Статья. "Развитие логического мышления младших школьников для детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы".
Оценка 4.9

Статья. "Развитие логического мышления младших школьников для детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы".

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
4 кл
11.07.2018
Статья. "Развитие логического мышления младших школьников для детей с ЗПР  в условиях общеобразовательной школы".
В статье обосновывается актуальность проблемы развития логического мышления у младших школьников с ограниченными возможностями в условиях образовательного учреждения. Автором приводятся результаты экспериментального исследования, подтверждающие необходимость целенаправленного развития данного вида мышления у учащихся начальных классов. Особое внимание уделяется поиску эффективных способов решения данной проблемы. На примере работы в классе с детьми с ОВ, выделены причины трудностей в обучении учащихся. Рассмотрены результаты практического курса по данной теме, разработанного автором. Сделан вывод о том, что развитие логического мышления приводит к успешным изменениям в познавательной сфере учащихся.Статья. "Развитие логического мышления младших школьников для детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы".
статья.docx
Развитие логического мышления младших школьников для детей с ЗПР  в условиях общеобразовательной школы. М.В.Колотушкина учитель начальных классов КГУ «Глубоковская средняя школа имени Ы.Алтынсарина» Восточно­Казахстанская область, п. Глубокое Актуальность задачи интеллектуального развития личности, важнейшим компонентом  которой является формирование логических операций и приемов их составляющих,  обусловлена рядом следующих обстоятельств:                                                                             ­ качество усвоения знаний во многом зависит от уровня развития мышления учащихся:  логически развитое мышление способно усвоить знания (а главное, существенное в них) и в  большем количестве, чем мышление, логически менее развитое;                                                ­ организация умственного труда основывается на выборе и последовательном  осуществлении оптимальных, в данной ситуации, форм, методов и приемов деятельности,  это, чаще всего, приемы мыслительных операций, помогающие восприятию объяснения  учителя, участию в беседе, выполнению упражнений, практических работ, решению задач и  самостоятельной работе с книгой на уроке и при выполнении домашних заданий;                   ­ информатизация образования предусматривает использование возможностей  информационных технологий для более качественного изменения содержания, форм,  методов обучения и воспитания, что позволяет формировать у учащихся алгоритмический  стиль мышления, развивать умения экспериментально­исследовательской работы;                 ­ в единстве и взаимосвязи с развитием мышления идет развитие речи: любая мысль,  формируясь, облекается в языковую форму;                                                                                 ­ для отстающих учащихся и детей с ЗПР характерно неумение организовать свою  умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля, слабое развитие  продуктивной деятельности, что выражается в несформированности таких операций  мышления, как анализ и синтез, в неумении выделить существенные признаки и провести  обобщение, в низком уровне абстрактного мышления.                                                           Проблемой развития логического мышления учащихся занимались многие ученые  (Ж.Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.Л.Нильская и  другие).                                                                                                                                    Практика обучения показывает, что развитие логического мышления учащихся становится  целью урока практически по каждому предмету. На уроках математики и познания мира  может происходить целенаправленное, систематическое формирование логических  понятий и действий, так как эти предметы содержат большие потенциальные возможности  для развития мышления (рассуждения, анализирования, абстрагирования, обобщения и  других), воспитания рациональных качеств мысли и ее выражения (порядка, точности,  ясности, сжатости и других). Но для детей с ЗПР, по­моему мнению, этого недостаточно.  Для развития логического мышления учащихся данной категории по этим предметам  нужно использовать и уроки коррекции. Это дает большие временные возможности.              Что же обозначает термин «логическое мышление»?                                                               В психолого­педагогической литературе трудно встретить достаточно близкие  определения логического мышления.                                                                                              В одних источниках логическим мышлением называют процесс мышления, в котором  1 умозаключения строго основываются на правильных суждениях. При таком мышлении  явление получает убедительное объяснение, безошибочно устанавливаются причины и  следствия, выявляются связи и отношения между понятиями, которые выражаются в  суждениях, верность которых нельзя опровергнуть.  [Ушинский К.Д. «Человек как предмет воспитания» т.2  Собр. соч. М. с 627]                                                                                       В  других – определяют словесно­логическое мышление как «один из видов мышления,  характеризующийся использованием понятий, логических конструкций»  [c 26  П.Я.Гальперин]                                                                                                                                  Также встречается следующее определение: «Словесно­логическое мышление имеет  особенность: задача здесь решается в словесной (вербальной) форме. Используя ее  ( словесную форму), человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями…» Благодаря  этому виду мышления, человеку удается наиболее обобщенно решать мыслительные  задачи. Именно этот вид мышления позволяет установить наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. [189 Л.С.Выготский].            Следовательно:  развитие логического мышления представляет собой целостное единство  целевых, организационных, содержательных, процессо­технологических компонентов  логической подготовки учащихся.                                                                                             Цель развития логического мышления (определенность, последовательность,  доказательность мысли) достигается решением следующих задач: знание и владение  основными мыслительными операциями, структурой логических форм мышления,  переносом приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую.  Организация логической подготовки базируется на принципах преемственности, учета  возрастных особенностей, раскрытия общезначимости логических форм и отношений и др.; и содержание ее включает основные логические умения и соответствующие им  мыслительные операции. Развитие логического мышления осуществляется посредством  изучения и развития процесса мышления, активного использования речи, соединения и  взаимообогащения всех видов мышления.                                                                       Современное образование становится более индивидуализированным,  дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения  образовательных потребностей учащихся.                                                 Перед педагогами  стоит задача по реализации идей, направленных на изменение целей, содержания,  технологии организации, подходов к оценке образовательных результатов учащихся.             В настоящих условиях учителю необходимо подготовиться к выполнению большой  педагогической работы, связанной с изменением способа обучения, поиском новых форм  организации процесса обучения, требованиями к результативности, к качеству  образования.                                                                                                                                       На первый план выходит принцип успешности. Ведь благодаря ему, ребенок легко  включается в образовательное пространство. Учеными­психологами были выявлены  принципы не успешности детей:                                                                                                 1.Причины социального и психологического характера (возрастные кризисы).           2.Причины, связанные с психическими и психофизиологическими особенностями.       Анализ образовательного пространства страны показывает, что в Республике Казахстан  более 150 тысяч детей – это дети с ограниченными возможностями. Поэтому в РК был  2 принят Закон «О социальной медико­педагогической коррекционной поддержке детей с  ограниченными возможностями». Он позволяет обеспечить максимальную доступность к  образованию детей с ограниченными возможностями и расширить контингент детей за счет  включения в образовательный процесс детей, считавшихся ранее «необучаемыми».     Осуществляется социальная реабилитация детей с ОВ – процесс и система медицинских,  психологических, педагогических и социально­экономических мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением  здоровья со стойким расстройством функций организма.                    В связи с этим,  приведу некоторые цифры на примере КГУ «Глубоковская средняя школа имени  Ы.Алтынсарина».                                                                                                                  В  школе обучается 715 учащихся.                                                                                                Из  них:  дети с нарушением в развитии – 83 ученик. В начальном звене обучается 355  учеников. Из них дети с нарушением в развитии – 33 учащийся.  Работая в классе, где есть  дети с ограниченными возможностями, нужно сначала изучить диагнозы детей. В обучении  у детей возникли трудности, которые были вызваны недостаточным развитием тех или  иных психических процессов, каждый из которых выполняет  свою функцию в процессе  обучения и овладения учебным содержанием.                                                                         Были выявлены группы причин, которые вызывают трудности в обучении:                               ­низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве;                                                     ­недостатки в развитии внимания;                                                                                                   ­ недостатки в развитии памяти;                                                                                                      ­ недостатки в развитии речи;                                                                                                          ­ индивидуально­типологические особенности:                                                                             *низкий уровень работоспособности ;                                                              *медлительность  психических процессов;                                                       *импульсивность;                              *неуравновешенность.                                                                                                                       ­ недостатки в развитии мышления (наблюдаются у всех учащихся):                                          *низкий уровень развития наглядно­образного мышления;                                                          *низкий уровень развития словесно­логического мышления;                                                     *низкий уровень развития абстрактного мышления.                                                             Чтобы реализовать принцип успешности и помочь ребенку легко включиться в  образовательное пространство, необходимо у учащихся развивать логическое мышление.  Для этого у детей с ЗПР нужно развивать мыслительные операции: анализ, сравнение,  обобщение, аналогия. Развивая логическое мышление на уроках – формируем учебную  мотивацию, учебную деятельность. Это позволяет и учащимся организовать свою учебную  деятельность эффективно. Они могут более успешно справляться с учебными заданиями.    Учащиеся учатся ориентироваться на систему требований, уметь планировать свою работу, повышать уровень самоконтроля, произвольности и саморегуляции. Все это ведет к более  успешному усвоению программного материала и повышению качества знаний. Мною, для  реализации данных задач, были разработаны методические рекомендации по проведению  уроков коррекции.     Курс состоит из игр и упражнений, которые носят тренировочный  характер и воздействуют на психические качества ребенка: память, внимание, мышление.  Задания подобраны так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет  3 сделать работу динамичной и менее утомительной.                        Курс включает в себя  такие направления, как: формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа,  сравнения, обобщения выделение существенных признаков и закономерностей); развитие  внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль); развитие памяти; развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;  формирование учебной мотивации; развитие личностной сферы. Курс развивающих занятий направлен на решение задач и интеллектуально­личностно­деятельностное развитие  учащихся 4 класса. После реализации данного курса можно сделать следующие выводы:       *В познавательной сфере происходят свои изменения: развитие мышления  характеризуются более совершенным уровнем формальных операций, отмечается  способность делать общие выводы, переходить к частным умозаключениям.            *Внимание характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью,  устойчивостью.                                                                                                                          *Развитие когнитивных процессов достигает такого уровня, что учащиеся готовы к  выполнению всех видов умственной работы взрослого человека.                              *Возрастает самооценка. В процессе обучения, по данному курсу, самооценка выросла у  большей части учащихся.                                                                                                    *Снижается уровень тревожности. (снизился на 40%)                                                                  *Повышается комфортность.                                                                                                          *Все учащиеся показали средний уровень интеллекта.                                                        *Повысился уровень смысловой и зрительной памяти. (повысился на 57%)                              *Повысился уровень словесно­логического мышления. (повысился на43%)                              Все учащиеся успешно продолжают обучение в среднем звене школы.       4 5

Статья. "Развитие логического мышления младших школьников для детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы".

Статья. "Развитие логического мышления младших школьников для детей с ЗПР  в условиях общеобразовательной школы".

Статья. "Развитие логического мышления младших школьников для детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы".

Статья. "Развитие логического мышления младших школьников для детей с ЗПР  в условиях общеобразовательной школы".

Статья. "Развитие логического мышления младших школьников для детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы".

Статья. "Развитие логического мышления младших школьников для детей с ЗПР  в условиях общеобразовательной школы".

Статья. "Развитие логического мышления младших школьников для детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы".

Статья. "Развитие логического мышления младших школьников для детей с ЗПР  в условиях общеобразовательной школы".

Статья. "Развитие логического мышления младших школьников для детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы".

Статья. "Развитие логического мышления младших школьников для детей с ЗПР  в условиях общеобразовательной школы".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2018