Статья "Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности обучающихся"
Оценка 4.6

Статья "Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности обучающихся"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
администрации +1
Взрослым
01.07.2018
Статья "Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности обучающихся"
Статья "Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности в эстрадной вокально-танцевальной студии «Новое поколение» ГБОУ ДО ОЦВВР (г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область)" была написана на примере обобщения опыта проведения занятий с обучающимися разных возрастных групп (от 6 до 15 лет) по предмету "Хореография в вокальном коллективе". На момент написания педагог являлся наставником студента-практиканта педагогического колледжа.
Анализ пед ср-в.docx
Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности  в эстрадной вокально­танцевальной студии «Новое поколение»  ГБОУ ДО ОЦВВР (предмет «Хореография») В условиях осуществления педагогического процесса в ГБОУ ДО ОЦВВР у  эстрадной вокально­танцевальной студии «Новое поколение» накоплен  определенный опыт работы с одаренными обучающимися. Прежде всего, необходимо помнить, что танец представляет собой вид  искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально  организованное движение. Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными  возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка,  для его гармоничного и физического развития. Это подтверждает, что у  ребенка будут гармонично развиваться творческие способности,  совершенствуя детское творчество. Сценическим искусством, развивающим  музыкальный вкус, виртуозность движений, требующим многолетней  подготовки, является танец. Танец играет важную роль в эстетическом  воспитании и физическом развитии детей. Это связано с многогранностью  данного жанра искусства, который сочетает в себе средства музыкального,  пластического, этического, художественного и физического развития. Все  компоненты взаимосвязаны в процессе обучения. Систематические занятия  танцем вырабатывают правильную осанку, способствуют устранению  физических недостатков, влияют на формирование внутренней культуры и  усвоение норм этики. Мотивационный аспект поведения ребенка с хореографической  одаренностью может быть описан следующими признаками:  Переживание чувства удовольствия от процесса танца.  Поразительное упорство и трудолюбие проявляется как следствие     увлеченности.  Ненасытная любознательность, готовность по собственной инициативе  выходить за пределы исходных требований.  Неприятие стандартных, типичных заданий и готовых схем.  Высокая требовательность к результатам собственного труда,  склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству. В работе с одаренными детьми применяются следующие инновационные  педагогические технологии: Диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на  предмет выявления их двигательной активности, пластической  выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение  творческого задания; Воркшоп. Развитие коммуникативных способностей участников коллектива. Прежде всего, это проведение мероприятий, а также самостоятельная  (индивидуальная и коллективная) работа, активизирующая творческий  потенциал участников; Технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной  технологии является воспитание чувства толерантности; Технологии формирования психофизического состояния. В данной  технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и  релаксации; Технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических  препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической  деятельности; Технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг,  представляющий собой импровизационные пластические упражнения и  задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела. Стретчинг ­ синтез хореографии и упражнений на развитие пластических  характеристик. Технологии создания художественного образа. Фантазирование  виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не  внешние, а внутренние ограничения. Образ ­ это чувственно воспринимаемая  целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру,  взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его  атмосферу. В ГБОУ ДО ОЦВВР разработана дополнительная образовательная  программа художественно­эстетической направленности для детей с  хореографической одаренностью. Цель программы: обеспечить психолого­педагогическую поддержку детей с явной и потенциальной хореографической одаренностью в условиях Центра. Задачи программы: 1. Создание в эстрадной вокально­танцевальной студии атмосферы,  стимулирующей у обучающихся положительную потребность в саморазвитии,  а также проявление потенциальной одаренности, в том числе  хореографической  ( демонстрация веры в успех, насыщение общением с  людьми, реализующими себя в художественно­эстетической деятельности); 2. Учить свободно, красиво и органично выражать себя в танце; 3. Учить элементам танцев различных жанров, направлений; 4. Учить создавать своими руками сценические костюмы через обучение  моделированию и шитью; 5. Учить создавать образ и стиль через грим, визаж. Цели и задачи воспитательного процесса: 1. Создания условий для сохранения и укрепления здоровья, развития  основных физических качеств и двигательных способностей; 2. Формирование потребности к культуре движений, оптимальном  физическом развитии, здоровом образе жизни; 3. Формирование навыков и умений для самосовершенствования,  самоконтроля и самопознания; 4. Расширение объема знаний о различных видах двигательной активности,  освоение техники движения; 5. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости,  формирование характера, утверждение активной жизненной позиции,  оптимизма; 6. Создание условий для развития личности обучающегося, его творческих  способностей, для его психического и эмоционального благополучия ; 7. Воспитание самостоятельности и инициативности. Показатели степени выраженности тех или иных знаний, навыков и умений в соответствии с программой и годом обучения обучающегося определяются по  итогам мониторинга на основе сравнительного анализа и диагностики. За   период   обучения   в    эстрадной   вокально­танцевальной   студии   «Новое поколение» ГБОУ ДО ОЦВВР  обучающиеся получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется регулярно. Проверка усвоенного материала и новой темы проводится через: - педагогическое наблюдение на учебном занятии; - педагогическое наблюдение вне учебного занятия: на выступлениях, в  - при организации индивидуальных занятий; - через просмотр видеоматериала с выступлениями коллектива; мероприятиях (общение с другими людьми); Мониторинг общеобразовательных результатов производится в  соответствии с системой мониторинга, разработанного в ГБОУ ДО ОЦВВР. Педагогический мониторинг в объединении «Новое поколение» проводится  по изучаемым дисциплинам и направлен на исследование и фиксацию также  хореографических способностей каждого обучающегося, динамику его  личностного развития. Мониторинг содержит следующий план: ­ наблюдение за развитием хореографических способностей и фиксирование достигаемых результатов; ­ обобщение результатов; ­ анализ и оценка достигаемых результатов. Используются такие формы проведения диагностики как: наблюдение,  беседа, открытое занятие, концертно­конкурсные выступления. Результаты  отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного и итогового  контроля. Первичный контроль проводится в октябре, его целью является  определение уровня или степени творческих способностей в начале цикла  обучения. В ходе диагностики определяется уровень подготовленности  обучающихся данного вида деятельности, формы и методы работы, выбор  программы обучения. Промежуточный контроль проводится в течение всего года с подведением итогов в конце месяца. Его целью является определение оценки успешности  продвижения в обучении (выбора технологии и методики, анализируются  результаты обучения на данном этапе). Итоговая диагностика проводится в мае. Целью является определение  уровня подготовки и развития хореографических способностей. По итогам мониторинга на основе сравнительного анализа и диагностики  вносятся коррективы в программу, формы и методы обучения. Данная диагностика также позволяет отметить рост психологического и  творческого развития. У обучающихся формируется адекватная оценка  собственных достижений, появляется стремление к совершенствованию. Проводится индивидуальная работа, постановка танцевального материала  на конкретных детей, учитывая их уровень исполнительского мастерства,  пластику, эмоциональное раскрепощение и особенности собственной подачи  танцевального, сценического образа. За время существования  эстрадной вокально­танцевальной студии «Новое  поколение» ее обучающиеся добились значительных творческих результатов. Таблица «Результативность участия в конкурсах». Уровень и название конкурса Результат Год и место  проведения Областной конкурс «Виктория» Диплом II  степени, Диплом III  степени 2017 г. г. Южно­ Сахалинск Международный фестиваль­ конкурс «Янтарный остров» Гран­при 2017 г. Диплом I  степени  г. Калининград Диплом II  степени Диплом II  степени Диплом III  степени 2018 г. г. Южно­ Сахалинск Гран­при Диплом I  степени  Диплом II  степени Диплом III  степени 2018 г. г. Сочи Областной конкурс «Виктория» Международный фестиваль­ конкурс «Черноморский Олимп» Выписка из протокола заседания методического объединения ГБОУ  ОЦВВРВ «Результаты проведения промежуточной аттестации» (от  16.01.2018г.) В  ходе наблюдения за обучающимися  коллектива во время занятий нами  было отмечено, что педагог обращает свое внимание на то, как выполняют задание дети, как проявляется их активность, мобилизуется внимание, и,  особенно, как дети превозмогают трудности, осваивая материал. На занятиях  в младшей группе педагог использует игровые формы работы, вместе с детьми выполняет все упражнения и танцевальные движения. На занятиях старшей  группы педагог делает акцент на самостоятельности обучающихся (дети сами  выбирают репертуар, изучают танцевальные движения для постановки танца).  Педагог поддерживает интересы детей, поощряет их промежуточные успехи,  подводя их к достижению конечной цели. В процессе исследовательской работы студентов ЮСПК СахГУ было  проведено интервью с педагогом дополнительного образования (Семенцовой  Татьяной Александровной). Тема интервью: «Система работы педагога дополнительного  образования по выявлению одаренности обучающихся в хореографии». ­ Татьяна Александровна, проводите ли Вы мониторинг результатов обучающихся? И также собственных результатов? ­ Да, мониторинг результатов проводится три раза в год: входной,  промежуточный, итоговый. В конце года составляется таблица по результатам  того, насколько изменился уровень творческих, личностных, теоретических  знаний, умений, навыков в показателях мониторинга. Собственные результаты обязательно отслеживаю. В конце года пишу  самоанализ своей деятельности. По результатам года определяю сильные и  слабые стороны своей работы, с учётом корректировки своей деятельности  составляю план на следующий год. ­ Выделяете ли Вы детей, которые проявляют высокий уровень  способностей, как одаренных детей? ­ Да. На самом деле одаренный ребенок понятие очень многогранное,  потому что, как правило, одаренный ребенок, это ребенок с незаурядными  возможностями. Но на практике выясняется, что одаренные дети не всегда  отличаются в жизни или школе какими­то особенностями или «удобным  объектом педагогики». В младшей группе у меня есть совершенно замечательный пример ­  непослушный, неусидчивый, очень темпераментный обучающийся (имя не  называю), но, тем не менее, танцевально одаренный. Эту танцевальную одаренность было сразу не видно, она была завуалирована его сложным  характером. После того как он раскрылся, почувствовал доверие к педагогу,  только тогда он начал работать, показал, какой он есть на самом деле. Чтобы  одаренность раскрылась нужно, чтобы каждый ребенок почувствовал себя  раскрепощенным, почувствовал доверие со стороны педагога, был  максимально загружен, чувствовал собственную значимость,  профессиональный рост, самоудовлетворение как творческое, так и  социальное. ­ Какие критерии помогают Вам оценить уровень танцевальных  навыков? ­ Есть общие критерии – «природные данные», сходные с другими  направлениями одаренности. Это такие как: музыкальность, чувство ритма,  пластика, выдержка, эмоциональная раскрепощённость, креативность  мышления. ­ Татьяна Александровна, используйте ли Вы какие­либо методики  при выявлении одаренности в хореографии? Если да, то, какие? ­ В работе с одаренными детьми я использую дидактические технологии,  которые позволяют выявить потенциал творческих способностей участника.  Это могут быть: просмотры учащихся на предмет выявления их двигательной  активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического  слуха, исполнение творческого задания; проведение методик на выявление  коммуникативных способностей; выполнение упражнений и этюдов на  раскрепощение и снятие зажимов; стретчинги, которые представляют собой  импровизационные пластические упражнения и задания. ­ Как проходит отбор в объединение? ­ В объединение принимают всех, поскольку Центр внешкольной  воспитательной работы ­ это место, куда можно прийти попробовать себя в  разных направлениях деятельности. При естественном отборе остаются только те, которые прикладывают к этому все свои усилия и возможности. ­ Каким образом формируются группы для выступлений? Есть ли  прием «первой  линии»? ­ В нашем объединении танцуют все: у кого хорошо получается и не очень,  собственно как в большинстве коллективов. В первую линию ставятся  обучающиеся, которые показывают достаточно высокий результат: технику,  пластику, эмоциональность. Особый акцент на первую линию я никогда не делаю, хотя, конечно, все хотят оказаться именно там. ­ Какие воспитательные проблемы встают, если несколько лидеров? ­ В своей работе я, прежде всего, выделяю «истинных» лидеров и лидеров  «ложных». Истинному лидеру необходимо предоставлять возможность  работать и показать коллективу, что это тот, за которым нужно идти. ­ Планируйте ли Вы в объединении специальные занятия, формы,  мероприятия для выявления особых танцевальных способностей? ­ Да, это различные концерты, фестивали, конкурсы, которые проходят на  различных уровнях. ­ Татьяна Александровна, выстраиваете ли Вы индивидуальный  маршрут для детей с хореографической одаренностью? ­ Да, индивидуальный маршрут есть. Он создается для того, чтобы  максимально развить одаренность обучающихся и дать им возможность  самореолизоваться, достичь особых результатов. В результате исследовательской работы был проведен анализ  педагогических средств по выявлению одаренности детей в хореографии на  примере деятельности коллектива «Новое поколение» ГБОУ ДО ОЦВВР,  рассмотрена и изучена дополнительная общеобразовательная программа,  обеспечивающая психолого­педагогическую поддержку обучающихся с явной  и потенциальной хореографической одаренностью.

Статья "Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности обучающихся"

Статья "Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности обучающихся"

Статья "Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности обучающихся"

Статья "Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности обучающихся"

Статья "Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности обучающихся"

Статья "Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности обучающихся"

Статья "Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности обучающихся"

Статья "Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности обучающихся"

Статья "Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности обучающихся"

Статья "Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности обучающихся"

Статья "Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности обучающихся"

Статья "Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности обучающихся"

Статья "Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности обучающихся"

Статья "Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности обучающихся"

Статья "Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности обучающихся"

Статья "Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности обучающихся"

Статья "Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности обучающихся"

Статья "Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности обучающихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2018