Статья Сохранение природно-культовых объектов на особо охраняемых природных территориях
Оценка 4.8

Статья Сохранение природно-культовых объектов на особо охраняемых природных территориях

Оценка 4.8
Особые потребности
doc
биология +2
Взрослым
08.03.2018
Статья Сохранение природно-культовых объектов на особо охраняемых природных территориях
В статье рассматривается природно-культовые объекты как природное и историко-культурное наследие народов и роль особо охраняемых природных территорий в их сохранении. Ключевые слова: природно-культовые объекты, священные места, природное и историко-культурное наследие, особо охраняемые природные территории, памятники природы. The article considers natural-cult objects as a natural and historical-cultural heritage of peoples and the role of specially protected natural territories in their preservation. Key words: natural and cult objects, sacred places, natural and historical and cultural heritage, specially protected natural territories, natural monuments.В статье рассматривается природно-культовые объекты как природное и историко-культурное наследие народов и роль особо охраняемых природных территорий в их сохранении. Ключевые слова: природно-культовые объекты, священные места, природное и историко-культурное наследие, особо охраняемые природные территории, памятники природы. The article considers natural-cult objects as a natural and historical-cultural heritage of peoples and the role of specially protected natural territories in their preservation. Key words: natural and cult objects, sacred places, natural and historical and cultural heritage, specially protected natural territories, natural monuments.
Сохранение природно-культовых объектов на особо охраняемых природных территориях.doc
Сохранение природно­культовых объектов на особо охраняемых природных территориях  Анудариева Долгорма Цынгуевна г. Чита, Россия В статье рассматривается природно­культовые объекты как природное и историко­ культурное   наследие   народов   и   роль   особо   охраняемых   природных   территорий   в   их сохранении. Ключевые   слова:   природно­культовые   объекты,   священные   места,   природное   и историко­культурное   наследие,  особо   охраняемые   природные   территории,   памятники природы. The article  considers natural­cult objects  as a natural  and historical­cultural  heritage  of peoples and the role of specially protected natural territories in their preservation. Key   words:   natural   and   cult   objects,   sacred   places,   natural   and   historical   and   cultural heritage, specially protected natural territories, natural monuments. Природно­культовые объекты являются природным и историко­культурным наследием человечества, которые все больше привлекают внимание населения как объекты туризма. Все чаще организуются туристические туры по сакральным местам, что негативно отражается на их   экологическом   состоянии   и   их   сохранности.   Для   сохранения   природного   и   историко­ культурного   наследия   необходимо   проводить   комплекс   мероприятий   по   снижению негативного   воздействия   на   эти   объекты,   предотвращению   и   уменьшению   ущерба   от рекреационной деятельности человека. В   Забайкальском   края   расположены   многочисленные   природно­культовые   объекты, так   называемые   «священные   места»,   связанные   с   традиционными   верованиями   коренных народов   проживающих   на   этой   территории,   которые   формировались   на   протяжении многовековой адаптации народов к среде обитания. Культовые   места   представляют   собой   природно­исторические   памятники,   которые состоят из сакральных элементов (объекты поклонения) с их ландшафтным окружением. В связи с нарастающим интересом и возрастающей на них антропогенной нагрузкой они все больше нуждаются в охране. С давних времен священные (сакральные) места из поколения в поколение почитались местным населением, являлись своеобразными заповедными зонами, которые   способствовали   сохранению   естественных   природных   объектов   и   ландшафтов. Сакральные   объекты   являются   локальными   географическими   объектами,   отмеченные культовыми   сооружениями   и   почитаемые   в   народной   традиции   как   «священное   место»   и используемые для совершения религиозных ритуалов и обрядов. Эти священные места лежат в   основе   исторической   самоидентификации   народов   и   представляют   собой   их   историко­ культурное   наследие.   Природные   сакральные   места   могут   быть   представлены   любым природным объектом: горами, рощами, целебными источниками (аршанами) и т.п.  В   настоящее   время   данные   объекты   в   большинстве   своем   находятся   на   особо охраняемых   природных   территориях.  Особо   охраняемые   природные   территории   в   состав, которых   входят   природно­культовые   объекты,   призваны   охранять   их.   Так,   например,   на территории   национального   парка   «Алханай»,   находящегося   в   Забайкальском   крае   на территории   Агинского   Бурятского   округа   в   250   км   в   юго­восточном   направлении   от административного   центра   –   г.   Читы,   расположена   исторически   сложившаяся   система природно­культовых памятников буддийской религии, которые с древних времен почитались бурятским народом.  Памятники   природы   являются   наиболее   распространенной   категорией   ООПТ   на территории Агинского Бурятского округа, которые имеют природное и историко­культурное значение. В национальном парке расположены 12 памятников природы, которые до создания парка посещались местным населением и почитались как культовые объекты. Все они были труднодоступными   и   не   часто   посещаемыми.   В   настоящее   время   памятники   природы являются не только объектами поклонения у коренного населения (агинских бурят), но и стали   туристическими   объектами,   что   является   причиной   их   загрязнения   и   постепенной трансформации.  Природно­культовые объекты, расположенные на территории национального парка в большинстве   своем   представляют   геологические   останцы   разной   формы   и   имеют соответствующие им названия. Зурхэн Шулуун (Каменное сердце) – храм Идама Махагала – покровителя буддийской веры, целитель сердец и душ людей. Местное население считало, что можно вылечить болезни сердца прижавшись к этой скале, вбирая в себя энергию «Сердца Алханая». Уудэн Сумэ (Храм Ворота) представляет собой естественную арку, образованную в процессе выветривания горной породы. Буддисты утверждают, что это ворота в мир божества Дэмчог. Скала Сэндэма является прообразом небесной феи мудрости, защитницы верующих и учения   Будды.   Скала   Нара   Хажад   (Небесная   музыкантша)   считается   храмом   богини Ваджрайогини пребывающей на небесах и льющей на землю музыку.  Традиционно эти объекты буддийские священнослужители (ламы) использовали для медитаций   и   поклонения.   Поэтому   они   представляют   интерес   как   сакральные   объекты буддийской   религии   и   являются   наиболее   посещаемыми   объектами   на   территории национального парка и подвергаются интенсивной антропогенной нагрузке, что представляет угрозу   разрушения   этих   памятников   природы.   Происходит   загрязнение   культовых памятников, в результате подношений различного рода (монеты, сигареты, конфеты, игрушки и   др.).   Еще   один   наиболее   посещаемый   природно­культовый   объект   Эхэн   Умай   (Чрево матери) представляет собой небольшой грот в горе, где верующие не имеющие детей просят их, также подвержен интенсивному загрязнению и разрушению.  Большинство   природно­культовых   объектов   расположено   на   тропах,   которые являются   туристическими   маршрутами.   В   результате   происходит   сильное   вытаптывание территории,   что   приводит   к   уничтожению   почвы,   оголению   корней   деревьев,   а   также загрязнение   бытовым   мусором.   Во   время   религиозных   обрядов,   проводимых   ламами, приносятся обильные  приношения  в виде пищи, что также загрязняет  территорию. Кроме того, останцы в процессе постоянных процессов выветривания становятся неустойчивыми и при камнепаде могут быть полностью уничтожены.  Природно­культовые   объекты   охранялись   местным   населением   от   вмешательства человека   еще   с   древних   времен.   Система   запретов   служила   охране   природы.   У   бурят сохранилась   традиция   охраны   природных   объектов.   Бережно   относились   к   водным источникам, в том числе и целебным – аршанам, которые относятся к категории лечебно­ оздоровительных   местностей.   Источники   также   подвергаются   интенсивной   рекреационной нагрузке, что может привести к исчезновению лечебных источников. В современный период на некоторых источниках созданы лечебные профилактории, что позволяет охранять и сохранять их.  В   результате   развития   туризма  природно­культовые  объекты  постепенно   могут потерять   свою   уникальность   и   священность,   что   может   повлечь   за   собой   утрату   их   как объектов природного и историко­культурного наследия. Поэтому возникла необходимость в развитии контролируемого туризма, в ограничении доступа к природно­культовым объектам, если это необходимо для их сохранения.  Природно­культовые   объекты   как   природное   и   историко­культурное   наследие необходимо сохранять, возрождать культ «священных мест», а также проводить мероприятия по   экологическому   просвещению   населения.   Важно,   чтобы   информация   по   природно­ культовым объектам была достоверной и соответствовала исторической действительности, так как очень часто незнание местных традиций, обычаев, легенд приводит к их искажению, придумыванию новых легенд, которые чужды к культуре этноса, что негативно сказывается на состоянии этих объектов. Посещая эти объекты необходимо соблюдать правила поведения, бережнее относится к ним, что будет способствовать их сохранению.  Литература  1. Анудариева Д.Ц.  Природно­культовые объекты национального парка «Алханай» как историко­культурное наследие// Особо охраняемые природные территории в сохранении природно­культурного наследия Забайкалья и Монголии: материалы  региональной научно­ практической  конференции,  посвященной  15­летию национального парка  «Алханай»,  9­11 июля 2014 года. Вып. 2. – Улан­Удэ: Изд­во Бурятского госуниверситета, 2014. С. 38­41. 2. Анудариева   Д.Ц.  Проблема   сохранения   природных   и   природно­культовых объектов на территории Агинского Бурятского округа // Этнос и среда обитания. Сборник статей по этноэкологии. Вып. 4 / под  ред.: Н.И. Григулевич, Н.А. Дубовой (отв. ред.), И.А. Субботиной, А.Н. Ямскова. – М.: Старый сад, 2014. – С. 112­115.

Статья Сохранение природно-культовых объектов на особо охраняемых природных территориях

Статья Сохранение природно-культовых объектов на особо охраняемых природных территориях

Статья Сохранение природно-культовых объектов на особо охраняемых природных территориях

Статья Сохранение природно-культовых объектов на особо охраняемых природных территориях

Статья Сохранение природно-культовых объектов на особо охраняемых природных территориях

Статья Сохранение природно-культовых объектов на особо охраняемых природных территориях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018