Статья "Виды работ по обогащению словарного запаса обучающихся с тяжелыми нарушениями речи"
Оценка 4.7

Статья "Виды работ по обогащению словарного запаса обучающихся с тяжелыми нарушениями речи"

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
русский язык
1 кл—4 кл
21.04.2017
Статья "Виды работ по обогащению словарного запаса обучающихся с тяжелыми нарушениями речи"
В статье приведены различные задания и упражнения для обогащения словаря школьников, которые можно использовать на уроках русского языка и чтения. Упражнения и задания даны по теме человеческих отношений, что способствует формированию уважительного и заботливого отношения к пожилым людям,близким родственникам, товарищам.
обогащение словаря.doc
Виды работ по обогащению словарного запаса  обучающихся с тяжелыми нарушениями речи        Словарный запас младших школьников с тяжелыми нарушениями речи продолжает оставаться ограниченным, в  частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Главная   причина   недостаточного   запаса   нравственных   представлений   и   уровня   их обобщенности, по мнению психологов, заключается в том, что эта тематическая группа усваивается школьниками стихийно, эмпирически, без руководства со стороны учителя. Выделение этих слов в особую группу в процессе обучения обусловлено рядом причин лингвистического, методического, дидактического и психологического характера. Изучение лексики человеческих отношений даст учащимся больше знаний о языке, облегчит усвоение грамматических   понятий,   окажет  благотворное   влияние   на   формирование   навыков правописания, повысит интерес к занятиям языком, позволит формировать у школьников с тяжелыми нарушениями речи нравственные представления. С целью обогащения словаря учащихся с тяжелыми нарушениями речи данной лексикой можно использовать задания следующего характера:     1) узнавание в тексте слов, относящихся   к лексике человеческих отношений; 2) подбор к данному слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходства и различия в значении; 3) подбор   к   данному   слову   антонимов,  нахождение  в  тексте  антонимических  пар   и выяснение их значений; 4) работа над прямым и переносным  значением слов; 5) употребление речевых оборотов; 6) работа с пословицами и поговорками; 7) работа со словарями; 8) выполнение различных видов творческих работ. Указанные задания должны быть комплексными, чтобы заставить ребенка одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать. Необходимо   вводить   лексику   таким   образом,   чтобы   не   нарушить   логики   учебного процесса в целом, логики построения учебника. С этой целью можно предложить учащимся с тяжелыми нарушениями речи дополнительные задания к упражнениям или в течение 8­10 мин проводить минутки доброты в начале урока или в конце после достижения основной цели урока по плану учителя. Прежде чем предложить материал для работы, представим список слов, которые относятся к лексике человеческих отношений. При отборе лексического материала учитывалась степень доступности и употребительности слов. Они принадлежат к числу лексических тем, с которыми дети так или иначе встречались в речи окружающих, в печатных источниках (в учебниках, ху­ дожественной литературе, газетах и журналах), в радио­ и телепередачах: верность, верный, ве­ рить, внимание, внимательный, гостеприимство, гостеприимный, гуманность, гуманный; доброта, добрый, добросердечность, доброжелательный; доверие, доверчивый, доверять; дружба,   дружный,   дружить;   жестокость,   жестокий,   ожесточиться;   забота,, забояться;   ласка,   ласковый,   ласкать;   милосердие,   милосердный;   ненависть, ненавистный, ненавидеть, нежность, нежный, нежить; наивность, наивный; насмешка, насмешливый, насмехаться; отзывчивость,  отзывчивый, отзываться; преданность, пре­ данный; простота, простой; равнодушие, равнодушный; тактичность, тактичный; со­ весть, совестливый; уважение, уважаемый, уважительный; чуткость, чуткий; человеч­ ность, человечный; честь, честный; правда, правдивый; ложь, лживый, лгать. Приведем упражнения, в которых использовались слова данной тематической группы. 1. Прочитайте слова. Мороз,   агроном,   шофёр,   доброта,   уважительный,   иней,   заботится,   комбайн,   ко­ рабль, честный, инженер, равнодушие, ухаживать, внимательный. Выполните по образцу. Явления природы: мороз,..., Профессии: агроном,..., Машины: комбайн,..., Человеческие отношения: доброта К   слову  доброта  подберите   однокоренные   слова.   Кого   называют  равнодушным человеком? Послушайте рассказ. Жила в селе бабушка Арина. Такая старая, что никто не помнил, сколько ей лет. У бабушки  два   соседа   —  оба   трактористы.  У   одного  дочь   Галя,   семиклассница,   а   у другого — дочь Нина, третьеклассница. Однажды спросила Нина у бабушки: Бабушка, когда Ваш день рождения? Завтра, детка. — ответила бабушка.  Дождалась Нина утра, нарвала цветов и несет бабушке. А Галя спрашивает: ­­­­­ Куда ты несешь цветы? — Бабушке Арине. Сегодня её день рождения. Засмеялась Галя и говорит: A  paзве   она   твоя   бабушка?   Почему   ты   чужую   бабушку   поздравляешь   с   днем рождения? Нину поразили слова Гали. Она спросила с удивлением: А разве может быть ничья бабушка?    (По В.А. Сухомлинскому.)  Что можно сказать о девочках? Запись в словарики. Равнодушный — безразличный, безучастный к людям, окружающему. 2.Прочитайте. На какие вопросы отвечают слова в каждом столбике? Что они обозначают? д . брота бл . годарность с . весть об . зательный вр . ждебный н .смешливый  п. з. Ботился       высм. ять      оск. рбить Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Послушайте рассказ. Что такое совесть? В   школьном   коридоре   во   время   перемены   ссорились   две   девочки.   И   одна   другой запальчиво выкрикнула: ((Бессовестная! Бессовестная!» Безрадостный — значит, нет радости, безнадежный нет надежды, а бессовестный — нет чего? А что такое совесть? Совесть — это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек совершил что­то неблаговидное, то совесть сурово и беспощадно наказывает его: человек вдруг понимает, что поступил нехорошо, .жалеет о содеянном, ругает сам себя, хочет забыть о поступке — и не мажет, и мучается от этого. Как вы считаете, всегда ли должна быть  у человека совесть? Каким вы считаете че­ ловека без совести? 3.Определите, какой частью речи является каждое слово. Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный,   бессердечность,   ненавидеть,   любить,   дружить,   равнодушие, уважение, тревожиться, добрый, честь, правда, сердечный, жестокий, гуманный. Напишите   слова   в   три   столбика:   имена  существительные,   имена   прилагательные, глаголы. Назовите положительные качества человека. 4. Найдите в пословицах близкие по  смыслу слова. Скупой глядит  — как бы другому не дать, а жадный глядит  — как бы у другого отнять. 2. Клевета и ложь — не одно и то ж. Ложь бывает и спроста, а клевета все­ гда с умыслом. Чему посвящены эти пословицы? Кого называют щедрым человеком, а кого — скупым? Как люди оценивают щедрость, а как — скупость? 5. Спишите, вставляя словосочетание добрый человек. Определите падежи. Не помнит зла  (кто?) ... . Худо тому месту, где нет  (кого?) .... Поклонись в пояс (кому?) ... .  Поминай добром  (кого?)... .  Хорошо иметь дело  (с кем?) ... .  Вспоминай чаще (о ком?) ... . 6. Подберите к каждому прилагательному  подходящее по смыслу имя существительное. Верный — ... , внимательная — ..., добрая — ..., жестокое — ..., равнодушный — ..., гостеприимная — ..., заботливое — .... нежная —..., ласковое — ... . Напишите словосочетания. Определите род имен существительных. 7. Запишите   имена   прилагательные  вместе   с   подходящими   именами   существи­ тельными. (Дружеский, дружный) класс; (жестокий, жёсткий) человек; (скрытный, скры­ тый) характер; (обидчивая, обидная) женщина; (радушное, равнодушное) угощение; (гуманная, гуманитарная) помощь. 8.Перепишите, подбирая к выделенным словам антонимы. При затруднении используйте «Школьный словарь антонимов» М.Р. Львова. Вежливый  ответ.  Правдивые  слова. Отнестись  с доверием. Насмехаться  над чело­ веком. Жестокий поступок. 9. Назовите синонимы и антонимы слова жестокий. И очень тяжело было на сердце, которое грызла беспощадная совесть. (А.Гайдар.) 2.   Она   казалась   недоброй.  (Ф.   Г   л   а   д   ко   в.)  3.   Терентьев   был   груб   в   обращении, недоброжелателен.  (И.Гончаров.)  4. Надо быть милосердным, папа!  (А.Чехов.)  5. Жестокосердный старик свирепо посмотрел на нас. 6. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет.  Пусть добрым будет ум у вас А сердце умным будет. (А. Маршак.) Что общего между данными прилагательными? Чем они различаются по смыслу? Жестокий, безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый. 10. Образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание не (пишется слитно). Сердечный — не... . Добрый — не... . Чуткий — не... . Отзывчивый— ... . Составьте предложения со словами первого столбика. Измените эти предложения, вводя в них слова из первого столбика. 11.Прочитайте пословицы. Объясните  их смысл. Выпишите глаголы 1­го спряжения в один столбик, глаголы 2­го спряжения — во второй.  Старая дружба и в огне не горит, и в воде не тонет. 2. Вдруг не станешь друг. 3. Друга за деньги не купишь. 4. Русский человек добро помнит. 5. Не одежда красит че­ ловека, а добрые дела. Друга узнаешь в опасности. 6. После драки кулаками не машут. Что   вы   знаете   о   настоящей   дружбе?   Составьте   рассказ   на   тему   «О   моем   друге (подруге). 12.   Спишите   прилагательные   в   сочетании  с   существительными.   Объясните   значение прилагательного в каждом конкретном случае. Образец: мягкий (хлеб, характер); мягкий хлеб (это какой?) свежий; мягкий характер (это какой?) покладистый, уступчивый, сговорчивый. Твёрдый (камень, характер). Тёплые (вечера, отношения). Чёрствый (батон, человек). Сухой (ветер, взгляд). 13. Как вы понимаете значение данных оборотов речи? Владеть собой; выдержать характер; много думать о себе; рука об руку; от всего сердца, от чистого сердца; принять близко к сердцу. 14. Перечислите качества людей, о которых рассказывают пословицы.   Моя хата с краю, я ничего не знаю. 2. В чужой лодке всегда больше рыбки. 2. Как собака на сене: сама не ест и другим не даёт. (Равнодушие, зависть, жадность). Отбирая содержание для творческих работ, необходимо активизировать формирование у младших школьников  положительного   отношения   к   товарищам,  членам   семьи,  старым людям, умение использовать в своих работах лексику человеческих отношений. С этой целью можно предложить детям следующие упражнения. 1. Сочинения на темы: «Моя любимая мамочка», «Мой самый любимый человек»,  «О моём друге», «Какие люди мне нравятся», «Тёплое слово и в мороз согреет», «У сильного всегда бессильный виноват», «Как можно позаботиться о близких людях» и т.д. 2. Прочитайте. Чем похожи эти произведения? Вежливый человек На   автобусной   остановке   собралось   много   народу.   Среди   них   был   старичок   с палочкой. Подошел автобус. Мальчик помог старичку войти в автобус и сесть. Внимательный человек Девочка пришла домой из школы. Она переоделась, вымыла руки и хотела обедать. Вдруг  она   заметила,   что   бабушка   лежит   в   постели.   Внучка   выключила   радио   и накормила бабушку, дала ей лекарство, а потом сама пошла обедать. Объясните значение слов вежливый и  внимательный. * * * ...Нарядная оживлённая .женщина в сопровождении высокого молодого человека входит в автобус. Увидев её, поднимается девочка: — Садитесь, пожалуйста! — Ну что ты ...спасибо...не надо... . — Садитесь, садитесь! Я всегда пожилым место уступаю! Оживление на лице  женщины гаснет. Почему смутилась женщина? Была ли девочка вежливой? Как бы вы поступили на ее месте? Напишите сочинение «Тактичный человек». 3. Творческий диктант. Сила не право Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала. Выбежал из дома старший брат Мити, Серёжа. Серёже показалось весело возить куклу  по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь. Митя побежал жаловаться отцу, а отец сидел у окна и всё видел. Что сказал Мите отец? (К.Д. Ушинский.)    Продолжите рассказ.         4. Творческий диктант. Посмеялись над бабушкой Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно. Мимо стадиона шла бабушка. Она плохо видела, шла медленно, ощупью проверяла дорогу палкой. Кто­то из ребят бросил мяч так, что он покатился бабушке под ноги, ударил по палке, и выбил  её из рук. Остановилась бабушка, растерялась, не  знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит бабушка её. Дети   смотрят   на   бабушку   и   смеются.   Никто   из   них   не   догадался   подойти   к бабушке, попросить прощения и помочь ей. Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому в голову не пришло, что в эту  (В.А. минуту  творится   большое   зло:   человек   издевается   над  человеком. Сухомлинский.) Как бы вы поступили на месте детей? Напишите об этом.    Итак, работа по обогащению словаря  учащихся с тяжелыми нарушениями речи лексикой человеческих отношений имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения  орфографических   ошибок   в   письменной   речи   детей,   потому   что   она развивает   у   школьников   разностороннее   внимание   к   слову,   ответственное   отношение   к нему,   формирует   у   младших   школьников   уважительное   и   заботливое   отношение   к старикам, близким людям, товарищам.

Статья "Виды работ по обогащению словарного запаса обучающихся с тяжелыми нарушениями речи"

Статья "Виды работ по обогащению словарного запаса обучающихся с тяжелыми нарушениями речи"

Статья "Виды работ по обогащению словарного запаса обучающихся с тяжелыми нарушениями речи"

Статья "Виды работ по обогащению словарного запаса обучающихся с тяжелыми нарушениями речи"

Статья "Виды работ по обогащению словарного запаса обучающихся с тяжелыми нарушениями речи"

Статья "Виды работ по обогащению словарного запаса обучающихся с тяжелыми нарушениями речи"

Статья "Виды работ по обогащению словарного запаса обучающихся с тяжелыми нарушениями речи"

Статья "Виды работ по обогащению словарного запаса обучающихся с тяжелыми нарушениями речи"

Статья "Виды работ по обогащению словарного запаса обучающихся с тяжелыми нарушениями речи"

Статья "Виды работ по обогащению словарного запаса обучающихся с тяжелыми нарушениями речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017