Статья Сохранение природно-культовых объектов на особо охраняемых природных территориях
Оценка 4.8
Особые потребности
doc
биология +2
Взрослым
08.03.2018
В статье рассматривается природно-культовые объекты как природное и историко-культурное наследие народов и роль особо охраняемых природных территорий в их сохранении.
Ключевые слова: природно-культовые объекты, священные места, природное и историко-культурное наследие, особо охраняемые природные территории, памятники природы.
The article considers natural-cult objects as a natural and historical-cultural heritage of peoples and the role of specially protected natural territories in their preservation.
Key words: natural and cult objects, sacred places, natural and historical and cultural heritage, specially protected natural territories, natural monuments.В статье рассматривается природно-культовые объекты как природное и историко-культурное наследие народов и роль особо охраняемых природных территорий в их сохранении.
Ключевые слова: природно-культовые объекты, священные места, природное и историко-культурное наследие, особо охраняемые природные территории, памятники природы.
The article considers natural-cult objects as a natural and historical-cultural heritage of peoples and the role of specially protected natural territories in their preservation.
Key words: natural and cult objects, sacred places, natural and historical and cultural heritage, specially protected natural territories, natural monuments.
Сохранение природно-культовых объектов на особо охраняемых природных территориях.doc
Сохранение природнокультовых объектов на особо охраняемых природных
территориях
Анудариева Долгорма Цынгуевна
г. Чита, Россия
В статье рассматривается природнокультовые объекты как природное и историко
культурное наследие народов и роль особо охраняемых природных территорий в их
сохранении.
Ключевые слова: природнокультовые объекты, священные места, природное и
историкокультурное наследие, особо охраняемые природные территории, памятники
природы.
The article considers naturalcult objects as a natural and historicalcultural heritage of
peoples and the role of specially protected natural territories in their preservation.
Key words: natural and cult objects, sacred places, natural and historical and cultural
heritage, specially protected natural territories, natural monuments.
Природнокультовые объекты являются природным и историкокультурным наследием
человечества, которые все больше привлекают внимание населения как объекты туризма. Все
чаще организуются туристические туры по сакральным местам, что негативно отражается на
их экологическом состоянии и их сохранности. Для сохранения природного и историко
культурного наследия необходимо проводить комплекс мероприятий по снижению
негативного воздействия на эти объекты, предотвращению и уменьшению ущерба от
рекреационной деятельности человека.
В Забайкальском края расположены многочисленные природнокультовые объекты,
так называемые «священные места», связанные с традиционными верованиями коренных
народов проживающих на этой территории, которые формировались на протяжении
многовековой адаптации народов к среде обитания.
Культовые места представляют собой природноисторические памятники, которые
состоят из сакральных элементов (объекты поклонения) с их ландшафтным окружением. В
связи с нарастающим интересом и возрастающей на них антропогенной нагрузкой они все
больше нуждаются в охране. С давних времен священные (сакральные) места из поколения в
поколение почитались местным населением, являлись своеобразными заповедными зонами,
которые способствовали сохранению естественных природных объектов и ландшафтов.
Сакральные объекты являются локальными географическими объектами, отмеченные
культовыми сооружениями и почитаемые в народной традиции как «священное место» и
используемые для совершения религиозных ритуалов и обрядов. Эти священные места лежат
в основе исторической самоидентификации народов и представляют собой их историко
культурное наследие. Природные сакральные места могут быть представлены любым
природным объектом: горами, рощами, целебными источниками (аршанами) и т.п.
В настоящее время данные объекты в большинстве своем находятся на особо
охраняемых природных территориях. Особо охраняемые природные территории в состав,
которых входят природнокультовые объекты, призваны охранять их. Так, например, на
территории национального парка «Алханай», находящегося в Забайкальском крае на
территории Агинского Бурятского округа в 250 км в юговосточном направлении от
административного центра – г. Читы, расположена исторически сложившаяся система
природнокультовых памятников буддийской религии, которые с древних времен почитались
бурятским народом.
Памятники природы являются наиболее распространенной категорией ООПТ на
территории Агинского Бурятского округа, которые имеют природное и историкокультурное
значение. В национальном парке расположены 12 памятников природы, которые до создания парка посещались местным населением и почитались как культовые объекты. Все они были
труднодоступными и не часто посещаемыми. В настоящее время памятники природы
являются не только объектами поклонения у коренного населения (агинских бурят), но и
стали туристическими объектами, что является причиной их загрязнения и постепенной
трансформации.
Природнокультовые объекты, расположенные на территории национального парка в
большинстве своем представляют геологические останцы разной формы и имеют
соответствующие им названия. Зурхэн Шулуун (Каменное сердце) – храм Идама Махагала –
покровителя буддийской веры, целитель сердец и душ людей. Местное население считало, что
можно вылечить болезни сердца прижавшись к этой скале, вбирая в себя энергию «Сердца
Алханая». Уудэн Сумэ (Храм Ворота) представляет собой естественную арку, образованную в
процессе выветривания горной породы. Буддисты утверждают, что это ворота в мир божества
Дэмчог. Скала Сэндэма является прообразом небесной феи мудрости, защитницы верующих и
учения Будды. Скала Нара Хажад (Небесная музыкантша) считается храмом богини
Ваджрайогини пребывающей на небесах и льющей на землю музыку.
Традиционно эти объекты буддийские священнослужители (ламы) использовали для
медитаций и поклонения. Поэтому они представляют интерес как сакральные объекты
буддийской религии и являются наиболее посещаемыми объектами на территории
национального парка и подвергаются интенсивной антропогенной нагрузке, что представляет
угрозу разрушения этих памятников природы. Происходит загрязнение культовых
памятников, в результате подношений различного рода (монеты, сигареты, конфеты, игрушки
и др.). Еще один наиболее посещаемый природнокультовый объект Эхэн Умай (Чрево
матери) представляет собой небольшой грот в горе, где верующие не имеющие детей просят
их, также подвержен интенсивному загрязнению и разрушению.
Большинство природнокультовых объектов расположено на тропах, которые
являются туристическими маршрутами. В результате происходит сильное вытаптывание
территории, что приводит к уничтожению почвы, оголению корней деревьев, а также
загрязнение бытовым мусором. Во время религиозных обрядов, проводимых ламами,
приносятся обильные приношения в виде пищи, что также загрязняет территорию. Кроме
того, останцы в процессе постоянных процессов выветривания становятся неустойчивыми и
при камнепаде могут быть полностью уничтожены.
Природнокультовые объекты охранялись местным населением от вмешательства
человека еще с древних времен. Система запретов служила охране природы. У бурят
сохранилась традиция охраны природных объектов. Бережно относились к водным
источникам, в том числе и целебным – аршанам, которые относятся к категории лечебно
оздоровительных местностей. Источники также подвергаются интенсивной рекреационной
нагрузке, что может привести к исчезновению лечебных источников. В современный период на
некоторых источниках созданы лечебные профилактории, что позволяет охранять и сохранять
их.
В результате развития туризма природнокультовые объекты постепенно могут
потерять свою уникальность и священность, что может повлечь за собой утрату их как
объектов природного и историкокультурного наследия. Поэтому возникла необходимость в
развитии контролируемого туризма, в ограничении доступа к природнокультовым объектам,
если это необходимо для их сохранения.
Природнокультовые объекты как природное и историкокультурное наследие
необходимо сохранять, возрождать культ «священных мест», а также проводить мероприятия
по экологическому просвещению населения. Важно, чтобы информация по природно
культовым объектам была достоверной и соответствовала исторической действительности,
так как очень часто незнание местных традиций, обычаев, легенд приводит к их искажению,
придумыванию новых легенд, которые чужды к культуре этноса, что негативно сказывается на состоянии этих объектов. Посещая эти объекты необходимо соблюдать правила поведения,
бережнее относится к ним, что будет способствовать их сохранению.
Литература
1. Анудариева Д.Ц. Природнокультовые объекты национального парка «Алханай»
как историкокультурное наследие// Особо охраняемые природные территории в сохранении
природнокультурного наследия Забайкалья и Монголии: материалы региональной научно
практической конференции, посвященной 15летию национального парка «Алханай», 911
июля 2014 года. Вып. 2. – УланУдэ: Издво Бурятского госуниверситета, 2014. С. 3841.
2. Анудариева Д.Ц.
Проблема сохранения природных и природнокультовых
объектов на территории Агинского Бурятского округа // Этнос и среда обитания. Сборник
статей по этноэкологии. Вып. 4 / под ред.: Н.И. Григулевич, Н.А. Дубовой (отв. ред.), И.А.
Субботиной, А.Н. Ямскова. – М.: Старый сад, 2014. – С. 112115.
Статья Сохранение природно-культовых объектов на особо охраняемых природных территориях
Статья Сохранение природно-культовых объектов на особо охраняемых природных территориях
Статья Сохранение природно-культовых объектов на особо охраняемых природных территориях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.