Статья "Применение технологии развития критического мышления на уроках физики"
Оценка 4.9

Статья "Применение технологии развития критического мышления на уроках физики"

Оценка 4.9
Особые потребности
docx
астрономия +1
7 кл—11 кл
13.06.2019
Статья "Применение технологии развития критического мышления на уроках физики"
Статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках физики. Приемы и методы этой технологии отражены в конкретных примерах ее использования на уроках физики 9 - 11 классах, хотя могут быть использованы и в 7 - 8 классах. Элементы данной технологии позволяют активизировать деятельность обучающихся на уроке и увеличить мотивацию к изучению предмета.
Чижова М.А. статья знанио.docx
Применение технологии развития критического мышления на уроках физики Чижова М.А., учитель физики МБОУ «Федоровская СОШ № 1»  г.п. Федоровский, Сургутский район, Тюменская область. Сегодня существует множество технологий, способствующих повышению мотивации школьников   к   обучению,   активизации   самостоятельной   познавательной   деятельности, формированию   метапредметных   знаний   и   умений   обучающихся.   Всего   этого   можно добиться,   используя   в   преподавании   активные   методы   и   формы   обучения.   Одной   из педагогических технологий, использующих активные методы и формы обучения, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Технология развития критического мышления ­ это целостная система разнообразных приемов, которая формирует навыки работы с информацией и направлена на то, чтобы сначала   заинтересовать   ученика,   затем   предоставить   ему   условия   для   осмысления материала   и,   наконец,   помочь   ему   обобщить   приобретенные   знания.   Используя   приемы технологии, обучение превращается в совместный и интересный поиск. Учитель перестает быть главным источником информации. Технология ТРКМ определяет роль учителя как тьютера (консультанта). Такая методика обучения позволяет добиваться прочного усвоения знаний без механического заучивания, расширяет круг используемых учениками источников информации.   Обучающиеся   самостоятельно   устанавливают   логические   связи   между явлениями, высказывают аргументированные суждения по поводу изучаемого материала, учатся критически осмысливать информацию и выдвигать свои гипотезы, делать прогнозы и т.п. Принципы технологии ТРКМ:      создание на уроке атмосферы партнерства; организация групповой работы в классе; развитие навыков общения; использование графических приемов восприятие всех идей учеников, как  одинаково ценных; соотнесение содержания с конкретными жизненными задачами. Структура урока в технологии ТРКМ Задачи фазы урока Три фазы урока Вызов Осмысление информации Рефллексия    актуализация  имеющихся знаний, представлений; пробуждение познавательного интереса к изучаемой  теме; обучающиеся определяют направления в изучаемой  теме; организация активной работы с текстом; удовлетворение познавательных "запросов";    формирование отношения к тексту;    соотнесение старых и новых представлений; обобщение изученного материала; определение направлений для дальнейшего изучения  темы. Приемы обучения в технологии  ТРКМ Прием "Кластер" ( стадия вызова, урок в 9 классе "Свободное падение") Кластер –   это   графическая   организация   материала,   показывающая   смысловые   поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера  позволяет  учащимся  свободно  и  открыто думать  по  поводу какой­либо  темы. Ученик записывает в  центре листа ключевое  понятие,  а от него рисует стрелки­лучи в разные стороны, соединяя это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.   Видя   свою   успешность, Овладев навыками графического изложения материала, ребенок открывает для себя новые   стороны   изображаемого   явления,   учится   отделять   информацию,   усвоенную   от имеющихся знаний. Когда ребенок использует кластер, он лучше понимает себя и то, что изучает.   заинтересовывается   в   познании   нового.  Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования   мыслительной   деятельности.   Они   помогают   превратить   урок   в увлекательную   игру,   где   учащиеся   делают   попытки   систематизировать   тот   материал,   к изучению которого они еще не приступали. На стадии осмысления – для структурирования нового   учебного   материала.   На   стадии   рефлексии   –   при   подведении   итогов   того,   что учащиеся изучили. Работа по кластерам на стадии рефлексии позволяет учащимся легко пересказывать текст, запоминать большую информацию. Кластер может быть использован также   для   организации   индивидуальной   и   групповой   работы   как   в   классе,   так   и   дома. Работа   по   обучению   составлению   кластеров   может   начаться   с   помощью   картинок   и рисунков, а уже затем ребята учатся их создавать, записывая мысли словами и обобщая записанную   информацию   в   группы   Таким   образом,   материал   усваивается   лучше,   детям легче пересказать текст, видя перед собой графическое изображение. Равноускоренное  прямолинейное движение Ускорение –  это … Равноускорен ное движение  – это … В каком случае  проекция вектора на  ось является  положительной ?  отрицательной? Приведите  примеры  равноускоренно го движения  ?  ? ? ? Прием "Инсерт" ( стадия рефлексии, урок в 9 классе "Свободное падение) При чтении текста ученики на полях расставляют пометки (желательно карандашом). Пометки должны быть следующие: "v" ­ если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете; "­" ­ если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали; "+" ­ если то, что вы читаете является для вас новым; "?" ­ если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. После чтения текста с маркировкой ученики заполняют маркировочную таблицу. Этот   прием   работает   и   на   стадии   осмысления   и   на   стадии   рефлексии.   На   стадии осмысления для заполнения таблицы ученикам понадобиться вернуться к тексту. Таким образом,   обеспечивается   вдумчивое,   внимательное   чтение.   Технологический   прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримым процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому" ­ понятным и четким. Н   этапе   рефлексии   необходимо   провести   обсуждение   записей,   внесенных   в   таблицу. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, то есть усвоенное знание проговаривается. Прием "Синквейн"  (фаза рефлексии, урок в 11 классе "Атомная энергия: "за" и "против") В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.  Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать  учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому­либо поводу.  Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.  На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к  теме.  На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких  слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть  крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы. Последняя строчка – это слово­резюме, которое дает новую интерпретацию темы, • Атомная энергетика • Перспективная, мирная • Развивается, обеспечивает, убивает • Путь к удовлетворению потребностей человека в электроэнергии • Новый виток развития цивилизации.  Таблица   "тонких"   и   "толстых"   вопросов  (   фаза   рефлексии,   урок   в   7   классе "Строение вещества") "Тонкие" вопросы  Что называют молекулой?  Из каких частиц состоит молекула?  Чем определяются свойства  вещества?  Из каких атомов состоит молекула  воды?  Верно ли, что молекулы одного и  того же вещества различны? "Толстые" вопросы  Чем молекулы отличаются от  атомов?  Почему все тела кажутся нам  сплошными?  От чего, кроме состава молекул,  зависят свойства вещества? Прием "Перекрестная дискуссия" (стадия осмысления информации, урок в 11 классе "Атомная энергия: "за" и "против") Перекрестная дискуссия предполагает столкновение противоположных точек зрения. Такой вид работы помогает ученикам, с одной стороны, избежать однозначного толкования событий и явлений, а с другой ­ научиться уважать мнение других участников дискуссии. Ученикам предлагаю заполнить таблицу: Аргументы за Вопросы для дискуссии Согласны ли вы, что атомная энергетика ­ это энергетика  будущего? Аргументы против Обучающиеся работают в парах, последовательно записывая несколько аргументов за (4 ­ 5 суждений) и несколько аргументов против. Во второй графе может быть несколько вопросов, которые дополняют основной вопрос или являются интерпретационными. После того, как таблица заполнена, эта пара присоединяется к другой паре. Они сравнивают свои записи, взвесив аргументы за и против, и приходят к какому ­ либо выводу, который в развернутом   виде   выписывается   на   демонстрационном   листе   и   вывешивается   на   стену, чтобы с ним могли ознакомиться другие группы.  В результате полемики ученики приходят к общему выводу. Прием   "Концептуальная   таблица"  (   стадия   осмысления,   урок   астрономии   в   11 классе "Планеты земной группы") Прем   "концептуальная   таблица"   особенно   полезен,   когда   предполагается   сравнение трех или более объектов или вопросов.  На стадии вызова может быть проведена беседа, в ходе которой ученики выделяют основные   линии   сравнения.   По   мере   работы   с   текстом   линии   сравнения   могут   быть дополнены. Ученики работают в парах или группах. Такая таблица позволяет организовать групповое взаимодействие и обмен подготовленной заранее информацией. На стадии рефлексии группам предлагается озвучить таблицу и презентовать "свои" Меркурий Венера Земля Марс линии сравнения. Линии сравнения 1. Особенности  внутреннего строения  планеты 2. Особенности  атмосферы планеты 3. Характеристика  рельефа планеты 4.Физические  характеристики  планеты 5. Химический состав  оболочек планеты 6. Отличительные  особенности планеты Литература 1. 2. 3. Заир­Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие   для   учителей   общеобразовательных   учреждений.   –   М.:   Просвещение, 2011.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии и коммуникации: учебное пособие/ Г.К. Селевко. – М., 1998. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: методика, теория, практика. – Красноярск, 2001.

Статья "Применение технологии развития критического мышления на уроках физики"

Статья "Применение технологии развития критического мышления на уроках физики"

Статья "Применение технологии развития критического мышления на уроках физики"

Статья "Применение технологии развития критического мышления на уроках физики"

Статья "Применение технологии развития критического мышления на уроках физики"

Статья "Применение технологии развития критического мышления на уроках физики"

Статья "Применение технологии развития критического мышления на уроках физики"

Статья "Применение технологии развития критического мышления на уроках физики"

Статья "Применение технологии развития критического мышления на уроках физики"

Статья "Применение технологии развития критического мышления на уроках физики"

Статья "Применение технологии развития критического мышления на уроках физики"

Статья "Применение технологии развития критического мышления на уроках физики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2019