Воспитание активной гражданской позиции через систему работы классного руководителя
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
(Н.А. Некрасов)
Давным-давно существовал на земле город Добрых Мастеров. Много жило в нём умелых людей – каменщиков и кровельщиков, гончаров и столяров, портных и башмачников…
Даже обыкновенные подметальщики улиц были в этом городе Мастерами. Они так здорово вычищали улицы и дворы, что нельзя было не залюбоваться их работой. Но – самое главное – все эти Мастера были людьми добрыми и отзывчивыми, умеющими дружить, помогать друг другу. Так бывает, когда люди заняты своим делом, живут достойно и в достатке. И ещё они очень любили свой город, гордились им, с добрым сердцем приглашали к себе в гости таких же тружеников, как они сами. Они были поистине добрыми горожанами.
Но вот однажды на город напали чёрные рыцари, промышлявшие разбоем, налётами на города и селения. Их вожак – старый хромой воин – объявил себя правителем города Добрых Мастеров, потребовал в жёны самую красивую девушку, а жителей города сделал своими рабами. На сразу осознали горожане, какая беда приключилась с ними. Некоторое время они надеялись, что рыцари возьмут, что им нужно и уйдут. Но когда все горожане были объявлены рабами, в них проснулись граждане.
Вооружившись, кто чем мог, они дружно напали на захватчиков, перебили самых жестоких из них, а остальных выгнали из города.
То есть все они почувствовали себя гражданами.
- Что значит быть гражданином?
Гражданин – житель страны, который признаёт её законы, он любит свою страну, вместе с неё переживает её горе и радости, старается сделать её сильной и богатой. Званием гражданина России следует гордится.
- У каждого гражданина должна быть сформирована гражданская позиция.
На сегодняшний день не найдено единого подхода к определению понятия «гражданская позиция». Осознанное участие каждого в жизни общества, реальные действия, направленные на осуществление ценностей, - вот основа этого понятия. Гражданская позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественной, духовно-нравственной. Среди гражданских ценностей современного мира можно назвать следующие:
- патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье);
- гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране);
- активная жизненная позиция;
- нравственность;
- творчество (раскрытие способностей, креативность, самоопределение).
Формирование гражданской позиции у студентов приводит к развитию следующих понятий, взглядов, компетенций:
- понятия основных социальных ролей - дочери, сына;
- преемственность поколений, семейные традиции;
- любовь к Родине, гордость;
- гражданский долг;
- активность жизненной позиции;
- соблюдение правил и норм поведения;
- верность долгу;
- профессиональное самоопределение и польза обществу;
- призвание и успех в жизни;
- роль коллектива;
- уважение других людей;
- сопереживание и участие;
- лидерская позиция и др .
То есть формирование гражданской позиции, а точнее активной гражданской позиции, начинается с целостного восприятия человеком мира и себя в нем.
Активная гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, сознательные реальные действия, направленные на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Под активностью подразумевается готовность к практическому действию. Если коротко сформулировать, что такое активная гражданская позиция, то можно выразить это следующим девизом: «Действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее этого мира зависит от действий каждого из нас». Задача каждого педагога. Классного руководителя сформировать у студентов активную гражданскую позицию.
Формальное образование затрагивает каждую гражданскую ценность, подаётся общепризнанными методами, знакомыми всем. Традиционный урок, классный час - форма работы с учащимися.
Однако сформировать гражданскую позицию без организации воспитательной работы не представляется возможным. Необходимость формирования гражданской позиции, а, следовательно, и социальной активности личности, предполагает формирование гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы, ответственности за собственный выбор и деятельность. Это требует от гражданина наличия таких специфических морально-нравственных качеств, как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность. Это возможно через неформальное образование (дополнительное)
Неформальное образование требует особого изучения, интерес к нему вызван новаторским характером методов обучения, практическим и насущным целям. Перед нами образовательный процесс, который организован для получения знаний определённой группы людей. Неформальное образование является разносторонним стимулированием самообразования, самовоспитания и саморазвития человека. Основными признаками неформального образования можно назвать добровольность, доступность, взаимодополнение, приоритет активной деятельности, опора на опыт, стремление к удовлетворению запросов обучающихся. Посещение музеев, театров, кинотеатров, экскурсионные поездки - вот неполный перечень работы с учащимися.
Дополнительное образование детей ориентировано на их свободный выбор какой-либо области знаний и умений, на формирование собственных представлений о мире обучающимися, на развитие познавательных мотиваций и способностей. Более эффективно решаются проблемы духовно-нравственного, интеллектуального и физического воспитания. При дополнительном образовании ребята приглашаются к участию в массовых мероприятиях, концертах, праздниках, соревнованиях, защите проектов, демонстрации результатов освоения программ.
Конечно, каждый педагог и классный руководитель использует в своей работе индивидуальные образовательные стратегии, посещение музеев, выходы в театр, спортивные мероприятия, работу с учреждениями культуры. Всё это помогает сформировать активную гражданскую позицию.
В чём же заключается моя система работы как классного руководителя по становлению активной гражданской позиции?
Выбор направления воспитательной работы в группе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношений. Среди направлений воспитательной работы могут быть следующие разделы: труд; культура и личность; я - гражданин; безопасное поведение, здоровье и другие.
Как руководитель клуба «Истоки», я вовлекаю своих студентов в участие работы данного клуба.
Цели:
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию студентов;
- воспитывать уважение к заслугам перед Родиной старшего поколения, чувство гордости за нашу страну;
- формировать интерес и уважение к истории Отечества, гордости за свой народ, воспитывать любовь к Родине, неприятие войны;
Задачи:
- воспитывать у подрастающего поколения чувство Родины, патриотизма через исследование истории семьи, ее причастности к военному времени;
- развивать речь, творческие способности студентов, личную ответственность за выполнение коллективной работы;
- выявлять и развивать индивидуальные творческие способности одаренных детей;
- совершенствовать коммуникативные навыки студентов (инициативу, активность, умение работать в группе), способность презентовать подготовленный материал.
Направления клуба:
- Историко – патриотическое воспитание
- Литературное творчество
Наши ключевые дела:
- реферативное творчество и исследовательская работа на историческую и литературную тематику;
- выпуск тематических газет;
- посещение музеев города;
- проведение пресс – конференций; конкурсов;
- военно – исторические и литературные викторины;
- встречи с интересными людьми,
- издание газеты Юность»
- встречи в клубе ветеранов с участниками Великой Отечественной войны
- встречи с воинами-афганцами, областной организацией «Боевое братство»
- конкурсы чтецов стихов собственного сочинения и различных авторов
- литературное творчество
- участие в городских исторических играх и т.д.
С группой ТК-41 было проще-они очень активно принимали участие во всех внутриколледжских, городских и областных конкурсах. Активная гражданская позиция в данной группе, на мой взгляд, сформирована. Этому способствовали совместные дела, хотя и в рамках клуба – посещение театров, музеев – например, музей боевой славы, музей Грина и М.Е. С.- Щедрина, краеведческий музей и т.д. ; встречи с интересными людьми – ежегодные встречи с воинами-афганцами; участие в конкурсах: ежегодном конкурсе чтецов и презентаций «Истории Отечества сыны» с приглашением представителей «Боевого братства», также ежегодном конкурсе авторских стихотворений и эссе «Милая моя мама!», в конкурсе «Добровольцы вперёд», организованном партией коммунистов – проходил в течение всего года, где мы выполняли со студентами различные конкурсы (волонтёрство, месяц добрых дел, писали творческие и исследовательские работы, создавали видео и т.д – большее участие, правда приняли студенты Ю-21), по окончании которого мы приняли участие ещё и в последнем этапе - «Товарищ песня», где наш колледж представили студенты ТК-21-получили диплом, участие в конкурсе чтецов «Баллада о солдате», который проходил в библиотеке им. Грина; чествование ветеранов, возложение цветов к памятнику в День Победы,. ежегодное посещение военной части с концертом, выступление студентов в городском Клубе ветеранов . посвящённое празднованию Дня Победы; участие в различных конференциях и форумах. Издание газеты «Юность», участие в исследовательских работах, например, «Судьба моей семьи в годы ВОв», «Памятники Великой Отечественной войны г. Кирова»; участие в ежегодных акциях: - «Дари добро детям», в рамках которого собираем игрушки, покупаем канцелярские принадлежности и т.д. и относим в детский дом. В том году мы приняли участи вместе с группой ТК-21.
. С группой ТВ-12 всё сложнее. Очень много времени тратится на сформирование в данной группе чувства коллективизма, взаимопомощи, нравственных ценностей. Для этого проводятся классные часы, беседы с представителями разных ведомственных структур МВД, волонтёров (беседа о наркотиках – Лихачёв М., группа Ю-21) Группа активно старается участвовать как внутриколледжских, так и в спортивных мероприятиях. В рамках клуба, в который вовлечены почти все студенты группы, были проведены различные мероприятия, как раз способствующие формированию активной гражданской позиции:
- посещение Клуба ветеранов (2 раза) – одной из тем была тема «Холокост в Восточной Украине»(Катастрофа — понятия, широко используемые для характеристики трагедии, когда в результате нацистскойполитики геноцида в годы Второй мировой войны были уничтожены миллионы евреев), сначала была проведена беседа, затем показан небольшой фильм, составленный нашим ветераном, когда-то работающим на телевидении в г. Кирове – это было в октябре; второй раз слушали о поэтах Великой Отечественной войны, в том числе и вятских(ветераны не только читали стихи, но и пели песни на слова этих поэтов) – эту литературно-музыкальную композицию посетили 19.12.16. Нами было дано ответное слово: выступили с небольшим концертом);
- посещение кинотеатра, просмотр фильма «28 панфиловцев» - воспитывает в детях чувство патриотизма, выносливости, гуманизма;
- приняли участие в конкурсе авторских стихотворений и эссе «Милая моя мама!»»
-сейчас готовимся принять участие в конкурсе АРТ-ПРОФИ – пишем сочинения и авторские стихотворения о своей профессии- работы будут отправлены в январе;
- провели акцию совместно с группой Т-11 «Обменяй сигарету на конфету»;
- запланировано посещение воинской части и городского Дома ветеранов, которые посещаем в феврале, началась подготовка к концерту в воинской части, к конкурсам чтецов с приглашением «Боевого братства» и т.д.
Впереди у нас еще несколько активных, насыщенных групповыми событиями лет. Как классный руководитель я продолжу курировать индивидуальное личностное становление детей моей группы. При этом считаю, что главным средством, которым я могу корректировать гражданскую активность ребёнка, является моя собственная жизненная позиция. Готовность участвовать в конкурсах, акциях, фестивалях, вдохновлять студентов на подготовку и проведение различных мероприятий, совместная творческая деятельности и солидарность с родителями – лучший путь к тому, чтобы каждый ребенок группы приобрел действенный опыт гражданской активности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.