В статье говорится о том, что через трудовое обучение у ребенка развивается способность мыслить творчески, а значит, развивается самостоятельность, целеустремленность, характер. Умение конструировать и моделировать помогает видеть образы, перспективу, предполагаемый результат, помогает воспитывать усидчивость, аккуратность, требовательность к себе. , А также, выполненная работа вдохновляет ребенка,, стимулирует его к желанию заниматься учебной деятельностью.
Развитие творческого потенциала младших школьников
на уроках технологии
Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения,
воспитания и развития ребенка на начальной ступени общеобразовательной
школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной
деятельности учащихся.
Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие
видные ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский,
С.Л.Рубинштейн.
Цель трудового обучения - воспитание личности учащихся на основе
формирования трудовой деятельности.
На уроках труда(технологии) в школе или дома с родителями, а позднее
самостоятельно дети могут научиться множеству увлекательных и полезных
вещей: работе с бумагой и вышивке, шитью и изготовлению поделок из
природного материала, работе по дереву и лепке из пластилина, могут
научиться выжигать и шить мягкие игрушки, попробовать себя в роли повара
или кулинара, а может быть, ребенку больше понравится быть актером
кукольного театра и одновременно ‒ хозяином этого театра.
Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются
к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе,
особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества
будут нелишними.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику,
способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у
детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших
школьников, а также для детей, страдающих церебральными нарушениями и
дефектами речи (дизартрия, заикание).
Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку
множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить
завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям - все это пригодится
ребенку
И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому
позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения
беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя,
уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был
по-настоящему счастлив.
Труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе
которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для
украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной,
художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании
красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе
имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в
процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях.
Обучая приемам работы по изготовлению игрушек из природного материала,
следует познакомить их со способами соединения деталей предмета, вызвать
интерес к этой деятельности, рассмотреть готовые образцы, материал, формы
его использования.
Чтобы побуждать детей к творчеству, надо вместе с ними рассматривать
детали, составлять композиции, вызывать у детей желание пофантазировать,
самим придумывать будущие предметы. Немаловажно проявлять заботу о том,чтобы у детей было всегда достаточное количество материала, заготовок,
образцов , полуфабрикатов.
Конструирование из бумаги – работа с бумагой очень важна для развития у
детей самостоятельного творчества, инициативы, целеустремленности. Работа
по изготовлению из бумаги игрушек и поделок требует от детей точности
движений, аккуратности, внимания – все это способствует формированию
целеустремленности, так как эта работа требует на начальном этапе
осуществление копирования образца педагога, а затем может быть дополнена
самостоятельными элементами
Для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке
материал - бумага. Работа с бумагой - это работа с материалом, имеющим свое
лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами.
Ребенок исследует возможности применения бумаги, сгибая, сжимая, разрывая
ее на части, но затем объединяет их и получает новую форму. Детям очень
нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создает
большие возможности для творчества детей.
Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же
начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать,
соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные
композиции. Восхитительная белоснежная бумажная пластика, волшебная игра
света и тени, бесконечные творческие возможности и перспективы ее
использования заставляют удивляться и искать новые пути решения
художественных образов и сюжетов.
Если взять две полоски бумаги одного цвета, но разных по размеру, сделать
кольцо из каждой, соединить их, а затем добавить чуть-чуть воображения,
можно сделать зверей для театрального представления (цыпленка, поросенка,
кошку, зайца, и т.д.). В качестве основы для выполнения фигурок животных и
людей может быть использован конус или цилиндр
Ребенок самостоятельно открывает новые способы и формы сгибания для
полученного нужного элемента. При этом ярко проявляется фантазия ребенка,
поскольку он создает все новые и новые комбинации и порой сам удивляется
тому, что у него получилось из первоначальной затеи. Дети могут очень долго
заниматься этим видом поделок, не желая признавать, что работа закончена,
поскольку у них постоянно рождаются новые идеи. Окружающая нас природа
радует обилием форм и цвета. Каждое время года богато своими природными
дарами: от красивых зеленых травинок и цветочных лепестков до богатых
плодов осени и сухих, на первый взгляд, неприметных растений, которые мы
считаем сорняками. Природа богата материалом, который дети могут
использовать в игре. Ценность таких игр состоит в том, что ребенок черпает
вдохновение непосредственно из природы и создает неповторимые вещи,
радующие глаз своей красотой. В природных материалах ребята видят красоту
и согласованность форм, гармонию, кроме того, они узнают характерные
особенности материалов: запах, цвет, форму, строение. В дальнейшем, имея
определённый опыт, они способны ответить на разнообразные вопросы: что
бывает твердым, сочным, мягким? Что растет на соснах и елках? Какие деревья
бывают лиственными и хвойными? Что растет на лугу, в поле? Что бывает
большим и маленьким, закругленным и острым? У детей не только обогащается
словарный запас, но и развивается аналитическое мышление: они стремятся
соотнести с увиденным свои поделки, дать им образные названия. Практически
нет такого природного материала (за исключением ядовитых растений),
который нельзя было бы использовать для поделок, нет и установленных
правил, как его использовать.
Особо выделяются уроки работы с глиной - лепка. Уроки лепки способствуют
формированию таких качеств личности, которые являются для человека некакими-то специфическими), а общезначимыми. Эти занятия развивают
умственные способности учащихся, расширяют их художественный и
политехнический кругозор, формируют нравственные представления и
содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
Особое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству. Дети с
удовольствием лепят декоративные игрушки по мотивам народных образцов,
посуду, настенные рельефы, декоративные маски. По сравнению с обработкой
других материалов работа с текстильными изделиями имеет свои особенности.
Работа с тканью позволяет осуществлять на практике межпредметные связи.
Так, учащиеся значительно расширяют свой кругозор, словарный запас,
знакомясь с названиями инструментов, материалов, трудовых процессов.
Изготовление выкроек способствует упражнениям в вычислениях, в
сопоставлении и отработке понятий "больше-меньше", "уже", "короче",
"длиннее". При изготовлении изделий по выкройке и обработке деталей,
представляющих собой различные геометрические фигуры (квадраты,
прямоугольники, окружности) закрепляется геометрический материал,
изученный на уроках математики. При снятии мерок учащиеся имеют дело с
цифрами. Уроки рукоделия также взаимосвязаны с уроками рисования. Дети
приучаются подбирать цвета ниток для вышивания, узнают, что в зависимости
от особенности изделия, его конструкции и назначения подбираются ткани
соответствующего качества и цвета. Кроме того, большое значение имеет
подбор узора для вышивания, умение красиво выполнять отделку изделия.
Практические упражнения в обработке текстильных материалов развивают
глазомер.
Работа по шитью и вышиванию, плетению привлекает детей своими
результатами. Сколько радости получают младшие школьники от сделанной
своими руками закладки, салфетки! Таким образом, правильно организованный
труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных
материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует
желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к
народному декоративному искусству. Следовательно, есть все основания
рассматривать трудовое обучение как важный элемент развития творческого
потенциала детей младшего школьного возраста.