Статья Роль русской народной сказки в развитии речи старших дошкольников
Оценка 5

Статья Роль русской народной сказки в развитии речи старших дошкольников

Оценка 5
Лекции
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
01.06.2017
Статья  Роль русской народной сказки в развитии  речи старших дошкольников
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют рассматривать ознакомление дошкольников со сказки как важнейшее педагогическое средство развития связной речи детей.
статья по сказкам .docx
Роль   русской   народной   сказки   в   развитии     речи   старших дошкольников Русские   народные   сказки   раскрывают   перед   детьми   меткость   и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и   образными   выражениями.   Поразительная   мощь   языкового   творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют рассматривать   ознакомление   дошкольников   со   сказки   как   важнейшее педагогическое   средство развития связной речи детей.   В   формировании   связной   речи   проявляется   взаимосвязь   речевого, умственного и эстетического развития. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое   высказывание   естественно   предусматривает   ознакомление детей с изобразительно­выразительными средствами художественного текста (сравнения,   эпитеты,   метафоры,   синонимы).   Связное   высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, насколько развито его мышление и воображение. Язык   русских   народных   сказок   является   уникальным   примером образности языка, и, чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию   слова.     При   ознакомлении   со   сказкой   развивается   чуткость   к выразительным средствам художественной речи. В дошкольном возрасте закладываются основы культуры речи, которая предполагает не только знания и соблюдение языковых правил, но и умение использовать в речи выразительные средства языка, средства образности. Сказки   необыкновенно   богаты   фразеологическими   оборотами,   что делает их  образными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в “живой” разговорной речи.   Например,   “конь   вороной”,   “мороз   трескучий”,   “стрелец­молодец”, “видимо­невидимо”,   “мастер   на   все   руки”   и   многие   другие   образно характеризуют поведение людей и явления природы. Вот как К.Д. Ушинский оценивал сказку: “Народная сказка читается детьми   легко   уже   потому,   что   во   всех   народных   сказках   беспрестанно повторяются   одни   и   те   же   слова   и   обороты,   и   из   этих   беспрестанных повторений   слагается   нечто   целое,   стройное,   полное   движения,   жизни   и интереса”. Русские   народные   сказки   показывают,   как   богата   родная   речь юмором,   живыми   и   образными   выражениями.   Присущая   необычайная простота, яркость, образность,   повторное воспроизведение одних и тех же речевых   форм     и   образов     развивает   связную   речь   детей.   Дети   легко, органично   воспринимают   родную   речь   сказок.   А.П.Усова,   рассматривая вопросы усвоения дошкольниками родной речи, называла пословицы, загадки, сказки совершенными  образцами, сокровищами   русского языка. Любовь к сказке,   интерес   к   ней   возникает   ещё   в   раннем   детстве   и   сопровождает человека на протяжении всей его жизни.   О   роли   и   значении   сказок   в   формировании   положительных   качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много.   Значимость   народной   сказки   подчеркивал   К.Д.   Ушинский. «Рассказывание сказок имеет большое воспитательное значение. Рассказывая сказку,   ребёнок   вновь   и   вновь   переживает   события   в   ней   происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных   образцах...».   Еще   до   школы,   до   осознанного   освоения грамматических   правил,     ребенок   воспринимает   содержание   слушаемого чувствами, душой, впитывает грамматические особенности языка в единстве с его лексикой. На этом чувственном,  тонком духовном уровне закладываются основы   нравственных   оценочных   суждений,   создаётся   прочный   фундамент нравственного поведения, развивается иммунитет ко всему небодобающему, дурному. «Сказка — ложь, да в ней намёк,­ добру молодцу урок.» (Русская народная   поговорка).   О   сказках   и   их   роли   положительно   отзывались   В.Г. Белинский, А.С. Пушкин.   Несогласие,   конфликты,   враждебное   поведение,   несправедливость   и подобные   неприятные   и   опасные   факторы   реальной   жизни   неизбежны   на жизненном пути каждого человека. Вряд ли когда­нибудь люди избавятся от этого. Но более стойко переносят жизненные неурядицы те, кто  с молоком матери   впитал     духовные,   нравственные   базовые   ценности,   позволяющие ориентироваться и адекватно вести себя в любой ситуации. Русская народная сказка   (адаптированные   авторские   обработки)   обладает     такой   особенной воспринимаемостью   и   мощью,   которая   позволяет   образоваться,   состояться личности  с  менталитетом высокого уровня.   В процессе ознакомления со сказкой развиваются все познавательные   Слушая   воображение.   восприятие, процессы:   память,   мышление, литературное   произведение,   ребенок   не   видит   перед   собой   описываемые события.   Он   их   должен   представить,   опираясь   на   свой   опыт.   От   того, насколько   он   правильно   это   сделает,   зависит   понимание   произведения, содержания и идеи. Развитие   восприятия   литературных   и   фольклорных   произведений происходит   постепенно   от   конкретного,   ситуативного   до   обобщенного (Л.Павлова). Дети представляют не только отдельные образы, но и целостные картины,   эпизоды,   состоящие   из   цепи   взаимосвязанных   действий.   Они начинают   понимать   не   только   житейские,   обыденные   ситуации,   но   и непредвиденные,   оригинальные   повороты   сюжета,   учатся   «прогнозировать» поведение героев, предполагать конечный результат их действий. Исследование   восприятия   дошкольниками   сказки,   проведенные выявили А.В.Запорожцем, двойственность   этого   процесса.   С   одной   стороны:   понимание   сказки   Т.А.Кондратович,   Д.М.Арановской,   опирается   на   непосредственное   эмоциональное   отношения   к   описываемым событиям   и   героям,   оно   не   носит   чисто   интеллектуального   характера   и полностью   не   опирается   на   рассуждающее   мышление.   С   другой   стороны: понимание   возникает   в   процессе   активного   сопереживания   и   содействия героям,   поэтому   возникая   в   уме   и   опираясь   на   представления,   оно   имеет действенный характер. Дошкольник пытается включиться в сюжет, повлиять на ход событий. При повторном чтении он иногда просит пропустить эпизоды, в   которых   любимым   героям   что­то   угрожает.   Ребенок   занимает   позицию внутри произведения, а позиция слушателя формируется только к семи годам. Пониманию литературных произведений помогает литературная опора – иллюстрации к тексту. Для младших дошкольников важными оказывается те картинки,   которые   последовательно   изображают   все   основные   события текста,   а   для   старших   –   те,   в   которых   ярче   представлены   действия   и взаимоотношения персонажей, позволяющие понять нравственную сущность их   поступков.   Важным   в   описании   картинки   является   вопрос,   с   которым взрослый обращается к рисунку. Спрашивая о том, что изображено, взрослый ориентирует ребенка на перечисление нарисованных предметов. Вопрос «Что делают   на   картинке»?   И   приводит   ребенка   к   раскрытию   функциональных связей,   то   есть   действий   персонажей.   На   просьбу   «Расскажи   о   событиях, изображенных на картинке»   ребенок, пытаясь их понять, истолковать, дает связные высказывания. Он определяет центр, ядро картинки, устанавливает пространственное   местоположение   предметов,   различные   видимые   и предполагаемые логические взаимосвязи между ними, воспринимает рисунок как целое. Если ребенок дает картинке название, выраженное одним – двумя словами,   то   он   обобщает   увиденное,   относит   конкретный   предмет   или событие   к   соответствующей   группе.   В   таком   описании   рисунка прослеживаются   взаимосвязи   восприятия,   мышления   и   речи,   анализа   и синтеза. Сказки делятся на несколько групп: • сказки о животных; • • • • • • сказки о взаимодействии людей и животных; сказки­притчи; бытовые сказки; сказки­страшилки, истории о нечисти, заветные сказки; волшебные сказки.  Детям 3­5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии   людей   и   животных.   В   этом   возрасте   дети   часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их   манеру   поведения.   Начиная   с   5   лет,   ребенок   идентифицирует   себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Солдатами и пр. Чем   старше   становится   ребенок,   тем   с  большим   удовольствием   он   читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 5­6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Сказка   проникает   во   все   виды   деятельности   ребенка   – дошкольника   и   развивает   их.   Она   лежит   в   основе   изобразительной деятельности (исследования Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко,  Д.Б. Эльконин  и  другие). Особым   же   вниманием   сказка   пользуется   в   художественно   ­   речевой деятельности. Развитие связности речи напрямую зависит от компетентности ребёнка в   области   знания   определённого   содержания   русских   народных   сказок   : никогда не расскажет ребёнок, кто такой Колобок, если ему эту сказку не рассказывали.   Он   скажет,   что   колобок,   —   «это   вот   такое   жёлтенькое». Современные отечественные исследователи Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и другие,   а   также   методисты,   занимающиеся   обучением   дошкольников творческому   рассказыванию,   используют   сказку   в   качестве   образца,   по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки; обучая детей анализу сказок ­ цепочек, развивают умение схематично использовать основу   таких   сказок   в   собственных   сочинениях   (Л.Е.   Стрельцова,   Н. Тамарченко и другие). Л.И. Божович, A.M. Бородич, М.М. Рыбакова, А.Е. Шибицкая и другие исследователи   отмечают   незаурядные   возможности   детей   старшего дошкольного возраста в придумывании неординарных сказок с последующим их не менее уникальным рассказыванием. Они свидетельствуют о том, что, как   правило,   такие   сказки   являются   комбинированием   сюжетов   знакомых сказок или героев. Приобщение к сказке развивает интерес к словесному творчеству.   В   старшем   дошкольном   возрасте   словотворчество   прослеживается практически у каждого ребенка. Ценность процесса сочинительства сказки ребенком ­ в его субъективной новизне, поскольку ребенок сам придумывает сказку, своими словами, на основе своего замысла начинает осознавать свою способность к сочинительству. Творческое рассказывание сказок дает ребенку возможность и видеть всё в ней происходящее, и переживать, поэтому ребенок живет образами и событиями   сказки.   Дети   не   только   готовы   ещё   и   ещё   слушать   знакомую сказку, но и сами охотно рассказывают её. Специфическая   сказовая   интонация   побуждает   слушателя   к активному слушанию (человек сначала просто   слышит, потом включается слушание   —   не   пропустить   ни   единого   словечка,   уследить   за   мыслью рассказчика). Одновременно   у рассказчика появляется желание произвести впечатление на слушателя, донести важные мысли, значимую информацию. Возникает   взаимодействие   (тяготение   друг   к   другу).   По   мере накопления сказового опыта, происходит его перенос в игровую деятельность, в   игре   появляется   всё   большая   осмысленность,   всё   более   ценностное содержательное,   нравственное   и   эмоциональное   взаимодействие   играющих. Таким   образом,   ознакомление   со   сказкой   обогащает,   развивает   игровую деятельность,   а   в   игровой   деятельности   развивается     и   поддерживается диалог   играющих.   Переход   старших   дошкольников   на   уровень   игры­ драматизации и  их активное участие в ней позволяет  оценить их речевое  и личностное   развитие   как   соответствующее   высокому   уровню   программных   «Драматизация   сказок   детьми   имеет   определённое требований. педагогическое   значение.   Драматизируя   сказку,   ребёнок   приучается переводить образы воображения на язык жестов, мимики, слов. Всё это как нельзя лучше вырабатывает у детей уменье действовать согласно замыслу, пробуждает   в   них   высокие   нравственные   чувства.   А   так   как   ребёнку свойственно выражать свои непосредственные чувства, а не чужие, то и жест, мимика, и интонация будут выражать движения детской души...». Русские   народные   сказки,   устное   народное   творчество   пробуждает первые   образные  представления   детей  о  Родине, её культуре.  Приобщение детей к народной культуре и искусству является приоритетным направлением дошкольного образования. Обобщим   всё   выше   изложенное.     Роль   русской   народной   сказки   в   речи   старших   дошкольников   и   в   общем   развитии   трудно развитии   переоценить.   Сказка   является   важнейшим   педагогическим       средством развития связной речи детей, в процессе ознакомления со сказкой развивается интерес   к   словесному   творчеству,   развивается   чуткость   к   выразительным средствам художественной речи, развиваются все познавательные процессы: восприятие,   память,   мышление,   воображение.   Ознакомление   со   сказкой обогащает, развивает игровую деятельность, сказка проникает во все виды деятельности   ребенка  —  дошкольника   и развивает  их,  пробуждает  первые образные представления детей о Родине, её культуре. Список литературы 1.   Алексеева,   М.М.   Методика   развития   речи   и   обучения   родному языку дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. ­ М.: изд. центр «Академия», 2000. – 400с.­ 30000 экз. – ISBN 5­7695­0521­4 2.Афонькина основной общеобразовательной   программы   дошкольного   образоваия.   Волгоград:   Мониторинг   Ю.А.   освоения   Учитель, 2012. 3. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. ­ М. 1947.  67 с.  4.   Ушакова   О.С.   ,   Струнина   Е.М.   Методика   развития   речи   детей дошкольного возраста.М.:Владос, 2010. ­ 287 с. 5.Веракса   Н.Е.   Методические   рекомендации   к   наглядно­ дидактическим пособиям. М.: Мозаика­ Синтез. 2007. 6. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.[Текст] / Под ред. В.В.Гербовой. – М.:Просвещение,1990. 7.Эльконин Д.Б. Детская психология. ­ М. 2007. – 384 с.

Статья Роль русской народной сказки в развитии речи старших дошкольников

Статья  Роль русской народной сказки в развитии  речи старших дошкольников

Статья Роль русской народной сказки в развитии речи старших дошкольников

Статья  Роль русской народной сказки в развитии  речи старших дошкольников

Статья Роль русской народной сказки в развитии речи старших дошкольников

Статья  Роль русской народной сказки в развитии  речи старших дошкольников

Статья Роль русской народной сказки в развитии речи старших дошкольников

Статья  Роль русской народной сказки в развитии  речи старших дошкольников

Статья Роль русской народной сказки в развитии речи старших дошкольников

Статья  Роль русской народной сказки в развитии  речи старших дошкольников

Статья Роль русской народной сказки в развитии речи старших дошкольников

Статья  Роль русской народной сказки в развитии  речи старших дошкольников

Статья Роль русской народной сказки в развитии речи старших дошкольников

Статья  Роль русской народной сказки в развитии  речи старших дошкольников

Статья Роль русской народной сказки в развитии речи старших дошкольников

Статья  Роль русской народной сказки в развитии  речи старших дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017