Разработка урока музыки "Сказки о музыке"
Оценка 4.7

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Оценка 4.7
Занимательные материалы +3
doc
музыка
1 кл—4 кл
25.02.2017
Разработка урока музыки "Сказки о музыке"
Данный материал предназначен для учителей музыки начальных классов. В разработку входит сказки о музыке. После знакомства со сказкой дети отвечают на вопросы, рассуждают по теме, придумывают свои сказки, выполняют творческие задания, рисуют, слушают музыку, высказывают свои ассоциации. Дети знакомятся с понятиями звук, ноты, мажор и минор, пиано и форте, знакомятся с тайнами длительности звуков. Каждая музыкальная сказка закрепляется игрой. Этот ресурс вызывает у детей большой интерес к урокам музыки. Цель: познакомить детей с музыкальной грамотой через игры, вопросы и задания, развить познавательную активность. Задачи: Расширять музыкальный кругозор. Вызывать интерес у учащихся к урокам музыки. Развивать воображение, музыкальный слух, ассоциацию, творческие способности.Данный материал предназначен для учителей музыки начальных классов. В разработку входит сказки о музыке. После знакомства со сказкой дети отвечают на вопросы, рассуждают по теме, придумывают свои сказки, выполняют творческие задания, рисуют, слушают музыку, высказывают свои ассоциации. Дети знакомятся с понятиями звук, ноты, мажор и минор, пиано и форте, знакомятся с тайнами длительности звуков. Каждая музыкальная сказка закрепляется игрой. Этот ресурс вызывает у детей большой интерес к урокам музыки. Цель: познакомить детей с музыкальной грамотой через игры, вопросы и задания, развить познавательную активность. Задачи: Расширять музыкальный кругозор. Вызывать интерес у учащихся к урокам музыки. Развивать воображение, музыкальный слух, ассоциацию, творческие способности.
сказки.doc
1 Как мальчик познакомился с нотками Вечером мальчик долго не мог заснуть. Уже давно спало солнышко, и спала  вся Земля. Не спали только звезды. Они звенели в вышине.Мальчику очень  хотелось поймать песенку звезд, но звезды были слишком высоко. — Музыка, помоги мне поймать песню звезд, — попросил мальчик. Звезды  запели громче, и с небес спустилась фея. В ее бездонных глазах сверкали  звезды. Ее солнечные локоны блестели, как песня солнышка. Ее платье,  сотканное из хрустальных капель воды, журчало голосом ручьев и рек. При  взмахе ее радужных воздушных крыльев звучала песня радуги. — Я фея Музыки, малыш. Я подарила тебе чудесный дар — слышать Музыку. Люди очень редко получают от меня этот небесный дар. Но вижу, тебе этого  мало. — Спасибо за твой волшебный подарок, Музыка, —вежливо поблагодарил  мальчик.  — Мне жаль, что другие люди не получили от тебя такого подарка. Если я  поймаю твои песенки, все смогут услышать их. — Это достойная цель, — засмеялась фея Музыки. — На самом деле все просто. Что делают люди, чтобы сохранить свои слова? — Они их записывают, — ответил мальчик. — Правильно, нужно научиться записывать музыку. Тебе помогут в этом деле семь моих дочек ноток и нотная тетрадь. Фея Музыки взмахнула одним радужным крылом, и перед мальчиком появилась тетрадка, в которой все страницы были разлинованы пятью линеечками. — Это нотная тетрадь, а пять линеечек — это дом для ноток, нотный стан, —  объяснила фея Музыки и взмахнула другим крылом. Оттуда вылетели семь  ноток. Они кружились в воздухе, превращаясь то в золотые искорки, то в хрустальные капельки.  2 Потом нотки превратились в овальчики, прыгнули в нотную тетрадь и уселись там на линеечках.     — Позвольте представиться, нотка Ре, — запела более тонким голосом  нотка, сидящая повыше. — Я обожаю  петь романсы.   — Меня зовут нотка До, —  пропела самая нижняя нотка.  — Я люблю дирижировать. — Ми — милая минорная  нотка, — пропела следующая  нотка еще более высоким  голосом и умолкла, удобнее  устраиваясь на своей  линеечке. Чем выше на линеечках сидели нотки, тем тоньше звучали их голоса.   — Нотка Фа, люблю  фантазировать. 3 — Нотка Ля, я очень ласковая и  люблю летать. — Нотка Соль, я хочу быть  солисткой. — Нотка Си, мечтаю сыграть  симфонию. Нотки сидели на нотных линеечках, словно маленькие птички. Они звучали,  вертелись, сверкали и вздрагивали. — С помощью ноток ты сможешь записать любую мелодию, — сказала фея  Музыки — А вдруг нотки улетят от меня? — испуганно спросил мальчик. — Да, мои дочки нотки любят летать, поэтому лучше запирай их на ключ.  Фея выдернула из своего золотистого локона один волосок, причудливо  изогнула его и протянула мальчику: — Дарю тебе этот волшебный ключ. Маэстро Скрипичный ключ будет  следить за нотками и расскажет им о законах музыкальной гармонии. Скрипичный ключ тут же важно расположился в самом начале нотного стана. — Мне пора. Я должна облететь Землю и спеть все свои песни, — фея Музыки взмахнула своими радужными крылья­ ми и исчезла в вышине. — Записывай мои мелодии с помощью ноток, малыш. Тогда ты сможешь  подарить их людям и станешь великим композитором, — прозвучал в вышине  4 звонкий голос Музыки. Счастливый мальчик положил под подушку нотную тетрадь и крепко уснул. Вопросы и задания • Кто подарил мальчику талант слышать Музыку? • Почему Фея Музыки сказала, что дарит этот дар не всем людям? • Нарисуйте Фею Музыки с дочками нотками. • Как вы думаете, что любит делать каждая нотка? • Нарисуйте Скрипичный Ключ в образе забавного человечка. Игры к теме • Дети делятся на группы по количеству нот. Каждая группа придумывает  историю из жизни своей ноты. Затем дети рассказывают эту историю, не называя ноты. Остальные угадывают, о какой ноте идет речь. Сказка  "Как нотки научились петь" Мальчик спал, но ноткам в нотной тетради не спалось, и они попросили: — Маэстро Скрипичный ключ, слышите, как красиво поет соловей в лесу.  Отпустите нас в лес. Мы выучим песенку соловья и принесем ее в подарок  мальчику. — Ладно, летите, непоседы, только утром возвращайтесь, — велел  Скрипичный ключ. Нотки выпорхнули из тетради и Песенка соловья переливалась и Так прекрасна была эта  небеса, и нотки летали вместе с ней. песенка, что лесные звери и птицы слушали ее всю ночь.  Утром соловушка поклонился слушателям, почистил горлышко и полетел  отдыхать. полетели в лес.  взвивалась под  — Не улетай, соловушка, научи нас своей песенке, — стали просить звери и  птицы. — Не могу, я очень устал. Пусть нотки вас научат, — показал соловей на  нотки, сидящие на ветках, и добавил: 5 — Они дочки феи Музыки и хорошо запомнили мою песенку. Нотки обрадовались, что им поручили такое важное дело,и спрыгнули на  землю. Ноту До забрал медведь. Он уселся возле дерева и начал петь: «До­до­до». — Это песня совсем не соловьиная, — пробурчал медведь и закинул нотку До на дерево. Ноту Ре взяла волчица. Она завыла монотонно «Ре­ре­ре». — Эта нота не выучила песню соловья, — решила волчица и бросила нотку Ре  далеко в ручей.   Лиса унесла ноту Ми и затявкала: «Ми­ми­ми». — Это совсем не соловьиная песенка, — засмеялись лисята. — Видно, мне досталась неправильная нотка, — протявкала лиса и спрятала  ноту Ми в мох.   ежиха, песню соловья за­ — Послушай, «Фа­фа­фа», — фыркал ежик, который взял ноту Фа. — Какие глупости, вместо фырканья лучше подари мне фиалки, — сказала ежиха. Пристыженный ежик отправился за фиалками и засунул ноту Фа в одну из фиалок. Ноту Соль унесла белка, чтобы спеть бельчатам песню соловья. К сожалению, 6 у нее тоже ничего не получилась. Тогда белка наколола ноту Соль на сучок,  как грибок.  Нота Ля досталась соловья», — пищала мышка, но мышки стали над ней. Положила мышка нотку Ля на листик и забыла про нее. другие смеяться мышке. «Ля­ля­ля, песня   Нотку Си подхватила синичка и защебетала: «Си­си­си». Песенка получилась веселая, но у соловья она звучала пере­ ливчато, а у синички — однотонно.  Утром мальчик открыл свою нотную тетрадь и обнаружил, что все нотки  пропали. — Это я виноват, — признался маэстро Скрипичный ключ.  — Я отпустил нотки в лес до утра учить соловьиную песенку. Но они почему­ то не вернулись. — Наверное, нотки попали в беду, — воскликнул мальчик и побежал в лес. Ноту До мальчик снял с дерева, нотку Ре выловил из ручья, ноту Ми нашел  во мху, ноту Фа достал из фиалки, ноту Соль снял с сосны, ноту Ля поднял с  листика, а ноту Си ему сама синичка принесла. Сели нотки на свои линеечки  нотного стана и загрустили. — Вы что, нотки, не рады, что домой вернулись? — удивился Скрипичный  ключ. — Мы грустим, потому что не смогли спеть песенку соловья. Видно, эта  7 песенка нам не подходит, — запищали нотки. — Постойте, что вы говорите, — вмешался в разговор соловушка. Он отдыхал на дереве за окном и все слышал. — Ну­ка, повторяйте за мной. И соловей  засвистел: «Фьють–фьють–фьють». Все нотки хором запели вместе с ним, но получился  такой писк и визг, что мальчик закрыл скорее уши руками. — Все понятно, — сказал Скрипичный ключ. — Вы,нотки, пока не знаете  законов Музыкальной гармонии. Запомните первый закон.  Все ноты должны петь звуки разной высоты. Когда соловушка запоет свою  песенку, пусть каждая из вас подхватывает только тот звук, который  подходит ей по высоте. Снова запел соловей, а нотки запели вместе с ним, но каждая теперь пела  только тот звук, который подходил ей по высоте. Получилась чудесная  соловьиная мелодия. Маэстро Скрипичный ключ записал эту мелодию на  первой странице нотной тетради.  Вопросы и задания • Какие нотки каким зверям больше всего подходят? • Какая нотка больше всего подходит вам по характеру? • Придумайте сказку о том, как лесные обитатели устроили для ноток лесной  концерт. • Нарисуйте приключения ноток в лесу. • Почему мальчик сразу же пришел ноткам на помощь?  РАДУЖНАЯ ПЕСЕНКА (музыкальная сказка) Случилась эта история очень давно. В одном славном местечке на берегу речушки с красивым названием Мелодия  жили­поживали нотки. Было ноток всего семь. 8 Жили они дружным нотным станом, не тужили. Весёлыми были нотки, много  песенок сочиняли и частенько выступали на различных праздниках всей своей  Октавой. Однажды весной, когда на деревьях стали появляться листочки, а на полянках распустились первые цветы, нотки решили устроить песенный фестиваль. Магистр музыки Скрипичный Ключ пригласил нас всех принять участие в  чудесном празднике. ­ Чем слушателей радовать будем? ­ спросил он у собравшихся на поляне  ноток. ­ Новые песенки сочинили? ­ Конечно, конечно! ­ загалдели нотки. ­ Мы все написали много разных  песенок: и весёлых, и грустных. ­ Ну что ж, ­ похвалил их Скрипичный Ключ, ­ назначим день репетиции.  Каждая из вас споёт свои песенки. Отберём лучшие и составим концертную  программу. Решили собраться в субботу на полянке возле речки. День выходной, ноткам  не нужно будет бежать в музыкальную школу.  9 Но ни в субботу, ни в воскресенье собраться на поляне ноткам не удалось. Дело в том, что в небе поселилась грозная чёрная Туча и с утра до вечера поливала всё вокруг противным холодным дождём. Дождь то усиливался, то прекращался ненадолго. Всё вокруг было мокрым, и нотки совсем загрустили. ­ Что же нам делать? ­ спрашивала у всех нотка МИ, ­ как же теперь репетировать? Столько грязи вокруг! ­ Ничего, ­ утешала всех нотка СОЛЬ, ­ не вечно же этот дождь длиться  будет! Солнышко выглянет, и всё наладится. ­ Как же, наладится, ­ вступила в разговор нота ФА, ­ смотрите, какая эта  Туча огромная, неуклюжая. Она ни за что с неба сама не уйдёт. Нужно её как­ нибудь прогнать.  ­ Как же её прогнать? Мы же маленькие, нам с ней не справиться, ­  пропищала нотка СИ. ­ Надо на помощь Ветер позвать. Уж он­то её прогонит. ­ Как же мы его позовём? ­ воскликнули ДО и РЕ разом. Он гуляет  неизвестно где, что­то его давненько не видно. ­ Наверное, к морю улетел, воздухом морским подышать, ­ подытожила МИ.  Надо своими силами справляться. ­ А знаете что? ­ предложила всегда весёлая ЛЯ, ­ давайте мы Солнышко  позовём, оно Тучу и прогонит! ­ Как же мы его позовём? ­ затараторили нотки, ­ разве оно нас услышит? 10 ­ Мы ему песенку споём: весёлую, красочную, радужную. Солнышко такой  песенке обрадуется и выйдет на небо. Давайте, ноты, выбирайте себе цвета по  вкусу. Будем песенку сочинять. Обрадовались нотки. Отправились по своим комнаткам наряды себе  подбирать. И никто из них не заметил, что всё это время их разговор  внимательно слушал вечно хмурый дед Минор. Очень ему не хотелось, чтобы  на небе Солнышко сияло. ­Куда приятнее грозовая Туча! ­ размышлял Минор, ­ грустно, сыро, спать  хочется. Благодать! Ишь, чего эти вертихвостки удумали. Не бывать тому! Не видать им Солнышка! Задумал Минор помешать ноткам. Пока они по своим комнатам наряжались,  похитил он веселушку ­ хохотушку ЛЯ. Утащил он её в высокую башню, что  на окраине городка возвышалась, и запер на самом верху. Собрались нотки, все нарядные, красивые. Принесли бумагу, карандаши  цветные, чтобы песенка и в нотной тетради яркой, радужной получилась. ­А где же ЛЯ? ­ спохватилась нотка РЕ.  Что­то она задерживается. Не случилось ли  чего? ­ Пойду и потороплю её, ­ предложила ДО, а то без неё начинать нельзя, красивой музыки  не получится. Вернулась ДО расстроенная. Нигде  подружку не нашла.­ Куда же она пропала? ­  удивились нотки, ­ как же теперь быть? Без  ЛЯ песенка весёлой не получится. А в это время нотка ЛЯ сидела в башне и  громко пела свои самые весёлые песенки.  Она не привыкла унывать. Вдруг кто­нибудь  услышит и вызволит её из плена. На лужайке около башни пас своих овечек  пастушок Диез. Был он озорным и весёлым,  не то что его друзья Бемоль и Бекар. Те и веселиться­то как следует не  умели. Услышал Диез задорные песенки, посмотрел на башню и увидел там нотку. ­ Ты чего так высоко забралась? Не страшно тебе? ­ А меня сюда Минор притащил и на ключ запер, ­ пожаловалась ЛЯ  пастушку. Рассказала она Диезу о том, что нотки решили Солнышку радужную песенку  сочинить, а Минор помешать им хочет. 11 ­ Я тебе помогу, ­ утешил её пастушок. ­  Подожди, сейчас я дядюшку Мажора позову, уж он разберётся с этим Минором! Дядюшка Мажор ­ добряк известный, друзей  всегда выручить рад. Настроение у него весёлое, радостное. Дверь в башню Мажор запасным ключом  открыл и выпустил нотку ЛЯ на свободу, а  Минора отправил скучать в компании с магистром Басовым Ключом. Тот  тоже весёлым нравом не отличался. Наконец все нотки вместе собрались. Песенку быстро сочинили. Очень  задорной, звонкой она получилась, да к тому же всеми цветами Радуги  переливалась.  Настоящая радужная песенка! Только нотки свою песенку запели, как прилетел откуда­то Ветер. Услышал  он, как весело песня звучит, как ноткам хочется, чтобы Солнышко вновь на  небо вернулось, и прогнал злую Тучу. Тут и Солнышко выглянуло. Улыбнулось широко, землю лучами отогрело,  нотки приласкало. Обрадовались нотки. Теперь и к празднику готовиться можно! Вот что  настоящая дружба делает! Вопросы и задания • Жили нотки дружным нотным станом, выступали всей своей Октавой, а  сколько всего было нот ? • Придумай свой способ, как бы ты справился с тучами и помог ноткам? • Как ты себе представляешь "вечно хмурый дед Минор", почему он хмурый,  какой он еще может быть? • Нарисуйте дядюшку Мажора и деда Минора Сказки о нотах и музыкальных знаках 12 Какого цвета нота? Какого цвета нота до? Ей больше всех идет бордо.  В бордовом платьице она Все больше во сто раз  слышна У нотки ре наряд речной, Он синевато­голубой.  Журчит она, как ручеек,  То низок тон, а то высок. У ноты ми вуаль полей.  Зеленый цвет сверкает в ней.  Мы как волшебная волна,  Несет всем людям мир она. Фа обожает фиолист,  Заката солнечного цвет.  Жаль только, фа слегка грустна,  Но любит погрустить она. Соль словно солнца яркий луч,  Который светит из­за туч.  В наряде желто­золотом  Приносит нотка радость в дом. Вопросы и задания • Нарисуйте нотки в нарядах, описанных в стихотворении. • С какими цветами у вас ассоциируется звучание разных нот? • Знаете ли вы художников, которые рисовали музыкальные картины? • Педагог включает музыку. Дети должны нарисовать эту музыку теми  красками, с которыми эта музыка у них ассоциируется.  Сказка о музыкальных звуках Первый солнечный луч заглянул в окошко и прыгнул на пушистые ресницы  спящего мальчика. Другие солнечные лучи влетели в комнату вслед за первым и рассыпались повсюду. Мальчик открыл глаза и сказал:  «Ой! Ой, это что?!» 13 В комнате кружились, сверкали и звенели золотые искорки. Мальчик  попытался поймать ладошками звенящие искорки. Они тут же растаяли в  солнечном луче, но в ладошках у мальчика шевельнулось что­то горячее. Он  осторожно открыл ладошки и увидел одну золотую искорку. — Спой мне золотую песенку, искорка, — попросил мальчик.  — Я могу спеть только один звук, — пропела искорка звонким голоском. —  Остальные звуки унесли мои сестрицы искорки. Отпусти меня к ним, мальчик. — Хорошо, лети, — мальчик подбросил искорку в воздух. Она сверкнула и  исчезла в солнечном свете. Дверь открылась, и в комнату вошла мама. — Мама, здесь звенели и пели золотые искорки, но потом они улетели, —  сказал мальчик. — Это была музыка — песенка солнышка. Она всегда летает вместе с  солнечными лучами, — засмеялась мама и поцеловала сына. Днем мальчик побежал гулять на поляну за домом. По краю поляны тек  прозрачный ручей. Мальчик присел на корточки и смотрел, как прозрачные струи журчат и обтекают разноцветные камушки. Некоторые журчащие хрустальные капельки выпрыгивали из бегущей воды и кружились над ручьем. Мальчик протянул ладошки, чтобы поймать их. Все капельки нырнули в  ручей, а в ладошках мальчика осталась только одна маленькая капелька. — Спой мне журчащую песенку, капелька, — попросил мальчик. — Я могу спеть только один звук, — пропела капелька журчащим голоском.  — Остальные звуки унесли мои сестрицы капельки. Отпусти меня к ним  мальчик. Мальчик наклонил ладошку, капелька скатилась в ручей и исчезла. Мальчик побежал домой и пожаловался маме: Мама, над ручьем прыгали журчащие капельки, но потом они уплыли вместе с ручьем. 14 ­ Это была музыка ­ песенка ручья. Она всегда бежит вместе с ручьем, —  объяснила мама. Пошел дождик, а потом выглянуло солнышко, и над поляной повисла  красавица радуга. Её разноцветные дуги гудели и вибрировали. Мальчик  побежал к радуге. Он хотел взять маленький кусочек поющей радуги, но  радуга быстро погасла. Мальчик чуть не заплакал от огорчения, но тут  увидел, что кусочек разноцветной радуги лежит на цветке. Мальчик быстро накрыл этот кусочек ладошкой и попросил: — Спой мне  песню радуги, радужный кусочек. ­Жжж, — зажжужало под ладошкой. ­ Я не  радужный кусочек, а жук. Радуга подарила мне только капельку сверкающей  краски для спинки и один свой жужжащий звук. ­ А где остальные звуки радужной песни? ­ спросил мальчик. ­ Добрая радуга подарила се кусочки бабочкам, жукам, цветам, птицам ­ всем, кто украшает Землю. Отпусти меня, пожалуйста. Мальчик убрал ладошку, и  жук улетел. ­ Я не смог поймать радужную песенку. Она разделилась на много тысяч  кусочков и разлетелась по всей Земле, — сказал расстроенный мальчик маме. ­ Не горюй, сынок. Пусть ты не поймал песенку, но тебе дан великий дар ­  слышать Музыку, — успокоила мама сына. ­ Откуда берется Музыка, мама? ­ спросил мальчик.  ­ Наверное, она спускается с небес, чтобы подарить людям свои мелодии, ­  задумчиво произнесла мама. Я все­таки поймаю эти мелодии, ­ упрямо сказан мальчик. Вопросы и задания Представьте, что солнышко спело вам свою песенку. Запишите, о чем пело  солнышко. Нарисуйте солнышко с музыкальными лучиками. В какое время года и как  поет солнышко? Чем утренняя песенка солнышка отличается от дневной и  вечерней? Как вы думаете, о чем журчат капельки дождя, росы, ручья, морские  капельки? Придумайте сказку о том, как радуга дарила всему вокруг свои разноцветные песенки. 15 Каким талантом обладал мальчик? Как человек может открыть в себе талант слышать музыку в окружающем его мире? Как вы думаете, откуда берется музыка и для чего она дана людям?  Песня нотки позвала Песня над землей звучала  Без конца и без начала.  «Принимайтесь за дела!»  — Нотки песня позвала. Принялись послушно ноты  За волшебную работу.  Стали песенку писать  Быстро в нотную тетрадь. Песня в ноты превратилась.  Рассмеялась, оживилась,  И пропела звонко нотам:  «Всем спасибо за работу!» Вопросы и задания • Где живут нотки? Нарисуйте домик для ноток. • Нарисуйте нотки в виде забавных человечков, которые карандашами  записывают песню в нотную тетрадь. • Почему у ноток волшебная работа? • Нарисуйте песню в виде красивой девушки в одежде из ноток. • Как выдумаете, что песня подарила ноткам в благодарность за работу? • Придумайте сказку о том, как однажды нотки потерялись и не вышли на  работу. • Дети получают карточки с разными нотами и под музыку танцуют. Затем  музыка останавливается, и педагог говорит: «Ну­ка, ноты, принимайтесь за  работу!» Дети, у которых карточки с одноименными нотками, должны  объединиться в группы. Побеждает группа, которая быстрее всех выполнит  эту работу. • Дети делятся на группы. Каждая группа встает на скамейку. Все члены  групп получают карточки с нотами. По команде дети должны перестроиться  по нотам в нотном ряду. Побеждает группа, которая быстрее перестроится и  в которой ни одна «нотка» не упадет со скамейки.  16 Заботливые нотки У нотки До забот полно. Ей дело важное дано. Она основа звукоряда, Ей быть всегда на месте надо.  Ре радость всем вокруг несет  И для подруг ромашки рвет.  Как ручеек, звенит она,  И всем издалека слышна. Ми обожает мир, покой.  Волшебный месяц золотой.  О красоте она мечтает  Ей напевы посвящает. Фа — фантазерка и поэт.  Есть у нес велосипед  Крылатый с ярким фонарем,  По небу мчится Фа на нем. Соль любит солнца яркий свет,  Светлей и чище нотки нет  В саду она фасоль растит,  Вас непременно угостит Дом нотки Ля из лепестков.  Она большой знаток цветов  Лесных, садовых, луговых.  17 Сама похожа Ля на них.  А нота Си у нас скромна.  Последняя в ряду она.  Си обожает сны и сказки  И голубые деток глазки. У каждой нотки жизнь своя.  По вместе все они семья.  В ней семь волшебных «я» живут  И звонко песенки поют. Вопросы и задания • Нарисуйте, как нотки из этого стихотворения выполняют разные дела. • Дети делятся на группы. Каждая группа—семь нот. Ноты должны придумать какое­либо общее дело и рассказать о нем. • Каждая группа — семья нот. Дети должны рассказать, кто в этой семье  родители, кто — дети, кто — бабушка с дедушкой, и объяснить почему. • Каждая нотная группа придумывают сценку из жизни нотной семьи. • Нарисуйте домики для разных нот. • На какие цветы похожи разные ноты? Нарисуйте музыкальный букет, в  котором каждый цветок будет символизировать какую­либо ноту.  Как нотки научились петь  Мальчик спал, но ноткам в нотной тетради не спалось, и они попросили: — Маэстро Скрипичный ключ, слышите, как красиво поет соловей в лесу. Отпустите нас в лес. Мы выучим песенку соловья и принесем ее в подарок мальчику. — Ладно, летите, непоседы, только утром возвращайтесь, — велел Скрипичный ключ.  Нотки выпорхнули из тетради и полетели в лес. Песенка соловья переливалась и взвивалась под небеса, и нотки летали вместе с ней. Так прекрасна 18 была эта песенка, что лесные звери и птицы слушали ее всю ночь. Утром соловушка поклонился слушателям, почистил горлышко и полетел отдыхать. — Не улетай, соловушка, научи нас своей песенке, — стали просить звери и птицы. — Не могу, я очень устал. Пусть нотки вас научат, — показал соловей на нотки, сидящие на ветках, и добавил: — Они дочки феи Музыки и хорошо запомнили мою песенку. Нотки обрадовались, что им поручили такое важное дело, и спрыгнули на землю. Ноту До забрал медведь. Он уселся возле дерева и начал петь: «До­до­до». — Это песня совсем не соловьиная, — пробурчал медведь и закинул нотку До на дерево.  Ноту Ре взяла волчица. Она завыла монотонно «Ре­ре­ре».  — Эта нота не выучила песню соловья, — решила волчица и бросила нотку Ре в ручей. Лиса унесла ноту Ми и затявкала: «Ми­ми­ми».  — Это совсем не соловьиная песенка, — засмеялись лисята. — Видно, мне досталась неправильная нотка, — протявкала лиса и спрятала ноту Ми в мох. — Послушай, ежиха, песню соловья «Фа­фа­фа», — зафыркал ежик, который взял ноту Фа.  — Какие глупости, вместо фырканья лучше подари мне фиалки, — сказала ежиха.  Пристыженный ежик отправился за фиалками и засунул ноту Фа в одну из  фиалок. Ноту Соль унесла белка, чтобы спеть бельчатам песню соловья. К сожалению, у нее тоже ничего не получилась. 19 Тогда белка наколола ноту Соль на сучок, как грибок. Нота Ля досталась мышке. «Ля­ля­ля, песня соловья», — пищала мышка, но  другие мышки стали смеяться над ней. Положила мышка  нотку Ля на листик и забыла про нее. Нотку Си подхватила синичка и защебетала: «Си­си­си». Песенка получилась веселая, но у соловья она звучала переливчато, а у синички — однотонно.  Утром мальчик открыл свою нотную тетрадь и обнаружил, что все нотки  пропали. — Это я виноват, — признался маэстро Скрипичный ключ. — Я отпустил  нотки в лес до утра учить соловьиную песенку. Но они почему­то не  вернулись. — Наверное, нотки попали в беду, — воскликнул мальчик и побежал в лес. Ноту До мальчик снял с дерева, нотку Ре выловил из ручья, ноту Ми нашел во мху, ноту Фа достал из фиалки, ноту Соль снял с сосны, ноту Ля поднял с  листика, а ноту Си ему сама синичка принесла. Сели нотки на свои линеечки  нотного стана и загрустили.  — Вы что, нотки, не рады, что домой вернулись? — удивился Скрипичный  ключ. — Мы грустим, потому что не смогли спеть песенку соловья. Видно, эта  песенка нам не подходит, — запищали нотки. — Постойте, что вы говорите, — вмешался в разговор соловушка. Он отдыхал на дереве за окном и все слышал. — Ну­ка, повторяйте за мной. И соловей  засвистел: «Фьють­фьють­фьють». Все нотки хором запели вместе с ним, но  получился такой писк и визг, что мальчик закрыл уши руками. — Все понятно, — сказал Скрипичный ключ. — Вы, нотки, пока не знаете  законов Музыкальной гармонии. Запомните первый закон. Все ноты должны  петь звуки разной высоты. Когда соловушка запоет свою песенку, пусть  каждая из вас подхватывает только тот звук, который подходит ей по высоте. Снова запел соловей, а нотки запели вместе с ним, но каждая теперь пела  20 только тот звук, который подходил ей по высоте. Получилась чудесная  соловьиная мелодия. Маэстро Скрипичный ключ записал эту мелодию на первой странице нотной  тетради. Вопросы и задания • Какие нотки каким зверям больше всего подходят? • Какая нотка больше всего подходит вам по характеру? • Придумайте сказку о том, как лесные обитатели устроили для ноток лесной  концерт. • Нарисуйте приключения ноток в лесу. • Почему мальчик сразу же пришел ноткам на помощь? • Почему нотки не смогли спеть слаженно соловьиную песенку? • Что такое музыкальная гармония и для чего она нужна?  Дружные нотки До, ре, ми, фа, соль, ля, си  Мчатся быстро на такси.  Ждут их в музыкальной школе,  Ждут в оркестре их и в хоре. Если нотки опоздают.  Все мелодии растают.  Скрипки и виолончели  Не исполнят свои трели. Перестанет контрабас Всем показывать свой бас.  Даже барабан замрет —  Ужас, что произойдет. Поскорей, подружки ноты.  Принимайтесь за работу.  Мы вас очень, очень ждем,  Мы без музыки умрем! 21 Вопросы и задания • Почему нотки опаздывали на свою работу? Что их задержало? • Придумайте сказку о том, как нотки заболели и не вышли на работу. • Придумайте волшебное музыкальное лекарство для нот. • Педагог приносит в класс разные музыкальные инструменты, например:  барабан, скрипку, дудочку и т.д. Затем на этих инструментах проигрываются  одноименные нотки. Дети должны рассказать, чем отличается звучание одной  и той же ноты на разных инструментах • Если бы вы были нотками, в каких музыкальных инструментах вы бы хотели  звучать? • Нарисуйте для ноток быстрый музыкальный транспорт, чтобы они не  опаздывали на работу.  Тайна длительности звуков — Мама, маэстро Скрипичный ключ записал в нотную тетрадь песню соловья, а потом он запишет все другие мелодии тоже, — радостно сказал мальчик  маме. — Сегодня можно записать только мелодию дождя, — улыбнулась мама и  показала на серые тучи за окном.   Тут же хлынул ливень. Мальчик слушал, как капли барабанят по крыше и как журчат струйки, стекающие по оконному стеклу.  Непоседливые нотки тут же подхватили эту песенку.  Капельки  стучали  быстро и часто: кап­кап­кап. У ноток, которые пели вместе с ними, вырастали палочки с двумя хвостиками, а у ноток, которые пели журчащую песенку  струек, палочки,  были с одним хвостиком.  — Маэстро Скрипичный Ключ, почему у разных ноток разные хвостики? Почему одни нотки беленькие, а другие черненькие? — спросил мальчик. — Это великий закон длительности звуков! — важно ответил маэстро. — нотки должны сами открыть этот закон. — Как, как, как нам открыть закон длительности звуков? 22 — запищали нотки. — Это очень трудно, — предупредил Скрипичный ключ. — Нужно  отправиться в опасное путешествие: вместе с капельками дождя и струйками  воды спуститься в ручей и по нему доплыть до речки, а потом попасть в море. — Как страшно, река глубокая, а морс еще глубже. Если наши хвостики  намокнут, мы утонем. Мы не умеем плавать под водой, как рыбки, —  заплакали нотки. — Не плачьте, нотки, хотите, я подарю вам свой кораблик? — предложил мальчик. — Ура! Ура! Ура! — засмеялись нотки. — Мы поплывем на корабле, как настоящие матросы! — Вот непоседы, то смеются, то плачут, — укоризненно сказал Скрипичный  ключ. Мальчик усадил нотки на кораблик, вышел под дождь и пустил кораблик с  нотками в плаванье.  — Возвращайтесь скорее, — крикнул мальчик и помахал вслед ноткам рукой. Целый день мальчик беспокоился: — Бедные нотки, как они там? Я промок до нитки, пока их провожал, а они  целый день под дождем среди волн. К счастью, вечером нотки вернулись. Они прыгнули в нотную тетрадь и  сказали: — Как хорошо дома, в тепле и уюте. Быть матросами нелегко. В ручейке  кораблик только слегка качался. Па реке волны качали кораблик гораздо  сильнее, чем в ручье. Но в море огромные волны гудели и бросали кораблик,  то вверх на гребень волны, то вниз в морскую глубину. Мы испугались,  взлетели в небо и вернулись домой на тучке. — Надеюсь, вы открыли закон длительности звуков? — спросил маэстро  Скрипичный ключ. — Конечно, открыли. Слушайте, — гордо сказали нотки и застучали быстро и часто, как дождик. Потом нотки зажурчали, как струйки, в которые  23 собирались капельки. Затем песенка струек превратилась в журчащие  всплески ручья, они были громче и длиннее. Плеск воды в реке был еще  длиннее. Под конец нотки запели длинно и громко, как настоящие морские  волны. — Я слушал вас и словно сам плыл вместе с вами! Как красиво! —  воскликнул мальчик. — Во время путешествия мы поняли, что звуки бывают разные по  длительности. Это очень красиво, когда они чередуются и меняют свою  длительность, — объяснили нотки. — Да, правильно, — согласился Скрипичный ключ. — Музыканты называют  это ритмическим рисунком. Они записывают целые нотки белым кружком,  половинные— белым кружком с палочкой, четвертинки — черным кружком с  палочкой; в одной восьмой к черному кружку и палочке добавляется хвостик, а у одной шестнадцатой вырастают сразу два хвостика. Тут маэстро замолчал, потому что усталые нотки крепко спали. Мальчик  тоже пошел спать, а маэстро Скрипичный ключ записал песенку воды в  нотную тетрадь. Вопросы и задания • Как вы думаете, о чем поют капельки дождя?  • Нарисуйте капельки дождя в виде ноток. • Почему у разных ноток разные хвостики и что они обозначают? • Почему одни нотки беленькие, а другие — черненькие? • Для чего нужен закон длительности звуков? • Нарисуйте путешествие ноток на кораблике.  Новые незнакомцы Пиано и Форте Мальчик спал почти весь день и на следующий день почувствовал себя лучше.  Но доктор сказал, что простуда еще не прошла. — Мама, можно мне погулять? — попросил мальчик. — Я уже выздоровел. 24 — Нельзя, сынок, — не разрешила мама. — Завтра пойдешь гулять, если  будет солнышко, а сегодня доктор велел тебе лежать. Пусть твои нотки тебя  развлекают. Ноткам тоже хотелось погулять, но они услышали слова мамы и остались  дома. — Давайте снова споем мальчику колыбельную, — предложила нотка Ля. —  У нас теперь есть Минор, и мы можем спеть очень грустную колыбельную. — Мальчик уснет, а пока он спит, мы полетаем, с ветерком поиграем, —  добавила нотка Си. Все нотки согласились и запели очень печальную и громкую колыбельную. Нотки пели так грустно и так громко, что не выдержали и сами заплакали. — Что случилось? Почему вы кричите и рыдаете? — испугался мальчик. — Мы не рыдаем, мы тебе мамину колыбельную поем, чтобы ты уснул и  выздоровел скорее­е­е­е­е­е, — всхлипывая, объяснили нотки. — Это не колыбельная, а печальный крик. Под такую  песню никогда не уснешь, — сказал мальчик. — Мамина  колыбельная — печальная, но светлая песня. Ее нужно  петь тихим и нежным голосом. Нотки смущенно замолчали, не зная, что делать. — А вот и мы, — произнес кто­то невидимый тихим голоском. — Кажется, нас звали, — заревел громко другой невидимый голос. И откуда ни возьмись,  появились два гнома: один — маленький и худенький,  а второй — в два раза выше и толще первого. — Я невидимый гном Пиано, помогаю нотам звучать тихо, — прошептал  худенький гномик. — А я невидимый гном Форте, учу ноты петь громко, — закричат второй  гном.  25 — Здравствуйте, гномы. Почему вы невидимые? Я вас прекрасно вижу, —  удивился мальчик. — Мы становимся невидимками, когда надеваем колпачки, — прошептал  гномик Пиано. — Вы нас звали, и мы сняли колпачки, чтобы вы нас заметили, — заревел  Форте. — Но мы вас не звали, — еще больше удивился мальчик. — Как не звали?! Я сам слышат, как нотки пели громко, а кто­то  просил их петь тише. Значит, мы вам нужны, потому что Пиано —  значит тихо, а Форте — значит громко, — громогласно заявил гном  Форте.ƒ — Мы будем невидимо летать вместе с музыкой и подсказывать  ноткам, как нужно петь, — тихо произнес гномик Пиано. p — Теперь мы правильно споем колыбельную, — обрадовались нотки, но  потом они встревожились: — А вдруг гномы Пиано и Форте устанут или уснут, и мы опять споем  неправильно? — Не  волнуйтесь, непоседы, — усмехнулся маэстро Скрипичный ключ. — Я  буду писать на нотном стане Пиано или Форте, чтобы вы всегда знали, как  нужно петь: тихо или громко.  Ключ тут же записал музыку маминой колыбельной в нотной тетради, а  сверху написал Пиано. Нотки ласково и тихо спели эту печальную мелодию, и мальчик уснул. Вопросы и задания • Дети делятся на две группы. Каждая должна спеть какую­либо песню. Одна  группа поет эту песню Форте, а другая — Пиано. • Когда вы слышите слова Форте и Пиано, что вы представляете? • Почему Форте и Пиано появились в образе невидимых гномиков? • Для чего нужны Форте и Пиано и что происходит, когда о них забывают? • Нарисуйте двух гномиков в окружении ноток. • Нарисуйте два музыкальных домика. Один —для Форте, другой — для  Пиано. 26 • Придумайте сказку о том, как два гномика потерялись,  и вы вместе с  нотками отправились на их поиски.  Как нотки себя украшали Когда мальчик проснулся на следующий день, ярко светило солнышко. — Ура, сегодня мне можно погулять, и мы с нотками запишем песенку солнышка, — обрадовался мальчик.  Он быстро собрался на прогулку, но увидел, что грустные нотки не хотят никуда лететь. — Что случилось? — удивился мальчик. — Вам не нравится солнышко?  Нотки молчали, а маэстро Скрипичный ключ встревожено объяснил: — Эти непоседы уже успели утром полетать и поиграть с солнечными лучами, а потом вернулись и с тех пор сидят грустные и молчат. — Потки, пожалуйста, расскажите, что случилось, — попросил мальчик. —  Маэстро Скрипичный ключ вам поможет. — Пет, не поможет. Я утром играла с солнечным зайчиком. Он прыгал с  капельки росы на листок, с листка на цветок, с цветка на траву. Он прыгал и  звучал то чуть повыше, то чуть пониже. А я звучу всегда одинаково и не  смогла петь его песенку, — пожаловалась нота До. — Маэстро Скрипичный ключ велел каждой из нас изображать звук только  одной высоты, — пропищала нота Си — Он велел мне всегда сидеть на одном месте в нотном стане. Нельзя повыше  подняться или пониже спуститься. Это так скучно, — вздохнула нотка Ре. — Да, нам скучно и трудно сидеть неподвижно! — зашумели остальные ноты. — Значит, это я во всем виноват? — хитро улыбаясь, спросил маэстро Скрипичный ключ и достал из кармана множество забавных значков. — Ой, что это? — заволновались нотки  27 — Это три чудесных медальончика: Диез, Бемоль и Бекар. Каждая из вас  получит такие медальончики. Когда захотите подняться вверх на полтона,  украсьте себя Диезом. Захотите спуститься вниз на полтона, украсьте себя  Бемолем; а чтобы вернуться обратно, используйте Бекар, — объяснил  добродушно Скрипичный ключ.  Нотки разобрали все медальончики и принялись их  разглядывать. — Смотрите, Диез похож на лесенку, значит, по нему можно  подняться на полтона вверх, как по лесенке, — объявила нота  Ля. — А Бемоль похож на парашют, значит, на нем можно спуститься на полтона  вниз, как на парашюте, — обрадовалась нота Соль. Нотки развеселились и тут же начали украшать себя, пищать, толкаться,  свистеть. Поднялся ужасный шум. — Нотки, нельзя использовать Диез, Бемоль и Бекар просто так, — остановил их маэстро. — Они нужны вам, чтобы вы могли красиво и слаженно звучать. — Да, полетели к солнышку, мы споем искристую песенку солнышка, —  весело защебетали нотки и отправились на прогулку вместе с мальчиком. Мальчик бегал по лугу наперегонки с солнечными зайчиками, а нотки летали  и кружились вместе с ними. Они сверкали в солнечных лучах и пели слаженно, радостно и красиво. Солнечные зайчики прыгали с капелек росы на листочки,  с листочков на цветочки, с цветочков на травинки: вверх, вниз, вверх, вниз. Он прыгали и звучали то на полтона выше, то на полтона ниже. Потки доставали  свои чудесные медальончики Диез, Бемоль и Бекар и пели вместе с  солнечными зайчиками: то повыше, то пониже. Вечером маэстро Скрипичный ключ помог ноткам записать песенку солнышка в нотную тетрадь, и у мальчика появилась еще одна звонкая мелодия. Вопросы и задания • Чем отличаются друг от друга Диез, Бемоль и Бекар? • Для чего необходимы эти музыкальные знаки? • Нарисуйте эти музыкальные знаки на плотной цветной бумаге, вырежьте их и сделайте медальончики. • Нарисуйте, как нотки поют с солнечными зайчиками. • Придумайте сказку, как Диез превратился в волшебную лесенку и тому, кто  поднимался по этой лесенке, открывалось какое­либо музыкальное чудо.  28 29

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"

Разработка урока музыки "Сказки о музыке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017