Статья по воспитательной работе для классных руководителей 8-10 классов
Оценка 4.7
Работа в классе +1
docx
психологическая работа +2
8 кл—10 кл
05.11.2017
В статье дается обоснование необходимости проведения работы по развитию качеств необходимых для успешной конкуренции выпускников на современном рынке труда. Дается программа по воспитанию конкурентоспособной личности. Данные материалы могут быть использованы при проведении как классных часов, так и родительских собраний старшеклассников.статья
КАК помочь старшекласснику быть конкурентоспособным.docx
Как помочь старшекласснику быть конкурентоспособным.
Паричева Ольга Александровна, воспитатель
Воспитание конкурентоспособного человека в условиях современного
этапа развития страны объективно выдвигается в число важнейших звеньев
воспитательного процесса.
Социальный заказ государства требует воспитание человека:
современного;
нравственного;
предприимчивого;
готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора;
способного к сотрудничеству;
отличающегося: мобильностью, динамизмом, конструктивностью;
обладающего чувством ответственности за судьбу страны.
Для обеспечения адекватного восприятия мира молодыми людьми
необходимо формирование у воспитанников социальной компетентности,
которая предполагает воспитание таких качеств, как гражданственность,
патриотизм, ответственное отношение человека к состоянию того общества, в
котором он живет, и способность проектировать жизненный успех и достигать
его.
Таким образом, стоит задача воспитать успешную личность
конкурентоспособного человека. Сейчас это актуально, как никогда, т. к. на
рынке труда выпускник может встретить такие человеческие факторы, как
непрофессионализм, некомпетентность, безответственность, погоню за
сиюминутной прибылью любыми средствами (нечестная конкуренция),
коррупцию, правовой нигилизм и т.п.
Воспитывать успешную личность, чья конкурентоспособность
достигается цивилизованными методами и средствами, возможно только при
условии воспитания у подростков высокого уровня нравственной культуры,
цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы.
Конкурентоспособная личность – это интегральная характеристика,
включающая в себя следующие свойства и особенности личности:
высокий уровень работоспособности;
стремление к качественному конечному результату;
стрессоустойчивость;
способность преодолевать трудности;
творческое отношение к делу;
стремление к профессиональному самосовершенствованию;
способность к принятию собственных, порой рискованных решений
коммуникабельность;
способность к быстрому освоению нового дела; способность к самообразованию.
Задача воспитателя, готовящего воспитанника к жизни в социуме, привить
детям навыки достойного человека, что поможет им в дальнейшем обеспечить
психологическую безопасность, являющеюся необходимым условием
конкурентоспособности.
Стремление к трудовой деятельности изначально присуще человеку, но
если выпускник не может сразу после окончания колледжа найти работу, то в
силу большей психологической уязвимости острее реагирует на
невозможность удовлетворения своих потребностей, включая потребность в
труде. Даже после относительно кратковременной безработицы
воспитанникам значительно труднее адаптироваться к последующей
нормальной трудовой деятельности. Длительная безработица, как
свидетельствуют исследования, резко снижает конкурентоспособность
индивида и сопровождается потерей трудовых навыков и способности
интенсивно работать в течение необходимого времени, полной утратой
психологической уверенности в себе, началом процесса деформации
личности.
Чтобы избежать такого развития событий требуется привитие детям
социальных умений, необходимых для психологической безопасности:
умение начать разговор;
умение поддержать беседу;
умение признавать свои ошибки;
умение слушать;
умение задавать вопросы;
умение выражать благодарность;
умение знакомиться;
умение обращаться за помощью;
умение объяснять и давать инструкции;
умение реагировать на недовольство в свой адрес;
умение отклонять сомнительные предложения;
умение отстаивать свои интересы мирным путем;
умение взаимодействовать с людьми, находящимися в раздраженном
состоянии;
умение конструктивно реагировать на неудачи;
умение концентрироваться на текущей задаче;
умение выделять первоочередные проблемы.
Привитие данных навыков не ограждение воспитанника от жизни во многих
ее проявлениях и от людей очень разных, а реализация возможности
выпускнику обезопасить себя самого, решив конструктивно любую проблему.
Основные мероприятия реализации программы воспитания
конкурентоспособного выпускника включают в себя следующие направления:
1. Гражданскопатриотическое:
прививать чувство любви к семье, городу, краю, Родине; развивать нравственные качества;
содействовать процессам самопознания и самосовершенствования;
формировать систему социальных установок;
формировать условия для принятия общечеловеческих норм и образцов,
как ценностей.
Реализация этого направления осуществляется путем проведения «Вахт
памяти», тематических конкурсов, презентаций, приуроченных к памятным
датам.
2. Интеллектуально познавательное:
развивать учебную мотивацию и учебные навыки обучения в колледже;
формировать эмоционально положительное отношение к учебе,
знаниям, людям умственного и физического труда;
развивать познавательные способности, стремление воспринимать мир во
времени и пространстве;
формировать социальную и коммуникативную компетентность.
Реализация этого направления осуществляется путем проведения
интеллектуальных марафонов и конкурсов, олимпиад, викторин, экскурсий
художественной и энциклопедической литературы, участия в городских
мероприятиях.
3. Художественно эстетическое:
стимулировать развитие нестандартности, индивидуальности;
совершенствовать личностные качества воспитанников через обогащение
их внутреннего мира;
развивать стремление формировать свою среду по эстетическим,
культурным критериям.
Реализация этого направления осуществляется путем участия в
творческих конкурсах, праздниках народного календаря, походах в театры
и на выставки.
4. Физкультурно оздоровительное :
формировать понимание сущности здоровья, как одной из жизненных
ценностей;
развивать личностные качества: находчивость, смелость, коллективизм;
воспитывать стремление к здоровому образу жизни, понимание того, что
вести здоровый образ жизни признак высокой культуры, образованности,
настойчивости, воли.
Реализация этого направления исключает запреты вредных привычек, так
как у подростков это чаще вызывает скрытое противодействие. Только
активное вовлечение воспитанников в процесс получения и обработки
знаний и умений способствует формированию ценностных установок.
Воспитанника необходимо привлекать к участию в спортивных
соревнованиях, матчевых встречах, КВН пожарной безопасности.
5. Трудовое и экологическое: формировать психологическую установку необходимости трудовой
деятельности как способа самореализации человека;
формировать заботливое отношение к природе во всех ее проявлениях.
Платон еще две тысячи лет назад говорил, что главное – научить молодежь
быть счастливой, делая то, что нужно. Очень важно научить воспитанников
получать удовольствие в делах полезных, таких как: участие в
субботниках, экологических акциях, познавательных конкурсах и
викторинах.
6. Правовое:
научить детей действовать по правилам, законам, которые они должны
знать и исполнять;
Реализация этого направления осуществляется через изучение правовых
документов с привлечением специалистов, таких как психолог, социальный
педагог инспектора по делам несовершеннолетних.
Для успешной реализации содержания и формирования у воспитанников
конкурентоспособности необходимо использовать такие методы, как
разъяснение, беседа, дискуссия, которые требуют от воспитанника высокой
активности. Соревнование также является одним из основных методов
повышения конкурентоспособности наших воспитанников. В результате
реализации этих форм работы у воспитанников формируется мобильность,
готовность к работе на опережение.
Для повышения эффективности процесса формирования
конкурентоспособности применяются и такие методы, мозговой штурм,
мотивационная речь, способствующие формированию познавательной
компетентности, индивидуальности ребенка.
Опыт работы показал, что успешными в реализации данной программы
является также метод фасилитации, когда старшеклассники самостоятельно
вырабатывают новые знания в процессе групповой работы, что позволяет
раскрыть их потенциал.
Необходимо отдельно выделить метод кейсстади , позволяющий на
разработке практических ситуаций раскрыть индивидуальные и
универсальные качества воспитанника. Кроме того, кейсы не имеют только
одно верное решение. Поэтому воспитанник всегда может дать свой
оригинальный вариант решения, что способствует его творческому развитию.
Работая по данным направлениям воспитания успешной личности,
необходимо ориентироваться на психолого педагогическое стимулирование.
Среди основных мотивов можно выделить:
желание пользоваться признанием и уважением в коллективе;
желание быть интеллектуально более развитым;
желание сделать задел для будущей карьеры, получения престижной
работы;
желание после окончания колледжа продолжить обучение в ВУЗе; желание преодолеть себя, усовершенствовать свои способности.
В результате реализации работы по воспитанию конкурентоспособного
старшеклассникаа формируется следующая модель выпускника
Выпускник:
1.
Обладает гражданской ответственностью, правовым
самосознанием.
2. Адаптирован к современным условиям, готов к активному
усвоению ситуации социальных перемен.
3. Имеет сформированные нравственные и духовные ценности.
4. Коммуникабелен, коммуникативен.
5. Обладает креативным мышлением.
6. Умеет работать над повышением интеллектуального и
культурного уровней.
7. Толерантен.
8. Отдает приоритет здоровому образу жизни.
Специальные знания, получаемые воспитанниками в колледжах и высших
учебных заведениях, делают их априори конкурентоспособными на рынке
труда. Но, наличие особых личностных качеств, воспитание которых
реализуется в данной программе, могут сделать конкурентоспособным своего
носителя, даже если он получил специальность, предложение по которой
превышает спрос.
Список литературы:
1. Арзамасцев А. А. Персоналистика,/ А. А. Арзамасцев. – М.: Остеон
Фонд, 2011. С.12.
2. Ендовицкий Д. А. Компетенции и востребованность выпускника: кто
нужен работодателю? / Д. А. Ендовицкий, В. Т. Титов // Высшее
образование в России. – 2011. – № 6 – С. 3–9.
3. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. 3е
изд., М.: Издательство МОДЭК, 2012.400с.
4. Олпорт Г. Становление личности. М.: Издательство МОДЭК,2014.
461с.
5. Резник С.Д. Основы личной конкурентоспособности: Учебное пособие
для вузов / С.Д. Резник, А.А. Сочилова. – М.: Просвещение, 2010.
6. Шамаева Н.В. Конкурентоспособность выпускника // Оригинальные
исследования: Электронный журнал. – 2011. – Вып. №1.
Статья по воспитательной работе для классных руководителей 8-10 классов
Статья по воспитательной работе для классных руководителей 8-10 классов
Статья по воспитательной работе для классных руководителей 8-10 классов
Статья по воспитательной работе для классных руководителей 8-10 классов
Статья по воспитательной работе для классных руководителей 8-10 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.