Статья "Современный урок как одна из основных форм реализации требований ФГОС"

  • Работа в классе
  • docx
  • 05.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным! В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который • демонстрирует универсальные и предметные способы действий • инициирет действия учащихся • консультирует и корректирует их действия • находит способы включения в работу каждого ученика • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта. Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии. В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Иконка файла материала Змеева Инна Владимировна.docx статья.docx

Змеева Инна Владимировна,

МКОУ «СОШ № 7»,  г. Ревда

Современный урок как одна из основных форм реализации требований ФГОС

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который

·       демонстрирует универсальные и предметные способы действий

·       инициирет действия учащихся

·       консультирует и корректирует их действия

·       находит способы включения в работу каждого ученика

·       создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий  развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного  подхода, который положен в основу Стандарта. Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения,  а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике.

В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся, и представить его в виде составленного конструкта урока по теме.

Разберём конструкт урока «Химические свойства оснований»

Результатом урока  является  не успеваемость,  не объем изученного материала, а приобретаемые УУД  учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия), поэтому цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой.

Цель данного урока: Создание условий для развития навыков  исследовательской деятельности при изучении темы химические свойства оснований.

Выделяю несколько наиболее важных аспектов такого урока: организационно-мотивационный, актуализация опорных знаний и умений, целеполагание, изучение нового, обмен информацией, оценивание результатов самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия, домашнее задание. На этих этапах развивают познавательные, личностные, регулятивные, предметные, коммуникативные УУД. Развитию этих УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.                                Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.     

Деятельность учащихся должна быть активной. Новый материал изучают выполняя лабораторную работу при помощи инструкционных карт. Класс делится на 5 групп. Каждая группа выполняет своё задание, заполняет карточку и презентует своё задание классу.

1 группа  Инструкционная карта

  Цель: выяснить отношение  щелочей к индикаторам.

Порядок действий:

1. Прочитайте информацию к размышлению.

2. В пробирки со щёлочью поочерёдно капнуть индикаторы:  лакмус, фенолфталеин, метил-оранж.

 3. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу.  Как индикаторы действуют на щёлочь?

Реактивы (формула и название вещества)

Наблюдения

Вывод

 

 

 

Актуализация опорных знаний и умений реализуется через выполнение теста, помогающего организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке.

Рабочая  карточка  ученика   ФИО____________________

ТЕСТ  №2

Вариант № 1

1. Найдите химическую формулу основания:

     НСl,       ВаО,         SO3,       Са(ОН)2.

2.Универсальная индикаторная бумага в щелочной среде:

    Синяя,         красная,      желтая,       зеленая.

3. метил-оранж в щелочной среде

Малиновый, синий, красный, жёлтый

4.Найдите  химическую формулу нерастворимого основания:

    НСl,           NaОН,         Al(ОН) 3         H3PO4.

5.Продолжить реакцию:

1)         HNO3  + Сu(OН) 2 =

6.Написать реакцию взаимодействия щёлочи с солью тяжёлого металла

                                    

На этапе рефлексии учащиеся заполняют оценочную карту, где они общаясь с одноклассниками высказывают своё отношение к уроку.

 

Оценочная карта № 1

Дата___________________Класс______________________

Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:

Вопросы

Ответы

1

Какова была тема урока?

 

2

Какая цель стояла перед тобой на уроке?

 

3

Каков вывод урока?

 

4

Как работали на уроке твои одноклассники?

 

5

Как работал ты на уроке?

 

6

Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученном на уроке?

 

Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения  необходимы им и на других предметах и в жизни!

 

Литература

1.Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики./Под ред.Т.И.Шамовой. – М.,1991.

2. Журавлёв В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. - М., 1984.

3. Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. – М.,2005.