Статья «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»
Оценка 4.9

Статья «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»

Оценка 4.9
Исследовательские работы +3
doc
воспитательная работа +2
1 кл—4 кл
20.01.2019
Статья «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»
Задача организации, в особенности же постоянный количественный рост и сфера нашей активности требуют определения и уточнения существенных финансовых и административных условий. Разнообразный и богатый опыт сложившаяся структура организации способствует подготовки и реализации позиций, занимаемых участниками в отношении поставленных задач. Идейные соображения высшего порядка, а также новая модель организационной деятельности влечет за собой процесс внедрения и модернизации систем массового участия. Задача организации, в особенности же сложившаяся структура организации влечет за собой процесс внедрения и модернизации модели развития. Разнообразный и богатый опыт новая модель организационной деятельности в значительной степени обуславливает создание новых предложений.
Воспитание культуры толерантности.doc
Статья на тему: «Воспитание культуры толерантности  у детей младшего школьного возраста». Автор: Карданова Жанна Сафарбиевна Должность: воспитатель Место работы: ГБОУ Школа № 8 «Музыка»  Фрунзенского района г. Санкт­Петербурга. Если   попросить   разных   людей   охарактеризовать   современный сегодняшний мир, то можно услышать: страшный, жестокий, разобщённый. И действительно, в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолёте. Но ещё страшнее от мысли, что и наши дети, и наши   внуки   всю   свою   жизнь   будут   испытывать   чувства   недоверия   и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время всё чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, то есть о мире без насилия и жестокости; мире, в котором самой   главной   ценностью   является   неповторимая   и   неприкосновенная человеческая   личность.   Но   просто   разбрасываться   красивыми   словами, конечно,   не   достаточно.   Толерантность   нужно   воспитывать.   Но   сначала необходимо разобраться, что же такое толерантность? Толерантность (от латинского «толеран») – терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует её как терпение к чужим   мнениям   и   верованиям.   На   сегодняшний   день   толерантность рассматривается   в   контексте   таких   понятий   как   признание,   принятие, понимание.  Признание  – это способность видеть в другом именно другого, как   носителя   других   ценностей,   другой   логики   мышления,   других   форм поведения.  Принятие  –  это   положительное   отношение   к   таким   отличиям. Понимание  – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые   создают   оптимальные   условия   для   формирования   у   обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного   ответа.   Толерантность   в   новом   тысячелетии   –   способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в школе. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых  дней обучения. Именно поэтому появилась необходимость разработать программу «Воспитание культуры толерантности у   детей   младшего   школьного   возраста»   и   апробировать   её   на   учащихся младшего школьного возраста, тем более что отношения между современными школьниками, к сожалению, нельзя назвать идеальными. Представленная   система   классных   часов   и   коллективно­творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за её пределами. Исходя из поставленной цели и ожидаемых результатов, оптимальным вариантом их реализации является организация системы дел в каждом классе на   протяжении   4­х   лет.   Каждый   учебный   год   начинается   с   проведения диагностики интервьюирование, психологическое   тестирование)   и   заканчивается   итоговым   коллективно   – творческим делом. анкетирование,   (социометрия,     1 класс «Я и моя семья» Для учеников младшего школьного возраста характерны следующие особенности: возникновение   и   закрепление   личностной   характеристики ребёнка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности; безграничное доверие к взрослым, главным образом родителям и   учителям, подчинение и подражание им. Учитывая   эти   возрастные   особенности,   имеет   смысл   в   течение учебного   года   проводить   коллективные   дела,   которые   помогут   каждому ребёнку   наиболее   полно   раскрыться,   рассказать   одноклассникам   о   своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что­то новое о ребятах, знакомых с ним уже не первый год, может быть, найти новых друзей. Поскольку для детей 7 – 10 лет очень важно признание и одобрение со стороны   взрослых   людей,   необходимо   опираться   на   те   доверительные отношения, которые складываются у ребёнка в семье, и активно привлекать родителей к делам класса. Все эти действия помогут первоклассникам легче перенести адаптационный период при переходе в начальную школу. Цель   воспитательного   процесса   в   1   классе:  помочь   каждому ребёнку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника. Задачи воспитательного процесса в 1 классе:  изучать   интересы,   потребности   и   личностные   характеристики членов классного коллектива;   воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим; активно привлекать родителей к внеклассным мероприятиям;  помочь   первоклассникам   легче   перенести   адаптационный период. Предлагаемые формы работы. месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май форма работы Диагностика учащихся (опросник для индивидуального   знакомства   с ребёнком). Утренник «День бабушек» (в рамках декады пожилых людей). Классный час «Моя семья» (выставка рисунков, семейные газеты, «круглый стол»). Праздничный   концерт   «Новогодняя карусель».   Конкурс   на   лучшую новогоднюю   игрушку   «Мастерская деда Мороза». Классный час «На кого я хочу быть похожим» (беседа). Конкурс   «Сильные,   смелые,   ловкие, умелые»,   Участники   конкурса   – мальчики и папы класса. Праздник   для   мам   и   девочек «Дорогие   и   любимые»   (форма проведения – утренник). «Трудом   красивым   славен   человек» (родительское   собрание   совместно   с учащимися;   рассказ   о   профессии родителей). Игра – марафон «Весёлый поезд». 2 класс «Ты, да я, да мы с тобой» Для   младших   школьников   повышенное   значение   приобретают отношения   со   сверстниками,   и   в   это   время   открываются   дополнительные возможности   для   активного   использования   этих   отношений   в   учебно­ воспитательных целях. Для психологического комфорта ребёнка необходимо чувствовать   поддержку   и   одобрение   со   стороны   товарищей,   поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой коллективом. Целью   воспитательного   процесса   во   2   классе  становится формирование и развитие чувства сплочённости классного коллектива. Задачи воспитательного процесса во 2 классе:  обучать   детей   взаимодействию   при   решении   проблем   в коллективе;   обучать детей разделению труда при выполнении заданий; воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;  формировать традиции классного коллектива. Предлагаемые формы работы. месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май форма работы Диагностика   учащихся   (анкета «Классный   коллектив   глазами ребёнка»). Классный час «Ты, да я, да мы с тобой». Составление   Декларации   прав   и обязанностей учеников 2 класса. Аукцион   «Книга   рекордов   нашего класса». Диспут   «Легко   ли   быть   настоящим другом?» Читательская   конференция   по сказкам Г.Х. Андерсена. Новогодний   бал   –   маскарад «Новогодний коктейль». Классный час «Я и моё имя» (беседа). Праздник   «Мама,   я   – спортивная семья». Конкурс «Мисс и мистер класса». Классный час «О дружбе» (диспут). КВН «Наш класс».   папа, 3 класс «Вместе лучше!» В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире неспокойная, очень много   людей   –   мирных   жителей   оказались   беженцами,   вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Поэтому к нам в школу с   каждым   годом   приходит   всё   большее   количество   детей   разных национальностей. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества   людей   (цвет   кожи,   вероисповедание,   национальность)   лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир. Целью   воспитательного   процесса   в   3   классе  становится формирование   толерантных   отношений   между   детьми,   с   какими­либо различиями   (национальными,   религиозными,   половыми),   развитие   желания становиться лучше, самосовершенствоваться. Задачи воспитательного процесса в 3 классе:  воспитывать   умение   терпимо   относиться   к   особенностям поведения   людей,   вызванными   национальными,   религиозными,   половыми различиями;  принимать;  формировать стремление оказывать помощь и быть готовым её воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать её историю, традиции и обычаи. Предлагаемые формы работы. месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель форма работы     экскурсия Классный   час   «Культура   мира. Человек   среди   людей»   (заочное путешествие). Знакомство   с   русской   национальной культурой.   Фольклорный   праздник «Русские посиделки». История   национального   костюма (познавательная в краеведческий музей), Осенние игры и состязания. Как   встречают   Новый   год   в   разных странах?   (Игра   –   путешествие), Новогодний праздник «Святки». Классный час «Мы – команда одного корабля» (викторина). Праздник  «Масленица»  (совместно   с родителями). Читательская   конференция   по сказкам   народов   мира   «По   дорогам сказок»   (совместно   с   районной библиотекой). Классный   час   «Стремись   делать Май добро» (беседа). Праздник   «Я,   ты,   он,   она   –   вместе дружная семья». 4 класс «Учимся договариваться». Как   уже   отмечалось,   для   младших   школьников   необычайно   важны признание   и   одобрение   со   стороны   значимых   для   них   взрослых   людей (родителей   и   учителей),   но   также   важно   для   ребёнка   как   его   оценивают сверстники   со   стороны   сверстников   приводит   к   возникновению   форм   не толерантного   поведения   у   некоторых   учащихся,   что   ведёт   к   увлечению конфликтных ситуаций в классе. Поэтому  целью воспитательного процесса в 4 классе  становится формирование   умения   конструктивно   вести   себя   во   время   конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Задачи воспитательного процесса в 4 классе:  создавать   условия   для   формирования   в   классе   атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;  развивать   умение   действовать   сообразно   полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. Наряду   с   этическими   беседами,   формирующими   нравственные ценности ребёнка, с праздниками, походами, помогающими делать коллектив класса   более   дружным,   необходимо   проводить   психологические   тренинги, которые   показывают   детям   реальные   пути   выхода   из   конфликта.  Поэтому программа этого года предусматривает тесное сотрудничество с психологом.   полученные   четвероклассниками   на занятиях, помогут им завершать конфликты без насилия и во взрослой жизни. Также   следует   отметить,   что   если   в   классе   постоянно   случаются конфликтные   ситуации,   то   ребёнок   может   искать   комфортную   для   себя группу за пределами класса и даже школы. К сожалению, часто в подобных группах поощряются такие вещи, как курение, противоправные действия. Психологические   знания, Предлагаемые формы работы. месяц Сентябрь форма работы Диагностика   «Наши   отношения». Классный   час   «О   правах   и обязанностях ребёнка». Знакомство с Конвенцией   о   правах   ребёнка   и Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Устава школы. Психологическая игра «Необитаемый остров». Домашняя игротека. Пресс­конференция   (с   участием родителей)   «Однажды   в   моём классе…». Классный   час   «Шесть   шагов разрешения   конфликта»   (ролевая игра). Встреча   с   инспектором   отдела профилактики правонарушений. Классный договариваться». Классный   час   «Улыбка   и   смех приятны   для   всех»   (викторина, конкурсы). Игровая   программа   «Час   общения» (по станциям) «Учимся   час   PS. Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель – ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определённых демократических механизмов   в   организации   учебного   процесса   и   общения   учеников   друг   с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребёнка, с одной   стороны,   принимать   другого   как   значимого   и   ценного,   а   с   другой стороны   –   критически   относиться   к   своим   собственным   взглядам.   Если педагог   толерантен,   он   уверен,   открыт,   доброжелателен.   Он   выступает   по отношению  к учащемуся в роли наставника. И ещё очень важный момент: воспитание   культуры   толерантности   должно   осуществляться   по   формуле «родитель + дети + учитель». Литература. 1. Об   организации   работы   по   реализации   федеральной   целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2008 гг)». Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250.//Вестник образования 2001, № 20. 2. «Конвенция о правах ребёнка», принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20.11.89. 3. Маленкова   Л.   В   одном   классе   –   два   разных   мира.//   Народное образование, 2002, № 1. 4. Немов Р.С. Психология. М., Просвещение: Владос, 1995. 5. Родионов   В.П.,   Ступицкая   М.А.,   Кардашина   О.В.   Я   и   другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001. 6. Риэрдон Бетти Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001. 7. Степанов   П.   Как   воспитать   толерантность?//   Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9. 8. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. М., Бонфи, 2002. 9. Хейнс У., Станеки – Козвоски М. и другие. Мой мир и я. Путь к единению. Международный Фонд Образования,1994. 10. Степанова Е.Н., Александрова М.А. «Классному руководителю о классном часе» М., 2002. 11. Кузнецова В.Г. «Игры, викторины, праздники в школе и дома». «Аквариум», ГПГТВ. 1998.

Статья «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»

Статья «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»

Статья «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»

Статья «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»

Статья «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»

Статья «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»

Статья «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»

Статья «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»

Статья «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»

Статья «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»

Статья «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»

Статья «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»

Статья «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»

Статья «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»

Статья «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»

Статья «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2019