Статья по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»
Оценка 4.7

Статья по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
воспитательная работа
4 кл—6 кл
08.04.2019
Статья  по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»
Роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников играют классные руководители, которые знакомят обучающихся с символикой России, Белгородской области, Белгородского района, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и пограничниками, проводят большую экскурсионную работу по памятным и историческим местам села Красный Хутор, знакомят обучающихся с памятниками культуры, заповедными уголками Белгородской области.
ДОКЛАД гражд. и патриот. воспит.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Краснохуторская основная общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» Статья  по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя» Составили:  учитель начальных классов Абульфатова Зоя Константиновна Учитель географии Бугаенко Светлана Юрьевна 8 2017г.                        Главная концептуальная идея УМК «Школа России»: российская школа должна стать школой духовно­нравственного развития и воспитания гражданина – патриота нашего Отечества. Отсюда следует, что важнейшая задача   российской   школы   –   становление   российской   гражданской идентичности обучающихся.           Воспитание (в том числе гражданское и патриотическое) подрастающего поколения в современном обществе осуществляется в условиях экономико­ политического   реформирования,   в   ходе   которого   существенно   изменилась   принципы   функционирования социально­культурная   жизнь   людей, образовательных   учреждений,   молодежных   объединений   и   организаций. Государственная   программа   «Патриотическое   воспитание   граждан   РФ   на 2006­2010 гг.» определила стратегические цели государства и основные пути развития   системы   патриотического   воспитания   граждан.   Эта   программа направлена   на   дальнейшее   формирование   патриотического   сознания российских   граждан   как   важнейшей   ценности,   одной   из   основ   духовно­ нравственного единства общества.           Патриотизм, по мнению философов, ­ одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще   всем   народам.   Это   важное   качество   человека,   предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно   патриотизм   являлся   тем   фундаментом,   который   во   все   времена объединял все  слои российского общества.             Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием   окружающей   природы,   народного   искусства   и   практической 8 деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время и по­своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице,   селу,   городу;   и   только   взрослея,   набираясь   опыта   и   знаний,   он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.           В. И. Даль в своем словаре дает следующее определение: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб».                     В   филологическом   словаре   «патриотизм»   определяется   как нравственный   и   политический   принцип,   социальное   чувство,   содержанием которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление  защищать интересы Родины.           Патриотическое воспитание  существовало во все времена , независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом.                     Вопросы   патриотического   воспитания   исследовались   в   трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М. В. Ломоносова, В. Г. Белинского, К. Д. Ушинского, В. И. Водовозова, П. Ф. Каптерева и др. все они отмечали, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку,   национальной   культуре.     К.   Д.   Ушинский   считал,   что   патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную   опору   для   борьбы   с   его   дурными   природными,   личными, семейными и родовыми наклонностями».                     Сегодня  патриотическое   воспитание   –  это   систематическая деятельность классных руководителей   по формированию у юных граждан патриотического   сознания,  ценностей,  чувства   верности   своему   Отечеству, готовности   к   выполнению   гражданского   долга,   а   его   основная   цель   ­ формирование   духовно   и   физически   здорового   человека,   неразрывно 8 связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.                    Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:  развитие   личности,   обладающей   качествами   гражданина   –   патриота Родины,   способной   успешно   выполнять   гражданские   обязанности   в мирное и военное время;  расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое культурное наследие;  изучение живой национальной культуры, народного искусства;  привитие   учащимся   чувства   глубокого   уважения     и   почтения   к символам РФ и др.                      Патриотическое   воспитание   всегда   было   одним   из   важнейших направлений в работе классного руководителя.           Школьники в возрасте 7­10 лет наиболее восприимчивы для воспитания положительных   черт   личности,   в   том   числе   и   патриотизма.   Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный   авторитет,   которым   пользуется   учитель,   создают   благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Многие психологи (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Фельдштен) считают, что именно в в этом   возрасте   происходит   активный   процесс   накопления   знаний   о положительном   и   отрицательном   в   жизни   общества,   о   взаимоотношениях между  людьми,  о  свободе   выбора   того  или   иного  способа   поведения.  Это время,   когда   чувства   господствуют   над   всеми   сторонами   жизни   ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру. Эмоциональные переживания, а не разумные доводы часто имеют доминирующее значение. Поэтому восприятие такими школьниками     журчания   ручейка,   песен   зяблика,   всплеска   рыб,   ощущения 8 утренней прохлады и прочего рождает впечатления, которые надолго, иногда всю жизнь, сохраняются в их душе.           Поэтому мы со своими учениками ходим во время классных часов  на экскурсии по своему селу, по лугам и полям нашего Красного Хутора, где они своими глазами видят эту красоту своей маленькой Родины.                    По мнению С. П. Баранова, на основе систематизации чувственных образов   можно   управлять   процессом   возникновения   и   формирования патриотических чувств у детей. Педагогические воздействия заключаются в том,  чтобы,  во­первых,  представить   ту  совокупность   чувственных   образов, мыслей,   состояния   ребенка,   которая   характеризует   смысл   его   внутренней жизни; во­вторых, выделить те патриотические идеи, которые возникают на основе   этих   образов;   в­третьих,   разработать   определенные   педагогические технологии,   воздействие   которых   будет   способствовать   развитию   и укреплению патриотических чувств.                Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те   внутренние   психолого­педагогические   компоненты,   которые   в   своей совокупности   выступают   как   носители   указанного   качества.   Такими компонентами,  по   определению   И.  Ф.   Харламова,  являются   потребностно­ интеллектуальный, эмоционально­чувственный, поведенческий и волевой.           Потребностно­мотивационный компонент патриотизма формируется, прежде всего, в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы, создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви, гордости за свою Родину, восхищались ее славной историей, мужеством и храбростью патриотов.            Учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческие работы, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются со знаменитыми и героическими людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги.           Так мы с обучающимися посетили Диарамму «Огненная дуга» в городе Белгород.   С   каким   вниманием   они   слушали   экскурсовода,   осматривали 8 землянки  и  блиндажи, военную  форму, танки  и  самолеты  времен  Великой Отечественной  войны.  Ребята   увидели   фрагменты  боев,  читали   фронтовые письма,   рассматривали   военные   фотографии.   После   этой   увлекательной экскурсии мы оставили свои отзывы в специальной книге. А на следующий день  ребята  выразили  свои  эмоции,  переживания,  впечатления  в  рисунках, которые наглядно показали, как они восприняли эту поездку.                    Когнитивно­интеллектуальный    компонент   включает   в   себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных   видах   деятельности     детей:   в   беседах,   сообщениях   на патриотическую   тему,   проведении   литературно­музыкальных   гостиных, устных фольклорно­этнографических экспедиций.                    Это наши походы по селу, где ребята встречаются со старейшими жителями,   которые   знакомят   их   с   нашим   фольклором,   рассказывают   им сказки, загадывают старинные загадки: Черный Ивашка –  деревянная рубашка, где носом проведет –  там след кладет.  (карандаш)                    Эмоционально­чувственный  компонент состоит из формирования у детей   патриотических   чувств,   взглядов   и   убеждений.   Важно,   чтобы полученные знания учащихся о патриотизме приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились   в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна   быть   насыщенной   яркими   примерами   проявления   патриотизма,   ее необходимо   тщательно   продумывать   и   отбирать,   создавая   и   такие педагогические ситуации, которые включали бы в себя элементы дискуссий, в результате чего складывается их собственная позиция.                    Так мы побывали в Белгородском зоопарке, где познакомились с представителями   животных   разных   стран,   узнали   о   способах   их   питания, образом жизни и т. д. Ребята с удовольствием пообщались с животными, что 8 оставило в их душе неизгладимое впечатление. В мае 2014 года мы совершили экскурсию в Борисовский район, где побывали на Борисовской керамической фабрике и посетили заповедник «Лес на Ворскле».           Поведенческий и волевой компоненты – это формирование у учащихся способности   к   волевым   проявлениям   в   области   патриотизма   и   культуры межнациональных   отношений.   Сюда   относятся   различные   виды   трудовой, спортивной, туристско­краеведческой работы, празднование юбилейных дат, встречи   с   ветеранами     и   знаменитыми   людьми.   Учащиеся   нашей   школы принимают активное участие в областной операции «Зеленая столица».                      Патриотическое   воспитание   тесно   связано   с   национальным воспитанием,   которое   ставит   своей   целью   сохранение   народных   обычаев, обрядов,   традиций,   языка   и   передачу   этих   знаний   новому   поколению. Народная педагогика является основой теории патриотического воспитания. К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах, имеет и ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов».  В традициях народного воспитания – отношения к ребенку как к активному существу, который стремится найти свое место в жизни. По мнению академика Г. Н. Волкова, народная педагогика – это совокупность педагогических   сведений   и   воспитательного   опыта,   сохранившихся   в народном творчестве. Народные традиции сильны не научными аргументами и доказательствами, а логикой действия, готовыми мыслями, отображаемыми и отшлифованными   в   течении   тысячелетий.   Сила   народной   педагогики   –   в авторитетных мыслях и плодотворных результатах.                      В   течение   веков   народы   России   создавали   гуманистическую воспитательную систему, которая была способна формировать патриота. В последнее   время   в   стране   активизировалась   работа   по   патриотическому воспитанию подрастающего поколения.         8 Подобная   система   работы   по   гражданскому   патриотическому воспитанию,   как   показывает   опыт,   обогащает   обучающихся   знаниями   и формирует историческое сознание, готовит к жизни и труду, с первых дней появления   ребенка   в   школе   включает   его   в   многоплановую   деятельность, которая органично сливается со всей жизнью растущего человека.                 Роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников   классные   руководители,   которые   знакомят   обучающихся   с играют   символикой России, Белгородской области,  Белгородского района,  проводят классные   часы,   уроки   мужества,   организуют   встречи   с   ветеранами   и пограничниками, проводят большую экскурсионную работу по памятным   и историческим   местам   села   Красный   Хутор,   знакомят   обучающихся   с памятниками культуры, заповедными уголками Белгородской области. 8

Статья по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»

Статья  по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»

Статья по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»

Статья  по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»

Статья по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»

Статья  по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»

Статья по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»

Статья  по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»

Статья по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»

Статья  по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»

Статья по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»

Статья  по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»

Статья по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»

Статья  по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»

Статья по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»

Статья  по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»
Скачать файл