Статья по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»
Оценка 4.7
Работа в классе
docx
воспитательная работа
4 кл—6 кл
08.04.2019
Роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников играют классные руководители, которые знакомят обучающихся с символикой России, Белгородской области, Белгородского района, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и пограничниками, проводят большую экскурсионную работу по памятным и историческим местам села Красный Хутор, знакомят обучающихся с памятниками культуры, заповедными уголками Белгородской области.
ДОКЛАД гражд. и патриот. воспит.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Краснохуторская основная общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
Статья
по теме:
«Воспитание патриотизма и гражданственности в
работе современного классного руководителя»
Составили:
учитель начальных классов
Абульфатова Зоя Константиновна
Учитель географии
Бугаенко Светлана Юрьевна
8 2017г.
Главная концептуальная идея УМК «Школа России»: российская
школа должна стать школой духовнонравственного развития и воспитания
гражданина – патриота нашего Отечества. Отсюда следует, что важнейшая
задача российской школы – становление российской гражданской
идентичности обучающихся.
Воспитание (в том числе гражданское и патриотическое) подрастающего
поколения в современном обществе осуществляется в условиях экономико
политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась
принципы функционирования
социальнокультурная жизнь людей,
образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на
20062010 гг.» определила стратегические цели государства и основные пути
развития системы патриотического воспитания граждан. Эта программа
направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания
российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно
нравственного единства общества.
Патриотизм, по мнению философов, одно из наиболее глубоких чувств
человека, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно
присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее
любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять
гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны.
Именно патриотизм являлся тем фундаментом, который во все времена
объединял все слои российского общества.
Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным
местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под
воздействием окружающей природы, народного искусства и практической
8 деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время
и посвоему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к
матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной
улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он
постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.
В. И. Даль в своем словаре дает следующее определение: «Патриот –
любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб».
В филологическом словаре «патриотизм» определяется как
нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием
которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его
прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Патриотическое воспитание существовало во все времена , независимо
от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в
поколение самим народом.
Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах
известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М. В. Ломоносова,
В. Г. Белинского, К. Д. Ушинского, В. И. Водовозова, П. Ф. Каптерева и др.
все они отмечали, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному
языку, национальной культуре. К. Д. Ушинский считал, что патриотизм
является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим
средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви
Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и
могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными,
семейными и родовыми наклонностями».
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая
деятельность классных руководителей по формированию у юных граждан
патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству,
готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель
формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно
8 связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного
встать на защиту государственных интересов.
Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих
задач:
развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота
Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в
мирное и военное время;
расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его
героическое прошлое, историческое культурное наследие;
изучение живой национальной культуры, народного искусства;
привитие учащимся чувства глубокого уважения
и почтения к
символам РФ и др.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших
направлений в работе классного руководителя.
Школьники в возрасте 710 лет наиболее восприимчивы для воспитания
положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость,
известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и
огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные
предпосылки для успешного решения данной проблемы. Многие психологи
(Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Фельдштен) считают, что именно в в
этом возрасте происходит активный процесс накопления знаний о
положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях
между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это
время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка,
определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают
отношения к окружающему миру. Эмоциональные переживания, а не разумные
доводы часто имеют доминирующее значение. Поэтому восприятие такими
школьниками журчания ручейка, песен зяблика, всплеска рыб, ощущения
8 утренней прохлады и прочего рождает впечатления, которые надолго, иногда
всю жизнь, сохраняются в их душе.
Поэтому мы со своими учениками ходим во время классных часов на
экскурсии по своему селу, по лугам и полям нашего Красного Хутора, где они
своими глазами видят эту красоту своей маленькой Родины.
По мнению С. П. Баранова, на основе систематизации чувственных
образов можно управлять процессом возникновения и формирования
патриотических чувств у детей. Педагогические воздействия заключаются в
том, чтобы, вопервых, представить ту совокупность чувственных образов,
мыслей, состояния ребенка, которая характеризует смысл его внутренней
жизни; вовторых, выделить те патриотические идеи, которые возникают на
основе этих образов; втретьих, разработать определенные педагогические
технологии, воздействие которых будет способствовать развитию и
укреплению патриотических чувств.
Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной
работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и
те внутренние психологопедагогические компоненты, которые в своей
совокупности выступают как носители указанного качества. Такими
компонентами, по определению И. Ф. Харламова, являются потребностно
интеллектуальный, эмоциональночувственный, поведенческий и волевой.
Потребностномотивационный компонент патриотизма формируется,
прежде всего, в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы,
создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви,
гордости за свою Родину, восхищались ее славной историей, мужеством и
храбростью патриотов.
Учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле,
когда включаются в краеведческие работы, совершают походы по памятным
местам родного края, встречаются со знаменитыми и героическими людьми,
совершившими боевые и трудовые подвиги.
Так мы с обучающимися посетили Диарамму «Огненная дуга» в городе
Белгород. С каким вниманием они слушали экскурсовода, осматривали
8 землянки и блиндажи, военную форму, танки и самолеты времен Великой
Отечественной войны. Ребята увидели фрагменты боев, читали фронтовые
письма, рассматривали военные фотографии. После этой увлекательной
экскурсии мы оставили свои отзывы в специальной книге. А на следующий
день ребята выразили свои эмоции, переживания, впечатления в рисунках,
которые наглядно показали, как они восприняли эту поездку.
Когнитивноинтеллектуальный компонент включает в себя
углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в
различных видах деятельности
детей: в беседах, сообщениях на
патриотическую тему, проведении литературномузыкальных гостиных,
устных фольклорноэтнографических экспедиций.
Это наши походы по селу, где ребята встречаются со старейшими
жителями, которые знакомят их с нашим фольклором, рассказывают им
сказки, загадывают старинные загадки:
Черный Ивашка –
деревянная рубашка,
где носом проведет –
там след кладет. (карандаш)
Эмоциональночувственный компонент состоит из формирования у
детей патриотических чувств, взглядов и убеждений. Важно, чтобы
полученные знания учащихся о патриотизме приобрели личностный смысл,
прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие
принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае
должна быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма, ее
необходимо тщательно продумывать и отбирать, создавая и такие
педагогические ситуации, которые включали бы в себя элементы дискуссий, в
результате чего складывается их собственная позиция.
Так мы побывали в Белгородском зоопарке, где познакомились с
представителями животных разных стран, узнали о способах их питания,
образом жизни и т. д. Ребята с удовольствием пообщались с животными, что
8 оставило в их душе неизгладимое впечатление. В мае 2014 года мы совершили
экскурсию в Борисовский район, где побывали на Борисовской керамической
фабрике и посетили заповедник «Лес на Ворскле».
Поведенческий и волевой компоненты – это формирование у учащихся
способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры
межнациональных отношений. Сюда относятся различные виды трудовой,
спортивной, туристскокраеведческой работы, празднование юбилейных дат,
встречи с ветеранами и знаменитыми людьми. Учащиеся нашей школы
принимают активное участие в областной операции «Зеленая столица».
Патриотическое воспитание тесно связано с национальным
воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев,
обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению.
Народная педагогика является основой теории патриотического воспитания.
К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и построенное
на народных началах, имеет и ту воспитательную силу, которой нет в самых
лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у
других народов». В традициях народного воспитания – отношения к ребенку
как к активному существу, который стремится найти свое место в жизни. По
мнению академика Г. Н. Волкова, народная педагогика – это совокупность
педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в
народном творчестве. Народные традиции сильны не научными аргументами и
доказательствами, а логикой действия, готовыми мыслями, отображаемыми и
отшлифованными в течении тысячелетий. Сила народной педагогики – в
авторитетных мыслях и плодотворных результатах.
В течение веков народы России создавали гуманистическую
воспитательную систему, которая была способна формировать патриота. В
последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому
воспитанию подрастающего поколения.
8 Подобная система работы по гражданскому патриотическому
воспитанию, как показывает опыт, обогащает обучающихся знаниями и
формирует историческое сознание, готовит к жизни и труду, с первых дней
появления ребенка в школе включает его в многоплановую деятельность,
которая органично сливается со всей жизнью растущего человека.
Роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников
классные руководители, которые знакомят обучающихся с
играют
символикой России, Белгородской области, Белгородского района, проводят
классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и
пограничниками, проводят большую экскурсионную работу по памятным и
историческим местам села Красный Хутор, знакомят обучающихся с
памятниками культуры, заповедными уголками Белгородской области.
8
Статья по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»
Статья по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»
Статья по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»
Статья по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»
Статья по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»
Статья по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»
Статья по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»
Статья по теме: «Воспитание патриотизма и гражданственности в работе современного классного руководителя»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.