Статья: "Психолого-педагогические основы проблемы готовности детей к школьному обучению"
Оценка 4.9
Научные работы
docx
психологическая работа +1
Детсад—1 кл
24.06.2019
В статье рассматриваются важные составляющие понятия школьной готовности детей дошкольного возраста. В основе работы лежит анализ литературы, посвященной данной проблеме. Обобщаются научные труды психологов Л. Выготского, Л. Венгера, А. Запорожца, Н. Поддьякова, Л. Бажович и других. Затрагиваются биологический и личностный аспекты, играющие важнейшую роль в формировании школьной готовности. Рассматривается понятие "школьной зрелости" и дается ссылка на методики ее диагностики.
Статья Психолого–педагогические основы проблемы готовности детей к школьному обучению.docx
Статья: «Психологопедагогические основы проблемы готовности детей к
школьному обучению»
В последнее время, задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из
важных мест в образовании (Л. А. Венгер, Е. И. Рогов, Н.Н. Поддьяков).
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности
школьного обучения, определяются тем, насколько полно учитывается учителем уровень
подготовленности детей к школьному обучению.
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов
психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения.
Известный психолог Л.И. Божович указывала, что готовность обучения в школе
складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности,
познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной
деятельности и к социальной позиции школьника.
Такого же мнения придерживался А. И. Запорожец, отмечая, что готовность к
школьному обучению « представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств
детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной,
аналитикосинтетической деятельности, степени сформированности волевой регуляции
действий и т.д.»
На сегодняшний день учеными общепризнано, что готовность к школьному обучению –
многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических
исследований (Е.И. Рогов).
По мнению Л. С. Выготского, готовность к школе выступает, с одной стороны, как
производная личностного развития, с другой – как один из значимых показателей
достижений личностного становления ребенка в дошкольные годы. В готовности к школе
получает свое воплощение важные новообразования и достижения развития,
создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и
вхождения в ситуацию школьного образа жизни (Т. И. Бабаева).
В.В. Столин, Н. Д. Добрынин рассматривают готовность к школе, исходя из понимания
человека, как иерархически организованные системы , на трех взаимосвязанных
уровнях: организма, индивида и личности.
Рассмотрение готовности к школе на уровне организма связанно с раскрытием ее
биологических оснований. Данный уровень готовности может быть определен, как
исходный. Подход готовности на уровне индивида отражает степень зрелости психики
ребенка, обеспечивающей возможность выполнения учебной деятельности и
сотрудничества на этапе начала школьного обучения. Это проявляется в соответствии
психического развития ( процессов восприятия, мышления, памяти, воображения и др.)
требованиям нормативности для старшего дошкольного возраста и выражается широко
используемым понятием « психологическая готовность к школе» ( Л. С Выготский, А. В.
Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер) Рассмотрение готовности к школе на уровне личности отражает степень социального
созревания будущего школьника, развитие его эмоционально мотивационной сферы
деятельностную направленность на решение новых задач и принятия новой социальной
позиции, а также особенности Я – концепции: самосознания, самооценки, личностного
смысла, предстоящего школьного обучения, что в современной науке интегрируется
понятием «личностная готовность к школе»( Л.И. Божович, Я. Я. Коломинский).
По данным Л. А. Венгер, Я. Я. Коломенского, Е. А. Панько, личностная готовность
выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому
себе. Она связана с интеллектуальной готовностью к школе, центральным компонентом
которой выступают разнообразные интеллектуальные умения, способы познавательной
деятельности. Они в единстве с формирующимися у дошкольников познавательными
интересами и мотивами обеспечивают познавательную направленность ребенка на
освоение новых знаний и стремление к школьному обучению (Т. И. Бабаева). В
исследованиях подчеркивается, что неподготовленность детей к школе связана с
комплексом недостатков личностного формирования в дошкольные годы. Среди них
следует выделить слабость сформированности нравственно волевых предпосылок
учения (Р. С. Буре), недоразвитие мотивационно – потребностной сферы (Венгер),
отсутствие интереса к школе и учению ( Т. А. Нежнова), неумение ориентировать свою
активность и поведение на моральную норму и правила, слабый уровень развития
самосознания, самооценки, самоконтроля, недостатки коммуникаций (М. И. Лисина).
Рассмотрев определение готовности к школе, мы видим, что оно представляет собой
сложное структурное единство ряда взаимосвязанных компонентов и уровней.
По мнению многих исследователей, (М. В. Анторпова, Т. В. Тулва, Т. С. Сорокина)
готовность организма ребенка к школьному обучению определяется морфологическим и
функциональным развитием, что выражается в понятии «школьная зрелость». Для
определения «школьной зрелости» на практике широко применяется тест Керна
Ирасика и методики, разработанные исследователями М. В. Антроповой, М. М.
Кольцовой.
Для выявления «школьной зрелости» используется многофакторный анализ,
предполагающий оценку состояния здоровья и биологической зрелости организма
ребенка (антропометрические показатели, развитие костной, мышечной дыхательной и
сердечно сосудистой систем). Оценку функциональной готовности к школе, и как
главного показателя «школьной зрелости» и, прежде всего, уровня развития ряда
физиологических функций. К ним относятся:
1. развитие способности к торможению, необходимого для достаточно длительного
сидения за партой;
2. относительно быстрое образование и упрочение условных связей
положительного и тормозного характера и достаточное развитие второй
сигнальной системы.
Таким образом, подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная,
охватывающая все сферы жизни ребенка. От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации, его учебные успехи, его психологическое
самочувствие.
Литература
1. Анохин П. К. «Очерки по физиологии функциональных систем» М., 1975г.
2. Бабаева Т. И. «У школьного порога» М., 1993г.
3. Буре Р. С. «Готовим детей к школе» М., 1987г.
4. «Воспитываем дошкольников самостоятельными». Сборник статей С Пб., 2000г.
5. Каменская В. Г., Томанов Л. В., Зверева С. В., Шапиро Е. И. «Готов ли ваш
ребенок к школе», С – Пб., 1996г.
6. Лурия А. Р. « Мозг и психические процессы» М., 1963г . Т.1
7. «Морфологическое созревание основных физиологических систем организма
детей дошкольного возраста» Под ред. Антроповой М. В., Кольцовой М. М. М.,
1983г.
8. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании» М.,
1996г.
Статья: "Психолого-педагогические основы проблемы готовности детей к школьному обучению"
Статья: "Психолого-педагогические основы проблемы готовности детей к школьному обучению"
Статья: "Психолого-педагогические основы проблемы готовности детей к школьному обучению"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.