Змеева Инна Владимировна,
МКОУ «СОШ № 7», г. Ревда
Современный урок как одна из основных форм реализации требований ФГОС
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который
· демонстрирует универсальные и предметные способы действий
· инициирет действия учащихся
· консультирует и корректирует их действия
· находит способы включения в работу каждого ученика
· создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся, и представить его в виде составленного конструкта урока по теме.
Разберём конструкт урока «Химические свойства оснований»
Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия), поэтому цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой.
Цель данного урока: Создание условий для развития навыков исследовательской деятельности при изучении темы химические свойства оснований.
Выделяю несколько наиболее важных аспектов такого урока: организационно-мотивационный, актуализация опорных знаний и умений, целеполагание, изучение нового, обмен информацией, оценивание результатов самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия, домашнее задание. На этих этапах развивают познавательные, личностные, регулятивные, предметные, коммуникативные УУД. Развитию этих УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Деятельность учащихся должна быть активной. Новый материал изучают выполняя лабораторную работу при помощи инструкционных карт. Класс делится на 5 групп. Каждая группа выполняет своё задание, заполняет карточку и презентует своё задание классу.
1 группа Инструкционная карта
Цель: выяснить отношение щелочей к индикаторам.
Порядок действий:
1. Прочитайте информацию к размышлению.
2. В пробирки со щёлочью поочерёдно капнуть индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метил-оранж.
3. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу. Как индикаторы действуют на щёлочь?
Реактивы (формула и название вещества) |
Наблюдения |
Вывод |
|
|
|
Актуализация опорных знаний и умений реализуется через выполнение теста, помогающего организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке.
Рабочая карточка ученика ФИО____________________
ТЕСТ №2
Вариант № 1
1. Найдите химическую формулу основания:
НСl, ВаО, SO3, Са(ОН)2.
2.Универсальная индикаторная бумага в щелочной среде:
Синяя, красная, желтая, зеленая.
3. метил-оранж в щелочной среде
Малиновый, синий, красный, жёлтый
4.Найдите химическую формулу нерастворимого основания:
НСl, NaОН, Al(ОН) 3 H3PO4.
5.Продолжить реакцию:
1) HNO3 + Сu(OН) 2 =
6.Написать реакцию взаимодействия щёлочи с солью тяжёлого металла
На этапе рефлексии учащиеся заполняют оценочную карту, где они общаясь с одноклассниками высказывают своё отношение к уроку.
Оценочная карта № 1
Дата___________________Класс______________________
Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:
№ |
Вопросы |
Ответы |
1 |
Какова была тема урока? |
|
2 |
Какая цель стояла перед тобой на уроке? |
|
3 |
Каков вывод урока? |
|
4 |
Как работали на уроке твои одноклассники? |
|
5 |
Как работал ты на уроке? |
|
6 |
Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученном на уроке? |
|
Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы им и на других предметах и в жизни!
Литература
1.Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики./Под ред.Т.И.Шамовой. – М.,1991.
2. Журавлёв В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. - М., 1984.
3. Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. – М.,2005.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.