УДК 371.71
ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Строчилина Т.В.
МБОУ СОШ №67, г. Воронеж
С 1 сентября 2016 года в России начали действовать новые федеральные государственные стандарты образования, в соответствии с которыми каждый ребенок, не зависимо от диагноза, того или иного нарушения развития, имеет право обучаться в общеобразовательной школе.
Модель инклюзивного образования предполагает создание для детей с особыми потребностями безбарьерной среды обучения, приспособление образовательной среды к их нуждам и оказание необходимой поддержки в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками. Понятие «включающее образование» представляет собой такую форму обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:
а) посещают те же школы, что их братья, сестры и соседи;
б) находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;
в) имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели;
г) обеспечиваются необходимой поддержкой [1].
Зарубежный опыт и российская практика последних лет убедительно свидетельствуют об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей.
В МБОУ СОШ №67 есть пример обучения детей с ОВЗ совместно с обычными детьми на протяжении нескольких лет.
Сведения об условиях обучения детей - инвалидов и обучающихся с ОВЗ в МБОУ СОШ № 67
В 2004 году была создана программа взаимодействия между РЦ «Луч» и МОУ СОШ №67 по организации учебного процесса с элементами дополнительного образования для детей с ОВЗ. Контингент обучающихся в МБОУ СОШ №67 пополнился учащимися из других школ, которых привлекла возможность получать общее образование не в домашних стенах, а в реабилитационном центре, куда приходят учителя и ведут полноценные уроки, и быть активными участниками жизни школы, классного коллектива, членами которого они являются. По программам дополнительного образования центра реабилитации дети получают дополнительное художественно-эстетическое образование, а также проходят курс лечебной физкультуры, имеют возможность заниматься с психологом, логопедом. Но самое важное для учащихся с ограниченными возможностями – это социальная адаптация, общение со сверстниками. Школа, по согласованию с родителями обучающихся, организует образовательный процесс и на базе учебных кабинетов. Особенно необходимо это в изучении химии, физики, биологии. Посещение школы, общение с учителем, одноклассниками благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся с ограниченными возможностями. С 2010-2011 учебного года дети-инвалиды получили возможность обучаться дистанционно. В школе уже традиционно ежегодно проводят спортивные соревнования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
За последние 9 лет получили основное общее и среднее общее образование 19 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по индивидуальным планам на базе КУ ВО «Воронежский центр реабилитации инвалидов». В 2017-2018 учебном году в первый класс было зачислено 6 детей-инвалидов, из них четверо – с ОВЗ, один ребенок с синдромом Дауна (умеренная умственная отсталость), еще один ребенок с умеренной умственной отсталостью и 1 – с глубокой умственной отсталостью. 15 учащихся обучаются на дому по состоянию здоровья. Нозология среди них различна, но следует отметить, что преобладают нарушение когнитивных функций, эмоционально - волевой сферы, задержка психического развития, а также умственная отсталость, у двух из них нарушение зрения, а одного учащегося нарушение слуха с задержкой психического развития. Возраст детей с ОВЗ различен, от первого класса до одиннадцатого, причем трое учащихся обучаются в одном из первых классов МБОУ СОШ №67.
В МБОУ СОШ №67 была разработана адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с умеренной умственной отсталостью, внесены изменения в основную образовательную программу начального общего образования в разделе «Программа коррекционной работы» для работы с детьми с НОДА. 12 учащихся обучаются по индивидуальным учебным планам на дому. Один ребенок – инвалид в рамках сетевого взаимодействия с КОУ ВО ЦЛПДО, обучается дистанционно. Общение с учащимися и их родителями убеждает в целесообразности и эффективности выбранных образовательных маршрутов, позволяющих создать вокруг каждого ребёнка особые условия для получения образования, развития в целом, исключающие напряженность, жестокость, любые проявления дискриминации, и поддерживают детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами коллектива.
Важной и неотъемлемой частью обучения и воспитания является спортивно-оздоровительное направление работы школы. Для любого ребенка-инвалида чрезвычайно важно быть не только успешным учеником, но максимально быть социально-ориентированным гражданином современного общества. Спортивные мероприятия всегда были консолидирующей силой общества, способствующей реализации возможностей и способностей всех его членов. Эмоции, впечатления и воспоминания об этих мероприятиях – это то, ради чего эти мероприятия организуются. В МБОУ СОШ №67 регулярно проводятся спортивные праздники, участниками которых являются обучающиеся, причем среди них есть дети с ОВЗ.
Следует отметить новое направление работы в нашей школе, такое как «Адаптивная физкультура». Так как в нашей школе есть дети с особенностями в физическом и психическом развитии, дети-инвалиды, то нужна была программа по реализации права заниматься физической культурой таких детей. В этом направлении успешно работают учителя физкультуры. В частности, они провели следующие мероприятия: областной инклюзивный праздник «Не олимпийские игры», Фестиваль параспорта «Спорт вместе. По-настоящему!» Волонтеры Ресурсного центра поддержки инклюзивного образования ВГПУ вместе с членами паралимпийской сборной по легкой атлетике рассказали и показали ученикам начальной школы некоторые виды паралимпийского спорта: волейбол сидя, голбол, бочча. Очень весело заниматься спортом всем вместе по-настоящему! В этих мероприятиях участвовали не только наши учащиеся, но приглашенные гости – паралимпийцы, волонтеры.
Педагоги создают максимальные условия для их развития и обучения, опираясь на методологию инклюзии. Главный результат этой работы – это возможность для детей активного и постоянного участия во всех мероприятиях образовательного процесса.
Таким образом, педагогический социум, который создаёт наша школа в сотрудничестве с КУ ВО «Воронежский центр реабилитации инвалидов» дает возможности для реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся разного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.
На сегодняшний день отношение к детям - инвалидам изменилось: практически никто не возражает, что образование должно быть доступно для всех детей, главный вопрос в том, как сделать так, чтобы ребенок - инвалид получил и богатый социальный опыт, и были реализованы его образовательные процессы. Следовательно, вопросы из идеологической плоскости переместились в исследовательские, методические и организационные плоскости.
Литература:
1.Кучмаева О. В., Сабитова Г. В., Петрякова О. Л. Проблемы развития инклюзивного образования в столице // Воспитание школьников. – 2013. – № 4. – С. 3 – 11.
2.Никитина Е. Л. Проблемы развития инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 29. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2014/65278.htm.
3. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Назаровой. –М. : Издательский центр «Академия», 2009. –359 с.
4.Рудь Н.Н. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения. Методическое пособие. – М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011.– С. 4.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.