Системно-деятельностный подход в работе классного руководителя
Вахрушина Светлана Владимировна
МАОУ«Гимназия №6»
г. Пермь
В школу России пришел новый образовательный стандарт, который предъявил определенные требования к деятельности учителя и классного руководителя.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся открывает для себя новое, учится действовать, чувствовать, принимать решения.
Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных ре- зультатов в учебной и внеурочной деятельности целесообразно отобрать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:
1. Использование дифференцированных заданий.
2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
3. Использование метода проектов.
В чем актуальность проектной деятельности в начальной школе? Это:
1. Возможность самостоятельно приобретать знания, уметь пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач.
2. Приобретение коммуникативных умений и навыков, исполняя разные роли (лидера, посредника, исполнителя..)
3. Умение пользоваться исследовательскими методами: сбор и анализ информации, выдвижение гипотез, выводы, заключения.
4. Включение в процесс трех субъектов проектной деятельности: учитель, ученик, родитель.
5. Развитие важных качеств :самостоятельность, креативность, инициативность.
Выбор тематики проектов может быть различным:
1.Тематику может предложить учитель, учитывая учебную ситуацию по конкретному предмету.
2.Тему проекта может предложить ученик, особенно для внеурочной деятельности.
3.Тематика проекта может быть предложена родителями.
Проект 1 «β» класса
(предложен учителем в рамках предмета «Окружающий мир»)
«Кафе для птиц»
Цель: Активизация деятельности по формированию современного экологического мышления у ребенка.
Задачи:
- Стимулирование образного мышления и творческого воображения в процессе работы над поделками.
- Привлечение внимания родителей к экологическому воспитанию детей.
- Побуждение к творческому союзу детей и их родителей.
По предметному содержанию: межпредметный
Тип : практико-ориентированный (прикладной), творческий, в течение трех месяцев.
Продукт проекта: кормушка для птиц
Форма представления: фотоотчет этапов изготовления домика
Количество участников-18 семей из 30
Чему научились? (по итогам анкетирования детей)
1 чел- научился думать.
2 чел.-научился закручивать болты
3 чел.-научился шкурить
3 чел.-научился помогать родителям
4 чел.-узнал о разных видах кормушек
5 чел.-научился пилить
(по итогам анкетирования родителей)
2 семьи- не знали, что работать в проекте так ответственно
3 семьи- предоставили полную свободу в выборе формы домика ребенку
4 семьи- важно было привить ребенку навыки работы с разными инструментами
4 семьи- много прочитали материала о формах домиков
5 семей- этот проект нас очень сблизил
Проект «МИР» .Мы изучаем, исследуем, развиваемся.
(предложен родителями)
Направления 1 класса : «Мир глазами детей»
Цель:
развитие духовного мира воспитанников на основе интереса подростков к фотографии, формирование у них потребности в самосовершенствовании.
Задачи проекта:
-Изучить основные функции фотоаппарата;
- Изучить основы композиции;
-Знакомить детей с фотоработами мастеров;
-Учить детей на практике посредством фотокроссов;
-Проводить анализ детских фоторабот как очно, так и онлайн;
Ожидаемые результаты-
-Сформированное различие понятий: фотография – в общем и фотографии как искусства;
-Взгляд на вещи уже со стороны знающего человека, а не простого обывателя;
-Сформированная мотивация к изучению окружающего мира
посредством фото;
-Выражение индивидуальности в фото.
Итог проекта:
-юный фотограф уже имеет представление о таких понятиях, как «стиль фото» и «обработка фото» ;
-в основном умеет выразить свои впечатления и эмоции в фото.
Перспективы развития проекта-
-Проведение фото кроссов и выставок работ малышей
-Работа с родителями
-Развивающее обучение посредством введения тематических фото мероприятий
Данный проект долгосрочный.
В рамках проекта проведены:
Мастер-класс «Начинающий фотограф-художник» (Январь)
Фото-кросс «Весенний пейзаж» (март-апрель)
Виртуальные фотовыставки:
-Зимняя сказка (январь)
-Мои любимые животные (февраль)
-Весна пришла (март)
-Птицы (апрель)
-Цветущий май (май)
С работами по данному проекту можно познакомиться на специально разработанном сайте Арт-проект «МИР» (Мы Исследуем Развиваемся) http://art-proect-mir.ru/
И на нашей страничке ВКонтакте http://vk.com/club42558088
Чему научились?(по итогам анкетирования ребят)
-Держать фотоаппарат
-Правильно фотографировать
-Радоваться тому, что получается
-Видеть интересное в природе
-Узнал про «стиль» и «обработку» фотографии
-Хочу продолжения…
В ходе выполнения проекта родители могли выступить одновременно в нескольких ролях: консультировать, отслеживать выполнение плана,
помогать в предварительной оценке проекта, участвовать в редактировании фотографий, консультировать, отслеживать выполнение плана.
Куратором данного проекта стала бабушка первоклассника- Наталья
Яковлевна, преподаватель лицея города Перми.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании позволяет учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися и родителями мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.