В статье рассматривается опыт сотрудничества с музыкальными организациями города Саратова, создание тематических программ для школьников и дошкольников. Анализ проведенных концертов, отзыва детей и родителей. Все это показывает необходимость непрерывности музыкального воспитания школьников, значение непосредственного общения детей и родителей с шедеврами музыкального искусства в концертном зале, залах художественного музея. Создание Филармонии школьников и детских абонементов.
живое общение с музыкой.docx
Е.Дворянчикова,
учитель музыки МАОУ «Физикотехнического лицея №1» г.Саратова
«Под воздействием музыки пробуждаются до сих пор
дремавшие силы души...»
Д.Д.Шостакович
Живое общение с музыкой.
Музыкальное искусство не может существовать без слушателей. В наши дни
техника дает удивительные возможности выбора музыкальной информации:
компактдиски и кассеты, видеозаписи, в том числе и для для компьютерного
воспроизведения. Но все это имеет как положительные, так и отрицательные
стороны. Дети сегодня «потребляют» много «законсервированного»
искусства, к сожалению, не всегда высокого качества, в концертных залах не
так часто встретишь наших школьников. А ведь именно на концерте, где
происходит общение с «живым» звуком, высоким музыкальным искусством,
объединяются и эмоционально обогащаются души детей.
Г.Уэллс писал, имея в виду XX век, что человеческое общество стоит перед
выбором: воспитание или катастрофа. И мы уже на этой грани, так как эфир
заполняет музыка, весьма далекая от высоких художественноэстетических
идеалов. Серьезная классическая музыка уходит из музыкального быта, и
поэтому школа должна восстанавливать интерес ребят к высокой музыке и
искусству. Учитель музыки и МХК не может и не должен свое общение с
детьми ограничивать только работой на уроке. И начинать надо с учеников
начальных классов.
Задача эта нелегка. Для того чтобы воспитывать музыкальную аудиторию,
прививать ей эстетический вкус, способность эмоционально воспринимать
музыку, необходим тесный союз учителей, родителей и профессиональных
музыкантов, их общая заинтересованность в этом процессе.
Саратов — город музыкальный: музыкальные школы и студии, музыкальное
училище и консерватория им. Л.В.Собинова готовят не только музыкантов
исполнителей, но и слушательскую аудиторию. Все это позволяет найти
1 множество возможностей для совместной работы учителей и музыкальных
коллективов в деле воспитания детской аудитории слушателей, которая
сможет продолжить музыкальные традиции нашего города.
Сложилась интересная система работы преподавателей и студентов
консерватории в деле музыкального просвещения школьников. Эту работу
долгое время организовывала Т.И. Кан, особенно интересной была система
проведения лекций концертов в зале художественного музея им. А.Н.
Радищева для учеников ЛПН.
Ежегодные благотворительные проекты «Орган в подарок детям» в
Октябрьском зале Консерватории для обучающихся общеобразовательных
школ.
В нашем городе есть опыт работы, которую на протяжении уже 30 лет
проводят учителя музыки совместно с музыкантами Академического
симфонического оркестра саратовской филармонии. Эта форма работы
заключительный урокконцерт в зале филармонии была организована
дирижером оркестра В. Игнатьевым, затем эту традицию продолжали
руководители оркестра и филармонии. Даже в те годы, когда было закрыто на
реконструкцию здание филармонии, эти концерты проводились во Дворце
культуры «Мир» и зале СГЭУ.
Сегодня сложилась система проведения тематических уроковконцертов для
учеников 12х и 34х классов. В это программе принимают активное участие
учителя начальных классов и учителя музыки Гимназий №3 и 31, Лицея №37,
татарской гимназии, гимназии №2. Для учеников проводятся 3 концерта в год.
Тематика концертов составляется согласно программе «Музыка». Открытие
филармонического зала расширило возможности этих концертов, наличие
интерактивного экрана и зал, который вмещает 400 учеников, для которых
общение с музыкой становится настоящим праздником. Ребята не только
внимательно слушают оркестровую музыку, но и активно участвуют в беседе,
а также исполняют песни в сопровождении симфонического оркестра.
Большая просветительская работа падает на плечи малых коллективов
филармонии. Концерты «Триосоната» проходят часто в залах Радищевского
музея (Программа «Путешествие вокруг Европы», «Музыка барокко»).
Мобильные коллективы: ансамбль «Парафраз» (программы «Танцы народов
мира» и «Памяти С.Есенина), ансамбль народной песни «Балаган»
2 ( программа «Играй, Масленица»). В феврале 2015 года совместно с
работниками Радищевского музея прошел концерт русской духовной музыки
(ансамбль «Балаган») и экскурсия «Ярославская школа иконописи». Этот
проект был познавательным и очень понравился преподавателям и лицеистам
ФТЛ.
Второй год для детей 46 лет и их родителей работает абонемент
«Музыкальная карусель», в который включены тематические концерты малых
коллективов филармонии ансамбля народных инструментов «Парафраз» и
ансамбля старинной музыки «Триосоната». Программы «Мультпрогулка»,
«Времена года», «Путешествие в сказку», «Танцуют дети всей Земли», а
также концертзнакомство с симфоническим оркестром – это воскресный
концерты, которые пользуются большим вниманием как детей, так и их
родителей.
Конечно же, многое зависит от педагогов и родителей, которые настраивают
детей и приводят их в концертный зал. И всем нам радостно видеть
преображение детских лиц и душ. Огромное значение в музыкальном
воспитании имеет последействие — беседа родителей и учителей с ребятами
после концерта, рисунки и сочинения детей, отражающие их впечатления от
концерта. Эмоциональное объединение разновозрастных слушателей на
концерте готовит школьников к самостоятельному посещению концертов в
будущем.
3
Статья "Живое общение с музыкой"
Статья "Живое общение с музыкой"
Статья "Живое общение с музыкой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.