Статья по ЗОЖ "Формирование духовно-нравственного здоровья младших школьников через использование краеведческого материала"
Оценка 4.9

Статья по ЗОЖ "Формирование духовно-нравственного здоровья младших школьников через использование краеведческого материала"

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
окружающий мир
1 кл—3 кл
11.03.2019
Статья по ЗОЖ "Формирование духовно-нравственного здоровья младших школьников через использование краеведческого материала"
В данной статье авторы рассказывают о возможности использования краеведческого материала своего края для формирования навыка речевой культуры, развития интереса к истории и литературе родного края. Использование поговорок, пословиц, загадок в разных формах внеклассных мероприятий способствует духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Экскурсии на разную тематику обогащают знаниями детей не только о природе, но и о жизнедеятельности земляков, их роли в развитии края.
новая статья Посохова, Алиева.docx
Формирование духовно­нравственного здоровья младших школьников через использование краеведческого материала Посохова Л.Д., Алиева И.З. Краеведение – это «воспитывающая наука», средство сохранения памяти, изучение культурного наследия. Воспитание любви к своей стране, родному краю невозможно, если обучающийся не знает  государственной символики Российской Федерации,  национальной культуры, самобытных обычаев и традиций своего края, истории своей малой родины. Государственным   стандартом   в   обучении   предусматривается   формирование социокультурной   компетенции.   Значительную   часть   содержания   учебников   составляют краеведческие   знания,   их   содержательное,  дидактическое   и   методическое   обеспечение. Учитывая   особенности   предметных   областей   учебного   плана   начального   общего образования и возрастные психологические особенности развития младших школьников, создаются   условия   для   развития   у   ребёнка   интереса,   переходящего   в   потребность   к познанию, изучению своей страны, её прошлого и настоящего, её природы и общественной жизни, её духовного и культурного величия.   Наша   Белгородская   область   имеет   ярко   выраженные   национальные,   культурно­ исторические   и   языковые   особенности.   Использование   такого   материала   в   учебном процессе способствует расширению читательского кругозора, развитию интереса к данному предмету, формирует навыки речевой культуры, активизирует познавательную активность учащихся.  Наш   край   исстари   славится   своими   плодородными   землями,   реками,   лесами, растительным   и   животным   миром.   Поэтому   необходимо   проводить   работу   по   отбору пословиц,   поговорок,   содержащих   идеи   бережного   отношения   к   природе,   элементы народных обычаев, которые представлены в обобщенном виде. Пословицы   и   поговорки   заключают   в   себе   богатство   смысла,   блистательную краткость   народного   языка,   живость   разговорных   интонаций.   Благодаря   образности, ритмическому складу, завершенности мысли пословицы оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства детей. Дети   с   огромным   удовольствием   подбирают,   дополняют,   собирают   «рассыпавшиеся»   и объясняют многостороннее значение пословиц и поговорок. При   приобщении   детей   к   народным   традициям   можно   использовать   загадки, которые развивают мышление, сообразительность, воображение. Их можно использовать в разных формах внеклассных мероприятий: тематические, нравственные, информационные классные часы, развлекательно­познавательные мероприятия, читательские конференции, викторины, экскурсии. Рассмотрим несколько примеров. 1. 2. Классный час «Зеленый мир вокруг нас»     После каждой загадки идет небольшой рассказ о дереве. Она весну встречает, сережки надевает, Накинута на спинку зеленая косынка. А платьице в полоску. Ты узнаешь…(березку)? Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла. Здесь скворцы, дрозды снуют и, галдя, его клюют (рябина). Словно пальцы у ребят эти листики торчат (клен). То ли с крыши, то ли с неба или вата, или пух. Или может снега хлопья появились летом вдруг? Кто их исподтишка сыплет словно из мешка?(тополь) Что это за дерево слезы горько льет? Кап­кап­кап­кап. Платочка не найдет (ива) Классный час о животных родного края. ­ Отгадай загадки и распредели животных по типу питания: травоядные, хищник, всеядные.  Зверек в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке летом (белка). Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, рога раскинув широко (лось). Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк). Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает (медведь). Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса). хищники Травоядные Белка Лось ­ Какие из животных не водятся в нашей местности? Загадки   воспитывают   трудолюбие, волк лиса всеядные медведь   транспортом, профессиями,   развивают   интерес   к   растениям,   животным,   учат   выделять   в   предметах главные признаки. Каждая из загадок имеет основу для нравственной или краеведческой беседы.   знакомят   с   техникой, Важным   способом   нравственного   воспитания   является   живое   познание   родного края. Это зрительное открытие детьми окрестностей своего города с его ландшафтами, парками,   улицами,   предприятиями   и   всей   «родимой   стороной».   Чтобы   человек   был хорошим, добрым хозяином своей земли, он должен хорошо знать эту землю. Такая работа расширяет кругозор учащихся средствами наглядного предметного освоения окружающего мира.  Изучение  родного края  должно  идти  как  бы  по  спирали  – от  родного  «гнезда», родного края к Отечеству и другим странам (в среднем и старшем возрасте). Прогулки, экскурсии целостно воздействуют на личность ребенка и служат средством, формирующим особый жизненный стиль, в основе которого лежит здоровый образ жизни. Красота родной природы, наблюдения за природными явлениями, жизнью животных и растений развивают у ребенка   чувство   прекрасного,   чуткое   отношение   ко   всему   живому.   Это   помогает осмысливать великое право всего живого на жизнь. Во   время   экскурсий,   прогулок   по   родному   краю   обращаем   внимание   детей   на разнообразные   сочетания   красок,   и   дети   открывают   для   себя   новые   сочетания.   Даем задания описать ярко и выразительно растение, птицу, насекомое и т.д. Вначале эпитетов бывает мало, но непосредственные впечатления и памятки, которые я составила, помогают давать более полные и логичные описания. Описание птицы размер птицы особенности формы окраска и размещение цветовых пятен на оперении поведенческие особенности места обитания и зимовка питание Описание животных название и размер внешний вид (окрас, особенности формы) место обитания питание как зимуют Описание растений название и вид (дерево, кустарник, травянистое) особенности строения 1) 2) 3) 4) 5) 6) 1) 2) 3) 4) 5) 1) 2) 3) 4) цветение и плодоношение место произрастания Наблюдать за природой интересно во все времена года. Нужно только уметь смотреть, наблюдать. Почему одно время года сменяет другое? Почему деревья сбрасывают листья на зиму? Как нужно заботиться о природе? Ответить на эти и другие вопросы помогают спланированные и разработанные мною сезонные экскурсии и занятия. (Приложение) Во время прогулок побуждаем детей вспомнить стихотворения, загадки, пословицы, которые усиливают эстетическое впечатление ребенка, помогают ему более совершенно воспринимать красоту окружающей жизни. Таким   образом,   природа   формирует   у   детей   такие   качества,   как   миролюбие, трудолюбие,   воздержанность,   терпеливость,   доверчивость,   добродушие,   бескорыстие, ответственность за все живое и бережное отношение к нему, любовь к Родине, чувство прекрасного.    Необходимо   целенаправленно   обогащать   детей   не   только   знаниями   о   родной природе,   но   и   о   людях   и   их   роли   в   жизнедеятельности   края.   В   этом   тоже   помогают регулярные экскурсии, которые постепенно усложняются и расширяются. 1 класс. * Территория школы и ее природа. * Мой двор. * Улица, на которой расположена школа. * Сезонные экскурсии в парк. 2 класс. * Улица, на которой живу я. * Улицы микрорайона. * Памятники микрорайона. * Экскурсия в лесополосу. 3 класс. * Улицы города. * Памятники города. * Культурные учреждения города. * Старинные здания города. 4 класс. * Улицы и памятники города. * Водоемы города. * Предприятия города. * Храмы города. Изучение родного края приучает детей к наблюдательности, вдумчивости, закаляет характер,   развивает   воображение,   интерес   к   русским   традициям,   деятельные   духовные усилия в освоении родины. Воспитывает национальную память. Воспитание   национальной   памяти   означает   формирование   у   детей   внимания   к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому. Праздники и развлечения на основе фольклорного материала несут радость и духовную красоту в жизнь школьников, формируют гражданскую позицию, уважение к культурному наследию   народа.   Песня,   потешка,   дразнилка,   закличка,   хоровод,   обряд   –   прекрасный материал для развития эстетических чувств, для расширения кругозора, для повышения культурного уровня, для приобщения к традициям и обычаям своего народа, а значит, патриотизма. Патриотизм ­ это осознание величия и славы Родины, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   говорит:   «Современный национальный   идеал   личности,   воспитанный   в   новой   российской   общеобразовательной школе – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа». Такой   духовной   связи   с   отечеством   способствуют   фольклорные   праздники: «Рождество»,   «Праздник   русских   овощей»,   «Посиделки   в   деревенской   избе»   и   другие (Приложение).  Знакомство   с   обрядовыми   действиями   я   строила   так,   чтобы   дети   сами   как   бы переносились на несколько веков назад и являлись его непосредственными участниками. Все формы, приемы работы, участие в театрализованных действиях   несомненно способствует творческому развитию учащихся, вырабатывает у них интерес к познанию наследия прошлого, повышает уровень культуры и воспитанности. Готовясь к очередному внеклассному мероприятию, опираемся на краеведческий, этнографический   и   исторический   материалы.   Виды   работ   разнообразны   и   обогащают знания учеников младших классов, устанавливают связи с практической деятельностью, способствуют   формированию   морально   культурной   личности.   Каждое   звено   работы   с детьми,   имея   самостоятельную   воспитательную   и   образовательную   нагрузки, взаимосвязано с другими и образует единое и методически продуманное действие.  Литература 1. Ботова,   С.И.   ,Приставкина,   Т.А.,   Рябчиков,   А.В.   Рукотворная   краса   земли Белгородской / С.И. Ботова. // Учебно­методическое пособие В 2 т. (том 1 – С.248; том 2 – С.176). – Белгород, 2000.  2. Николаев, Д. Архитектурные особенности центральной части Белгорода как зеркало исторических эпох./ Д. Николаев. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://school3.beluo.ru/file/creative_children/ecskursia.doc 3. Овчинников,   В.В.  Легенды,   тайны,   чудеса,   загадки,   были,   небыли,   сказы.  /   В.В. Овчинников. – Белгород: Белгородская областная типография, 2007. – С 337.

Статья по ЗОЖ "Формирование духовно-нравственного здоровья младших школьников через использование краеведческого материала"

Статья по ЗОЖ "Формирование духовно-нравственного здоровья младших школьников через использование краеведческого материала"

Статья по ЗОЖ "Формирование духовно-нравственного здоровья младших школьников через использование краеведческого материала"

Статья по ЗОЖ "Формирование духовно-нравственного здоровья младших школьников через использование краеведческого материала"

Статья по ЗОЖ "Формирование духовно-нравственного здоровья младших школьников через использование краеведческого материала"

Статья по ЗОЖ "Формирование духовно-нравственного здоровья младших школьников через использование краеведческого материала"

Статья по ЗОЖ "Формирование духовно-нравственного здоровья младших школьников через использование краеведческого материала"

Статья по ЗОЖ "Формирование духовно-нравственного здоровья младших школьников через использование краеведческого материала"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2019