Статья "Современный урок как одна из основных форм реализации требований ФГОС"
Оценка 4.9

Статья "Современный урок как одна из основных форм реализации требований ФГОС"

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
химия
8 кл
05.01.2017
Статья "Современный урок как одна из основных форм реализации требований ФГОС"
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным! В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который • демонстрирует универсальные и предметные способы действий • инициирет действия учащихся • консультирует и корректирует их действия • находит способы включения в работу каждого ученика • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта. Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии. В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Змеева Инна Владимировна.docx статья.docx

Змеева Инна Владимировна,

МКОУ «СОШ № 7»,  г. Ревда

Современный урок как одна из основных форм реализации требований ФГОС

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который

·       демонстрирует универсальные и предметные способы действий

·       инициирет действия учащихся

·       консультирует и корректирует их действия

·       находит способы включения в работу каждого ученика

·       создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий  развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного  подхода, который положен в основу Стандарта. Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения,  а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике.

В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся, и представить его в виде составленного конструкта урока по теме.

Разберём конструкт урока «Химические свойства оснований»

Результатом урока  является  не успеваемость,  не объем изученного материала, а приобретаемые УУД  учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия), поэтому цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой.

Цель данного урока: Создание условий для развития навыков  исследовательской деятельности при изучении темы химические свойства оснований.

Выделяю несколько наиболее важных аспектов такого урока: организационно-мотивационный, актуализация опорных знаний и умений, целеполагание, изучение нового, обмен информацией, оценивание результатов самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия, домашнее задание. На этих этапах развивают познавательные, личностные, регулятивные, предметные, коммуникативные УУД. Развитию этих УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.                                Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.     

Деятельность учащихся должна быть активной. Новый материал изучают выполняя лабораторную работу при помощи инструкционных карт. Класс делится на 5 групп. Каждая группа выполняет своё задание, заполняет карточку и презентует своё задание классу.

1 группа  Инструкционная карта

  Цель: выяснить отношение  щелочей к индикаторам.

Порядок действий:

1. Прочитайте информацию к размышлению.

2. В пробирки со щёлочью поочерёдно капнуть индикаторы:  лакмус, фенолфталеин, метил-оранж.

 3. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу.  Как индикаторы действуют на щёлочь?

Реактивы (формула и название вещества)

Наблюдения

Вывод

 

 

 

Актуализация опорных знаний и умений реализуется через выполнение теста, помогающего организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке.

Рабочая  карточка  ученика   ФИО____________________

ТЕСТ  №2

Вариант № 1

1. Найдите химическую формулу основания:

     НСl,       ВаО,         SO3,       Са(ОН)2.

2.Универсальная индикаторная бумага в щелочной среде:

    Синяя,         красная,      желтая,       зеленая.

3. метил-оранж в щелочной среде

Малиновый, синий, красный, жёлтый

4.Найдите  химическую формулу нерастворимого основания:

    НСl,           NaОН,         Al(ОН) 3         H3PO4.

5.Продолжить реакцию:

1)         HNO3  + Сu(OН) 2 =

6.Написать реакцию взаимодействия щёлочи с солью тяжёлого металла

                                    

На этапе рефлексии учащиеся заполняют оценочную карту, где они общаясь с одноклассниками высказывают своё отношение к уроку.

 

Оценочная карта № 1

Дата___________________Класс______________________

Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:

Вопросы

Ответы

1

Какова была тема урока?

 

2

Какая цель стояла перед тобой на уроке?

 

3

Каков вывод урока?

 

4

Как работали на уроке твои одноклассники?

 

5

Как работал ты на уроке?

 

6

Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученном на уроке?

 

Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения  необходимы им и на других предметах и в жизни!

 

Литература

1.Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики./Под ред.Т.И.Шамовой. – М.,1991.

2. Журавлёв В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. - М., 1984.

3. Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. – М.,2005.

 


 

Змеева Инна Владимировна, МКОУ «СОШ № 7», г

Змеева Инна Владимировна, МКОУ «СОШ № 7», г

В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование…

В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование…

Продолжить реакцию: 1)

Продолжить реакцию: 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.