В статье поднимается актуальная проблема в современном обществе - безграмотность молодежи. Рассматриваются причины и пути решения этого наболевшего вопроса. Любовь к книге и чтение являются самыми основными путями в искоренении безграмотности. Задача учителей - любыми способами вызвать интерес учащихся к книге!Статья на тему "Проблема безграмотности молодежи"
Статья Лисаченко Е.В..doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 18 города Макеевки»
Учитель украинского языка и литературы
Лисаченко Елена Владимировна
ПРОБЛЕМА БЕЗГРАМОТНОСТИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
Аннотация: статья посвящена проблеме орфографической безграмотности учащихся.
Обращается внимание на актуальность изучения проблемы, выявлены причины, которые в
существенной степени влияют на процесс формирования грамотного письма, предложены
способы преодоления безграмотности.
Ключевые слова: грамотность, безграмотность, культура речи, конкурсы, акции, проекты.
Проблема безграмотности в настоящее время стоит достаточно остро во всем мире.
Наличие развитой культуры речи и, в первую очередь, ее орфографической правильности
является показателем уровня образованности конкретного ее носителя, т.к. грамотность –
это орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе
общения [2]. Изучая и анализируя результаты учащихся по русскому языку и литературе,
приходишь к выводу, что обучение грамотности в школах не просто необходимо, оно
жизненно важно для спасения народа от регресса.
Вопрос о методах обучения орфографии всегда был в центре внимания русских
педагогов. Решением этой проблемы занимались ученые, методисты и педагоги, как в
прошлые века, так и в наши дни. В научной литературе имеется достаточное количество
работ, посвященных теме формирования орфографической грамотности. Теоретические
положения психологических исследований в области русского языка представлены в
трудах К.А. Славской, С.А. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др. Важными являются работы
Л.В. Щербы, А.Б. Шапиро, А.И. Гвоздева, Д.П. Ушакова, Р.И. Аванесова, И.С.Ильинской,
раскрывающие теоретические аспекты проблемы орфографической грамотности.
Методике обучению орфографии посвящены исследования Н.Н. Алгазиной, М.М.
Разумовской, М.Л. Львова, Т.А. Ладыженской, В.В. Бабайцевой, М.Т. Баранова. Но,
несмотря на пристальное внимание к данной проблеме со стороны ученых исследователей,
проблема орфографической грамотности до сих пор остается не решенной.
Что же такое грамотность? Гр мотность — степень владения человеком навыками
письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают
человека, умеющего читать и писать, или только читать на какомлибо языке [5].
А теперь попробуем определить основные причины безграмотности. Первая,
которую всегда называют учителя, психологи и социологи, — отсутствие привычки к
чтению. Причем не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то:
в "литературной макулатуре" не только образцов грамотной речи не найдешь, — там и с
корректурой дела обстоят из рук вон плохо. Свою лепту вносит и интернетобщение:
принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно
переносятся и в нормальную письменную речь. «Word – все равно все исправит», – считают
многие молодые люди. Золотарев С.А., анализируя ошибки современных школьников,
аа приходит к заключению, что многие из них являются результатом распущенности. И с этим
надо безусловно согласиться. Хорошая тетрадь, грамотное письмо, четкий почерк
возможны лишь при большой внутренней дисциплине и подтянутости [3]. Стоит отметить
причиной безграмотности «пробелы» учащихся в школьной программе (не готовятся к
урокам, не учат правила, не проявляют интерес к предмету). Отсюда вытекает следующая
причина: учитель не знает или не любит свой предмет. Отрицательное влияние на
безграмотность молодежи оказывает негативная социальная среда и безграмотные
родители.
Существует несколько способов повысить грамотность:
Читать русскую классику и современную литературу.
1.
Изучать правила грамматики русского языка.
2.
Писать диктанты (под диктовку или интерактивные на сайте грамота.ру).
3.
Тренировать память.
4.
Познакомиться со словарями.
5.
Слушать аудиокниги.
6.
7.
Принимать участие в конкурсах, акциях, направленных на повышение грамотности.
В Донецкой Народной Республике активно проходит работа по борьбе с
безграмотностью учащейся молодежи.
Ежегодно проходит «Тотальный диктант»
образовательная акция в форме добровольного диктанта для всех желающих, которая дает
возможность каждому человеку проверить свое знание русского языка и пробудить интерес
к повышению грамотности. В мае состоялась Республиканская образовательная акция
"Донецкий диктант2018".
В Республике с целью определения и описания актуального состояния донецкого
региолекта для формирования системы рекомендаций по коррекции речи жителей
Донбасса действует первый Международный грантовый научный проект «Донецкий
региолект». Необычный и увлекательный проект «Полка», который рассказывает о 108
самых важных книгах в истории литературы. Авторы проекта — Юрий Сапрыкин, бывший
главный редактор «Афиши», а также литературные критики Лев Оборин, Варвара
Бабицкая, Елена Макеенко и Полина Рыжова.
В нашей школе учителясловесники ежегодно проводят мониторинг по русскому
языку и литературе, школьный этап Республиканской олимпиады по русскому языку и
литературе. Педагоги и учащиеся нашей школы постоянные участники разнообразных
конкурсов по русскому языку: Международный конкурс «Олимпиада онлайн»,
Международная олимпиада по русскому языку «Точка запятая», на педагогических
порталах «МетаШкола», «Инфоурок», «Продленка», в Центре онлайнобучения
«Фоксфорд».
Открыть детям красоту науки о языке предоставляет
возможность международная играконкурс "Русский медвежонок языкознание для всех",
которая направлена на пробуждение любопытства участников, побуждение их после игры
заглядывать в учебники, словари, справочники и энциклопедии.
Талантливые учащиеся школы с большим интересом участвуют в конкурсе чтецов
и поэтовлюбителей «В сердце моём Донбасс». Конкурс развивает и популяризирует
искусство художественного слова, воспитывает средствами художественного слова любовь к родному краю, к людям, живущим на территории Донецкой Народной Республики,
пропаганду творчества лучших чтецов и поэтовлюбителей.
Для поддержки талантливых детей, пробуждения интереса школьников к чтению,
продвижения и развития детского чтения, формирования читательской и информационной
культуры в течение пяти лет методический центр Управления образования администрации
города Макеевки проводит Открытый дистанционный интеллектуальный конкурс
«Современный читатель» для обучающихся 28 классов И наша школа не осталась в
стороне. Лауреатом этого конкурса стал ученик 4А класса Крыгин Максим
(руководитель: заведующая библиотекой Денисенко А.П.). В библиотеках школы и района
систематически проводятся выставки литературы (новинки литературы, юбилейные и
тематические выставки), которые школьники посещают с большим удовольствием.
Массовость участия учащихся в конкурса, акциях, проектах это показатель их
увлечения чтением и книгой, проявления интереса к родному языку, стремления повысить
свою грамотность, ведь это так необходимо на современном этапе становления нашей
молодой Республики.
Список литературы
1. Голуб И. Б. Стилистика русского языка [Текст] / И. Б. Голуб. — М. : Айриспресс,
2005. — 448 с.
2. Пазова Л. М. Орфографическая безграмотность и пути ее преодоления. «Вестник
Майкопского государственного технологического университета», 2014 5с.
3. Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 56–62)
4. Ярошенко Н. А. Стилистика и культура речи : учебное пособие по курсу
«Стилистика и культура речи» для студ. спец. 6.020303 «Русский язык и
литература» образовательноквалификационного уровня «Бакалавр» / Н. А.
Ярошенко ; отв. ред. Е. С. Отин. — Донецк : ДонНУ, 2013. —20 с.
Интернетресурс
ru.wikipedia.org.
5.
Статья "Проблема безграмотности молодежи"
Статья "Проблема безграмотности молодежи"
Статья "Проблема безграмотности молодежи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.