Статья "Проектный метод обучения при создании электронного учебного пособия"

  • Исследовательские работы
  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 05.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье приводится опыт использования проектного метода обучения для создания электронного учебного пособия «Вышивка лентой» в помощь преподавателям технологии и дополнительного образования для использования на занятиях, учащимся для самостоятельной работы по предмету и всем рукодельницам, желающим освоить технику вышивки лентой. В пособии описан процесс его создания, его структура, а также преимущества работы по электронным учебникам. Электронное пособие было выполнено с использованием компьютерных технологий, что позволяет не только познакомить преподавателей и учащихся с необходимой информацией по вышивке лентой, но и повысить культуру общения с компьютером. «Вышивка лентой» успешно прошла апробацию в школе. Основные преимущества программы – четкая структура, легкая навигация и компактность.
Иконка файла материала Суль О.И_статья_ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В СОЗДАНИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ «ВЫШИВКА ЛЕНТОЙ».doc
ПРОЕКТНЫЙ   МЕТОД   В   СОЗДАНИИ   ЭЛЕКТРОННОГО   ПОСОБИЯ «ВЫШИВКА ЛЕНТОЙ» Суль   Ольга   Ивановна,   учитель   технологии   МБОУ   «СОШ   №42» г.Чебоксары olya.sul@yandex.ru Аннотация. В   данной   статье   приводится   опыт   использования   проектного   метода обучения для создания электронного учебного пособия «Вышивка лентой» учащимися   11   класса   в   помощь   преподавателям   технологии   и дополнительного   образования   для   использования   на   занятиях,   учащимся для   самостоятельной   работы   по   предмету   и   всем   рукодельницам, желающим освоить технику вышивки лентой. В пособии описан процесс его создания, его структура, а также преимущества  работы по электронным учебникам.   Электронное   пособие   было   выполнено   с   использованием компьютерных   технологий,   что   позволяет   не   только   познакомить преподавателей   и   учащихся   с   необходимой   информацией   по   вышивке лентой,   но   и   повысить   культуру   общения   с   компьютером.   «Вышивка лентой»   успешно   прошла   апробацию   в   школе.   Основные   преимущества программы – четкая структура, легкая навигация и компактность.   Политические   и   социально­экономические   изменения,   произошедшие   в Российской Федерации в последнее время, сделали задачу информатизации общества   и,   соответственно,   информатизации   образования,   еще   более актуальной. Информатизацию   образования   определяют   как   создание   условий   для свободного   доступа   учащихся   и   педагогических   работников   к   большим объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты. Основой   образовательной   системы   является   высококачественная   и высокотехнологичная информационно­образовательная среда. Ее создание и   развитие   представляет   технически   сложную   и   затратную   задачу,   но именно   она   позволяет   системе   образования   коренным   образом модернизировать  свой технологический базис и осуществить движение к современной   открытой   образовательной   системе.   Электронные   и традиционные   учебные   материалы   должны   гармонично   дополнять   друг друга как части единой образовательной среды. В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному   сопровождению   учебной   деятельности.   Использование электронных   пособий   позволяет   повысить   интерес   к   материалу   и,   как следствие,   его   усвояемость,   т.к.   большинство   учащихся   лучше воспринимают   информацию   зрительно,   особенно   если   она   качественнооформлена.   В   связи   с   этим   учитель   должен   активно   использовать современные технологии на уроках. Это огромный труд – найти, обработать и представить материал в соответствии с требованиями качества учебного процесса. Созданное учебное пособие ориентировано не только на ученика, но и на учителя, позволяет повысить продуктивность работы обеих сторон.  Я преподавала предмет «Технология» в 11 классе, который не делился на подгруппы. С девочками  мы  изучали  тему «Вышивка  лентой». Возникла проблема,   чем   занять   мальчиков,   пока   девочки   постигают   хитрости модного рукоделия. На одном из сайтов я прочитала статью преподавателя колледжа   о   создании   электронных   пособий   и   предложила   ребятам попробовать   создать   электронное   пособие   по   вышивке   лентой. Предложение их заинтересовало. Мы обсудили, какая информация будет включена, а затем ребята проконсультировались с учителем информатики по   выбору   программы­оболочки,   с   помощью   которой   можно   создать наглядное   и   красочное   электронное   пособие.   Мальчики   изучили рекомендованный к использованию язык HTML, а также проанализировали достоинства и недостатки  различных текстовых редакторов. В конечном итоге   ими   было   создано   электронное   пособие,   состоящее   из   файлов   с HTML – кодом. Такой формат наиболее предпочтителен, так как имеет небольшой размер, и страницы быстро загружаются. Проанализировав   достоинства   и   недостатки   различных   текстовых редакторов,   для   создания   электронного   пособия   ребята   выбрали невизуальный HTML – редактор Notepad (Блокнот). Он представляет собой простой   текстовый   редактор,   входящий   в   стандартное   приложение операционной   системы.   Небольшой   и   хорошо   подходящий   для   создания простых   текстовых   файлов,   Notepad   способен   открывать   и   сохранять изменения   в   текстовых   файлах   различных   форматов.   Контекстное   меню позволяет копировать, вставлять и вырезать информацию. Буфер обмена взаимодействует   с   другими   приложениями   ­   можно   вставлять   текст   из других приложений, например Word, и наоборот.  Ребята   создали   основу   учебника,   т.е.   выполнили   разметку   главной страницы,   оформили   страницы   каждого   раздела   и   создали   гиперссылки между   ними;   заполнили   пособие   текстовой   информацией,   рисунками, фотографиями,   обучающими   видеороликами,   музыкой   и   презентациями. Были созданы закладки на наиболее объёмных страницах для облегчения поиска информации на них. Как работает данное пособие? На главной странице имеются ссылки, с помощью которых можно перейти к нужным разделам.В верхней части страницы расположена строка со ссылкой «главная», по которой можно вернуться к главной странице учебника, а также указано название раздела. Вся страница делится на две части: в левой расположено меню, а в правой – основная часть страницы, где отображается содержимое пособия. Его   страницы   связаны   между   собой   системой   гиперссылок,   благодаря которым возможны переходы между разделами, что значительно облегчает поиск необходимой информации в учебнике. Все ссылки написаны подчеркнутым шрифтом и выделены цветом. В меню отображаются все разделы, а раздел, в котором на данный момент находится   пользователь,   выделен   другим   цветом.   Если   объем   текста большой, то предусмотрены закладки для перемещения внутри текста. В конце   каждой   страницы   имеется   ссылка   «на   начало»,   при   нажатии   на которую   осуществляется   переход   к   началу   страницы.   Подобные   ссылки могут находиться и внутри текста. Это необходимо для облегчения работы пользователя. Переход   к   другому   разделу   осуществляется   простым   нажатием   ссылки, расположенной в меню, с соответствующим названием раздела. При   создании   электронного   пособия   была   предусмотрена   возможность внесения в учебник изменений и дополнения уже имеющейся информации. Электронное   пособие   прошло   апробацию   в   нашей   школе.   При   изучении вида рукоделия «Вышивка лентой» я пользуюсь данным учебником.  Работать   с   ним   комфортно:   удобно   подбирать   материал   к   уроку   и дозировать   его.   Практическая   часть   занятия   становится   более продолжительной,   позволяя     учащимся   получить   больше   практических навыков   и   выбирать   темп   работы   с   обучающими   роликами.   В   пособии предусмотрено итоговое тестирование знаний и самопроверка. Опрос показал, что учащиеся получили удовольствие от самого процесса обучения.   Особенно   им   понравились   разделы   по   истории   вышивки   и коллекция идей. Поклонниц у этого вида вышивки явно прибавилось. Электронное   пособие   было   выполнено   с   использованием   компьютерных технологий,   что   позволило   не   только   познакомить   преподавателей   и учащихся с необходимой информацией по вышивке лентой, но и повысить культуру общения с компьютером.  В   пособии   изложены   необходимые   теоретические   сведения   по   вышивке, дополненные   рисунками,   что   поможет   учащимся   добиться   успеха   в овладении этим видом рукоделия. Использование пособия позволяет:  ­   сократить   длительный,   кропотливый   процесс   поиска   необходимой информации по вышивке лентой;  ­ обеспечить быстрый поиск необходимых сведений в самой программе;­ в любой момент времени распечатать необходимые сведения; ­ обеспечить доступ к ресурсу большого числа учащихся. В результате выполнения проекта ученики ­   получили   знания   об   особенностях   проектной   деятельности   и   порядке организации проекта; ­приобрели информационно­поисковые и исследовательские навыки; ­познакомились   с   различными   видами   текстовых   редакторов   и   языком HTML, приобрели практические навыки работы с текстовым редактором Notepad (Блокнот); ­получили опыт разработки проекта, управления его реализацией, оценки результата.  Ребята   участвовали   со   своей   работой   в   городской   научно­практической конференции учащихся «Открытия юных» и заняли 3 место. Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся   возможность   применить   свои   знания   на   деле,   что   помогает сориентироваться   в   мире   профессий,   формирует   технологическую культуру и творческое отношение к труду, а также чувство гордости за свои умелые руки и умную голову.  Проектный метод позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление к созиданию. Имеющиеся знания   актуализуются,   новые   –   формируются   в   атмосфере   делового сотрудничества   учителя   и   учащихся   (учитель   помогает   ученику самостоятельно добывать знания). При этом решаются не только учебные, но   и   воспитательные   задачи,   поскольку   между   учащимся   и   учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии. "То, что ребенок   сегодня   умеет   делать   в   сотрудничестве   и   под   руководством,   – утверждал   выдающийся   психолог   Л.С.   Выготский, –  завтра   он   способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”[1]. Проектный метод   обучения   на   современном   этапе   выступает   основным   звеном   в организации   творческой   самостоятельной   работы   учащихся.   Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал и потенциал учащихся, разнообразить формы проведения занятий и развить мотивационную сферу школьников.  Литература. 1. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд­во Смысл; Эксмо, 2005. 2.   Новые   педагогические   и   информационные   технологии   в   системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 20003. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащегося. Практическое   пособие   для   работников   общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.  4. Шкель В.Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении. Учебно­методическое пособие. – Саратов: Научная книга, 2007.