Статья "Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника".
Оценка 4.9

Статья "Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника".

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
классное руководство
9 кл
01.04.2017
Статья "Роль классного руководителя  в профессиональной ориентации школьника".
Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают своей индивидуальности, особенностей своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы. Предпрофильная работа классного руководителя способствует более гибкому подходу в получении знаний и умений учащимися, их профессиональному самоопределению.Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают своей индивидуальности, особенностей своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы. Предпрофильная работа классного руководителя способствует более гибкому подходу в получении знаний и умений учащимися, их профессиональному самоопределению.
публикация 1.doc
г. Сургут  МОБУ СОШ №7                                                                                       учитель географии Жук Т.Н.                высшая квалификационная категория                                                                                Роль классного руководителя  в профессиональной ориентации школьника. «Воспитывает ребенка каждая минута жизни  и каждый уголок земли, каждый человек,  с которым формирующаяся личность соприкасается». В.А.Сухомлинский.          Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого  человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают своей индивидуальности,  особенностей своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы.  Предпрофильная работа классного руководителя способствует более гибкому  подходу в получении знаний и умений учащимися, их профессиональному  самоопределению.         Никто не может отрицать, что на современном этапе развития общества,  становиться очевидной роль педагогов в становлении личности. Особенно велика  роль классного руководителя в подготовке и выборе будущего учащихся, их  самоопределении в профессиональном выборе,  ориентация классного  руководителя на развитие личности школьника, ориентация на человека, и прежде  всего на ребенка, подростка, как на высшую ценность, уникальную человеческую  личность. Ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка,  раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей,  защите интересов, как показывает практика различных типов учреждений  образования, дает именно классный руководитель.          Классный руководитель ­ это педагог­профессионал, являющийся для  растущего человека:  ­  духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ  человеческой культуры;  ­  защитником от моральной деградации, нравственной гибели;       ­ организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной  деятельности классного коллектива;  ­ организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка,  осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию  процесса его социализации;  1 ­ помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности,  в осмыслении социально­экономической, политической жизни общества, в  профессиональной ориентации;  ­ координатором усилий педагогов, семьи, социума ­ словом, всех воспитательных  институтов общества влияющих на становление и развитие воспитанников; ­ создателем благоприятной микросреды и морально­психологического климата в  детском и подростковом коллективе, объединении, группе.          Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в  воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации  индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной  задачей, которую ставят перед учебным заведением любого типа мировое  сообщество, государство, республика, родители ­ максимальное развитие каждого  ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание  условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства  (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития). Оказать  ученику поддержку в выборе дальнейшего пути обучения, профессиональном  самоопределении может классный руководитель, который выступает  координатором целостного педагогического процесса.          Предпрофильная подготовка учащихся ­ это система специализированной  помощи старшеклассникам, направленная на то, чтобы сделать процесс их  обучения на последней ступени общеобразовательной школы, более  индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям,  способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной  деятельности. Предпрофильная подготовка ­ является средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре,  содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать  интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения  старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и  намерениями в отношении продолжения образования. Государственная политика в сфере образования определяет, что успешное  решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и  других социальных служб. Дети ожидают от родителей глубинного, пристального  интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных  особенностей. Но, к сожалению, уровень психолого­педагогических знаний многих  родителей не создает у их детей ощущения уверенности и надежности.  Активизирующие методики направлены на формирование субъекта  профессионального самоопределения и предполагают не только формирование у  консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих  проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для  планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив.          Работа классного руководителя многогранна и трудна. Остановлюсь лишь на  взаимодействии классного руководителя, родителей и учащихся в  профессиональном становлении. Всю работу с родителями и учащимися, помогающую достичь высокой  результативности можно условно разделить на два основных направления: ­ профориентационная подготовка; ­ воспитательно­образовательная работа. Внутри каждого направления ведется многоплановая, разноуровневая,  кропотливая работа. Профильное обучение направлено на реализацию личностно­ 2 ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются  возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной  траектории.          Профориентационная деятельность классного руководителя в условиях  предпрофильного и профильного обучения также одно из главных и приоритетных  направлений его работы. При переходе в 9­й класс перед учащимися стоит вопрос  о выборе последующей формы обучения (не секрет, что многие лицеи колледжи  производят набор учащихся уже с 8­го класса). В большинстве случаев в данной  ситуации учащийся выбирает один из нескольких вариантов последующих  действий: 1. Следование «выбору толпы», т. е. срабатывает принцип воздействия на  подростка группового мнения «куда все ­ туда и я». В таком случае выбор  совершенно не осмыслен и роль классного руководителя в данном случае ­  оградить подростка от такого влияния, дав возможность ему самому решать свою  судьбу. 2. Выбор наиболее престижной будущей профессии, предполагающей хорошую  финансовую прибыль. В данном варианте классный руководитель должен  проанализировать осознанный ли данный выбор учащимся? Проанализировал ли  учащийся свои физические, умственные, социальные, коммуникативные  возможности в выборе профессии? 3. «Вынужденный вариант», т.е. выбор учащегося ограничен финансовыми  возможностями, или же отсутствует возможность перехода с одного предпрофиля  в другой. 4. «Предрешённый вариант» или «навязанная роль» для которого характерна  ситуация следования родительскому выбору. В данном варианте основная работа  классного руководителя должна проводиться с семьёй ученика.  5. Неопределённый вариант ­ несложившийся выбор таким учащимся совершенно  безразлично где и с кем учиться. Какому профилю отдать предпочтение.  Профориентация учащихся начинается в семье, где родители являются  «педагогами». Например, многие ученики выбирают профессию своих родителей  еще в детстве. Другие ученики определяются в выборе будущей профессии позже,  когда проводится профориентационная работа в школе. Некоторые делают свой  выбор при помощи рекламы или узнают о профессии от знакомых и друзей. Непосредственное участие в профориентационном становлении своих детей  многие родители стали принимать активное участие, помогая им готовиться к  самоопределению. Это и подготовка наглядных пособий, и покупка необходимой  литературы, поиск нужной информации в ней и оформление на компьютере  творческих и исследовательских работ, экскурсии на предприятия. Оказывая  детям подобную помощь, многие родители расширили собственные представления  о сложности и значимости будущей профессии своих детей.          В профориентации традиционно выделяются следующие направления:  профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (включая  длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор) и  профконсультация. Профориентация ­ очень объемное понятие, например, можно  сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно,  т.к. с самого рождения ориентирует ребенка на жизненный успех, на успешную  карьеру. Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только  педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии,  куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в  профессиональном самоопределении. И профориентация и профконсультация ­  3 это ориентирование школьника, тогда как профессиональное самоопределение  больше соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли  субъекта самоопределения (по Е.А. Климову).          Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много  общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться  развести их, то можно выделить принципиальные отличия:          Профессиональное самоопределение ­ более конкретное, его проще  оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение ­  это более сложное понятие.          Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних  (благоприятных) условий, а личностное самоопределение ­ от самого человека.  Самоопределение личности – это сознательный акт выявления и утверждения  собственных позиций в проблемных ситуациях. В России существует своя  традиция употребления слова «карьера» ­ это успех в какой­либо деятельности.  Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по  Е.И. Головахе) ­ это решение, затрагивающее лишь ближайшую  жизненную   перспективу  школьника,   который  может   быть осуществлен как с учетом, так и  без учета отдаленных последствий принятого решения и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован  отдаленными жизненными целями. Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни  (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера  рассматривается как «чередующиеся выборы»).          Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне  понятиями как самоакутализация, самореализация, самоосуществление. При этом  многие мыслители свя­зывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. с  трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что  самоактуализация проявляет себя через увлеченность значимой работой; К. Ясперс связывает самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. И.С.Кон  говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение... П.Г.  Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения ­ в способности человека  строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно  переосмысливать собственную сущность. Самоопределение предполагает не только самореализацию, но и о  расширение своих изначальных возможностей. НА. Бердяев в работе  «Самопознание» отмечает, что еще на пороге отрочества и юности был потрясен  однажды мыслью: «Пусть я нe знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает  смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла»...  Все это позволяет  определить сущность профессионального самоопределения как поиск и  нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой  трудовой деятельности, а также ­ нахождение смысла в самом процессе  самоопределения.          При творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком  заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта  самоопределения, а не просто выступает как проводник  каких­то «высших»  смыслов...          Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем  профконсультанта (педагога) является поиск смысла для конкретного  самоопределяющегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может.           Важно понимать, что почти любая методика и форма работы обладают  4 определенным активизирующим потенциалом. Проблема лишь в том, чтобы  определить и использовать этот потенциал. Например, даже такая традиционно  неактивная форма работы как лекция может оказаться более активизирующей, чем иная психотерапевтическая группа.          Другой пример ­ беседа. При умелой организации, а также при внутренней  готовности участников беседа позволяет моделировать в воображении такие  проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых процедурах.  Заметим, что именно в беседе удается добиться максимального уровня  условности, вымышленности воображаемого действия. В частности, беседа  позволяет проигрывать в воображении разные варианты построения жизни клиента  и выходить на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования. Одним из направлений работы часов общения так же должна стать профориентационная  подготовка учащихся. К сожалению всё, что записано в планах воспитательной  работы классных руководителей не всё выполнялось (ввиду субъективных и  объективных причин многие классные руководители имеют большую почасовую  нагрузку и не имеют возможности больше времени уделять дополнительному  профориентационному образованию учащихся). Для облегчения работы по  данному направлению существует большое количество технологий  профессиональной ориентации школьников, одну из них можно представить  следующим образом:  1. Постановка цели. В профессиональной ориентации цель практически всегда  одна ­ достижение школьником более высокого уровня в профессиональном  самоопределении. 2. Изучение с помощью анкетирования профессиональных интересов, намерений,  увлечений в свободное время, успеваемости учащихся. 3. Изучение учебных интересов школьников. Характеристики видов деятельности,  связанных с отдельными учебными предметами. 4. Информирование школьников о типах профессий, объединённых по объекту  труда, и о возможностях получения профессионального образования. 5. Изучение профессиональных склонностей учащихся. 6. Информирование учащихся о противопоказаниях к профессиям. Известно, что  все профессии делятся на две группы. Одни ­ не предъявляют человеку строгих  требований, а для других профессий этого не достаточно ­ они предъявляют  строгие требования к ряду психических, физических, физиологических  особенностей человека. 7. Профессиональная консультация школьника ­ не является завершающим этапом  в работе классного руководителя по выявлению и развитию интересов,  склонностей и способностей школьника.  Существуют методы, у которых активизирующий потенциал представлен в  более доступном и понятном для многих виде. Такие методы называются  активизирующими. Приведу примеры некоторых групп активизирующих методов  профессионального и личностного самоопределения: 1. Профориентационные игры с классом ­ рассчитаны на реальные условия работы  в школе: многие игры проводятся в рамках урока или классного часа;  предполагают работу с целым классом; проводятся классным руководителем или  одним учителем; предполагают высокую динамику работы. 2. Игровые профориентационные упражнения рассчитаны на работу с подгруппой; 3. Карточные профконсультационные методики: а)информационно­поисковые системы ­ ИПС («профессьянсы», внешне  5 напоминающие раскладывание «пасьянсов», когда из специальных карточек на  столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий); б)игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным  правилам различные игровые трудности, часто моделирующие реальные трудности  жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей. 4. Настольные карточные игры ­ были разработаны с учетом интереса подростков к настольным играм. Поначалу эти методики задумывались как «домашнее  средство», хотя опыт показал, что они эффективны и при использовании их  профконсультантом (например, во внеурочной работе). 5. Бланковые карточные методики: идея ­ самостоятельное изготовление  участниками карточек и игровых бланков, с последующей игрой в карты и  отражением результатов игры в своих бланках. 6. Активизирующие профориентационные опросники.  Это скорее «игра в тесты»,  т.к. главная цель ­ заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении  их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся скучными, а в  активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка... Опыт показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим  эффектом.  7.  Бланковые игры с классом: основная идея ­ играть со всем классом и с каждым в отдельности (психолог играет на доске, а каждый присутствующий ­ на своем  бланке. Данные методики позволяют моделировать некоторые нравственные  аспекты таких престижных на сегодняшний день профессий, как бизнесмен, юрист  и т.п. 8. Ценностно­смысловые опросники ­ главный акцент в них делается на  нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения. Эти  опросники содержат некоторые игровые элементы, позволяющие в интригующей  форме затрагивать те вопросы, о которых на сегодняшний день, в эпоху  ориентации значительной части молодежи на ценности массового общества и потребительского примитивизма, в  открытую говорить открыто просто рискованно, т.к. сам факт открытого  разговора о том, что для многих «свято» может быть воспринят как  «морализаторство».          Предпрофильное образование – совокупность мероприятий обеспечивающих,  в широком смысле, формирование социально­образовательных компетенций  ответственного выбора жизненного пути. А поэтому представляет собой систему  педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, которая содействует самоопределению школьников.          Профессиональное самоопределение предполагает наличие трех процессов:  конкретизации, дифференциации и саморазвития. Оно основано на  фундаментализации (освоение общих основ), универсализации (освоение  универсальных способов), способности к саморазвитию (креативность).          Предпрофильное образование в частности, способствует осознанному  самоопределению учащихся основной школы в отношении выбора образовательной программы общего среднего образования ( универсальной или профильной). По  завершению основного общего образования, ориентация в отношении их  возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для  продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального  образования, дальнейшего обучения в высших учебных заведениях, а также  6 выстраивания собственных жизненных планов.Понятие «карьера» широко  распространено на Западе.           Таким образом, можно с уверенностью сказать, что взаимодействие классного руководителя, учащихся и их родителей является важным условием  профессиональной подготовки учащихся. Под «жизненными планами» мы понимаем стремление личности через постановку  и достижение тех или иных целей построить свою жизнь определенным образом. ( Плаксий С.). В социологическом энциклопедическом  словаре дано следующее  определение: «жизненные планы» ­  определяемая индивидом совокупность и  последовательность целей. 7

Статья "Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника".

Статья "Роль классного руководителя  в профессиональной ориентации школьника".

Статья "Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника".

Статья "Роль классного руководителя  в профессиональной ориентации школьника".

Статья "Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника".

Статья "Роль классного руководителя  в профессиональной ориентации школьника".

Статья "Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника".

Статья "Роль классного руководителя  в профессиональной ориентации школьника".

Статья "Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника".

Статья "Роль классного руководителя  в профессиональной ориентации школьника".

Статья "Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника".

Статья "Роль классного руководителя  в профессиональной ориентации школьника".

Статья "Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника".

Статья "Роль классного руководителя  в профессиональной ориентации школьника".

Статья "Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника".

Статья "Роль классного руководителя  в профессиональной ориентации школьника".

Статья "Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника".

Статья "Роль классного руководителя  в профессиональной ориентации школьника".

Статья "Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника".

Статья "Роль классного руководителя  в профессиональной ориентации школьника".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017