Статья. Противоречия процесса развития личности учащегося
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
06.11.2017
В статье рассмотрены вопросы субъектного развития учащегося СПО, абитуриента, студента, за последовательными требованиями, которые выдвигаются перед юношеством. Представлена типологическая позиция учащегося СПО и абитуриента, которая характеризуется установкой на активно-сознательный выбор профессии при добросовестном, любознательном изучении всех учебных предметов, всестороннего развития.В статье рассмотрены вопросы субъектного развития учащегося СПО, абитуриента, студента, за последовательными требованиями, которые выдвигаются перед юношеством. Представлена типологическая позиция учащегося СПО и абитуриента, которая характеризуется установкой на активно-сознательный выбор профессии при добросовестном, любознательном изучении всех учебных предметов, всестороннего развития.
статья2.doc
Противоречия процесса развития личности учащегося
1
Бакирова А.Ю.
Рассмотрим динамику субъектного развития учащегося СПО,
абитуриента, студента, за последовательными требованиями, которые
выдвигаются перед юношеством.
Развитие учащегося СПО включает в себя жизненное самоопределение,
профессиональный выбор. Предварительное представление о профессиях
высшего образования учащийся СПО получает в школе. Здесь же он может
предварительно выявить и свои профессиональные возможности. Это
порождает несколько противоречий:
между необходимостью немедленного жизненного самоопределения,
профессионального выбора и относительной готовностью к ним;
между профессиональным выбором и предварительными
представлениями о своих способностях и возможностях;
между профессиональным выбором и возможностями его
осуществления.
Указанные противоречия нередко повергают абитуриента в состояние
психического напряжения. От него требуется не только достаточная
подготовка к сдаче вступительных экзаменов, но и способность владеть собой.
Он должен выявить свою готовность к поступлению в избранный вуз.
Особенности социальной ситуации развития студента – становление
специалиста, накопление и возрастающая субъектная реализация потенций
будущей профессиональной деятельности. Данный статус предъявляет к
студенту определенные требования – немедленное включение в новые виды
деятельности, проявление различных форм самостоятельности, новых качеств
личности. К этому начинающий студент готов лишь на основании школьного
опыта. Его признаки проявляются в вузе трояко – одна часть из них
оказывается в активе первокурсника, другая относительно соответствует
новым требованиям, третья не соответствует им.
Основные противоречия младших курсов:
между требованиями вуза и готовность к ним на основании школьного
опыта;
между многообразием новых требований, широтой предложений вуза и
личными возможностями студента;
между постоянно возрастающими требованиями вузовского учебно
воспитательного процесса и актуальным уровнем знаний, умений, навыков
студента, актуальным уровнем его общего развития (главное противоречие,
особенно остро ощущаемое начинающим студентом; частное его проявление –
противоречие между школьным уровнем развития мышления первокурсника и
методологическим характером вузовского обучения); 2
между проблемой всестороннего развития личности и высоким
требующим «узкой» сосредоточенности на
профессионализмом,
профессиональной подготовке;
между субъективными ожиданиями, желаниями, запросами и
объективно необходимым поведением в условиях нового статуса.
Адаптация к вузу позволяет постепенно снимать лишь стрессовую
остроту этих противоречий. В виде же трудностей вузовской учебы они дают о
себе знать на всем протяжении студенческой жизни. Принцип преемственности
определяет общий подход к разрешению подобных противоречий. Поэтому
преемственность высшей и средней школы как педагогическая проблема не
является локальной, связанной лишь с младшими курсами вуза. Ее надо
понимать в широком охвате взаимодействия высшей и средней школы,
включая становление специалиста в вузе на базе его школьной подготовки, а
затем – в плане преемственности вуза и производства, производства и вуза.
Школьник, учащийся СПО, абитуриент, студент, молодой специалист призваны
в возрастающей степени участвовать в разрешении противоречий своего
становления по мере субъектного развития личности.
И здесь снова следует отметить главное отличие учебновоспитательного
процесса от других видов человеческой деятельности. Объект этого процесса
призван стать субъектом тех видов деятельности, функций, отношений,
которые формируют личность и ее растущий потенциал. Субъектное
становление личности в учебновоспитательном процессе – основной результат
этого процесса, соответствующий его актуальным и перспективным задачам.
По мере развития личность становится субъектом самовоспитания в
соответствии с социальными требованиями, реализованными в учебно
воспитательном процессе. Субъектное становление личности предполагает, что
она все более самостоятельно разрешает противоречия между требованиями
извне и своими возможностями, т. е. успешнее преодолевает внешние
трудности. Постепенное разрешение таких противоречий приводит к их
преобразованию и нарастанию основного противоречия субъектного
становления личности – между возрастающими требованиями индивида к
самому себе и возможностями их разрешения. При оптимальном развитии
личности требования к себе перманентно покушаются вместе с ростом
социального самосознания, гражданского долга, возможных достижений на
фоне имеющихся.
В связи с этим обозначим динамику субъектного становления учащегося
СПО, абитуриента, студента. Учащийся СПО призван стать субъектом
учебновоспитательного процесса,
жизненного и профессионального
самоопределения, абитуриент – субъектом практической реализации
профессионального выбора, студент – субъектом преемственности вузовского
учебновоспитательного процесса с возрастающей адаптацией к профессии,
субъектом самовоспитания специалистагражданина. Взаимодействие системы 3
учебновоспитательного процесса с личностью учащегося СПО, абитуриента,
студента – основной путь преобразования личности из объекта процесса в его
субъект и вместе с тем основной путь формирования активной позиции,
поскольку внутренняя позиция объекта и субъекта (в относительном смысле
этих терминов) различается содержанием, степенью и характером их
активности.
Как же современная система СПО готовит учащегося к соучастию в
разрешении противоречий учебновоспитательного процесса, к преодолению
его трудностей, к самостоятельной жизненной практике?
Современная система СПО формирует широкий мир интеллектуальных
запросов и интересов, широкий общеполитический, культурный кругозор,
уважение к науке, к творческому труду, стремление рассматривать любой труд
сквозь призму его творческих возможностей. Оно выявляет высокий престиж
образования. Современный учащийся понимает важное значение образования
для жизненной практики.
Система учебновоспитательного процесса реализует идею всестороннего
развития личности. Система СПО комплексно решает вопросы нравственного,
трудового воспитания личности, ее интеллектуального, физического развития,
политехнического образования, начальной воинской подготовки. Как правило,
выпускник выносит из стен колледжа или лицея определившийся интерес к
отдельному предмету или к группе предметов, связывая с этим
профессиональный выбор.
Если иметь в виду ориентацию на высшее образование, то престиж вуза в
глазах учащихся СПО высок. В высшей школе они мечтают приобрести
квалификацию на основании приобщения к науке, широкого развития своих
запросов и способностей.
Система СПО прививает привычку к повседневному труду в
обстоятельствах регулярного педагогического и родительского контроля.
Все это, вместе взятое, представляет собой базу, имеющую
универсальное значение для любой сферы социальной практики выпускника.
Вуз призван опираться на этот потенциал и преемственно развивать его. Такой
потенциал концентрированно сосредоточивается в оптимальной
типологической позиции учащегося СПО и абитуриента, которая
характеризуется установкой на активносознательный выбор профессии при
добросовестном,
любознательном изучении всех учебных предметов,
всестороннего развития.
Новая ситуация социального развития – вуз – характеризуется системой
требований, соответствующих исходному потенциалу, и вместе с тем
предполагает скачкообразное его обогащение.
Основные требования к студенту:
осознание существенных характеристик нового социального статуса и
тех требований, которые должен предъявлять к себе начинающий студент на 4
основании требований общества, вуза;
осознание социальных требований к избранной профессии и тех
требований, которые студент призван предъявлять к себе как будущему
специалисту;
приобщение к характерным для вуза – и в значительной мере
обновленных для студентов – видов деятельности (познание, труд, общение);
освоение новых форм учебновоспитательного процесса и особенно
самостоятельной работы в процессе учения – усвоение материала теоретико
методологического характера;
юридическая, нравственная и бытовая самостоятельность;
активная жизненная позиция;
сознательная выработка такой установки на вуз, которая соответствует
системе вузовских требовании к студенту как будущему специалисту
гражданину;
субъектное соучастие в осуществлении и совершенствовании
вузовского учебновоспитательного процесса.
Литература
1. Кустов Ю.А. Преемственность профессиональнотехнической и
высшей школы / Науч.ред. А.А.Кирсанов. Свердловск: Издво Урал.ун
та, 120с.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2е. М.:
Политиздат, 304 с.
Статья. Противоречия процесса развития личности учащегося
Статья. Противоречия процесса развития личности учащегося
Статья. Противоречия процесса развития личности учащегося
Статья. Противоречия процесса развития личности учащегося
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.