Статья "Проектный метод на уроках технологии как средство творческого развития учащихся"
Оценка 4.9

Статья "Проектный метод на уроках технологии как средство творческого развития учащихся"

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
технология +1
Взрослым
27.06.2017
Статья "Проектный метод на уроках технологии как средство творческого развития учащихся"
В статье "Проектный метод на уроках технологии как средство творческого развития учащихся" раскрывается суть проектного метода обучения и его роль в формировании творческих способностей обучающихся. Выполнение проектов развивает творческое и абстрактное мышление, чувство вкуса, а главное, дети все больше и больше хотят изобретать, создавать, творить и познавать.
Проектный метод на уроках технологии как средство творческого развития учащихся Статья.doc
Проектный метод на уроках технологии как средство творческого развития учащихся Потребность   и   необходимость   в   трудовом   обучении   была   всегда. Мастерство передавалось от поколения к поколению методом «делай, как я».   Американский   ученый   Джон   Дьюи   сто   лет   назад   предложил   строить обучение   на   активной   основе,   через   целесообразную   деятельность   ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями [1]. Для того   чтобы ученик   воспринимал   знания   как   действительно   нужные   ему,   требуется проблема,   взятая   из   реальной   жизни,  знакомая   и   значимая   для   ребенка,   для решения   которой   ему   предстоит   применить   имеющиеся   знания   и   умения,   а также и новые, которые еще предстоит приобрести. Использование   метода   проектов   на   уроках   повышает   мотивацию   к творческой   деятельности.   Школьники,   осуществляя   процесс   проектирования, добиваются   эффективных   учебных   результатов.   Человек   по   своей   натуре   ­ художник. Ему свойственно восприятие видимого мира в зрительных образах. Города и парки, жилые дома, общественные здания, промышленные сооружения, реклама, мебель создаются по своим законам красоты. Все творцы, все мастера своего дела прямо или косвенно едины в своей конечной цели. Они стремятся к совершенству в своем творчестве и тем самым связаны друг с другом. Ни одно из звеньев этой замкнутой цепочки не должно выпадать, иначе нарушится та самая  гармония  зримого  мира, что­то  уродливое   вторгнется  в нашу  жизнь  и обернется впоследствии серьезными духовными, эстетическими потерями.  В   каждом   деле   должны   работать   высококвалифицированные   мастера. Никто не хочет жить в одинаковых городах, домах, квартирах и находиться в обществе одинаково думающих и одетых женщин и мужчин.  Стремительный   переход   российского   общества   к   новым   формам хозяйственной   деятельности   привел   к   тому,   что   возросла   потребность   в инициативных,   предприимчивых,   компетентных   специалистах.   Все   это усиливается   ростом   реальной   потребности   в   неординарных,   творческих личностях.  Говоря о методе проектов, мы имеем в виду педагогический инструмент, позволяющий   учителю   решать   определенные   образовательные   задачи. Успешность   любого   метода   зависит   от   ряда   условий   (организационных, экономических, квалификации педагога и др.). Очевидно, что один и тот же метод,   используемый   педагогами,   к   примеру,   с   различными   уровнями подготовленности   даст   различные   результаты.   Любая   педагогическая деятельность   ориентирована   на   позитивные   изменения   личности   учащегося, конкретнее ­ на приращение знаний, приобретение умений, навыков; изменение уровня развития личностных качеств. Исходя из этого, попробуем определить, какой   же   результат   предполагает   метод   проектов.   Для   этого       немного углубимся  в терминологию. Проект   (в   самой   общей   формулировке)   ­   реалистический   замысел желаемого результата. Проект представляет собой совокупность документации по   оптимальному  достижению   предполагаемого   результата  и  выполняется   на бумажных   или   электронных   носителях   (иногда   дополняемых   моделью   или макетом).   Проект   разрабатывается   с   целью   его   последующей   реализации. Проект ориентирован на реальный продукт, но изготовление продукта ­ это уже реализация проекта  [2]. В   течение   нескольких   лет   применяю   метод   проектов   в   обучении технологии   в   5   ­   9   классах.   В   своей   работе   пользуюсь   методическими рекомендациями   по   организации   проектной   деятельности   учащихся,   а   также разработанным   планом   взаимодействия   учителя   и   учащихся   в   проектной деятельности. Проектная   деятельность   учащихся   (ПДУ)   ­   высокомотивированная самостоятельная поисковая и познавательно­трудовая деятельность учащихся, ориентированная   на   создание   учебного   проекта,   выполняемого   под руководством   учителя.   В   процессе   ПДУ   у   учащихся   формируются определенные свойства и качества личности, которые в совокупности, будучи развиты, позволяют осуществлять проектный подход к любой деятельности.  В   целом,   учащийся,   приобретая   опыт   проектной   деятельности, приобретает   и   опыт   поисковой   творческой   деятельности,   что   составляет неотъемлемый элемент в структуре содержания образования.  Причем   помощь   учителя   носит   на   каждом   этапе   проектирования специфический   характер.   Начать   следует   с   разработки   примерной   тематики проектных заданий по каждому году обучения технологии. Она должна быть достаточно   широкой,   постоянно   обогащаться   с   учетом   интересов   и возможностей   как   учащихся,   так   и   самого   учителя,   имеющейся   в   его распоряжении материально­технической базы. Чем полнее при этом окажутся востребованными   полученные   школьниками   знания   и   умения,  тем   в   большей мере отвечает своему назначению проект.  Тематика   проекта   выбирается   по   желанию   учащихся,   но   может   быть предложена и учителем. В любом случае перед каждым из участников проекта встают следующие проблемы, – где получит информацию о проектах; – как выбрать модель, конструкцию изделия; – как разработать технологический процесс изготовления изделия; – как произвести экономический расчет изделия; – как оформить отчет по проекту и т.д. В   помощь учащимся в работе над проектами в учебной мастерской я оборудовал "Уголок проектов" [3[, на котором     размещены такие материалы, как   "Положение   об   ученическом   проекте",   "Темы   проектов",   "Оформление работы", "Образцы творческих работ", "Требования к пояснительной записке", "Образец   титульного   листа   пояснительной   записки",   "Экономическое обоснование   проекта",   "Порядок   защиты   проекта",   "План   выступления   на защите проекта", "Критерии оценки работы".    Нужно тщательно продумывать перечень этапов работы школьников над проектом,   сроки   выполнения   каждого   этапа.   Это   усиливает   ответственность ребят за свой труд, приучает их к четкости и порядку. Если проект выполняется несколькими учениками, то реальный вклад каждого из них должен быть четко определен. Последовательность выполнения проекта:  1. Обоснование   проблемы и потребности.  2. Выбор изделия. Составление  описания внешнего вида изделия.  3. Выбор материала.  4. Выбор необходимых инструментов, приспособлений  и оборудования.  5. Выполнение конструирования и моделирования изделия.  6. Составление исторической справки.  7. Составление технологической последовательности изготовления изделия.  8. Оформление рекламы. 9. Расчет  себестоимости изделия.  10. Оценка проделанной работы.  11. Защита проекта.  Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению.  На таких уроках решаются вопросы эстетико­познавательного воспитания открываются   широкие   возможности   для   художественно­творческого   развития учащихся, формируются у них эмоционально­нравственное отношение к миру, окружающей   жизни,   к   людям,   развивается   ассоциативно­образное   мышление. Задача таких уроков разбудить и воспитать душу ученика, сформировать в нем творческое начало. Работа по развитию творческих способностей учащихся – это не только одно   из   благороднейших   дел   учителя   технологии,   но   и   важнейшее   средство профориентации их на труд в сфере материального производства. Современный урок   способствует   личностному   росту   ученика,   помогает   ощутить   себя субъектом деятельности, способным к самовыражению и саморазвитию. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного   материала.   Каждый   урок   –   ступенька   в   развитии   творческого потенциала   школьника,   в   его   самопознании   и   саморазвитии.   Всесторонние   и глубокие   знания,   умения   и   навыки,   формируемые   у   учащихся   в   школьный период в процессе трудового обучения, оставляют неизгладимый след в жизни каждого воспитанника, определяют и закрепляют его интересы, развивают волю, стремление   к   преодолению   трудностей   и   творческую   направленность   любой трудовой деятельности. Творческие занятия помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют  формированию   пространственного  воображения. Кроме   того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук. В процессе работы с различными материалами   дети   учатся   фантазировать   и   создавать   интересные   образы   и изделия Выполнение   проектов     развивает   творческое   и   абстрактное   мышление, чувство вкуса, а главное, дети все больше и больше хотят изобретать, создавать, творить и познавать. Список использованной литературы 1. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. ­  Пенза, 2001. 2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:  Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. ­ М.:  АРКТИ, 2005. 3. "Школа и производство", 1998, №1

Статья "Проектный метод на уроках технологии как средство творческого развития учащихся"

Статья "Проектный метод на уроках технологии как средство творческого развития учащихся"

Статья "Проектный метод на уроках технологии как средство творческого развития учащихся"

Статья "Проектный метод на уроках технологии как средство творческого развития учащихся"

Статья "Проектный метод на уроках технологии как средство творческого развития учащихся"

Статья "Проектный метод на уроках технологии как средство творческого развития учащихся"

Статья "Проектный метод на уроках технологии как средство творческого развития учащихся"

Статья "Проектный метод на уроках технологии как средство творческого развития учащихся"

Статья "Проектный метод на уроках технологии как средство творческого развития учащихся"

Статья "Проектный метод на уроках технологии как средство творческого развития учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2017