Статья "Современные приемы проблемно-поискового обучения, используемые на уроках географии"
Оценка 4.7

Статья "Современные приемы проблемно-поискового обучения, используемые на уроках географии"

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
география
9 кл
26.01.2018
Статья "Современные приемы проблемно-поискового обучения, используемые на уроках географии"
В данной статье описаны эффективные приемы проблемно-поискового обучения, которые я использую на уроках географии. Применение методов проблемно-поискового обучения развивает познавательный интерес учащихся, под влиянием которого у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он постоянно ищет. Поисковая деятельность моих учеников помогает им поверить в себя, дает эмоциональный подъем.
Статья проблемно-поисковые.docx
Современные приемы проблемно­поискового обучения, используемые на уроках географии Приём “Корзина идей”. Описание:   это   прием   организации   индивидуальной   и   групповой   работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них   опыта   и   знаний.   Он   позволяет   выяснить   все,   что   знают   или   думают ученики   по   обсуждаемой   теме   урока.   На   доске   можно   нарисовать   значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Пример.     Многие   уроки   изучения   нового   материала   начинаются   с   приема «Корзина»,   на   доске   демонстрируются   или   выводятся   через   проектор основные   идеи   предстоящего   урока.   Например,   на   уроке   изучения   темы «Мировой океан» можно предложить учащимся высказать, как они думают, какими свойствами обладает вода в океане, привести примеры. Приём “Да­нетка”. Описание:     универсальный   приём технологии   ТРИЗ.   Формирует следующие   универсальные   учебные действия: связывать разрозненные   факты   в   единую картину;  умение систематизировать уже   имеющуюся   информацию;   умение   умение слушать и слышать друг друга. Учитель загадывает географический объект. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет". Пример.   На уроке по теме “Типология стран мира ” 10 кл. загадывается определенная страна, и ребята начинают задавать учителю вопросы: ­Эта страна омывается Атлантическим океаном? ­ да; ­По уровню экономического развития она высокоразвитая? – да; ­Страна входит в международную организацию «Большая семерка»? – нет; ­Она относится к микрогосударствам? – да; ­Страна по площади является самой маленькой в мире?  Ребята делают вывод, что это­Ватикан.  Приём “Облака мыслей”. Описание:  приём интерактивного обучения.      Приём   сродни   технике   «лавинного   опроса»,   описанной   М.В.   Клариным. Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями.    Пример.  На уроке географии, рекомендуется записывать «облака мыслей» – всё, что приходит в голову в связи с новой темой, а потом может быть утрачено из­за неорганизованного характера этой информации. В некотором смысле такие «облака» могут служить планом реферата, мини­ эссе.  Приём “Толстый и тонкий вопрос”.       Стратегия   позволяет   формировать:   умение   формулировать   вопросы,        Описание:   этот прием из технологии развития критического мышления вопрос используется для организации взаимоопроса.   проблему;умение соотносить понятия.    Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Толстый. Тонкий. Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? считаете….? Верно ли…?       После   изучения   темы   учащимся   предлагается   сформулировать   по   три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. Пример. По   теме   урока   "Климат"   можно   предложить   детям   задать   «толстый»     и «тонкий»  вопрос. Тонкий вопрос.  Какие типы климатов вы знаете? Толстый вопрос.   Почему связыны рельеф, географическая широта, наличие водных объектов, направление ветров с климатом? Приём “Индуктор”. Описание:  приём интерактивного обучения. Данный приём используется в технологии   мастерских.   Основан   на   ассоциациях.   На   конкретное   слово учитель   предлагает   записать   слова,   словосочетания,   фразы   ­   смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова. Пример.  На уроках географии при изучении природных зон ученики должны записать слова, словосочетания, фразы – смысловые ассоциации, возникающие в   воображении   при   произнесении   определенной   природной   зоны.   Сначала слова пишет  каждый ученик самостоятельно, затем прочитывает их  вслух. Индивидуальные   подборки   дополняются   понравившимися   образами   из подборок других учеников. Эмоциональный настрой появился.  Приём “ИДЕАЛ”.   Лучше,      Стратегия позволяет формировать: умения определять проблему; умение находить и формулировать пути решения проблемы; умение выбирать сильное решение.   Пример.   Интересно   в   чем   проблема? Необходимо   сформулировать проблему. если формулировка будет начинаться со слова  «Как».   Давайте   найдем   как   можно   больше решений   данной проблемы.   Предлагаются   все возможные   способы   и   пути решения стоящей проблемы. Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.   решение проблемы.   Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.   Пример. На уроке географии используется при изучении вопросов экологии, демографических ситуаций.   А   теперь   выберем   единственное   решение.   Выбирается   самое   сильное   Приём “Фишбоун” (рыбный скелет). Описание:  голова ­ вопрос темы, верхние косточки ­ основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Пример. География: голова – увеличение населения Казахстана верхние косточки – рождаемость, смертность, естественный прирост нижние косточки – демографическая ситуация хвост –демографическая политика.  Приём “Лови ошибку”.   Формирует: умение анализировать информацию, выявлять проблему; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.     Учитель   предлагает   учащимся   информацию,   содержащую   неизвестное количество   ошибок.   Учащиеся   ищут   ошибку   группой   или   индивидуально, спорят,   совещаются.   Придя   к   определенному   мнению,   группа   выбирает спикера.   Спикер   передает   результаты   учителю   или   оглашает   задание   и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.   Пример.   География.   Используется при описании географического положения объекта. Учащимся дается текст с заведомыми ошибками географического характера. Найти и доказать ошибочность. Приём “Я беру тебя с собой”.        Формирует: умение объединять объекты по общему значению признака; умение   определять   имя   признака,   по   которому   объекты   имеют   общее значение;   умение   сопоставлять,   сравнивать   большое   количество   объектов; умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.     Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и   называет   первый   объект.   Ученики   пытаются   угадать   этот   признак   и   по очереди  называют  объекты, обладающие,  по  их  мнению, тем же  значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до   тех   пор,   пока   кто­то   из   детей   не   определит,   по   какому   признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках. Пример. У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем­то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для   этого   предлагайте   мне   объекты,   чем­то   похожие   на   мой,   а   я   буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой кукурузу. А что у вас? Д: Я беру с собой капусту. У: Я не беру тебя с собой. Д: Я беру картофель. У: Я беру тебя с собой. Д: Я беру медузу. У: Я не беру тебя с собой. Д: А я беру с собой бананы. У: Я беру тебя с собой. Д: Вы берете все предметы, которые растут в определенном месте? У:  Да!  Итак,  по  какому  имени  признака  мы  собирали   объекты?  На  какой вопрос все они отвечают одинаково? Д: Они растут в одном месте. Д: С какой буквы начинается? У: Ю­А. Итак, имя признака здесь – название материка, родиной которых является Южная Америка.  Приём “Шесть шляп”.    Описание:   рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.     Формирует:   умение   осмысливать   свой   опыт;   умение   давать   личностную оценку событиям, явлениям, фактам; ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.    Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп.   Обладателям   шляп   необходимо   дать   оценку   событиям,   фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.   Пример.     Белая   шляпа     символизирует   конкретные   суждения   без   эмоционального оттенка.  Желтая шляпа  – позитивные суждения.  Черная  – отражает проблемы и трудности.   Красная  – эмоциональные суждения без объяснений.   Зеленая  – творческие суждения, предложения.   Синяя  – обобщение сказанного, философский взгляд.   Пример. При изучении темы «Общая характеристика сельского хозяйства мира». Приём “Мудрые совы”. Описание:     Данную   стратегию   уместно   использовать   для   развития   у школьников следующих умений: • анализировать текст совместно с другими людьми; • вести исследовательскую работу в группе; • доступно передавать информацию другому человеку; • самостоятельно определять направление в изучении какого­то предмета с учетом интересов группы. Пример. Учащимся   предлагается   самостоятельно   проработать   содержание   текста учебника   по   географии   (индивидуально   или   в   группе).   Затем   ученики получают   рабочий   лист   с   конкретными   вопросами   и   заданиями   с   целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:  Азы работы над текстом.      Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке. Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной,   так   как   противоречит   Вашим   ожиданиям   и   первоначальным представлениям.   Ты   уже   знаешь,   последние   новости?         Запишите   ту информацию,   которая   является   для   Вас   новой.   Постарайтесь   выразить главную   мысль   текста   одной   фразой.   Или   какая   из   фраз   каждого   раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?     Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д. Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?  Приём “Ромашка” Блума. Описание:     "Ромашка"   состоит   из   шести   лепестков,   каждый   из   которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков ­ шесть вопросов. Пример.    Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие­то факты,   вспомнить   и   воспроизвести   определенную   информацию:   "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".   Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но,   по­моему,   вы   сказали   о   …?".   Целью   этих   вопросов   является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того,   что   он   только   что   сказал.   Иногда   их   задают   с   целью   получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?"   и   направлены   на   установление   причинно­следственных   связей. "Почему на западных склонах Урала выпадает больше осадков?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно,   данный   тип   вопроса   "срабатывает"   тогда,   когда   в   ответе присутствует элемент самостоятельности.      Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы",   элементы   условности,   предположения,   прогноза:   "Что   изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, каков будет климат, если Гольстрим поменяет свое направление?"        Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что­то хорошо, а что­то плохо?".      Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как минимизировать последствия катаклизмов?".  Приём “Диаграмма Венна”.        Описание:   Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается   записать   общее   между   2   понятиям,   а   в   двух   других   – отличительные особенности каждого. Пример. Уголь, соль: Общее­ Различия: Соль­ Различия: Уголь Полезное ископаемое­ Минеральное вещество­ Органическое вещество Одинаковое окончание слова (оль)­ Начало слова на букву «с»­ Начало слова на букву «у» Продукт­   Продукт   пищевой   промышленности­   Продукт   добывающей промышленности Товар­ Можно добывать выпариванием­ Добывают в шахтах и т.д. В итоге выясняется, что общих черт больше. Приём “Логические поисковые задания”. Описание:  Существует очень много видов этих заданий. 1. Определение родо­видовых понятий, найти «лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору (устно). Например ­ Виктория, Чад, Эйр, Ньяса (Озеро Эйр – в Австралии). 2. Найди «лишнее»: нефть, газ, железо Сирия, Египет, Лондон. 3. Найди соответствие: Россия Париж Польша Москва Франция Краков  Прием «Толстые и тонкие вопросы» Схема № 1 “Толстые” вопросы Высший уровень оценка (с чем мы согласны или не согласны) синтез (а что если…) анализ (сопоставьте, сделайте вывод) применение (зачем? с какой целью?) Средний уровень Начальный уровень понимание (почему? зачем?) (что? где? когда?)  «Причина­следствие»   Прием  Цель:   развитие   умения,   у   учащихся   выявлять   и   объяснять   причинно­ следственные связи. Описание приема:  учитель предлагает   найти соответствие между словами, записанными   в   два   столбца   (одно   из   них   указывает   причину,   другое   ­ следствие) и объяснить установленную связь (фронтально, в парах, группах и т.д.)  Пример.  волны океанические течения цунами приливы и отливы землетрясения Луна ветер постоянные ветра  «Логическая цепочка»  Прием      IX  Цель:  развитие   умения,   у   учащихся     выявлять   и   объяснять   причинно­ следственные связи, вытраивать иерархическую цепочку понятий, событий и т.д. Описание   приема:    из   ряда   предложенных   понятий   или   утверждений составить   иерархическую   цепочку,   объяснить   соподчиненность   элементов цепочки. Пример: расположите предложения в логической последовательности.  На восточном побережье Австралии выпадает много осадков  Влагу приносит ветер пассат с Тихого океана  На   восточном   побережье   Австралии   расположен   Большой Водораздельный хребет  На восточном побережье располагаются переменно­влажные леса.

Статья "Современные приемы проблемно-поискового обучения, используемые на уроках географии"

Статья "Современные приемы проблемно-поискового обучения, используемые на уроках географии"

Статья "Современные приемы проблемно-поискового обучения, используемые на уроках географии"

Статья "Современные приемы проблемно-поискового обучения, используемые на уроках географии"

Статья "Современные приемы проблемно-поискового обучения, используемые на уроках географии"

Статья "Современные приемы проблемно-поискового обучения, используемые на уроках географии"

Статья "Современные приемы проблемно-поискового обучения, используемые на уроках географии"

Статья "Современные приемы проблемно-поискового обучения, используемые на уроках географии"

Статья "Современные приемы проблемно-поискового обучения, используемые на уроках географии"

Статья "Современные приемы проблемно-поискового обучения, используемые на уроках географии"

Статья "Современные приемы проблемно-поискового обучения, используемые на уроках географии"

Статья "Современные приемы проблемно-поискового обучения, используемые на уроках географии"

Статья "Современные приемы проблемно-поискового обучения, используемые на уроках географии"

Статья "Современные приемы проблемно-поискового обучения, используемые на уроках географии"

Статья "Современные приемы проблемно-поискового обучения, используемые на уроках географии"

Статья "Современные приемы проблемно-поискового обучения, используемые на уроках географии"

Статья "Современные приемы проблемно-поискового обучения, используемые на уроках географии"

Статья "Современные приемы проблемно-поискового обучения, используемые на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2018