой   нельзя   было   бы обвинить стихию,   случай Приложение 1 Получить жетоны можно за  1. оценку «5»  + 2 шт.; 2. оценку «4»  + 1 шт.; 3. оценку «3»  + 0 шт.; 4. день без замечаний  на уроках + 5 шт. всей группе; 5. поведение на переменах + 2 шт. (макс. + 10 шт. за день) 6. хорошие, добрые дела: помощь младшим и слабым, помощь в уборке  7. кабинета (поднять стулья, стереть с доски)  + 5 шт. в день всей группе;  участие всей группы в общеклассных и общешкольных мероприятиях  + 5  шт. Потерять жетоны можно за 1. оценку «2»  ­  5 шт.; 2. замечание на уроке  ­ 2 шт.; 3. отсутствие школьных принадлежностей (дневник, тетрадь, ручка,  карандаш, линейка…)  ­  2 шт. за одного ученика;  4. грубые слова – 5 шт.; 5. порчу школьного имущества (рисунки на парте, разбитое стекло и т.п.)  ­ 5 шт. всей группе; 6. поведение на переменах (шум, крик, «гонки» по школе, драки) – 5 шт. Примерная таблица результатов  7­я 3­я 5­я 6­я 1­я 2­я 4­я неделя Кол­во  жетонов – неделя Кол­во  жетонов – неделя Кол­во  жетонов – неделя Кол­во  жетонов – лидер в  группе ­  лидер в  группе ­  лидер в  группе ­  лидер в  группе ­  неделя Кол­во  жетонов –   лидер в  группе ­  неделя Кол­во  жетонов –   лидер в  группе ­  неделя Кол­во  жетонов –   лидер в  группе ­  Кол­во  жетонов –   лидер в  группе ­  Кол­во  жетонов –   лидер в  группе ­  Кол­во  жетонов – Кол­во  жетонов – лидер в  группе ­  лидер в  группе ­  Кол­во  жетонов –   лидер в  группе ­  Кол­во  жетонов – лидер в  группе ­  Кол­во  жетонов –   лидер в  группе ­  ИТОГ Общее  кол­во  жетонов­ Супер­ лидер ­  Общее  кол­во  жетонов ­ Супер­ лидер ­  Кол­во  жетонов – Кол­во  жетонов – Кол­во  жетонов – лидер в  группе ­  лидер в  группе ­  лидер в  группе ­  Кол­во  жетонов –   лидер в  группе ­  Кол­во  жетонов –   лидер в  группе ­  Общее  кол­во  жетонов ­ Супер­ лидер ­  Кол­во  жетонов – Кол­во  жетонов – Кол­во  жетонов – Кол­во  жетонов – лидер в  группе ­  лидер в  группе ­  лидер в  группе ­  лидер в  группе ­  Кол­во  жетонов –   лидер в  группе ­  1 ГР. 2 ГР. 3 ГР. 4 ГР. 5 ГР. Кол­во  жетонов – лидер в  группе ­  Кол­во  жетонов –   лидер в  группе ­  Кол­во  жетонов – лидер в  группе ­  Кол­во  жетонов –   лидер в  группе ­  Кол­во  жетонов – Кол­во  жетонов – Кол­во  жетонов – лидер в  группе ­  лидер в  группе ­  лидер в  группе ­  Кол­во  жетонов –   лидер в  группе ­  Кол­во  жетонов –   лидер в  группе ­  Кол­во  жетонов –   лидер в  группе ­  Кол­во  жетонов – лидер в  группе ­  Общее  кол­во  жетонов ­ Супер­ лидер ­  Общее  кол­во  жетонов ­ Супер­ лидер ­ Вариант оформления игры в классном кабинете «Спорт и мы» Приложение 2 «Мы будем похожи на вас!» Приложение 3 «Вместе мы ­ сила!»  Приложение 4

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"

Статья по педагогике "Пять шагов к успеху в воспитании"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018