Как избежать профессионального выгорания педагогу, пути решения и выхода из сложившийся ситуации. Медикаментозная терапия или все таки работа над собой? Статья о повышении эмоциональной культуры педагога, которая включает развитие эмоциональной устойчивости, эмпатийных свойств личности, эмоциональной гибкости, выработке необходимых качеств и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов в организме.
Профессиональное выгорание педагога.docx
Профессиональное выгорание педагога.
Профессия учителя одна из самых стрессогенных и напряженных. Она
требует от него огромных резервов самообладания и саморегуляции. Это
«работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное
расходование огромных душевных сил (В.А.Сухомлинский). Учителю
приходится принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева,
состояния раздражительности, тревожности, отчаяния. Однако внешнее
сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный
процесс, не приводит к успокоению, а наоборот, повышает эмоциональное
напряжение и негативно сказывается на здоровье педагога, и как следствие,
может привести к синдрому «эмоционального сгорания».
Воздействуя на ученика в таком состоянии, педагог является причиной
прогрессирующей невротизации школьников. Поэтому жизнь ребенка также
отличается эмоциональной напряженностью, которая в неблагоприятных
стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими
срывами. Причин этому не мало, но одна из них – прямая зависимость
эмоционального благополучия школьника от эмоционального состояния
педагога, от его эмоциональной культуры.
Профессиональная медицинская помощь при «эмоциональном
сгорании» предполагает применение лекарственных препаратов и различных
видов психотерапии. Однако учителю в большинстве случаев нужна не
медицинская помощь, а социальнопсихологическая по выработке
необходимых качеств и навыков, направленных на сохранение эмоциональных
резервов в организме. Для снятия излишнего эмоционального напряжения в
профессиональной деятельности большую роль играет систематическая
работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога. Важнейшими
показателями эмоциональной культуры является высокий уровень развития
эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости педагога.
Высокий уровень эмоциональной устойчивости позволяет противостоять
развитию синдрома «эмоционального выгорания» и эмоциональной
напряженности в профессиональной деятельности. Эмоциональная культура
педагога отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную
зрелость личности и влияет на имидж педагога. Важнейшими показателями
эмоциональной культуры является высокий уровень развития эмоциональной
устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости педагога.
Данные показатели можно использовать в качестве критериев развития
эмоциональной культуры педагога.
Под эмоциональной устойчивостью мы понимаем ту сторону
профессиональной
деятельности педагога, которая помогает сохранять работоспособность,
эффективно гибкость,
которая
(включающему
определяется
самоопределению
взаимодействовать с учениками и коллегами, поддерживать хорошую
физиологическую ипсихологическую форму, избегать эмоциональной
напряженности и раннего профессионального «перегорания». Кроме того,,
педагогу необходима эмоциональная чуткость, отзывчивость,подвижностьт.е.
эмоциональная
как
«оптимальное( гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности
(отзывчивости) и эмоциональной устойчивости учителя».
Только
систематическое самопознание служит основой для саморегуляции
эмоциональных состояний, действий, поступков и общения; позволяет стать
терпимее и мудрее в отношениях с самим собой, другими людьми и Миром в
целом. Этим вызывается необходимость накапливать жизненный опыт,
установить душевное равновесие, повышать психологическую готовность к
жизненному
самоопределение
личностное,социальное и профессиональное).
Профессиональная компетентность педагога в системе повышения
квалификации не сводится к набору знаний и умений, а определяется
эффективностью их применения в реальной образовательной практике. Быть
компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое
настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.
Одной из ключевых компетентностей педагога является коммуникативная
компетентность – это профессионально значимое, личностное качество
учителя, формирующееся в процессе саморазвития.
Исследования,
которые были проведены педагогамипсихологами,
опрошенных учителей считают, что они обладают высоким уровнем эмпатии.
Они отзывчивы, понимают других людей без слов. Но именно они чрезмерно
подвержены профессиональному стрессу, возможно «профессиональное
выгорание»,
приобретение различных соматических заболеваний и
невротических проблем изза их чрезмерной чувствительности и ранимости.
Все изложенное выше заставляет всерьез задуматься о повышении
эмоциональной культуры педагога, которая включает развитие эмоциональной
устойчивости, эмпатийных свойств личности, эмоциональной гибкости. В
большинстве случаев учителю нужна не медицинская помощь, а социально
психологическая – по выработке необходимых качеств
и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов в организме.
Нужно помнить, что недостаточный уровень эмоциональной культуры
педагога повышает эмоциональное неблагополучие школьников. Психологическое здоровье определяется не отсутствием конфликтов и
проблем, а
механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающих полноценное
человеческое
функционирование. «Психологически здоров не тот, у кого нет проблем, а
тот, кто знает,
как выйти из затруднений» /Н.Пезешкян/.
Статья "Профессиональное выгорание педагога"
Статья "Профессиональное выгорание педагога"
Статья "Профессиональное выгорание педагога"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.