Пути повышения учебной мотивации в условиях современной школы
Мотивация является одной из наиболее болезненных проблем в условиях современной российской школы. Часто встретишь учителя, который жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках. Поэтому можно предположить, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. У нас возникают вопросы о том, почему один ребёнок учиться с радостью, а другой – с безразличием? Что надо сделать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответы на эти вопросы решат проблемы мотивации учения школьника.
Формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. Чтобы сформировать мотивы учения надо создать такие условия, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и в дальнейшем саморазвитие им своей мотивационной сферы. Роль учителя будет заключаться не в простом наблюдении за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он должен будет стимулировать ее развитие системой психологически продуманных приемов.
Позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки - всё это играет важную роль в стимулировании познавательного интереса. Следует понимать, что большое значение имеет формирование мотивации не только у неуспевающих учащихся, но и у каждого, даже благополучного ребенка. Для этого необходимо выявить состояние познавательной сферы ребёнка (стремление учиться), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения).
Использование дифференцированного подхода к обучению очень актуально в последние годы, так как уровень развития учащихся в классе различен. Он подразумевает широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.
Личностно - ориентированный подход обеспечивает развитие способов саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения. В процессе обучения прослеживается индивидуальная дифференциация. Этот подход имеет много положительных моментов:
Ø исключаются неоправданные и нецелесообразные уравниловка и «усреднение» детей;
Ø у учителя появляются возможности оказывать помощь слабым ученикам и направлять деятельность «сильных»;
Ø осуществляется желание учащихся быстрее продвигаться в образовании;
Ø главный ориентир – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей
Обучение нельзя рассматривать без постоянного учебного общения. Чтобы стимулировать мотивационную сферу детей необходимо создавать условия для их совместной деятельности. Для организации такого учебного процесса следует использовать технологию коллективного взаимообучения. Работая в группе, дети более внимательно относятся к оценке своего участия в выполнении совместного задания (групповая деятельность, работа в парах), так как такая работа побуждает учащегося к активным действиям. Он не может долго наблюдать: ученик проявляет инициативу, учится планировать свои действия и убеждать в их правильности одноклассников. Его обращение за помощью в случае затруднения носит осознанный характер, а вопросы о неизвестном становятся более конкретными. Групповые формы работы хороши тем, что снимают излишнее напряжение вокруг отметок, которые всегда связаны с внешней мотивацией. Кроме того, в группе всегда будет больше возможностей для индивидуальной учебной активности ученика, чем при фронтальной работе. Парная форма работы хороша при формировании внимательности учащихся, когда им предлагается проверить работы друг друга. Самостоятельное оценивание своей работы во время проверки тоже снимает нежелательное напряжение вокруг оценивания учителем и ведёт к формированию самооценивающегося субъекта.
Методы проблемного обучения играют важную роль в формировании мотивов. Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.
Педагогическую проблемную ситуацию можно создать с помощью активизирующих
действий, постановки учителем вопросов, подчёркивающих противоречия, новизну,
важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Суть его состоит
в том, что учитель не только сообщает детям конечные выводы науки, но и в
какой-то мере воспроизводит путь их открытия («эмбриологию истины»). Ученик
должен начать действовать, чтобы мотивы укрепились и развились. Введение новых
знаний очень эффективно начинать с создания учебно-проблемных ситуаций, с
какой-либо практической работы, а не с вопроса, задачи или рассказа. Такая
проблемная ситуация, несомненно, окажется мощным толчком к началу интенсивного
мышления, если сразу после этого поставить проблемный вопрос.
Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к приемам
познавательных действий, содержанию учебного материала.
Следует знать, что ни слишком лёгкий, ни слишком тяжёлый материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
Основа для проявления активности ребёнка, его мотивированного обучения - создание на уроке ситуации успеха для. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главного, ответы на вопросы и т. д.), то их ответ будет успешным. Для этого надо оговаривать на каждом уроке, что и как следует подготовить дома.
Считаю, что следующие формы работы служат для формирования повышения качества обучения учащихся, стимулирования познавательной активности учащихся:
· дидактические игры и упражнения в урочной и внеурочной деятельности;
· личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
· внеклассные мероприятия по предметам
· творческие работы учащихся по разным предметам и текущим темам;
· проведение предметных олимпиад;
· использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, критического мышления,развивающие задания и т. д.);
· интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)
· использование современных инновационных технологий (интерактивная доска, компьютеры, цифровая аудио и видеотехника и т.п.) в обучающем процессе
Давнодоказано, что способствуют повышению мотивации проблемные и исследовательские методы обучения.
Использование творческих работ очень важно в учении. Продуктивные письменные работы порождают значительно более богатую письменную речь (за счёт того, что мотив находится внутри самой речи)[Ляудис, Негурэ]. Мотив речи находится внутри письменной речи в том случае, если эта речь служит самовыражению и фиксации творческой идеи, которую потом интересно будет продемонстрировать всем. Это не значит, что творческие работы должны писаться на свободные темы и не должны быть никак формально ограничены. Тематические и формальные ограничения, напротив, необходимы, они направляют творческую мысль учащегося; главное – чтобы эти ограничения не касались идеи текста и средств её выражения.
Иногда полезно давать детям возможность самим выбирать себе задание, если учитель видит, что похожие задания ведут к формированию одного и того же действия или понятия.
Важное значение имеет обратная связь, которая должна быть максимально конкретной, разнообразной и индивидуализированной. Неуспешный ученик не должен оказываться в ситуации постоянных негативных оценок. Порицание нерадивого ученика в средней школе, если оно действительно необходимо, должно противопоставлять его не учителю, а коллективу учащихся (но и этим опасно злоупотреблять). Похвала тоже может быть неэффективной, если не соответствует качеству работы, или не учитывает усилия учащегося и значение достигнутого результата, или приписывает успех внешним факторам, или просто неконкретна и выражена стандартно. Эффективная похвала должна осуществляеться обоснованно; конкретизироватьт действие, за которое хвалят; иметь спонтанный и разнообразный характер и другие признаки искренности; акцентировать внимание на конкретных результатах учеников; давать информацию о компетентности или достижениях учеников; настраивать на позитивное отношение (внимание) к выполнению задания; использовать прежние достижения ученика в качестве контекста для оценки текущего достижения, учитывать усердие, приписывать успех усердию; стимулировать веру учеников в то, что они стараются потому, что им это нравится, или потому, что они хотят этому научиться [Лефрансуа].
Большое значение в становлении мотивации учебной деятельности имеет оценка.
Учителя нередко пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе. В этом случае отметка заслоняет подлинную ценность его деятельности. Не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная на внешние ее атрибуты, на оценку, деятельность учащихся становится недостаточно эффективной. В результате отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, а сама учебная работа теряет для них всякую ценность.
Очень важно для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Он должен направляться на формирование у детей адекватной самооценки своей деятельности, ее рефлексии. Второстепенное место должна занимать балльная отметка в оценочной деятельности учителя. Неудовлетворительные отметки надо использовать в текущем учете особенно осторожно.
Для повышения учебной мотивации следует активизировать учебно-познавательную деятельность.
Этому способствует использование занимательных задач. Познавательный интерес, возникающий в процессе учения является самым действенным среди всех мотивов учебной деятельности. Он активизирует умственную деятельность, направляет ее к последующему решению различных задач. Его можно формировать разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности вызывают чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им освоить любой учебный материал. Занимательные задания можно включать в каждый этап урока.
Считаю, что игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Средний возраст надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. В различном возрасте используются совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. В целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления в каждом возрасте учащиеся находят в игре свое. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания, способствует повышению учебной мотивации. Надо всеми возможными способами надо пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации.
Рефлексия имеет большое значение, она помогает дать оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).
Следуетсвести до минимума применение наград и наказаний за результаты обучения. Психологи отмечают, что введение поощрений и наказаний, выполняющих функцию внешнего контроля, ослабляет внутреннюю мотивацию. У обучающего создается впечатление, что не он сам, а внешние оценки являются причинами его поведения. В результате этого обучение начинает выполняться не в полную силу его внутренних достоинств, а ради внешних наград.
Все вышесказанное не означает, что внешние награды и порицания совершенно бесполезны и не нужны. Они нужны, но в совершенно другой функции. Они должны не контролировать деятельность, а информировать ученика об успешности его деятельности. Принцип отсутствия наказания за неудачи должен стать более важным длу ученика.
Мы рассмотрели различные пути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся. Для её становления следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, так как не один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации всех учащихся. То, что для одного учащегося является важным, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все пути являются достаточно эффективным средством формирования мотивации к обучению у учащегося.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.