В статье рассматривается природно-культовые объекты как природное и историко-культурное наследие народов и роль особо охраняемых природных территорий в их сохранении.
Ключевые слова: природно-культовые объекты, священные места, природное и историко-культурное наследие, особо охраняемые природные территории, памятники природы.
The article considers natural-cult objects as a natural and historical-cultural heritage of peoples and the role of specially protected natural territories in their preservation.
Key words: natural and cult objects, sacred places, natural and historical and cultural heritage, specially protected natural territories, natural monuments.В статье рассматривается природно-культовые объекты как природное и историко-культурное наследие народов и роль особо охраняемых природных территорий в их сохранении.
Ключевые слова: природно-культовые объекты, священные места, природное и историко-культурное наследие, особо охраняемые природные территории, памятники природы.
The article considers natural-cult objects as a natural and historical-cultural heritage of peoples and the role of specially protected natural territories in their preservation.
Key words: natural and cult objects, sacred places, natural and historical and cultural heritage, specially protected natural territories, natural monuments.
Сохранение природнокультовых объектов на особо охраняемых природных
территориях
Анудариева Долгорма Цынгуевна
г. Чита, Россия
В статье рассматривается природнокультовые объекты как природное и историко
культурное наследие народов и роль особо охраняемых природных территорий в их
сохранении.
Ключевые слова: природнокультовые объекты, священные места, природное и
историкокультурное наследие, особо охраняемые природные территории, памятники
природы.
The article considers naturalcult objects as a natural and historicalcultural heritage of
peoples and the role of specially protected natural territories in their preservation.
Key words: natural and cult objects, sacred places, natural and historical and cultural
heritage, specially protected natural territories, natural monuments.
Природнокультовые объекты являются природным и историкокультурным наследием
человечества, которые все больше привлекают внимание населения как объекты туризма. Все
чаще организуются туристические туры по сакральным местам, что негативно отражается на
их экологическом состоянии и их сохранности. Для сохранения природного и историко
культурного наследия необходимо проводить комплекс мероприятий по снижению
негативного воздействия на эти объекты, предотвращению и уменьшению ущерба от
рекреационной деятельности человека.
В Забайкальском края расположены многочисленные природнокультовые объекты,
так называемые «священные места», связанные с традиционными верованиями коренных
народов проживающих на этой территории, которые формировались на протяжении
многовековой адаптации народов к среде обитания.
Культовые места представляют собой природноисторические памятники, которые
состоят из сакральных элементов (объекты поклонения) с их ландшафтным окружением. В
связи с нарастающим интересом и возрастающей на них антропогенной нагрузкой они все
больше нуждаются в охране. С давних времен священные (сакральные) места из поколения в
поколение почитались местным населением, являлись своеобразными заповедными зонами,
которые способствовали сохранению естественных природных объектов и ландшафтов.
Сакральные объекты являются локальными географическими объектами, отмеченные
культовыми сооружениями и почитаемые в народной традиции как «священное место» и
используемые для совершения религиозных ритуалов и обрядов. Эти священные места лежат
в основе исторической самоидентификации народов и представляют собой их историко
культурное наследие. Природные сакральные места могут быть представлены любым
природным объектом: горами, рощами, целебными источниками (аршанами) и т.п.
В настоящее время данные объекты в большинстве своем находятся на особо
охраняемых природных территориях. Особо охраняемые природные территории в состав,
которых входят природнокультовые объекты, призваны охранять их. Так, например, на
территории национального парка «Алханай», находящегося в Забайкальском крае на
территории Агинского Бурятского округа в 250 км в юговосточном направлении от
административного центра – г. Читы, расположена исторически сложившаяся система
природнокультовых памятников буддийской религии, которые с древних времен почитались
бурятским народом.
Памятники природы являются наиболее распространенной категорией ООПТ на
территории Агинского Бурятского округа, которые имеют природное и историкокультурное
значение. В национальном парке расположены 12 памятников природы, которые до созданияпарка посещались местным населением и почитались как культовые объекты. Все они были
труднодоступными и не часто посещаемыми. В настоящее время памятники природы
являются не только объектами поклонения у коренного населения (агинских бурят), но и
стали туристическими объектами, что является причиной их загрязнения и постепенной
трансформации.
Природнокультовые объекты, расположенные на территории национального парка в
большинстве своем представляют геологические останцы разной формы и имеют
соответствующие им названия. Зурхэн Шулуун (Каменное сердце) – храм Идама Махагала –
покровителя буддийской веры, целитель сердец и душ людей. Местное население считало, что
можно вылечить болезни сердца прижавшись к этой скале, вбирая в себя энергию «Сердца
Алханая». Уудэн Сумэ (Храм Ворота) представляет собой естественную арку, образованную в
процессе выветривания горной породы. Буддисты утверждают, что это ворота в мир божества
Дэмчог. Скала Сэндэма является прообразом небесной феи мудрости, защитницы верующих и
учения Будды. Скала Нара Хажад (Небесная музыкантша) считается храмом богини
Ваджрайогини пребывающей на небесах и льющей на землю музыку.
Традиционно эти объекты буддийские священнослужители (ламы) использовали для
медитаций и поклонения. Поэтому они представляют интерес как сакральные объекты
буддийской религии и являются наиболее посещаемыми объектами на территории
национального парка и подвергаются интенсивной антропогенной нагрузке, что представляет
угрозу разрушения этих памятников природы. Происходит загрязнение культовых
памятников, в результате подношений различного рода (монеты, сигареты, конфеты, игрушки
и др.). Еще один наиболее посещаемый природнокультовый объект Эхэн Умай (Чрево
матери) представляет собой небольшой грот в горе, где верующие не имеющие детей просят
их, также подвержен интенсивному загрязнению и разрушению.
Большинство природнокультовых объектов расположено на тропах, которые
являются туристическими маршрутами. В результате происходит сильное вытаптывание
территории, что приводит к уничтожению почвы, оголению корней деревьев, а также
загрязнение бытовым мусором. Во время религиозных обрядов, проводимых ламами,
приносятся обильные приношения в виде пищи, что также загрязняет территорию. Кроме
того, останцы в процессе постоянных процессов выветривания становятся неустойчивыми и
при камнепаде могут быть полностью уничтожены.
Природнокультовые объекты охранялись местным населением от вмешательства
человека еще с древних времен. Система запретов служила охране природы. У бурят
сохранилась традиция охраны природных объектов. Бережно относились к водным
источникам, в том числе и целебным – аршанам, которые относятся к категории лечебно
оздоровительных местностей. Источники также подвергаются интенсивной рекреационной
нагрузке, что может привести к исчезновению лечебных источников. В современный период на
некоторых источниках созданы лечебные профилактории, что позволяет охранять и сохранять
их.
В результате развития туризма природнокультовые объекты постепенно могут
потерять свою уникальность и священность, что может повлечь за собой утрату их как
объектов природного и историкокультурного наследия. Поэтому возникла необходимость в
развитии контролируемого туризма, в ограничении доступа к природнокультовым объектам,
если это необходимо для их сохранения.
Природнокультовые объекты как природное и историкокультурное наследие
необходимо сохранять, возрождать культ «священных мест», а также проводить мероприятия
по экологическому просвещению населения. Важно, чтобы информация по природно
культовым объектам была достоверной и соответствовала исторической действительности,
так как очень часто незнание местных традиций, обычаев, легенд приводит к их искажению,
придумыванию новых легенд, которые чужды к культуре этноса, что негативно сказывается насостоянии этих объектов. Посещая эти объекты необходимо соблюдать правила поведения,
бережнее относится к ним, что будет способствовать их сохранению.
Литература
1. Анудариева Д.Ц. Природнокультовые объекты национального парка «Алханай»
как историкокультурное наследие// Особо охраняемые природные территории в сохранении
природнокультурного наследия Забайкалья и Монголии: материалы региональной научно
практической конференции, посвященной 15летию национального парка «Алханай», 911
июля 2014 года. Вып. 2. – УланУдэ: Издво Бурятского госуниверситета, 2014. С. 3841.
2. Анудариева Д.Ц.
Проблема сохранения природных и природнокультовых
объектов на территории Агинского Бурятского округа // Этнос и среда обитания. Сборник
статей по этноэкологии. Вып. 4 / под ред.: Н.И. Григулевич, Н.А. Дубовой (отв. ред.), И.А.
Субботиной, А.Н. Ямскова. – М.: Старый сад, 2014. – С. 112115.