В данной статье приводится опыт использования проектного метода обучения для создания электронного учебного пособия «Вышивка лентой» в помощь преподавателям технологии и дополнительного образования для использования на занятиях, учащимся для самостоятельной работы по предмету и всем рукодельницам, желающим освоить технику вышивки лентой. В пособии описан процесс его создания, его структура, а также преимущества работы по электронным учебникам. Электронное пособие было выполнено с использованием компьютерных технологий, что позволяет не только познакомить преподавателей и учащихся с необходимой информацией по вышивке лентой, но и повысить культуру общения с компьютером. «Вышивка лентой» успешно прошла апробацию в школе. Основные преимущества программы – четкая структура, легкая навигация и компактность.
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В СОЗДАНИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ
«ВЫШИВКА ЛЕНТОЙ»
Суль Ольга Ивановна, учитель технологии МБОУ «СОШ №42»
г.Чебоксары
olya.sul@yandex.ru
Аннотация.
В данной статье приводится опыт использования проектного метода
обучения для создания электронного учебного пособия «Вышивка лентой»
учащимися 11 класса в помощь преподавателям технологии и
дополнительного образования для использования на занятиях, учащимся
для самостоятельной работы по предмету и всем рукодельницам,
желающим освоить технику вышивки лентой. В пособии описан процесс его
создания, его структура, а также преимущества работы по электронным
учебникам.
Электронное пособие было выполнено с использованием
компьютерных технологий, что позволяет не только познакомить
преподавателей и учащихся с необходимой информацией по вышивке
лентой, но и повысить культуру общения с компьютером. «Вышивка
лентой» успешно прошла апробацию в школе. Основные преимущества
программы – четкая структура, легкая навигация и компактность.
Политические и социальноэкономические изменения, произошедшие в
Российской Федерации в последнее время, сделали задачу информатизации
общества и, соответственно, информатизации образования, еще более
актуальной.
Информатизацию образования определяют как создание условий для
свободного доступа учащихся и педагогических работников к большим
объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты.
Основой образовательной системы является высококачественная и
высокотехнологичная информационнообразовательная среда. Ее создание
и развитие представляет технически сложную и затратную задачу, но
именно она позволяет системе образования коренным образом
модернизировать свой технологический базис и осуществить движение к
современной открытой образовательной системе. Электронные и
традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг
друга как части единой образовательной среды.
В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется
компьютерному сопровождению учебной деятельности. Использование
электронных пособий позволяет повысить интерес к материалу и, как
следствие, его усвояемость, т.к. большинство учащихся лучше
воспринимают информацию зрительно, особенно если она качественнооформлена. В связи с этим учитель должен активно использовать
современные технологии на уроках. Это огромный труд – найти, обработать
и представить материал в соответствии с требованиями качества учебного
процесса. Созданное учебное пособие ориентировано не только на ученика,
но и на учителя, позволяет повысить продуктивность работы обеих сторон.
Я преподавала предмет «Технология» в 11 классе, который не делился на
подгруппы. С девочками мы изучали тему «Вышивка лентой». Возникла
проблема, чем занять мальчиков, пока девочки постигают хитрости
модного рукоделия. На одном из сайтов я прочитала статью преподавателя
колледжа о создании электронных пособий и предложила ребятам
попробовать создать электронное пособие по вышивке лентой.
Предложение их заинтересовало. Мы обсудили, какая информация будет
включена, а затем ребята проконсультировались с учителем информатики
по выбору программыоболочки, с помощью которой можно создать
наглядное и красочное электронное пособие. Мальчики изучили
рекомендованный к использованию язык HTML, а также проанализировали
достоинства и недостатки различных текстовых редакторов. В конечном
итоге ими было создано электронное пособие, состоящее из файлов с
HTML – кодом. Такой формат наиболее предпочтителен, так как имеет
небольшой размер, и страницы быстро загружаются.
Проанализировав достоинства и недостатки различных текстовых
редакторов, для создания электронного пособия ребята выбрали
невизуальный HTML – редактор Notepad (Блокнот). Он представляет собой
простой текстовый редактор, входящий в стандартное приложение
операционной системы. Небольшой и хорошо подходящий для создания
простых текстовых файлов, Notepad способен открывать и сохранять
изменения в текстовых файлах различных форматов. Контекстное меню
позволяет копировать, вставлять и вырезать информацию. Буфер обмена
взаимодействует с другими приложениями можно вставлять текст из
других приложений, например Word, и наоборот.
Ребята создали основу учебника, т.е. выполнили разметку главной
страницы, оформили страницы каждого раздела и создали гиперссылки
между ними; заполнили пособие текстовой информацией, рисунками,
фотографиями, обучающими видеороликами, музыкой и презентациями.
Были созданы закладки на наиболее объёмных страницах для облегчения
поиска информации на них.
Как работает данное пособие?
На главной странице имеются ссылки, с помощью которых можно перейти к
нужным разделам.В верхней части страницы расположена строка со ссылкой «главная», по
которой можно вернуться к главной странице учебника, а также указано
название раздела.
Вся страница делится на две части: в левой расположено меню, а в правой –
основная часть страницы, где отображается содержимое пособия.
Его страницы связаны между собой системой гиперссылок, благодаря
которым возможны переходы между разделами, что значительно облегчает
поиск необходимой информации в учебнике.
Все ссылки написаны подчеркнутым шрифтом и выделены цветом.
В меню отображаются все разделы, а раздел, в котором на данный момент
находится пользователь, выделен другим цветом. Если объем текста
большой, то предусмотрены закладки для перемещения внутри текста. В
конце каждой страницы имеется ссылка «на начало», при нажатии на
которую осуществляется переход к началу страницы. Подобные ссылки
могут находиться и внутри текста. Это необходимо для облегчения работы
пользователя.
Переход к другому разделу осуществляется простым нажатием ссылки,
расположенной в меню, с соответствующим названием раздела.
При создании электронного пособия была предусмотрена возможность
внесения в учебник изменений и дополнения уже имеющейся информации.
Электронное пособие прошло апробацию в нашей школе. При изучении
вида рукоделия «Вышивка лентой» я пользуюсь данным учебником.
Работать с ним комфортно: удобно подбирать материал к уроку и
дозировать его.
Практическая часть занятия становится более
продолжительной, позволяя учащимся получить больше практических
навыков и выбирать темп работы с обучающими роликами. В пособии
предусмотрено итоговое тестирование знаний и самопроверка.
Опрос показал, что учащиеся получили удовольствие от самого процесса
обучения. Особенно им понравились разделы по истории вышивки и
коллекция идей. Поклонниц у этого вида вышивки явно прибавилось.
Электронное пособие было выполнено с использованием компьютерных
технологий, что позволило не только познакомить преподавателей и
учащихся с необходимой информацией по вышивке лентой, но и повысить
культуру общения с компьютером.
В пособии изложены необходимые теоретические сведения по вышивке,
дополненные рисунками, что поможет учащимся добиться успеха в
овладении этим видом рукоделия.
Использование пособия позволяет:
сократить длительный, кропотливый процесс поиска необходимой
информации по вышивке лентой;
обеспечить быстрый поиск необходимых сведений в самой программе; в любой момент времени распечатать необходимые сведения;
обеспечить доступ к ресурсу большого числа учащихся.
В результате выполнения проекта ученики
получили знания об особенностях проектной деятельности и порядке
организации проекта;
приобрели информационнопоисковые и исследовательские навыки;
познакомились с различными видами текстовых редакторов и языком
HTML, приобрели практические навыки работы с текстовым редактором
Notepad (Блокнот);
получили опыт разработки проекта, управления его реализацией, оценки
результата.
Ребята участвовали со своей работой в городской научнопрактической
конференции учащихся «Открытия юных» и заняли 3 место.
Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает
учащимся возможность применить свои знания на деле, что помогает
сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую
культуру и творческое отношение к труду, а также чувство гордости за
свои умелые руки и умную голову.
Проектный метод позволяет активно развивать у учащихся основные виды
мышления, творческие способности, стремление к созиданию. Имеющиеся
знания актуализуются, новые – формируются в атмосфере делового
сотрудничества учителя и учащихся (учитель помогает ученику
самостоятельно добывать знания). При этом решаются не только учебные,
но и воспитательные задачи, поскольку между учащимся и учителем
формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии. "То, что
ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, –
утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен
выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в
сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”[1]. Проектный
метод обучения на современном этапе выступает основным звеном в
организации творческой самостоятельной работы учащихся. Включение
метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно
расширить и раскрыть свой творческий потенциал и потенциал учащихся,
разнообразить формы проведения занятий и развить мотивационную сферу
школьников.
Литература.
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Издво Смысл;
Эксмо, 2005.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 20003. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащегося.
Практическое пособие для работников общеобразовательных
учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
4. Шкель В.Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении.
Учебнометодическое пособие. – Саратов: Научная книга, 2007.