Статья "Родительские собрания в нетрадиционной форме"
Оценка 4.9

Статья "Родительские собрания в нетрадиционной форме"

Оценка 4.9
Занимательные материалы +2
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
24.03.2017
Статья "Родительские собрания в нетрадиционной форме"
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. В данной статье приводятся различные формы и методы проведения родительских собраний. Это «Педагогическая лаборатория», «Читательская конференция», «Аукцион», «Семинар – практикум», «Душевный разговор», «Мастер – класс», "Урок" и другие.
Родительские собрания в нетрадиционной форме.docx

 

Родительские собрания в нетрадиционной форме.

           Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно.  Я нашла выход из этого положения, постаралась  изменить формы и методы проведения родительских собраний.  Попыталась построить общение не на монологе, а на диалоге. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. К предварительной подготовке относятся так же межсемейные конкурсы, запись ответов детей на вопросы по темам на магнитофон, изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Собрания провожу в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Часто  использую видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений.

      «Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомлю  с мероприятиями,  запланированными на год, выслушиваю предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, даю оценку и анализирую достижения и ошибки.

       Можно проводить родительские собрания в виде «Читательской конференции». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например: собрание во 2 младшей группе кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков, и родители комментируют,  как они  понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещаются на стенд «Копилка семейных советов».

        «Аукцион»-  собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям,  как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит  в виде игры и за каждый совет даются фишки,  (советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек, помещают на стенд « Копилка родительского опыта».

       «Семинар – практикум». На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например: возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини- тренинги по саморегуляции,  игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, что бы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

       «Душевный разговор» - собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы ( в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например:  ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того,  чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

      «Мастер – класс» - собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрания подводится итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей,  например хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые  размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».

   На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать  следующие методы  активизации родителей.

«Мозговой штурм»  - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос»  -  этот метод отличается от

 «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений»  Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики     ( прилагательные),  затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например,

 «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?».  Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

      «Ассоциации» на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент ( что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

      «Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их  и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись  наиболее важных моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

       «Эвристические вопросы».  К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

    Проведение   родительских собраний в нетрадиционной форме повысит процент посещения собраний.

Успехов Вам в проведении родительских собраний.

 

 

 

 

 


Родительские собрания в нетрадиционной форме

Родительские собрания в нетрадиционной форме

Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты

Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты

Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?»

Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017