Статья: "Психолого-педагогические основы проблемы готовности детей к школьному обучению"
Оценка 4.9

Статья: "Психолого-педагогические основы проблемы готовности детей к школьному обучению"

Оценка 4.9
Научные работы
docx
психологическая работа +1
Детсад—1 кл
24.06.2019
Статья: "Психолого-педагогические основы проблемы готовности детей к школьному обучению"
В статье рассматриваются важные составляющие понятия школьной готовности детей дошкольного возраста. В основе работы лежит анализ литературы, посвященной данной проблеме. Обобщаются научные труды психологов Л. Выготского, Л. Венгера, А. Запорожца, Н. Поддьякова, Л. Бажович и других. Затрагиваются биологический и личностный аспекты, играющие важнейшую роль в формировании школьной готовности. Рассматривается понятие "школьной зрелости" и дается ссылка на методики ее диагностики.
Статья Психолого–педагогические основы проблемы готовности детей к школьному обучению.docx
Статья: «Психолого­педагогические основы проблемы готовности детей к школьному обучению» В последнее время, задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из  важных мест в образовании (Л. А. Венгер, Е. И. Рогов, Н.Н. Поддьяков). Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности  школьного обучения, определяются тем, насколько полно учитывается учителем уровень подготовленности детей к школьному обучению. Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов  психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения.  Известный психолог Л.И. Божович указывала, что готовность обучения в школе  складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности,  познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Такого же мнения придерживался А. И. Запорожец, отмечая, что готовность к  школьному обучению « представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико­синтетической деятельности, степени сформированности волевой регуляции  действий и т.д.» На сегодняшний день учеными общепризнано, что готовность к школьному обучению –  многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических  исследований (Е.И. Рогов). По мнению Л. С. Выготского, готовность к школе выступает, с одной стороны, как  производная личностного развития, с другой – как один из значимых показателей  достижений личностного становления ребенка в дошкольные годы. В готовности к школе получает свое воплощение важные новообразования и достижения развития,  создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и  вхождения в ситуацию школьного образа жизни (Т. И. Бабаева).  В.В. Столин, Н. Д. Добрынин рассматривают готовность к школе, исходя из понимания  человека, как иерархически организованные системы , на трех взаимосвязанных  уровнях: организма, индивида и личности.  Рассмотрение готовности к школе на уровне организма связанно с раскрытием ее  биологических оснований. Данный уровень готовности может быть определен, как  исходный. Подход готовности на уровне индивида отражает степень зрелости психики  ребенка, обеспечивающей возможность выполнения учебной деятельности и  сотрудничества на этапе начала школьного обучения. Это проявляется в соответствии  психического развития ( процессов восприятия, мышления, памяти, воображения и др.)  требованиям нормативности для старшего дошкольного возраста и выражается широко  используемым понятием « психологическая готовность к школе» ( Л. С Выготский, А. В.  Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер) Рассмотрение готовности к школе на уровне личности отражает степень социального  созревания будущего школьника, развитие его эмоционально­ мотивационной сферы  деятельностную направленность на решение новых задач и принятия новой социальной  позиции, а также особенности Я – концепции: самосознания, самооценки, личностного  смысла, предстоящего школьного обучения, что  в современной науке интегрируется  понятием «личностная готовность к школе»( Л.И. Божович, Я. Я. Коломинский).  По данным Л. А. Венгер, Я. Я. Коломенского, Е. А. Панько, личностная готовность  выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому  себе. Она связана с интеллектуальной готовностью к школе, центральным компонентом  которой выступают разнообразные интеллектуальные умения, способы познавательной  деятельности. Они в единстве с формирующимися у дошкольников познавательными  интересами и мотивами обеспечивают познавательную направленность ребенка на  освоение новых знаний и стремление к школьному обучению (Т. И. Бабаева). В  исследованиях подчеркивается, что неподготовленность детей к школе связана с  комплексом недостатков личностного формирования в дошкольные годы. Среди них  следует выделить слабость сформированности нравственно­ волевых предпосылок  учения (Р. С. Буре), недоразвитие мотивационно – потребностной сферы (Венгер),  отсутствие интереса к школе и учению ( Т. А. Нежнова), неумение ориентировать свою  активность и поведение на моральную норму и правила, слабый уровень развития  самосознания, самооценки, самоконтроля, недостатки коммуникаций (М. И. Лисина).  Рассмотрев определение готовности к школе, мы видим, что оно представляет собой  сложное структурное единство ряда взаимосвязанных компонентов и уровней. По мнению многих исследователей, (М. В. Анторпова, Т. В. Тулва, Т. С. Сорокина)  готовность организма ребенка к школьному обучению определяется морфологическим и  функциональным  развитием, что выражается в понятии «школьная зрелость». Для  определения «школьной зрелости» на практике широко применяется тест Керна­  Ирасика и методики, разработанные исследователями М. В. Антроповой, М. М.  Кольцовой. Для выявления «школьной зрелости» используется многофакторный анализ,  предполагающий оценку состояния здоровья и биологической зрелости организма  ребенка (антропометрические показатели, развитие костной, мышечной дыхательной и  сердечно­ сосудистой систем). Оценку функциональной готовности к школе, и как  главного показателя «школьной зрелости» и, прежде всего, уровня развития ряда  физиологических функций. К ним относятся: 1. развитие способности к торможению, необходимого для достаточно длительного  сидения за партой; 2. относительно быстрое образование и упрочение условных связей  положительного и тормозного характера и достаточное развитие второй  сигнальной системы. Таким образом, подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная,  охватывающая все сферы жизни ребенка. От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации, его учебные успехи, его психологическое  самочувствие. Литература 1. Анохин П. К. «Очерки по физиологии функциональных систем» ­ М., 1975г. 2. Бабаева Т. И.  «У школьного порога» ­ М., 1993г. 3. Буре Р. С. «Готовим детей к школе» ­ М., 1987г. 4. «Воспитываем дошкольников самостоятельными». Сборник статей ­ С­ Пб., 2000г. 5. Каменская В. Г., Томанов Л. В., Зверева С. В., Шапиро Е. И. «Готов ли ваш  ребенок к школе», С – Пб., 1996г.  6. Лурия А. Р. « Мозг и психические процессы» ­ М., 1963г .­ Т.1 7. «Морфологическое созревание основных физиологических систем организма  детей дошкольного возраста» Под ред. Антроповой М. В., Кольцовой М. М.­ М.,  1983г.      8. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании» ­ М.,  1996г.

Статья: "Психолого-педагогические основы проблемы готовности детей к школьному обучению"

Статья: "Психолого-педагогические основы проблемы готовности детей к школьному обучению"

Статья: "Психолого-педагогические основы проблемы готовности детей к школьному обучению"

Статья: "Психолого-педагогические основы проблемы готовности детей к школьному обучению"

Статья: "Психолого-педагогические основы проблемы готовности детей к школьному обучению"

Статья: "Психолого-педагогические основы проблемы готовности детей к школьному обучению"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2019