Дискуссии о ключевых компетентностях и о компетентностной ориентации образования, споры о правильности использования терминов «компетентность» и «компетенция» приобрели в последнее время массовый характер.
Само обсуждение компетентностного подхода, безотносительно специфических представлений и интерпретаций, погружено в особый культурно-образовательный контекст, заданный следующими тенденциями образования в последнее десятилетие.Дискуссии о ключевых компетентностях и о компетентностной ориентации образования, споры о правильности использования терминов «компетентность» и «компетенция» приобрели в последнее время массовый характер.
Запорожцева Наталия Леонидовна
Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в среднем
профессиональном образованииДискуссии о ключевых компетентностях и о компетентностной
ориентации образования, споры о правильности использования терминов
«компетентность» и «компетенция» приобрели в последнее время массовый
характер.
Само обсуждение компетентностного подхода, безотносительно
специфических представлений и интерпретаций, погружено в особый
культурнообразовательный контекст, заданный следующими тенденциями
российского образования в последнее десятилетие:
утрата единства и определенности образовательных систем,
формирование рынка труда и связанного с ним рынка образовательных услуг;
вариативность и альтернативность образовательных программ,
возрастание конкуренции и коммерческого фактора в деятельности
образовательной системы;
изменение функции государства в образовании: от тотального
контроля и планирования к общей правовой регуляции возникающих в
образовании отношений;
перспективы интеграции российского образования и российской
экономики, в целом, в международную (в частности, европейскую) систему
разделения труда.
Компетентностный подход востребован постольку,
поскольку
современное образование требует существенной модернизации.
Представим некоторый обобщенный образ наиболее значительных
элементов компетентностного подхода в отечественной педагогике.
1) Естественным генетическим прообразом современных представлений
компетентностного подхода считаются идеи общего и личностного развития,
сформулированные в контексте психологопедагогических концепций
развивающего и личностноориентированного образования. В этой связи,
компетенции рассматриваются как сквозные, вне над и метапредметные
образования, интегрирующие как традиционные знания, так и разного родакреативные,
обобщенные
методологические, мировоззренческие и иные умения. В этой же логике,
интеллектуальные,
коммуникативные,
компетентностный подход воспринимается как своеобразное противоядие
против многопредметности, «предметного феодализма» и, одновременно,
практикоориентированная версия излишне «романтических» установок
личностноориентированного образования.
2) Категориальная база компетентностного подхода непосредственно
связана с идеей целенаправленности и целезаданности образовательного
процесса, при котором компетенции задают высший, обобщенный уровень
умений и навыков учащегося, а содержание образования определяется
четырехкомпонентной моделью содержания образования (знания, умения,
опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения).
Соответственно, компетенция жестко коррелирует с культурным прообразом:
так, например, культурнодосуговые компетенции рассматриваются как
проявление европейской культуры, в то время как русская культура
соотносится в большей степени с духовными компетенциями и
общекультурной деятельностью.
3) Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых
понятия: компетенция и компетентность, при этом первое из них «включает
совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к
определенному кругу предметов и процессов», а второе соотносится с
обладанием человеком соответствующей компетенцией,
«владением,
включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».
4) В этом же контексте функционирует и понятие «образовательной
компетенции», понимаемой как «совокупность смысловых ориентаций,
знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к
определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для
осуществления личностно и социальнозначимой продуктивной
деятельности».
В этой связи,
образовательные компетенциидифференцируются автором по тем же уровням, что и содержание
образования:
ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех
предметов содержании);
общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для
совокупности предметов, образовательной области);
предметные (формируемые в рамках отдельных предметов).
5) Формулировки ключевых компетенций и, тем более, их систем,
представляет наибольший разброс мнений; при этом используются и
европейская система ключевых компетенций, так и собственно российские
классификации, в составе которых представлены ценностносмысловая,
общекультурная, учебнопознавательная, информационная, коммуникативная,
социальнотрудовая компетенции и компетенция личностного
самосовершенствования.
В целом, компетентностная модель специалиста оказывается
достаточно сложным многоуровневым образованием, где, например,
отдельным знаниям сопоставлены объекты, критериям практической
подготовки конкретные материализованные свидетельства, а личностным и
профессиональным аспектам данные психологических тестов, собеседований
и др.