Статья: «Специфика развития вокально-хоровых навыков у детей с глубокой умственной отсталостью на уроках музыки в начальных классах».
Оценка 4.9
Документация
doc
музыка
1 кл—4 кл
14.02.2017
Вопрос обучения музыке детей с глубокой умственной отсталостью полностью не изучен специалистам-музыкантами. Материал по этой теме отсутствует или дан фрагментарно в различных статьях о детях с ГУО. Работа с учениками, имеющими глубокую умственную отсталость имеет ряд особенностей. Статья раскрывает вопрос своеобразность вокально-хоровой работы на уроках музыки в коррекционной школе .
Статья.doc
«Специфика развития вокальнохоровых навыков у детей с глубокой
умственной отсталостью на уроках музыки в начальных классах».
Статья:
Наквасина О. Е. г. Череповец, МБОУ СКОШ VIII вида № 35, учитель.
Своеобразность вокальнохоровой работы на уроках музыки обусловлена
анатомофизиологическими
открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе, что
затрудняет артикуляцию звуков;
особенностями
детей:
высокое, узкое аркообразное нёбо, увеличенные миндалины и
аденоиды, изза которых происходит некоторая блокада носовых путей,
затрудняя певческое дыхание;
гипотонус мышц нёба и глотки (зева, задней части горла) приводит к
тому, что ребенок постоянно говорит и поет «в нос» или гнусаво;
дыхание в основном через рот, что затрудняет правильное формирование
певческого дыхания;
относительно большой язык и относительно малая челюсть – дети держат
рот открытым, а язык – высунутым наружу, что затрудняет правильное
формирование звуков при пении.
Кроме того, для детей характерно:
медленный темп усвоения речи окружающих;
слабое развитие фонематического слуха;
небольшой словарный запас.
Вместе с тем эмоциональная сфера данной категории детей остается
сохранной. Ученики могут быть доброжелательными, послушными, ласковыми.
Они способны любить, обижаться, смущаться, но вместе с тем бывают
упрямыми, злобными, раздражительными.
На начальном этапе проведения вокальнохоровой работы с детьми необхо
димо разобраться в структуре аномального развития личности ребенка, оценить
уровень развития музыкальных,
характер
эмоциональных нарушений.
творческих способностей,
Исходя из цели музыкального воспитания, выделяется ряд задач вокально
учеников:
работы
для
хоровой
совершенствовать певческие навыки;
развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух,
музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально
исполнительские навыки.
Вся вокальнохоровая работа с детьми делится на три этапа:
1. Диагностика. Обследование уровня музыкальных способностей учеников.
2. Установление контакта с учениками. Необходимо заинтересовать ребенка,
привлечь его внимание, как к личности учителя, так и к самим занятиям. 3. Работа на уроке.
Песенный репертуар для учеников подбирается следующим образом:
в мелодии не должно быть скачков, глиссандо, длинных фраз, исполняемых
на одном дыхании;
содержание песен должно быть доступно для восприятия и понимания;
диапазон мелодической линии в пределах октавы.
В репертуар для пения включаются произведения русской музыкальной
культуры: музыка народная и композиторская; детская, современная. Внимание
детей обращается на чистоту строя и ансамбля. Т.к. ученики в силу анатомо
физиологических особенностей не могут чисто интонировать,
песни
исполняются, с использованием приема мелодекламации (чтение текста в ритме
мелодии). На уроках используется прием пения без сопровождения, что
способствует выработке красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к
слуховому самоконтролю. Творческое раскрытие образа песни является главной
задачей и подчиняет себе вокальнотехнические приемы исполнения (смена темпа,
характера музыки и т.д. в рамках одной песни).
Во время одного урока обычно исполняется 23 песни. В течение учебного
года учащиеся выучивают от 12 до 15 вокальных произведений.
Структура урока имеет свои особенности. Урок начинается с гимнастики:
дыхательной, мимической, артикуляционной. Достаточно много времени
отводится подготовке певческого аппарата к пению:
нормализация движения артикуляционных органов;
нормализация дыхания, т.к. упражнения на развитие дыхания помогают
выработать правильное певческое дыхание, увеличивают продолжительность
вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями. В некоторые упражнения
включен речевой материал, произносимый на выдохе:
активизация вдоха и выдоха;
музыкальноритмические упражнения
(включение упражнений
психогимнастики);
упражнения на развитие силы голоса;
упражнения на активизацию звукопроизношения (использование
упражнений логоритмики).
Для расширения диапазона певческого голоса проводятся речевые и
музыкальные игры (например, подражание голосам животных и птиц, распевания
и попевки с подражанием окружающим звукам в разных регистрах). Для
развития фонематического слуха в урок включаются игры и упражнения на
различение качества звука (силы, высоты, длительности).
Все упражнения проводятся с использованием наглядности (картинок и
печатного текстового материала). По мере усвоения того или иного упражнения,
оно усложняется или включается новое.
Затем проводится работа над разучиванием и творческим раскрытием
Ученики знакомятся с песней, обсуждают ее содержание,
образа песни. разучивают текст. На разучивание ритмического рисунка мелодии песни
отводится немало времени, т.к. ученикам сложно артикулировать текст в
определенном ритме, а также одновременно вступить и закончить фразу.
Интонационная работа проводится с учетом индивидуальных
особенностей учеников и зависит от того, освоили они этот диапазон звуков или
нет. Далее работаем над эмоциональной стороной песни и
вокально
техническими нюансами исполнения. Ученики со временем приобретают навыки
постепенного ускорения и замедления мелодии, изменения динамики,
овладевают приемами легато и стаккато.
В работе с детьми учитывается индивидуальный темп работы каждого. В
зависимости от успешности развития его музыкальных способностей есть
возможность с каждым ребенком выполнить упражнения, доступные ему по
уровню сложности.
Оценка на уроке имеет стимулирующий характер, учитывает
индивидуальный уровень интеллектуального,
анатомо
физиологического и музыкального развития ученика, интенсивность формиро
вания музыкальнослуховых представлений, практических умений и навыков.
психического,
Таким образом, специфика вокальнохоровой работы на уроках музыки
обусловлена анатомофизиологическими особенностями детей. Формирование
вокальнохоровых навыков будет наиболее эффективно, если каждый урок
будет планироваться с опорой на психофизические особенности, присущие
детям. Разобравшись в структуре аномального развития личности ребенка, оценив
уровень развития музыкальных,
характер
эмоциональных нарушений учитель может разработать индивидуальный план
вокальнохоровой работы данной категории детей с целью успешного овладения
учениками программным материалом по музыке.
творческих способностей,
Статья: «Специфика развития вокально-хоровых навыков у детей с глубокой умственной отсталостью на уроках музыки в начальных классах».
Статья: «Специфика развития вокально-хоровых навыков у детей с глубокой умственной отсталостью на уроках музыки в начальных классах».
Статья: «Специфика развития вокально-хоровых навыков у детей с глубокой умственной отсталостью на уроках музыки в начальных классах».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.